Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрастной период




эпилепсия, слабоумие аномалии физического развития
раннее детство 0-3 года

1. пьяное зачатие

2. потребление алкоголя в течение первых 3-х месяцев беременности

аномалии психического развития

3. потребление алкоголя в период кормления грудью

дошкольный и младший школьный возраст 3-9 лет
алкогольное отравление организма формирование интереса к спиртному

1. педагогическая неграмот­ность родителей

2. семейные алкогольные традиции

подростковый и юношеский возраст 9-18 лет

1. неблагополучие семьи

формирование влечения к алкоголю

2. самоутверждение

формирование привычки к употреблению спиртных напитков

3. позитивная реклама в средствах массовой информации 4. незанятость свободного времени

выработка стереотипа алкогольного поведения

совершение противоправных действий в состоянии алкогольного опьянения

5. отсутствие знаний о последствиях алкоголизма

необдуманность совершения противоправных действий в состоянии алкогольного опьянения

6. психологические особен­ности личности

использование алкоголя в качестве допинга, устраняю­щего психологические проблемы

алкогольная зависимость

7. уход от проблем

ствует, что богиня Гера родила от опьяневшего Зевса хромого бога Гефеста.

Определенный интерес представляют произведения филосо­фов и врачей древности. Так, например, основоположник ан-

 

 

тичной медицины Гиппократ виновниками идиотизма, эпилеп­сии и других нервно-психических заболеваний считал родите­лей, употребляющих алкоголь в день зачатия. В Швейцарии в начале века были обследованы более 8 тысяч детей-идиотов, содержащихся в специальных домах-приютах. Оказалось, что все они зачаты родителями в период свадеб, карнавалов и дру­гих празднеств, сопровождающихся потреблением алкоголя.

Накопленные наукой данные показывают, насколько тяжелы последствия потребления спиртного беременной женщиной, так как при этом происходит непосредственный контакт развиваю­щегося плода с алкоголем. Снабжение плода всем необходимым, как известно, идет через плаценту, которая обладает к тому же и защитной функцией; однако способностью задерживать яды, в том числе и этиловый спирт, плацента не обладает. Алкоголь­ное отравление плода, особенно в первые три месяца, когда идет интенсивный процесс закладки внутренних органов и систем, приводит к различным аномалиям развития, иначе говоря к уродствам: недоразвитию или полному отсутствию рук и ног, сращению пальцев, незаращению твердого неба, дефектам раз­вития половых органов, уменьшению размера головы, уплоще­нию середины лица, короткому разрезу глазной щели и т. д.

Так как плод безза'щитен перед алкоголем, он не может пре­дотвратить проникновение алкоголя в головной мозг, в резуль­тате чего наблюдается его недоразвитие, водянка или мозговые грыжи. Такие дети если и не погибают в раннем возрасте, то на всю жизнь остаются умственно отсталыми.

Второй период — дошкольный и младший школьный воз­раст. В этот период наиболее существенными причинами явля­ются две — педагогическая неграмотность родителей, которая приводит к алкогольному отравлению организма, и семейные алкогольные традиции, приводящие к формированию интере­са к спиртному.

Педагогическая неграмотность родителей проявляется в су­ществующих предрассудках и заблуждениях о целебном дей­ствии алкоголя: алкоголь усиливает аппетит, излечивает мало­кровие, улучшает сон, облегчает прорезывание зубов. Среди родителей бытует представление, что употребление небольших доз спиртного в раннем детстве предотвращает возможность пристрастия к алкоголю в зрелом возрасте. Расплачиваются родители за свою неграмотность алкогольным отравлением де­тей, которое может даже привести к смертельному исходу.

Алкоголизации детей и подростков способствует алкогольное окружение, которое составляют пьющие ближайшие родствен-


ники, а также устойчивые алкогольные традиции, связанные обычно с торжественными, радостными или печальными собы­тиями. В укоренении алкогольной традиции роковую роль иг­рает воспитание детей в семьях в условиях систематического употребления спиртных напитков с угощением детей. Когда потребление алкоголя в семье не считается злом, приобщение детей к спиртному не вызывает беспокойства.

Восприятие и постепенное усвоение алкогольных обычаев начинается задолго до появления потребности в алкоголе. Об­следование детей старшей группы детских садов показало, что они в игре с достаточной точностью копируют внешние атрибу­ты взрослого застолья с имитацией чоканья бокалами, тостов, качающейся походки гостей. У младших школьников неосоз­нанно начинает формироваться представление об алкоголе, как об особом, обязательном спутнике торжеств и встреч, притяга­тельном символе взрослой жизни.

Биологическими исследованиями доказано, что сам алкого­лизм генетически не передается, передается только склонность к нему, вытекающая из особенностей характера, полученного от родителей. В развитии пьянства у детей решающую роль иг­рают дурные примеры родителей, обстановка пьянства в семье.

Третий период — подростковый и юношеский возраст. В ка­честве основных причин можно назвать следующие семь: небла­гополучие семьи; позитивная реклама в средствах массовой информации; незанятость свободного времени; отсутствие зна­ний о последствиях алкоголизма; уход от проблем; психологи­ческие особенности личности; самоутверждение. В этот период происходит формирование влечения к алкоголю, которое пере­растает в привычку, приводя в большинстве случаев к алкоголь­ной зависимости ребенка.

Алкоголь как показатель неблагополучия семьи. Нравствен­но-эмоциональная сторона семейных отношений — важнейшее условие нравственного развития детей. Характер этих отноше­ний выступает в качестве главного обстоятельства благополу­чия или неблагополучия семьи, от которого зависит успех или неуспех семейного воспитания.

Выделяют несколько типов семей, в которых ребенок начи­нает употреблять спиртные напитки чаще, чем в других семь­ях:

1) конфликтные семьи, когда отношения между членами се­мьи строятся по типу соперничества, изоляции, невротическо­го дополнения. В таких семьях искажается восприятие близ­ких. Члены семьи приписывают друг другу преимущественно


отрицательные качества и намерения. Чтобы добиться каких-либо уступок, дети начинают злоупотреблять спиртным.

Реакция протеста может быть направлена и на зло, и на доб­ро. Протест бывает активным или пассивным. При пассивном протесте, вследствие несправедливого отношения к ребенку со стороны родителей, он замыкается в себе. В случае активного протеста дети могут убегать из дома, воровать вещи, драться;

2) десоциализированные семьи, ведущие аморальный, а в большинстве случаев антисоциальный образ жизни, с низким материальным уровнем, санитарной запущенностью, неоргани­зованным бытом. Такая семья активно формирует у детей агрес­сивно-оборонительное отношение к внешнему миру, так как все время находится в постоянном конфликте с окружающим ее социумом. В таких семьях отсутствует контроль за ребенком.

У ребенка формируется потребность скрывать алкоголизм своей семьи, переживая внутри свою неполноценность. Эти дети становятся социально изолированными. Ребенок чувствует себя в опасности в своем доме, где должен был бы чувствовать себя более защищенным. Ребенок видит несоответствие между тем, что говорят и что делается в его семье. Так как в таких семьях очень часты ссоры, у ребенка формируется чувство вины и по­ниженная самооценка. Дети в алкогольных семьях могут стать жертвами сексуального оскорбления, домогательства или наси­лия, испытывая долгое время чувство стыда, ненависть, подав­ленность.

У детей и подростков в неблагополучных семьях, как прави­ло, не развита культура общения. Отсутствие душевной близо­сти с родителями и контактов со сверстниками из благополуч-ных семей, некоммуникабельность приводят к поиску уличной компании, часто неоднородной по возрасту, где подростки име­ют реальные возможности для самоутверждения и прежде все­го через приобщение к алкогольным традициям компании.

Алкоголь как средство самоутверждения. Одна из причин пьянства подростков — усиленные притязания на взрослость. Потребление алкоголя в подростковом и юношеском возрасте считается символом мужественности, состоятельности. Внут­ренняя духовная ограниченность, неумение проявить себя в школьном коллективе обусловливают частое употребление под­ростками алкоголя ради самоутверждения в уличной группе товарищей. Сама по себе потребность в самоутверждении в под­ростковом возрасте обычна и понятна. Все дело в средствах са­моутверждения. Отсутствие у пьющего подростка навыков по­лезной деятельности и интереса к ней приводит его к употреб-


лению спиртного как к форме самоутверждения, влекущей за собой пагубные последствия.

Алкоголь как реклама. Привлекательность для подростков спиртных напитков усугубляется популяризацией употребле­ния алкоголя в кино, телевизионных передачах, рекламных роликах и проспектах. Социологи США считают, что примеры пьющих телегероев, а в основном, они играют положительные роли, — наиболее действенная форма вовлечения подростков в пьянство. «.Польза» алкогольных напитков косвенно поддержи­вается некоторыми зарубежными и отечественными произведе­ниями литературы и кино, где поэтизируется состояние опья­нения. В них молодежи навязывается мысль, что в жизни взрос­лого человека пьяные застолья — дело обыденное и непредосу­дительное.

Алкоголь как времяпрепровождение. В связи с резким умень­шением числа внешкольных детских и юношеских учрежде­ний, падением престижа деятельности общественных органи­заций, завышенной платой за всевозможные дополнительные образовательные услуги (обучение музыке, танцам и т. д.) боль­шинство подростков испытывает избыток свободного времени. Объединенные в компании, не занятые полезной деятельностью подростки, как правило, начинают употреблять спиртные на­питки. Круг активной социальной жизни ограничивается про­блемами и интересами алкогольной компании, в которой иног­да можно встретить лиц, ранее судимых, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Новый член такого микроколлектива почти обречен на прохождение обязательной программы, начинающейся с хулиганских действий в состоя­нии опьянения, а заканчивающейся нередко и серьезными пра­вонарушениями.

Употребление спиртного становится патологически необхо­димым атрибутом времяпрепровождения, расширяется число поводов и мотивов пьянства. Употребление алкоголя станови­тся чуть ли не основным смыслом жизни.

Алкоголь как компенсация психических отклонений от нор­мы. Психологической предпосылкой развития алкоголизма у детей часто становятся отклонения от нормы психического здо­ровья или патологии, затрудняющие социальную адаптацию личности. Независимо от причин появления дефекта (врожден­ная аномалия, заболевание психики и т. д.) у ребенка наруша­ются гармоничные отношения с социумом, формируется не­адекватность самооценки. Алкоголь в таких случаях является компенсирующим фактором, позволяющим сгладить имеющу-


юся дезадаптацию личности ребенка, обеспечить его безболез­ненное вхождение в группу сверстников, преодолеть скован­ность и робость, повысить речевую активность, проявить скры­тые возможности.

В специальной литературе выделено 4 типа личности ребен­ка, наиболее предрасположенных к вовлечению в алкоголиза­цию: 1) дети с завышенной самооценкой, перенявшие у родите­лей убеждение в своей непогрешимости, находящиеся вне кри­тики; 2) дети с повышенным чувством жестокости и агрессив­ности; 3) дети, не приспособленные к жизни в силу повышен­ной опеки со стороны родителей; 4) дети, подверженные депрес­сиям и паранойе.

Алкоголь как иллюзорная реальность. Некоторые подростки употребляют спиртное, чтобы снять с себя напряжение, освобо­диться от неприятных переживаний. Напряженное, тревожное состояние реально может возникнуть в связи с отчужденным положением в семье или школьном коллективе. Складывается такой стереотип поведения, когда все жизненные проблемы решаются и порождаются употреблением спиртного.

В наиболее общем виде последствия алкоголя с точки зрения наносимого им вреда можно разделить на четыре группы:

—социально-экономические (преждевременное оставление учебы, резкое понижение производительности труда, увеличе­ние производственного и бытового травматизма, затраты на раз­личные противоалкогольные мероприятия и т. д.);

—социально-психологические (разрыв семейных, школь­ных, трудовых или иных социально-положительных связей, ду­ховное и нравственное крушение личности, ухудшение нрав­ственно-психологического климата микросреды и т. д.);

— криминальные (совершение преступлений, вовлечение в преступную деятельность других лиц, создание благоприятных ситуаций, способствующих криминализации и виктимизации, и т. д.);

— физические (наносится вред не только здоровью конкрет­ных людей, злоупотребляющих алкоголем, но и здоровью буду­щих поколений).

Уровни вовлеченности детей в употребление спиртных напитков

Опираясь на исследования ученых Научно-исследовательско­го института физиологии детей и подростков Российской ака­демии образования, которые провели обследование 1700 подро-


стков в разных регионах страны, можно выделить уровни вов­леченности старшеклассников в процесс алкоголизации. Таких уровней может быть выделено семь. Они приведены в таблице:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.