Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Генеральные планы




 

Земельный участок - неотъемлемая часть детского дошкольного учреждения. Участок предназначен для игр, занятий и отдыха детей, что способствует укреплению их здоровья, нормальному росту и развитию.

Участки детских дошкольных учреждений общего типа размещаются, как правило, на обособленных земельных территориях. Радиусы обслуживания следует принимать согласно табл. 5 СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" в городах - 300 м, в сельских населенных пунктах и малых городах при одно- и двухэтажной застройке - 500 м.

Участки специализированных дошкольных учреждений рекомендуется размещать в зеленой зоне селитебной территории или в пригородах. Радиус обслуживания их не нормируется, но рекомендуется, чтобы он не превышал 30-минутной транспортной доступности.

Выбор участка для строительства детского дошкольного учреждения должен производиться с учетом обеспечения необходимых санитарно-гигиенических требований, инсоляции и аэрации территории.

Для обеспечения условий инсоляции необходимо здание на участке размещать в пределах допустимых секторов ориентации согласно его градостроительной маневренности и выдерживать необходимую величину разрыва между дошкольным учреждением и затеняющим объектом, определяемую с помощью графика-диаграммы (рис. 9).

 

Рис. 9. График для определения величины разрыва между дошкольным учреждением и затеняющим объектом на равнине (ЦНИИЭП учебных зданий)

 

По условиям шумозащиты размещать дошкольные учреждения следует в местах, где уровень шума не превышает 45 дБА (глава СНиП II-12-77 "Защита от шума"), а для специализированных учреждений - 60 дБА.

Оптимальным для детских дошкольных учреждений является размещение их внутри квартала при обеспечении удобных подходов к зданиям со стороны прилегающих транспортных коммуникаций. Если конкретные градостроительные условия не позволяют осуществить это требование, необходимо обеспечить защиту детских дошкольных учреждений от транспортных и иных уличных шумов различными градостроительными средствами (экранами, выемками, кавальерами и т.д.), устройством звуко- и пылепоглощающего озеленения из густолистных древонасаждений, елей и иных пород деревьев с плотной кроной. При надлежащей плотности посадок ширина защитной полосы должна быть не менее 20 м, а расстояние между полосой озеленения и стенами здания должно быть не менее 10 м. Следует иметь в виду, что густолиственные деревья эффективны по звукозащитным свойствам в возрасте не менее 25 лет, а ели - в возрасте от 15 лет при круглогодичной зеленой кроне.

По условиям аэрации участки дошкольных учреждений во всех климатических районах, кроме IV, должны размещаться в зоне пониженных скоростей преобладающих ветровых потоков, в аэродинамической (ветровой) тени, образующейся за ветрозащитным зданием. Зоной аэродинамической тени считается территория за экранирующим объектом на расстоянии пяти его высот, где происходит снижение скорости ветра не менее чем в два раза. На территории со сложным рельефом рекомендуется строить здания блочной композиции, что дает возможность не только сохранить рельеф, но и интереснее и живописнее решить планировку участка при наименьших затратах на строительство и благоустройство. При этом рекомендуется размещать групповые площадки в пределах площади застройки здания: на крышах-террасах, под зданием, на элементах рельефа - земляных террасах, сохраняемых склонах (рис. 10).

Размеры земельных участков дошкольных учреждений общего типа, размещаемых в жилой застройке, рекомендуется принимать согласно прил. 7 (рекомендуемому) СНиП 2.07.01-89: "При вместимости яслей-садов, м2на одно место: до 100 мест - 40; свыше 100 мест - 35; в комплексе яслей-садов свыше 500 мест - 30. Размеры земельных участков могут быть уменьшены, %: на 30-40 - в климатических подрайонах IA, IБ, IГ, IД и IIА; на 25 - в условиях реконструкции; на 15 - при размещении на рельефе с уклоном более 20 %; на 10 - в поселениях-новостройках (за счет сокращения площади озеленения)".

Площадь земельных участков сельских детских дошкольных учреждений общего типа с увеличением мест на летний период следует принимать по максимальной вместимости учреждений.

 

 

а)

 

б)

 

 

Рис. 10. Варианты решения зданий яслей-садов для размещения на рельефе

(ЦНИИЭП градостроительства)

а - с перепадом объемов в полэтажа на уклонах 10-35 %;

б - террасного типа на уклонах 35-60 %

 

Допускается уменьшать размеры земельных участков яслей-садов: при смежном размещении нескольких участков за счет объединения хозяйственных площадок и подъездов (рис. 11); при примыкании земельных участков непосредственно к лесным или парковым территориям.

Размеры участков специализированных дошкольных учреждений рекомендуется принимать 60 м2на одно место.

На земельных участках детских дошкольных учреждений следует размещать площадки: групповые; для занятий физкультурой; для выращивания овощных и ягодных культур; для содержания животных и птиц (в сельской местности); хозяйственную.

Участок детского дошкольного учреждения должен иметь четкое функциональное зонирование, при котором групповые площадки лучше максимально приближать к выходам из помещений этих групп, пути следования детей не должны проходить через хозяйственную площадку.

Рекомендуемые состав и площади участков детских дошкольных учреждений общего типа, специализированных и кооперированных учреждений представлены в прил. 1-3.

Озеленение является важным компонентом благоустройства и средством формирования благоприятных оздоровительных условий на участке, оказывает непосредственное влияние на температуру воздуха, его влажность, солнечную радиацию, способствует ослаблению отрицательных факторов окружающей городской среды. В связи с этим основное требование к участку дошкольного учреждения - озеленение должно составлять не менее 50 % его территории. При строительстве новых зданий необходимо максимально сохранить существующие зеленые насаждения.

В площадь озеленения участка включается площадь зеленых насаждений, газонов, цветников, огорода-ягодника и травяное покрытие групповых и физкультурных площадок. Площадь озеленения участков дошкольных учреждений должна составлять не менее 16 м2на одно место, в том числе зеленых насаждений, газонов и цветников - не менее 7 м2, в комплексах детских яслей-садов - не менее 14 м2.

Площадь озеленения рекомендуется дифференцировать в зависимости от конкретных лесорастительных и почвенных условий и от вместимости учреждения.

Подбор видов зеленых насаждений рекомендуется производить из местных пород, обладающих длительным вегетационным периодом и отличающихся декоративными свойствами.

При наличии естественного озеленения рекомендуется всемерно способствовать его сохранению.

Площадь озеленения допускается уменьшать также на 50 % в условиях реконструкции, примыкания земельных участков непосредственно к лесным или парковым территориям.

Площадь озеленения участков специализированных дошкольных учреждений рекомендуется не менее 25 м2на одно место.

При озеленении участков специализированных учреждений нужно использовать как можно больше растений различных пород и сортов, так как они также являются для детей учебным материалом. Умственно отсталым, глухим и слабослышащим детям растения помогают в овладении речью; слепым и слабовидящим детям - способствуют накоплению предметных представлений.

По периметру участка рекомендуется устраивать зеленую защитную полосу из деревьев и кустарников шириной не менее 1,5 м, а со стороны улицы - не менее 6 м. Во избежание излишнего затенения помещений кустарник рекомендуется высаживать не ближе 5 м от здания, а деревья - не ближе 10 м. При озеленении допускается посадка фруктового сада. Не разрешаются деревья и кустарники с ядовитыми плодами, колючками или засоряющие территорию при цветении, а также привлекающие большое количество насекомых.

Группы деревьев и кустарников рекомендуется располагать на открытом газоне, в местах пересечения дорожек, у площадок, возле плескательного бассейна и в других местах, требующих затенения. При озеленении участка нужно максимально использовать его площадь, правильно распределить различные виды цветочных композиций; цветник-рабатка, представляющий длинную неширокую полосу (грядку), располагается вдоль дорожек по одной стороне или по обе; миксбордер - широкая полоса с 4- или 5-рядным размещением декоративных растений; партер - цветочный квадрат или прямоугольник, засаженный цветами; мавританский газон - многолетние травы и однолетние цветущие растения.

Основными элементами участка являются групповые площадки, предназначенные для проведения игр и занятий на свежем воздухе. Они могут проектироваться как изолированными друг от друга, так и объединяться по 2-3 в игровые пространства. Их оборудование должно учитывать возрастные особенности деятельности детей.

При размещении групповых площадок должна обеспечиваться их удобная связь с выходами из соответствующих групповых ячеек и с общей физкультурной площадкой, должны исключаться пересечения путей движения различных групп.

Площадь групповых площадок в расчет на одно место в детских дошкольных учреждениях общего типа рекомендуется принимать не менее, м2: в ясельных группах - 7,5, в дошкольных - 7,2; в специализированных дошкольных учреждениях - 10. В детских дошкольных учреждениях общего типа игровые площадки для детей дошкольного возраста допускается размещать за пределами участка.

Планировка групповых площадок должна обеспечивать четкое зонирование территории с выделением зон: тихих игр, подвижной деятельности, свободных индивидуальных или коллективных игр. Зоны должны иметь соответствующее оборудование и покрытие территории.

 

Рис. 12. Дендроплан участка дошкольного учреждения на 280 мест (Белгоспроект)

деревья: 1 - липа мелколистная; 2 - клен остролистный; 3 - вяз шершавый; 4 - рябина обыкновенная; 5 - рябина черноплодная; 6 - ива белая плакучая; 7 - ель колючая;

кустарники в группах: 8 - спирея японская; 9 - спирея иволистная;

Зона тихих игр формируется в непосредственной близости от навеса. Зона подвижной деятельности детей предназначается для гимнастики и игр с мячом, должна иметь четкое ограничение оборудованием, располагаемым в основном по границе с одной или двух сторон. Перед оборудованием должна быть "рабочая зона" не менее 3,5 м. Покрытие площади в зоне должно быть из утрамбованного грунта.

Зона свободных индивидуальных или коллективных игр должна располагаться в центре площади и иметь соответствующее оборудование для сюжетно-ролевых игр детей: "строители", "моряки", "шоферы", "космонавты" и т.д.

Для организации полноценного воспитательно-оздоровительного режима на участках дошкольных учреждений необходимо предусматривать игровое оборудование, способствующее физическому развитию детей и соответствующее их возрастным особенностям. На участках должно быть оборудование: для спокойных игр, для подвижной деятельности, для сюжетно-ролевых игр, для игр с водой, малые архитектурные формы.

Каждая групповая площадка должна оборудоваться в соответствии с возрастом детей и характером их игровой деятельности. Рекомендуемые наборы оборудования на групповых площадках представлены

Расстановку оборудования на групповых площадках рекомендуется производить не штучно, а компонуя его в игровых комплексах. (рис. 13). Это позволяет более рационально использовать всю территорию площадки, высвободив площадь для подвижной деятельности (рис. 14, 15).

 

а)

 

б)

 

 

Рис. 13. Игровые комплексы для дошкольных групповых площадок

(ЦНИИЭП учебных зданий)

а - младших и средних групп; б - старших групп

 

Рис. 14. Планировка игровой площадки ясельной группы (2-3 года)

(ЦНИИЭП учебных зданий)

 

Рис. 15. Планировка игровой площадки дошкольной группы (4-5 лет)

(ЦНИИЭП учебных зданий)

 

Тематическая площадка может заменять собой групповую площадку детей дошкольного возраста. Тематические площадки, в отличие от групповых, строго не закрепляются за отдельными группами.

Их размещение на участке дает возможность перехода с одной площадки на другую, что разнообразит игровую деятельность детей и способствует большему развитию их воображения и фантазии.

Тематические площадки имеют определенную сюжетную направленность, которой должен быть подчинен характер планировки и оборудования (рис. 16).

Тематические площадки подразделяются на две основные группы: для приключенческих игр ("индейская деревня", "космическая"); для творческих игр ("транспортная", "строительная"), для художественных занятий.

Для обеспечения необходимых условий инсоляции и солнцезащиты на групповых площадках рекомендуется создавать две контрастные по режиму радиационные зоны - открытую и затененную. Для изоляции групповых площадок применяется зеленая изгородь из кустарников в одну полосу шириной 0,75-1 м. Расстояние между посадками в зеленой изгороди зависит от породы растений и величины их кроны. Рекомендуемая высота зеленой изгороди групповой площадки 0,8 м.

В особых условиях ограниченности территории групповые площадки могут располагаться на эксплуатируемой кровле здания (рис. 17). В этом случае их площадь может корректироваться в сторону уменьшения до 50%. Площадки, размещаемые на кровле, должны иметь ограждение высотой не менее 1,6 м без горизонтальных членений. Просветность вертикальных элементов должна быть не более 0,1 м.

 

 

Рис. 16. Тематический игровой комплекс "Робинзон"

(ЦНИИЭП учебных зданий)

 

Рис. 17. Пример размещения групповых площадок на эксплуатируемой кровле здания. Комплекс яслей-сада на 480 мест в г. Ульяновске (ЦНИИЭП учебных зданий)

1 - "класс"; 2 - "море"; 3 - "крепость"; 4 - для тихих игр; 5 - для строительных материалов

 

 

Групповые площадки рекомендуется соединять кольцевой дорожкой шириной 1,5 м, которую можно совмещать с проездом к зданию.

Уклон дорожки не должен превышать 6 %, а в горных условиях - 8 %, радиусы поворота должны быть не менее 1,5 м.

На кольцевой дорожке, соединяющей групповые площадки, следует предусматривать разметку и устанавливать дорожные знаки для обучения детей правилам поведения пешеходов на улице. Для этой цели на территории участка рекомендуется создавать соответствующую предметно-пространственную среду, имитирующую городскую застройку, дорожную сеть с улицами, тротуарами, пешеходными переходами, перекрестками.

На групповых площадках раннего возраста и 1-й младшей группы лучшим является сплошное травяное покрытие, за исключением подходов к теневым навесам и мощения вокруг песочниц.

На специализированных и тематических площадках для детей дошкольного возраста, кроме травяного применяется покрытие из утрамбованного грунта площадью не более 60 м2.

Гравийное покрытие сверху засыпается слоем глины с отсевами гравия и несколько раз прокатывается.

Твердое плиточное покрытие устраивают перед теневыми навесами и скамьями, так как трава в этих местах систематически вытаптывается, образуются углубления, которые заполняются дождевой водой. Вокруг песочных двориков укладывают плиты шириной 1-1,5 м (рис. 19, 20).

На групповых площадках по местным климатическим условиям могут устраиваться навесы площадью 40 м2для укрытия детей от атмосферных осадков или излишней солнечной радиации.

Площадь навеса не входит в площадь групповой площадки.

Навесы не должны мешать детям бегать, играть и проводить занятия, поэтому их рекомендуется ставить на границе групповой площадки в окружении зелени. Рекомендуется применять блокировку навесов, а также располагать их по периметру участка, используя как ограждение.

 

 

Рис. 18. Пример организации территории участка дошкольного учреждения для обучения детей правилам поведения пешеходов на улице (Белгоспроект)

1 - пешеходный переход; 2 - дети; 3 - перекресток; 4 - главная дорога; 5 - конец главной дороги; 6 - проезд без остановки запрещен; 7 - движение запрещено; 8 - место стоянки; 9 - движение направо; 10 - движение налево; 11 - указатель пешеходного перехода; 12 - светофор; 13 - металлическое ограждение; 14 - информационный стенд;

элементы участка: 15 - физкультурная площадка; 16 - групповая; 17 - бассейн; 18 - гимнастическая вышкаНавесы для ясельных групп рекомендуется пристраивать к зданию, используя их как веранды.

 

В районах с сильными ветрами по направлению господствующих ветров необходимо устраивать ветрозащитные стенки.

Физкультурная площадка на участке дошкольного учреждения предназначена для проведения утренней гимнастики, подвижных игр с элементами спорта, физкультурных занятий, спортивных праздников.

Физкультурную площадку рекомендуется размещать ближе к групповым площадкам дошкольного возраста. В дошкольных учреждениях вместимостью 280, 330 мест она может решаться в комплексе с кольцевой дорожкой, используемой для обучения правилам поведения пешеходов на улице.

На земельных участках детских дошкольных учреждений вместимостью до 150 мест может быть одна физкультурная площадка площадью 250 м2, свыше 150 мест - две площадью 250 и 150 м2. Одна площадью 250 м2может оборудоваться как министадион, другая площадью 150 м2- как спортивный комплекс. На физкультурной площадке необходимо предусмотреть расположение следующих элементов: зеленой лужайки с элементами оборудования для подвижных игр; спортивной площадки для игр в волейбол, бадминтон, баскетбол, городки; зоны с гимнастическим оборудованием и спортивными снарядами; беговой дорожки, ямы для прыжков; полосы препятствий.

Беговая дорожка должна быть длиной не менее 25 м, шириной не менее 1,5 м. Покрытие дорожки - грунтовое, изоловое.

Спортивная площадка для игры в волейбол, баскетбол, бадминтон, городки должны быть размером не менее 10х7 м.

Открытые плавательные бассейны для дошкольных учреждений свыше 250 мест рекомендуется устраивать в III и IV климатических районах и использовать в теплый период года для купания и закаливающих процедур, в холодное время как каток. Ванны бассейна размещаются на территории участка рядом с физкультурной площадкой. Открытые ванны рекомендуется проектировать размерами 4-6х8-10 (12,5) м, переменной глубиной 6-0,8 м. При бассейне необходимо устройство ножной ванны шириной 1 м.

При меньшей вместимости дошкольного учреждения на территории участка следует устраивать плескательные ванны для игр на воде и с целью приучить детей к плаванию. Плескательные бассейны должны иметь свободную форму площадью 20-25 м2и переменную глубину 0,1-0,5 м (рис. 22, 23).

При бассейне должна быть ножная ванна шириной не менее 1 м.

 

 

Рис. 22. Пример размещения плескательного бассейна на участке (опыт НРБ)

1 - бассейн; 2 - деревянная скамейка; 3 - сказочный домик; 4 - деревянное оборудование для физкультурных игр; 5 - столик для формовки; 6 - фонтаны; 7 - песочное поле; 8 - плита-мозаика

Участок детского сада для многих городских детей - место первого знакомства с природой. Здесь они приобретают первые трудовые навыки, учатся любить природу, бережно к ней относиться.

Площадку для выращивания овощных и ягодных культур рекомендуется предусматривать общей на учреждение из расчета 0,6 м2на ребенка дошкольного возраста и располагать ближе к хозяйственной площадке.

При планировке площадки для выращивания овощных и ягодных культур ширина грядок принимается 60-70 см, а ширина рабочих проходов-дорожек - не менее 40 см.

В сельской местности вместо такой площадки на участке рекомендуется размещать теплицу с зооуголком.

На земельных участках детских дошкольных учреждений всех типов следует размещать хозяйственную площадку. Площадь хозяйственной площадки следует принимать для детских учреждений вместимостью, м2: до 50 мест - 70; свыше 50 до 150 мест - 100; свыше 150 мест - 150.

Хозяйственную площадку рекомендуется размещать у границы участка со стороны входа в кухню и постирочную. Она не должна примыкать к групповым и физкультурным площадкам. В учреждениях свыше 150 мест на хозяйственную площадку необходим самостоятельный въезд, изолированный от входа на участок.

На хозяйственной площадке размещаются мусоросборники, ларь для хранения садового инвентаря (лопат, леек, грабель).

Площадка под мусоросборники должна иметь кирпичную ограду высотой не менее 1,5 м. Площадь площадки должна быть не менее 6 м2. Хозяйственная площадка должна иметь асфальтовое покрытие. При смежном расположении участков нескольких дошкольных учреждений рекомендуется объединять хозяйственные площадки и устраивать один общий подъезд.

На земельных участках детских дошкольных учреждений в случаях, когда требуется хранение более недельного запаса овощей и фруктов, допускается размещать при хозяйственных площадках овощехранилище (рис. 25).

Проезды и полосы для проезда пожарных машин к зданиям детских дошкольных учреждений должны обеспечивать доступ пожарных подразделений в групповые ячейки.

Проезд для пожарных машин к зданиям детских дошкольных учреждений необходимо предусматривать с одной продольной стороны здания шириной не менее 3,5 м.

Участок детского дошкольного учреждения должен иметь ограждение высотой от 750 до 1600 мм, а в специализированных учреждениях - до 2000 мм.

. Ограждение участка рекомендуется декорировать вьющейся зеленью. В качестве живой изгороди может применяться кустарник, высаживаемый в одну полосу шириной 0,75-1 м. Расстояние между посадками в зеленой изгороди зависит от породы растений и величины их кроны. Рекомендуемая высота зеленой изгороди - 1-1,25 м, при необходимости изоляции хозяйственного двора она может быть увеличена до 2,5 м.

. Для прогулок групп кратковременного пребывания детей рекомендуется использовать детские игровые площадки на придомовой территории.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.08 сек.