КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оценка интенсивности конкуренции
Уровень интенсивности конкурентной среды является опреде-ляющим моментом в построении маркетинговой политики предпри-ятия, в выборе средств и методов ведения конкурентной борьбы. Ее оценка является необходимым элементом подготовки маркетинговых кампаний. Выделяют три агрегированных фактора, определяющих интен-сивность конкуренции: характер распределения рыночных долей ме-жду конкурентами, темпы роста рынка и его рентабельность. 1)Распределение рыночных долей между конкурентами и ин-тенсивность конкуренции. Для более полной оценки интенсивности конкуренции и распре-деления долей рынка между предприятиями необходимо обратиться к опыту ведения конкурентной борьбы. Из практики бизнеса известно, что существует некоторая крити-ческая пропорция долей двух независимых конкурентов, когда стремление к изменению данной пропорции затухает. Обычно эту пропорцию определяют как 2 к 1 и более. Отсутствие резкой разницы значений рыночных долей сущест-венно повышает активность предприятий в борьбе за конкурентные преимущества. Более слабые пытаются атаковать ближайших конку-рентов, незначительно превосходящих их по степени доминирования на рынке. В свою очередь, более мощные конкуренты стремятся ут-вердить свою позицию, что также требует определенных усилий и является причиной постоянных конфликтов даже по малозначитель-ным поводам. Наибольшая конкурентная активность наблюдается при при-мерном равенстве долей. В этом случае при равномощности рыноч-ных долей конкурентов, их стратегии часто идентичны, что является признаком неустойчивого, конфликтного состояния на рынке. Таким образом, при отсутствии явных лидеров и аутсайдеров, когда весь рынок рассматриваемого товара (товарной группы) представлен кон-курентами, владеющими равными долями рынка (при прочих равных условиях) – интенсивность конкуренции максимальна.
Оценку интенсивности конкуренции на заданном товарном рын-ке следует произвести с помощью измерения степени сходства ры-ночных долей конкурентов по формулам (1) и (2). Для этого студент
должен рассчитать обратный коэффициент вариации, равный отно-шению среднеквадратического отклонения долей к их среднеарифме-тическому значению, вычтенному из единицы. US =1−s(S) A, (1) или
n (Si − SA)2 US =1− × i =1 A, (2) где US – показатель интенсивности конкуренции на рассматри-ваемом товарном рынке, измеренный на основе оценки степени сход-ства долей конкурентов; (S) – среднее квадратичное отклонение рыночных долей конкурентов; SA – среднее арифметическое значение рыночной доли конкурента; Si – рыночная доля i –того конкурента, i = l..... n; n – количество предприятий (рассматриваемых конкурентов, конкурирующих товарных марок) на рассматриваемом товарном рынке. Чем выше коэффициент вариации, тем ниже обратный коэффи-циент вариации и тем самым ниже интенсивность конкуренции, и на-оборот. Для определения доли рынка различных конкурентов студенту необходимо использовать вторичную маркетинговую информацию, опубликованную в различных источниках. В случае невозможности обнаружения такой информации можно воспользоваться косвенными показателями. Проиллюстрируем это следующим примером. Предпо-ложим, с помощью опроса потребителей на целевом рынке установ-лены показатели известности конкурирующих марок товаров. Для этого потребителям задавался вопрос: «Какую марку данного вида товаров Вы первой можете вспомнить?». Доля потребителей в числе опрошенных, первыми назвавшими данную марку, является показа-телем известности этой товарной марки. С определенной степенью допущения показатели известности товарных марок возможно счи-тать эквивалентными долям рынка данных марок. Данные опроса от-ражены в табл. 4.
19
Таблица 4 Распределение долей известности товарной марки
Марки товара
Чай «Жасмин» Доли известности марки Число респондентов, Доля известности, выбравших марку %
8 18%
Доля известности, доли единицы 0,18
Чай «Бергамот» 11 Чай «Лесная ягода» 2 Чай «Смородино- 11 вый» Чай «Фруктовый» 13
Всего опрошено 45 24% 0,24 5% 0,05 24% 0,24
29% 0,29
100% 1
Расчет показателя интенсивности конкуренции ведется по доле известности марок, отраженной в последнем столбце таблицы. Определяем среднюю арифметическую долю: SA = 0,18+0,24+0,05+0,24+0,29 = 0,2
Теперь рассчитываем среднеквадратическое отклонение долей: s(S) = (0,18−0,2)2+(0,24−0,2)2+...+(0,29−0,2)2= 0,083
Тогда показатель конкуренции будет равен: US =1− 0,083 = 0,586
2)Темпы роста рынка и интенсивность конкуренции. Ускоренный рост рынка даже при равномощности конкурентов может устранять многие противоречия между предприятиями за счет их удовлетворенности темпами развития. Высокие темпы на быстро-развивающихся рынках обеспечиваются растущим спросом и увели-чивают рыночные доли предприятий не за счет конкурентов, а за счет увеличения количества потребителей или объемов (кратности) поку-пок уже существующими потребителями. В этой ситуации интенсив-ность конкуренции падает. В состоянии стагнации, застоя или ограниченного, медленного роста увеличение объема продаж предприятия происходит главным образом за счет переманивания потребителей у конкурентов и/или ухудшения позиции конкурентов. В этой ситуации активность конку-рентной борьбы значительно возрастает. Данный факт необходимо учитывать студенту в комплексной оценке интенсивности конкуренции. Главная сложность такого учета
заключается в неоднозначности определения граничных значений темпов роста, за пределами которых интенсивность конкуренции ми-нимальна (область значений темпов роста больших 100%) или при-ближается к максимуму (значения темпов роста меньших 100%). Практика бизнеса свидетельствует, что большинство ситуаций, опи-сывающих динамику рынков конкретных товаров, можно ограничить двумя предельными значениями абсолютных годовых темпов роста объемов реализации: 70% и 140%. В этом диапазоне рыночных си-туаций могут быть распределены значения показателя интенсивности конкуренции, учитывающего темпы роста объемов продаж на рас-сматриваемом рынке (формула 3).
U = 2− T , (3) где Ut – показатель интенсивности конкуренции, учитывающий темпы роста рынка; GT – годовой темп роста объема продаж на рас-сматриваемом товарном рынке без учета инфляционной составляю-щей, %. В случае, когда GT более 140% или менее 70%, Ut будет равен 0 или 1 соответственно. При значениях GT меньших 70% интенсивность конкуренции значительно ослабевает и чаще всего относится уже к недействую-щим рынкам, связанным с прекращением реализации товаров или со значительными экономическими потрясениями рынков. Предположим, что темп изменения продаж характеризуется данными, представленными в табл. 5. Таблица 5 Темп изменения продаж
Время, квартал 1й 2й 3й 4й Продажи, % 100 110 125 Инфляция, % -11 11 Продажи с учетом инфляции, % Прирост 100 - 97,9 0,98 111,25 1,14 124,6 1,12
Тогда средний прирост продаж составит 1,078 или 107,8% (что более 70% и менее 140%). Показатель интенсивности конкуренции Ut составит: Ut = 2−107,8 = 0,459
3)Рентабельность рынка и интенсивность конкуренции. Другим важным экономическим фактором, определяющим ин- тенсивность конкуренции является коэффициент рентабельности рас-сматриваемого рынка (R), определяемый отношением совокупной прибыли, полученной предприятиями на данном рынке (Pr), к обще-му объему продаж (Ex) (формула 4).
Pr Ex (4) Рынок с высокой рентабельностью характеризуется превышени-ем спроса над предложением. Это обстоятельство позволяет реализо-вывать цели, стоящие перед предприятиями, относительно бескон-фликтными приемами и методами, не затрагивающими интересы конкурентов. С уменьшением рентабельности рынка ситуация меня-ется на противоположную сторону. Рентабельность рынка показывает уровень активности конку-рентной среды предприятий и отражает степень их «свободы» в из-влечении прибыли. Чем рентабельность выше, тем меньше давление конкурентной среды и, следовательно, ниже интенсивность конку-ренции и, наоборот. Данный вывод может быть обобщен в виде фор-мулы (5). UR =1− R, (5) где UR – показатель интенсивности конкуренции, учитывающий уровень рентабельности рынка. Для ситуаций с более чем 100% рентабельностью UR стремится к 0, а в условиях убыточного бизнеса – к 1. Оценка показателя UR может иметь много форм, в частности, её можно производить с использованием средней торговой наценки, применяемой на данном рынке. При величине средней торговой на-ценки в 19,5% показатель UR составит UR =1−0,195= 0,805 Для удобства проведения сравнительного анализа интенсивно-сти конкуренции на различных рынках (сегментах рынка) и оценки их привлекательности (с точки зрения конкурентной активности) представляется полезным оперирование обобщенной характеристи-кой интенсивности конкуренции, которая дает возможность уточнить результаты анализа отдельных элементов конкурентной среды пред-приятия (формула 6).
22
U = 3 US × Ut × UR, (6) где U – обобщенный показатель интенсивности конкуренции, 0 < U < 1. Чем ближе U к единице, тем выше интенсивность конку-ренции. Используя приведенные примеры, обобщенный показатель U можно определить как: U = 30,586×0,459×0,805 = 0,6
Уровень конкуренции близок к среднему. Таким образом, студент, выполнив три этапа анализа интенсив-ности конкуренции в отрасли, получит общую оценку активности конкурентной среды предприятия.
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 2597; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |