Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административно-правовой статус милиции 2 страница




б) постановления Правительства Российской Федерации: от 14 августа 1992 г. № 589 «Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации», от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», от 17 июля 1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», от 14 октября 1996 г. № 1190 «Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола», от 21 июля 1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», от 15 декабря 1999 г. № 1396 «Об утверждении правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений», от 7 декабря 2000 г. № 925 «О подразделениях криминальной милиции», от 7 декабря 2000 г. № 926 «О подразделениях милиции общественной безопасности», от 2 августа 2005 г. № 483 «Об уполномоченном органе, осуществляющем формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц», от 7 февраля 2006 г. № 76 «Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статьи 228, 228 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации», от 26 июня 2008 г. № 475 «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и Правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством» и многие другие;

в) приказы, положения, наставления, инструкции, правила, уставы и иные нормативные правовые акты МВД России: приказ МВД России от 12 апреля 1999 г. № 288 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814», утвердивший Инструкцию по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, приказ МВД России от 20 апреля 1999 г. № 297 «Об утверждении Наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», приказ МВД России и Минздрава России от 31 декабря 1999 г. № 1115/475 «Об утверждении Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел», приказ МВД России от 16 сентября 2002 г. № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции», утвердивший Инструкцию по организации деятельности участковых уполномоченных милиции, приказ МВД России от 27 января 2003 г. № 59 «О порядке регистрации транспортных средств», утвердивший Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, приказ МВД России от 21 июня 2003 г. № 438 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления привода», приказ МВД России от 17 августа 2004 г. № 510 «Об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы по принятию решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации», приказ МВД России от 2 июня 2005 г. № 444 «О полномочиях должностных лиц МВД России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию», приказ МВД России от 22 сентября 2006 г. № 750 «Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России», приказ МВД России от 24 января 2008 г. № 61 «О мерах по повышению эффективности деятельности МВД России по исполнению вступивших в законную силу решений Европейского Суда по правам человека» и др.;

г) акты (постановления, заключения и определения) Конституционного Суда Российской Федерации: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 1998 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности положений частей первой и третьей статьи 8 Федерального закона от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в связи с жалобой гражданина А. Я. Аванова», постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12, и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. №713»;

д) акты (постановления, решения, определения) Верховного Суда Российской Федерации: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 1998 г. № 9 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами», решение Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2000 г. № ГКПИ 00-1195 «О признании частично недействительным (незаконным) Приказа МВД России от 14 декабря 1999 г. № 1038», решение Верховного Суда Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. № ГКПИ 2000-1287 «О признании незаконным и не подлежащим применению пункта 3.1 Инструкции, Утвержденной Приказом МВД России от 5 мая 1993 г. № 210», решение Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2002 г. № ГКПИ 2001-1592 «О признании частично незаконным и не подлежащим применению пункта 2.11.2 Инструкции, утвержденной приказом МВД России от 2 октября 1995 г. № 370» и др.

Часть 1 ст. 4 Закона РФ «О милиции» совершенно закономерно включила в правовую основу деятельности милиции международные договоры Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ч. 4 ст. 15) международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В настоящее время те или иные вопросы, входящие в компетенцию МВД России, регулируются более 600 двусторонними и многосторонними договорами различного действия - межгосударственными, межправительственными, межведомственными.

В числе наиболее важных, с точки зрения правового регулирования деятельности милиции, международных договоров Российской Федерации следует назвать Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый резолюцией 2200А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г., Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Европейскую конвенцию о выдаче от 13 декабря 1957 г., Европейскую конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г., Конвенцию Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г., Конвенцию Содружества Независимых Государств о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. и др.

В настоящее время по линии МВД России действует 73 соглашения межведомственного характера с партнерами более чем из 40 зарубежных стран. Такие соглашения (договоры) рамочного характера о сотрудничестве заключены с соответствующими структурами всех стран - членов СНГ, а также Финляндии, Швеции, США, Венгрии, Египта, Великобритании, Израиля, ФРГ, Испании и ряда других государств.

Статья 4 Закона РФ «О милиции» обязывает милицию руководствоваться конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий.

Примерами рассматриваемой категории нормативных актов могут служить, в частности, Закон Омской области от 8 октября 2001 г. «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Омской области», Закон Омской области от 24 июля 2006 г. «Кодекс Омской области об административных правонарушениях» и др.

Часть 2 ст. 4 Закона РФ «О милиции» устанавливает, что законы и иные правовые акты Союза ССР, которыми руководствуется в своей деятельности российская милиция, действуют на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К такому законодательству относятся, во-первых, Конституция Российской Федерации (раздел второй), которая предусматривает, что законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до ее вступления в силу, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации, а во-вторых, постановление Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», устанавливающее в дополнение к этому, что нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей законодательству РСФСР и указанному Соглашению.

К законам и иным правовым актам Союза ССР, которыми руководствуется в своей деятельности российская милиция, относятся: постановление Президиума Верховного Совета СССР от 30 сентября 1985 г. № 3320-XI «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством», приказ МВД СССР от 30 мая 1985 г. № 106 «Об утверждении Положения о медицинском вытрезвителе при горрайоргане внутренних дел и Инструкции по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинский вытрезвитель» и др.

Основные направления деятельности милиции. Традиционно к основным направлениям деятельности милиции относятся: административная, оперативно-розыскная и уголовно-процессуальная.

Административная деятельность милиции. Административная деятельность милиции как самостоятельное направление деятельности милиции есть по существу весьма условное и собирательное понятие, отличающееся разнородностью своего положительного содержания. Ее границы зависят лишь от того, насколько полно и четко успели обособиться другие основные функции милиции - оперативно-розыскная и уголовно-процессуальная.

Смысл термина «административная деятельность милиции» может быть раскрыт с помощью следующей характеристики: это та деятельность милиции, которая не является сыскной или процессуальной[65]. Однако такой подход к определению административной деятельности милиции основан не на «остаточном» принципе, а, скорее, на «материнском». Поскольку именно в рамках административной деятельности организуется осуществление оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности милиции.

Специфика административной деятельности милиции состоит, прежде всего, в том, что: а) эта деятельность осуществляется главным образом в соответствии с нормами административного и административно-процессуального права; б) ее целью является исполнение действующего административного и административно-процессуального законодательства по вопросам, отнесенным государством к компетенции милиции.

Важнейшими чертами административной деятельности милиции, как и органов внутренних дел в целом, являются: государственно-властный характер полномочий; организующий, исполнительно-распорядительный характер ее функций; подотчетность и подконтрольность в процессе ее осуществления соответствующим государственным органам; правоохранительная и предупредительно-профилактическая направленность.

Данная деятельность милиции, прежде всего, носит организующий и исполнительно-распорядительный характер. Ее осуществление обеспечивает, во-первых, реализацию гражданами и организациями их прав и законных интересов, затрагивающих сферу общественного порядка и общественной безопасности (например, реализацию права на хранение и ношение оружия, права на занятие частной детективной и охранной деятельностью, права на управление транспортным средством и др.); во-вторых, охрану прав и законных интересов физических и юридических лиц (к примеру, защита от посягательства на жизнь здоровье, честь и достоинство личности, охрана различных форм собственности и др.). Именно в этом и состоит сущность административной деятельности милиции.

Основное предназначение административной деятельности милиции: охрана общественного порядка; производство по делам об административных правонарушениях; административно-правовая профилактика правонарушений; охрана собственности на основе договоров; обеспечение безопасности дорожного движения; осуществление лицензионно-разрешительной работы; охрана, содержание и конвоирование подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и др.

Охрана общественного порядка как вид внешней административной деятельности милиции представляет собой осуществляемую в публичных (общественных), а при наличии сведений о возникшей угрозе общественной или личной безопасности граждан - ив иных местах деятельность по надзору за соблюдением действующего там законодательства и непосредственной защите жизни, здоровья, чести, достоинства человека, собственности, других прав и свобод физических и юридических лиц, интересов общества и государства от преступных, административно наказуемых посягательств и общественно опасных событий.

Под публичными (общественными) местами понимаются улицы, стадионы, скверы, парки, площади, транспортные магистрали, транспортные средства общего пользования, жилые микрорайоны и иные места, свободные для доступа неопределенного круга лиц.

Основным средством охраны общественного порядка является патрульно-постовая служба милиции общественной безопасности (ППСМ). Главная особенность ППСМ состоит в том, что, в отличие от других служб, реализующих ограниченный круг специальных функций, она участвует в решении практически всех задач, возложенных на милицию. По объему своих функций и количеству личного состава ППСМ является универсальной и самой многочисленной службой милиции и органов внутренних дел в целом.

В соответствии с Уставом патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности, утвержденным приказом МВД России от 29 января 2008 г. № 80, основными задачами ППСМ являются обеспечение правопорядка на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах; обеспечение безопасности личности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на постах и маршрутах патрулирования; выявление на постах, маршрутах и задержание лиц, совершивших преступления и скрывающихся от следствия и суда; оказание содействия подразделениям криминальной милиции в исполнении возложенных на нее обязанностей.

В процессе повседневной деятельности сотрудники милиции на своих постах и маршрутах патрулирования осуществляют административный надзор за точным и неуклонным соблюдением гражданами и должностными лицами требований нормативных актов.

Кроме обычных строевых подразделений ППС милиции в республиканских, краевых, областных центрах и в крупных городах с неблагоприятной оперативной обстановкой, при численности населения свыше 200 тыс. человек, а также на транспортных узлах создаются отряды милиции особого назначения (ОМОН).

Функции по обеспечению общественного порядка выполняют также строевые подразделения милиции вневедомственной охраны, дорожно-патрульной службы ГИБДД, экипажи медицинских вытрезвителей и специальных учреждений милиции, участковые уполномоченные милиции и др.

Производство по делам об административных правонарушениях - это регламентированная административно-процессуальными нормами деятельность милиции, ее компетентных должностных лиц по всестороннему, полному и своевременному выяснению обстоятельств каждого дела об административном правонарушении, отнесенного к подведомственности милиции, разрешению его в соответствии с законом, обеспечению исполнения вынесенного постановления, а также выявлению причин и условий, способствовавших совершению данного правонарушения.

Производство по делам об административных правонарушениях регламентировано КоАП РФ.

КоАП РФ наделяет административно-юрисдикционными полномочиями 89 субъектов (ст. 28.3 КоАП РФ). В сравнении с ними милиция обладает самыми широкими полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях и рассмотрению дел об административных правонарушениях.

В общей сложности должностные лица милиции вправе составлять протоколы более чем по 220 статьям КоАП РФ. К полномочиям милиции зачастую относится также составление протоколов по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена законодательством субъектов Российской Федерации. Достаточно объемна компетенция милиции по непосредственному рассмотрению дел об административных правонарушениях. К ее подведомственности КоАП РФ (ст. 23.3) относит более 70 видов административных правонарушений, совершаемых гражданами, должностными лицами и юридическими лицами.

Административно-правовая профилактика правонарушений. Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений является одной из задач, возложенных на милицию законом. К числу обязанностей милиции закон относит предотвращение и пресечение преступлений и административных правонарушений, выявление обстоятельств, способствующих их совершению, и принятие в пределах предоставленных прав мер к устранению данных обстоятельств.

Названные положения закона составляют общую правовую базу для осуществления милицией в целом профилактики правонарушений, понимаемой как деятельность по выявлению обстоятельств, способствующих совершению правонарушений, лиц, склонных к их совершению, а также устранению таких обстоятельств и недопущению правонарушений со стороны указанных лиц.

Административно-правовая профилактика правонарушений отличается от других видов профилактической деятельности милиции (уголовно-процессуальной, оперативно-розыскной, уголовно-исполнительной) тем, что урегулирована она нормами административного права, протекает вне рамок уголовного процесса, может осуществляться всеми сотрудниками милиции (а не только какими-либо определенными их категориями), имеет гласный, открытый характер, в ряде случаев сопряжена с применением к профилактируемым лицам на основе закона известных внесудебных ограничений их прав и свобод.

С организационно-правовой стороны административно-профилактической деятельности милиции можно выделить несколько ее видов: пресечение нарушений антиалкогольного законодательства в общественных местах; исполнение постановлений об административном аресте; административно-правовая профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и др.

Охрана имущества на основе договоров. В соответствии с Законом РФ «О милиции» осуществление охраны имущества на основе договоров является обязанностью милиции. Основная роль в реализации данного направления деятельности отведена службе вневедомственной охраны при органах внутренних дел.

Вневедомственная охрана входит в систему органов внутренних дел, создается для организации охраны имущества физических и юридических лиц, оказания иных охранных услуг на договорной основе, функционирует в составе милиции общественной безопасности в качестве самостоятельного структурного звена, подчиняется руководителям органов внутренних дел и вышестоящего подразделения вневедомственной охраны.

Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. № 589, установило в числе основных задач вневедомственной охраны следующие:

- охрана имущества собственников на основе договоров;

- участие в разработке и реализации государственных мер по упорядочению и совершенствованию охраны материальных ценностей;

- проведение на территории Российской Федерации единой технической политики в области создания средств охранной сигнализации, их промышленного освоения, контроля за качеством, тактики их применения, внедрения и эксплуатационного обслуживания.

Кроме указанных основных задач вневедомственная охрана выполняет и общемилицейские задачи: обеспечивает общественный порядок на территории расположения охраняемого объекта. Эта дополнительная нагрузка в основном относится к милицейским подразделениям вневедомственной охраны. Нарядам милиции вневедомственной охраны вменяется в обязанность предупреждать и пресекать преступления и правонарушения в районе постов и маршрутов патрулирования. При выполнении указанных задач, их права, обязанности и тактика действий определяются Законом РФ «О милиции» и Уставом патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности.

Организация службы нарядов милиции вневедомственной охраны включается в единую дислокацию наравне с другими службами милиции, что позволяет оптимизировать плотность милицейских нарядов и расширяет возможности органов внутренних дел в борьбе с преступностью и охране общественного порядка.

Обеспечение безопасности дорожного движения. Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения» осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области дорожного движения определено как одно из основных направлений обеспечения безопасности движения водителей и пешеходов.

Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» рассматриваемая функция возложена на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекцию). Госавтоинспекция является органом государственного контроля и надзора и входит в состав милиции общественной безопасности.

Основной задачей Госавтоинспекции является обеспечение соблюдения юридическими лицами независимо от форм собственности, должностными лицами и гражданами законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов в сфере дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.

К числу основных направлений деятельности Госавтоинспекции по обеспечению безопасности дорожного движения относятся:

- осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения;

- прием экзаменов и выдача удостоверений на право управления автомототранспортными средствами;

- организация и проведение государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним;

- использовать по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц;

- использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств милиции, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе;

- создавать в установленном законодательством Российской Федерации порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения.

Оперативно-розыскную деятельность в милиции вправе осуществлять только специально уполномоченные подразделения и их должностные лица. Это подразделения уголовного розыска, по борьбе с организованной преступностью, по борьбе с экономическими преступлениями, по налоговым преступлениям и др.

Уголовно-процессуальная деятельность милиции. Милиция в составе органов внутренних дел в целом, а также ее составные части - криминальная милиция и милиция общественной безопасности - выполняют функции органа дознания. В связи с этим в соответствии со ст. ст. 20, 21, 140, 146, 151 УПК РФ она обязана в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления, осуществить уголовное преследование в целях установления события преступления, изобличения лиц, виновных в его совершении. Исключение составляют уголовные дела частного и частно-публичного обвинения (ст. 20 УПК РФ), а также уголовные дела, возбуждаемые по заявлению коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием (ст. 23 УПК РФ).

О возбуждении уголовного дела дознаватель выносит постановление. В нем должны быть указаны дата, время и место его вынесения, кем оно вынесено, повод и основание для возбуждения дела, пункт, часть, статья УК РФ, на основании которых возбуждается уголовное дело, отметка о дальнейшем его направлении.

Копия постановления следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору, который в случае признания постановления о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление. О принятом решении следователь и дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело (ст. 146 УПК РФ).

Одновременно с возбуждением уголовного дела милиция обязана в порядке, установленном ст. ст. 91-93, 184 УПК РФ, принять меры к задержанию лица, подозреваемого в совершении преступления, провести его личный обыск в целях обнаружения и изъятия предметов и документов, которые могут иметь значение для уголовного дела. Должны быть осуществлены также неотложные следственные действия по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего, осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы и др. После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела милиция направляет уголовное дело прокурору.

Милиция при выполнении функций органа дознания имеет право возбудить уголовное дело и произвести неотложные следственные действия по всем уголовным делам, за исключением указанных в п. п. 2-5 ч. 2 ст. 157 УПК РФ.

Сотрудник милиции, являясь дознавателем, уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение, а также осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Сотрудник милиции, проводивший по уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия, не может по данному делу осуществлять функции дознавателя (ч. ч. 2, 3 ст. 41 УПК РФ).

Производство дознания осуществляется по делам, производство предварительного следствия по которым не обязательно (ст. 223 УПК РФ).

При наличии признаков преступлений, по которым производство предварительного следствия обязательно (ст. 151 УПК РФ), орган дознания выносит постановление о возбуждении уголовного дела и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления: осмотр места происшествия, допросы свидетелей, освидетельствование, назначение судебной экспертизы, задержание, личный обыск задержанного и др.

По выполнении неотложных следственных действий орган дознания, не ожидая окончания 10-суточного срока, предусмотренного ст. 157 УПК РФ, направляет уголовное дело руководителю следственного органа.

После направления дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления дела, по которому лицо, совершившее преступление, не обнаружено, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для его установления, уведомляя следователя о результатах.

При производстве дознания орган дознания руководствуется правилами, установленными уголовно-процессуальным законодательством для предварительного следствия, за отдельными исключениями (гл. 32 УПК РФ). Дознание производится в течение 20 суток со дня возбуждения уголовного дела и до дня принятия решения о направлении уголовного дела прокурору. Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем на 30 суток (ч. 3 ст. 223 УПК РФ).

По делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно (ст. 150 УПК РФ), орган дознания возбуждает дело и принимает все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу.

По окончании дознания составляется обвинительный акт, который утверждается начальником органа дознания. Вместе с материалами уголовного дела он направляется прокурору. Прокурор рассматривает поступившее дело и в течение двух суток принимает одно из следующих решений: 1) об утверждении обвинительного акта и направлении уголовного дела в суд; 2) о возвращении уголовного дела для пересоставления обвинительного акта; 3) о прекращении уголовного дела по предусмотренным законом основаниям; 4) о направлении уголовного дела для производства предварительного следствия.

В составе милиции общественной безопасности для производства дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно, созданы специализированные подразделения дознания.

Обязанности и права милиции. Особенностью действующего Закона РФ «О милиции» является достаточно подробное закрепление в нем обязанностей милиции. Исходя из поставленных перед милицией задач, все обязанности, возложенные на нее, можно объединить в следующие группы: а) обеспечение безопасности личности; б) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; в) выявление и раскрытие преступлений; г) охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; д) защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; е) оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 629; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.264 сек.