Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пишется НЕ пишется НИ




 

Исключение составляют придаточные, начинающиеся союзом ПОКА: после этого союза всегда пишется частица НЕ:

Пока я не начал принимать это лекарство, ничто не помогало.

 

н..?кому, н..?где, н..? с кем, н.? от кого

Для того чтобы не ошибиться в правописании отрицательных местоимений и наречий надо всего лишь помнить, что в них под ударением пишется НЕ, а без ударения – НИ. Итак, если сомневаетесь – пишите НИ ( ведь НЕ вы и так «услышите»):

не кого слушать – ни кого не слушает, не когда разговаривать – ни когда не разговаривает.

Как видите, в отличие от предыдущего случая, тут эти частицы явно выполняют свое исконное предназначение: НЕ используется для выражения отрицания, НИ это отрицание усиливает.

 

Была н..? была! Это еще куда н..? шло! Н..? пуха н..? пера!

Для правильного написания устойчивых сочетаний (фразеологизмов) с частицами НЕ и НИ следует справиться с фразеологическим словарем или воспользоваться следующей таблицей:

 

фразеологизмы с частицей НЕ фразеологизмы с частицей НИ
не раз не по себе непо сердцу не к спеху не в силах не с руки была не была не к добру не по силам не по плечу век незабыть   ни разу низа грош во что бы то ни стало куда ни шло как ни в чем не бывало ни в коем случае откуда ни возьмись куда ни глянь куда ни кинь что ни возьми ни пуха нипера ни свет ни заря ни к селу ник городу ни рыба нимясо ни то ни сё ни с того ни с сего ни жив ни мертв

 

(н..?) кто иной, как; как (н..?) кто иной

И последнее, самое трудное. Для правильного написания частиц НЕ и НИ в словосочетаниях со словами иной, другой советую не вдаваться в толкования смысла, а просто обратить внимание на расположение союзов в этих речевых оборотах. Например, если союз КАК предшествует такому словосочетанию, это выражение пишется слитно и с НИ (никто иной), если он оказывается позади – раздельно и с НЕ (не кто иной) и т.д. Для запоминания воспользуйтесь таблицей:

пишутся слитно, с частицей НИ пишутся раздельно, с частицей НЕ
КАК никто иной Некто иной, КАК
И никто иной А не кто иной
Никто иной, КРОМЕ  

Упражнение 148. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы (И или Е).

(Н..) жив (н..) мертв, (н..) то (н..) сё, (н..) рыба (н..) мясо, (н..) пуха (н..) пера, (н..) с (того) (н..) с (сего), (н..) разу, (н..) раз, (н..) за грош, (во) что (бы) то (н..) стало, кто (бы) то (н..) был, откуда (н..) возьмись, (н..) кому (не) расскажет, (н..) кому рассказать, (н..) где (н..) отдохнешь, (н..) где отдохнуть, (н..) когда (н..) читает, (н..) когда читать, (н..) куда ехать, (н..) кому не пишешь, (н..) кого не спрашиваешь, (н..) когда не унывать, (н..) кем заменить, (н..) о (чем) говорить, (н..) когда встретиться, (н..) кому пожаловаться, (н..) к (кому) не обращаться, (н..) от (кого) не зависеть, (н..) от (куда) не ожидать помощи, (н..) где разместиться, (н..) где не бывать, (н..) сколько устарел, (н..) сколько не смущен, куда (н..) шло, как (н..) в (чем) (н..) бывало, (н..) в (коем) случае, была (н..) была, куда (н..) кинь глазом, (н..) с (руки), (н..) видать (н..) зги, мне было (н..) по (себе), когда (бы) то (н..) было.

Упражнение 149. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы (Иили Е).

В доме я был (н..) один. (Н..) один (н..) опоздал к ужину. Мы (н..) раз бывали на Алтае. Я (н..) разу (н..) был на Байкале. (Н..) шагу назад! На небе (н..) было (н..) облачка. (Н..) о (ком) (н..) говорили. (Н..) кто (н..) мог помочь. (Н..) где (н..) единого звука. Как (н..) отговаривали его, он сделал (по) своему. Куда (н..) оглянусь, повсюду чащоба. Как (н..) трудно, как (н..) худо, (н..) сдавайся! Чего только (н..) увидишь, чего (н..) услышишь в этом городе! Чего он только (н..) передумал! Где он только (н..) бывал! Кто только (н..) жил в этой квартире! Кто (н..) приходит к нему, каждого он просит об одном и том (же). Как (н..) прийти на вокзал, когда уезжает твой лучший друг! Куй железо, пока (н..) остыло. Как (н..) жаль было матери отдавать сына из дому, она (н..) решилась (н..) исполнить волю покойного мужа. За что он только (н..) брался, кем только (н..) был! Какие только мысли (н..) приходили ему в голову!

Упражнение 150. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы (И или Е).

Куда (н..) взглянешь, всюду молодые лица. Куда (н..) кинь, всюду клин. С вашими способностями как (н..) учиться! А на реке (н..) шороха, (н..) плеска. Он поднялся (н..) свет (н..) заря. Стоять, (н..) с места! Прошу вас, (н..) слова! Чего (бы) я (н..) вынес, что (бы) исполнить твое желание! Кто (н..) гордился (бы) таким другом? Что (н..) имя, то величина. Что (н..) час, то новость. Это был (н..) кто иной, как вчерашний посетитель. (Н..) кто иной (н..) смог (бы) выполнить это поручение. (Н..) кто другой (н..) отважился (бы) на это. Он сделал это, как (н..) кто другой. Это был (н..) кто иной, как наш старый знакомый. (Н..) что другое, кроме дела, для него (н..) существует. Именно он, а (н..) кто другой, должен на это решиться. А между тем достается ему, как (н..) кому другому. Я знал эти места, как (н..) кто другой. Это (н..) мог быть (н..) кто другой, кроме него.

Упражнение 151. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы (Иили Е).

1. Прохожий был (н..) кто иной, как мой сосед. 2. Ведь это (н..) кто иной, как сам хозяин. 3. Этот сосновый бор (н..) что иное, как часть большого леса. 4. (Н..) кто иной (не) мог здесь быть. 5. Это Сергей, и (н..) кто другой. 6. (Н..) он, (н..) кто другой этого (н..) знал. 7. Он (н..) то что (бы) скуп, а расчетлив. 8. Она (н..) только хороша собой, но и умна. 9. (Н..) то свет, (н..) то тьма. 10. В доме (н..) кого. 11. Я (н..) знаю (н..) кто ты, (н..) откуда пришел. 12. (Н..) я один любовался ею. 13. Я (н..) разу (н..) встречал ее здесь. 14. Она (н..) раз заговаривала со мной. 15. Ему было (н..) весело, (н..) грустно. 16. Он (н..) умел (н..) работать. 17. На душе и (н..) весело, и (н..) грустно.

Упражнение 152. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы (И или Е).

1. Он (н..) умел (н..) работать, (н..) отдыхать толком. 2. Кто (бы) к нему (н..) обращался, он всем помогал. 3. Нет никого, кто (бы) (н..) обращался к нему хоть раз. 4. Ответил ему (н..) кто иной, как Антипов. 5. (Н..) кто иной не смог (бы) это сделать. 6. Я хочу, что (бы) это дело было поручено (н..) кому другому, как Антону. 7. (Н..) кому другому этого доверить нельзя. 8. (Н..) чем иным заниматься (н..) хочется. 9. Это (н..) что иное, как старое имение Голицыных. 10. (Н..) чем иным, как безответственностью, нельзя объяснить такой поступок. 11. Такой поступок можно объяснить безответственностью, и (н..) чем иным. 12. Левитан, как (н..) кто иной, сумел передать неизмеримые дали русского ненастья. (Пауст.) 13. Это было (н..) что иное, как письма старого друга. 14. Кто (н..) читал эту повесть, всем она нравится. 15. Кто (н..) читал этой повести, советую ее прочесть. 16. Я (н..) могу (н..) пожалеть вас. 17. (Н..) кто иной, кроме тебя, мне (н..) поможет, и (н..) что иное меня (н..) интересует.

Упражнение 153 (контрольное). Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы.

(Н..) когда еще, (по) видимому, я (н..) испытывал такого удовольствия от (не) чаянного соприкосновения с мельчайшими частицами внешнего мира, как в то лето. Я (по) прежнему часто уходил на берег, брал (с) собой книгу, но (в) течени.. дня едва (едва) прочитывал (две) три страницы: мне было (не) когда читать. Да и (не) за (чем) было отвлекаться от моря на чтение книг; интереснее было, (по) моему, ловить бычков или смотреть на (не) доверчивого старого краба. Краб то (же) бросал на меня из (за) выступа скалы отнюдь (не) дружелюбные взгляды и как (буд) то играл (со) мной в прятки. Как только мы (из) дали встречались глазами, он сразу (же) начинал (не) годующе пятиться в красноватые водоросли, похожие на еловые ветки. Когда (же) я делал вид, что (не) замечаю его, он угрожающе поднимал растопыренную клешню и (по) пластунски подбирался (ко) мне, (не) спуская глаз с морковки, лежавшей рядом (со) мной. Мне (не) легко, почти (не) возможно описать совершенно (не) передаваемое чувство, которое я испытывал. Очевидно, это было (н..) что иное, как счастье. Я (не) ждал (н..) чего лучшего: вряд (ли) окружающий мир мог мне дать что (либо) более прекрасное, чем это удивительное, (не) повторимое лето.

(По К.Г. Паустовскому)

Упражнение 154 (контрольное). Раскройте скобки и вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.

Вчера мы (не) расспросили о дороге, и теперь нам пришлось идти (на) угад. (В) дали расстилалось широкое полотно, укатанное (не) когда лихими тройками, а теперь (до) нельзя выровненное дождями и заросшее свежей (ярко) зеленой травой. (С) прав.. от нас вьется (еле) еле заметная, но все (же) (не) укатанная (до) пыли колея. Идти было легко и радостно, (по) тому что воздух был (на) диво свеж, а солнце, еще (не) вошедшее (в) силу, ласково пригревало. Измученные (двадцати) километровым переходом, друзья мои спали всю ночь как убитые и теперь, отдохнувшие и набравшиеся сил, шли (на) пролом. Между тем перед нами (по) прежнему поднималась плотная заросль ольшаника, и мы уже (на) силу могли продираться (в) перед. (За) частую дорога шла (под) уклон, и нам (по) одиночке приходилось переходить по узкой жердочке через лесной ручей, заросший странными, (не) знакомыми нам растениями. Мы как (буд) то участвовали в войне, объявленной нам деревьями, опутанными липкой паутиной. Но, решив стоять (на) смерть, мы старались сохранить правильное направление, (в) тайне надеясь, что (на) конец лес кончится и (с) нова откроются широкие просторы с дорогой, убегающей (в) даль. А тут еще ольха смешалась с березняком, к ним в компанию тут (же) напросились рябина да черемуха, а малина (под) час так запутывала все дело, что не (под) силу становилось продвигаться дальше. И мы решили вернуться на то место, (от) куда началась лесная заросль. Возвратившись (на) зад, мы увидели, что нам (на) выбор предложено два пути: чахлая тропинка, ведущая (в) право и (в) низ от дороги, и яркий тракторный след, загибающий (в) лево. Тракторист был, (по) видимому, опытный. Он ловко лавировал, (по) немногу заводя нас (в) глубь леса, и (в) скоре мы поняли, что идем, (на) верное, не так. Но слишком много оставалось за нами ложного пути, что (бы) возвращаться и все начинать (с) начала.

(По В.А. Солоухину)

Упражнение 155 (итоговое). Раскройте скобки, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.

Где только (н..) встретишься с такой обыде..ной вещью, как бумага, без которой наша жизнь соверше..но (не) мыслима? Глиня..ные и воща..ные пл..стинки, берестя..ные и ш..лковые п..лоски, тщ..тельно выр..вне..ные доски, пр..менявш..еся для письма, были (н..) удобны в пользовани.. и (н..) пр..годны для длительного хр..нения. Изобрете..ная (н..) кому (н..) ведомым талантом в Китае, традицио..но изолирова..ном от остального мира, бумага изг..товлялась в обст..новке строгой тайны. Бамбук, долго моче..ный в воде, к..пятили, пока он (н..) пр..вращался в рыхлую массу. Разбавле..ная водой, тщ..тельно размеша..ная, отбеле..ная, пресова..ная и суше..ная (в) последстви.. на со..нце, была такая бумага весьма (н..) высокого качества. Как (н..) старались китайцы сохр..нить тайну бумаговаре..ной промышленности, ее ра..крыли. Говорят, что она была выда..на (н..) кем иным, как вое..нопле..ными китайцами. Сейчас изыска..ны материалы более удобные, чем простая бумага. Почти (н..) отл..чающаяся по внешнему виду от обыч..ной бумаги, но (н..) горящая в огне, (н..) разл..гающаяся, (н..) погл..щающая влаги, новая бумага становится подли..ным чудом. (На) долго закопа..ная в землю, такая бумага остает..ся (таки) вовсе (н..) потерявшей своей прочности.

(Из газет)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 1537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.