Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Знаки препинания при однородных членах предложения




Если в предложении возникает перечисление чего бы то ни было (то есть появляются так называемые однородные члены предложения), это следует отметить разделительными запятыми. Перечислим важнейшие пунктуационные варианты таких предложений:

 

Два однородных члена предложения, соединенные одиночным союзом И (ИЛИ), запятой не разделяются

Я собираю марки и значки.

Мы пойдем в театр или в кино.

 

Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами, разделяются запятыми

Я собираю и марки, и значки.

Я собираю марки, и открытки, и значки.

Он то плакал, то смеялся, то щетинился, как ёж. (В.В.)

Я не видел там ни поля, ни леса.

Исключение: фразеологические обороты (ни пуха ни пера и т.п.)

 

Кстати, обратите особое внимание на второй пример. Именно в таких фразах чаще всего ошибаются школьники и абитуриенты, забывая про первую запятую. А порою заблуждаются вполне искренне, считая, что соблюдают некое правило.

С годами я стала понимать, что это – следствие твердо заученного в начальной школе постулата: перед первым И, мол, запятая не ставится. Очевидно, что речь в первом классе шла о фразах типа Я собираю и марки, и значки, а старательный школьник спроецировал это утверждение на все остальные случаи.

Но вы-то уже люди взрослые и понимаете, что все однородные члены, соединенные повторяющимися союзами И, надо разделять. Вот и разделяйте: там, где в ряду больше двух однородных членов, ставьте запятые. Как это делал А.С.Пушкин в «Евгении Онегине»:

Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны.

 

Однородные члены, соединенные двойными союзами, разделяются запятой

Она не только красива, но и умна.

Окна раскрыты как в доме, так и на террасе.

 

Однородные члены, соединенные противительными союзами, разделяются запятой

Он говорил мало, но по делу.

Я собираю не марки, а значки.

Упражнение 189. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Дробится и плещет и брызжет волна. (Л.) 2. В наших местах до сих пор еще водятся медведи и волки и кабаны. 3. Я люблю эти темные ночи эти звезды и клены и пруд. (Ес.) 4. В чистом и прозрачном воздухе луга и нивы и деревья были свежи и зелены. 5. Я навек за туманы и росы полюбил у березки стан и ее золотистые косы и холщовый ее сарафан. (Ес.) 6. Спорт и музыка и чтение всегда увлекали подростков.7. В дождливые дни птицы и звери и насекомые ищут себе укрытия. 8. Нам попадались ерши и окуньки и караси и даже щуки. 9. В лесу и на полях и в деревне все было занесено снегом. 10. Любая канавка и кустик и камень нам были знакомы на этом пути. 11. Мы набрали в лесу ягод и грибов и орехов. 12. Летом мы бегали купаться на Оку и ездили на сенокос и удили рыбу в пруду. 13. Мы должны любить и охранять и беречь родную природу. 14. Татьяна верила преданьям простонародной старины и снам и карточным гаданьям и предсказаниям луны. (П.)

Упражнение 190. Расставьте знаки препинания.

1. В поле было холодно туманно и ветрено. 2. Дождь принимался гудеть широко и ровно и на дворе и в саду и в переулке. 3. Она села против меня и тихо и безмолвно устремила на меня свои глаза. (Л.) 4. Он всегда слыл верным другом хорошим начальником почтительным подчиненным. 5. Лодочки в чугунных волнах то покажутся то спрячутся. 6. Без победы ни жизни ни радости нет ни свободы ни дома родного. (Исак.) 7. На лице у него выступил не то страх не то досада. 8. Все окна как в барском доме так и в людских отворены настежь. 9. Цветы лучше всего собирать или утром или вечером. 10. Пожелай мне ни пуха ни пера. 11. Я не буду уже ни красивым ни знаменитым. 12. Русский народ смышлен и понятлив усерден и горяч ко всему благородному и прекрасному. 13. Ученые исследуют в этом заповеднике как животный так и растительный мир. 14. Он быстро вышел из кабинета и резко и непочтительно хлопнул дверью. 15. День начинался жаркий и безветренный и обещал ребятам много удовольствий.

Упражнение 191. Расставьтенедостающие знаки препинания.

1. Там находились студенты и преподаватели и абитуриенты. 2. Рудин говорил умно горячо дельно высказывал много замечаний много начитанности. (Т.) 3. По широкому лугу по зазеленевшим холмам по пыльной дороге и по реке полились сперва алые а потом красные и золотые потоки горячего света. (Т.) 4. Как рано мог он лицемерить таить надежду ревновать разуверять заставить верить казаться мрачным изнывать. (П.) 5. Он то вскакивал с места и принимался расхаживать по комнате то вновь садился и затихал. 6. Они сошлись: волна и камень стихи и проза лед и пламень не столь различны меж собой. (П.) 7. Ветер затих и тихо и ласково шевелил верхушки осин. 8. Он не чувствовал ни рук ни ног. 9. В детстве я увлекался как спортом так и музыкой. 10. Ее глаза были красны не то от бессонницы не то от слез. 11. Он то плакал то смеялся то щетинился, как ёж. (В.В.) 12. Летом я поеду в санаторий или в дом отдыха. 13. Он был недоволен но не посмел перечить родителям. 14. А старик расхаживал по комнате и то вполголоса напевал псалмы то внушительно поучал дочь. (М.Г.) 15. Из большой комнаты доносились то дружный хохот то рыдающие стоны гитары и нестройное пение. (Пауст.)

 

Однородные члены предложения, не соединенные союзами, разделяются запятыми

Отовсюду слышались говор, песни, смех.

Исключение составляют так называемые неоднородные определения (жаркий июньский полдень, длинный товарный состав, сладкое вишневое варенье), иэто требует особого разъяснения.

 

Если вам в предложении встретилось несколько подлежащих, сказуемых, обстоятельств, дополнений, не сомневайтесь: это и есть однородные члены, и все вышеприведенные правила на них распространяются. А вот если перед каким-то существительным оказалось несколько прилагательных – не торопитесь их разделять, сначала проверьте, являются ли обозначаемые ими признаки однородными.

Способов такой проверки много, предлагаю простейший.

Если два стоящих рядом определения синонимичны (вы как будто разными словами называете одно и то же свойство), определения однородны, и запятая между ними обязательна:

холодный, морозный, студеный вечер.

Если же вы последующим прилагательным сообщили что-то новое про определяемое слово (какое оно еще?), если вы не «топчетесь» на одном месте, а сделали некое смысловое приращение – запятой не надо. Покажите ее отсутствием, что перечисляемые вами признаки – разные, неоднородные, каждое новое слово сообщает о предмете что-то своё, особенное:

холодный декабрьский петербургский вечер.

Обратите внимание: речь идет о тех случаях, когда определения предшествуют определяемому слову. Если они оказываются после существительного – запятые между ними всегда ставятся. Сравните:

Ее огромные голубые глаза смотрели прямо на меня.

Ее глаза, огромные, голубые, смотрели прямо на меня.

 

И еще одна тонкость (это уже, что называется, «высший пилотаж»). Бывает, что такие соседствующие определения как бы неравны по объему: одно короткое, всего одно слово, другое – длинное, целое словосочетание:

тихий, ласково зовущий голос;

утомленные зноем бродячие псы.

В подобных случаях не ломайте голову над значением определений, а просто обратите внимание на порядок их следования. Если сначала дается короткое определение, а потом длинное – нужно разделять их запятыми, если наоборот – не нужно. Сравните:

Яркие, хорошо видные на дне камушки.

Хорошо видные на дне яркие камушки.

Упражнение 192. Расставьте, где необходимо, запятые между определениями.

Ранние махровые розы; красивые стройные ели; холодная ясная погода; яркое зимнее солнце; новое кожаное пальто; большие черные глаза; густые высокие ели; прозрачная горная вода; жаркий безветренный летний месяц; резиновые большие сапоги; прекрасный фруктовый сад; мандариновые апельсиновые лимонные деревья; мелкий теплый дождик; черная непроницаемая ночь; незнакомая двенадцатилетняя девочка; молоденькая застенчивая девушка; самоуверенный самодовольный тип; маленький районный городок; маленький миниатюрный портсигар; громкий оглушительный голос; звонкое соловьиное пение; пышные царственные розы; пышные красные розы; скучный утомительный день; резкий холодный ветер; сладкое вишневое варенье; сдержанный мягкий вежливый человек; толстая школьная тетрадь.

Упражнение 193. Расставьте знаки препинания.

Первый осенний дождь; тонкий прозрачный луч; буйные весенние цветы; тихая зимняя ночь; мелкий холодный дождь; корявая старая груша; чудесный вечерний полумрак; огненный полыхающий поток; старый испытанный друг; умный честный смелый юноша; красивые стройные сосны; красные лиловые черные розы; знойный душный июльский полдень; чудная ласковая тропическая ночь; ранние махровые розы; холодный морозный январский вечер; маленькая золотая рыбка; большие блестящие глаза; прекрасный светлый солнечный день; великолепный фруктовый сад; удобное мягкое старинное кресло; черные лакированные ботинки; прорезиненный непромокаемый плащ; старый русский город; одинокая яркая звезда; яркая белая светящаяся точка; черная непроницаемая зимняя ночь.

Упражнение 194. Расставьте знаки препинания.

Тонкая стройная фигура; белые лунные дорожки; зеленая деревянная скамейка; наглый самоуверенный тип; большой каменный дом; мягкий уступчивый человек; непрерывный нежный звон; мокрый дождливый осенний рассвет; большие стеклянные двери; толстая черновая тетрадь; французская немецкая испанская литература; просторная пустая комната; худое изможденное лицо; желтая школьная тетрадка; сияющий нежный взгляд; старое трухлявое бревно; ясное теплое утро; прохладная свежая вкусная вода; притихший испуганный ребенок; сложные математические расчеты; сладкое вишневое варенье; жестокая студеная весна; незнакомая красивая девушка; одинокий черный силуэт; тяжелые унылые безнадежные ноты; огромные голубые глаза; сырая холодная осень; белая домотканая скатерть.

Упражнение 195. Расставьте знаки препинания.

1. Все лицо его было освещено хорошей доброй улыбкой. 2. По краям дороги стелилась тусклая безжизненная трава. 3. Дом отдыха разместился в большом каменном здании бывшей дворянской усадьбы. 4. Какая-то неясная неотчетливая тень легла внезапно на его доброе простодушное лицо. 5. К станции медленно подходил длинный товарный состав. 6. Небольшая березовая рощица манила прохладой. 7. Незнакомая высокая девушка вошла в комнату уверенным решительным шагом. 8. У обочины он заметил одинокую пожилую женщину. 9. Только внимательный пристальный неравнодушный взгляд мог бы заметить следы слез на ее веселом беззаботном лице. 10. Как-то мне попался на глаза пожелтевший написанный древней вязью манускрипт. — Как-то мне попался на глаза написанный древней вязью пожелтевший манускрипт. 11. Вдруг мне почудился тихий ласково зовущий голос. — Мне почудился ласково зовущий тихий голос. 12. В высоком начавшем краснеть небе зазвенел жаворонок. 13. Хорошо видные на дне яркие камушки привлекли наше внимание. 14. Мы заметили четкий проложенный санями след на снегу. 15. В тени дремлют утомленные зноем бродячие псы.

Упражнение 196. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Петя был теперь красивый румяный пятнадцатилетний мальчик. (Л.Т.) 2. Волшебными подводными островами тихо наплывают и тихо проходят белые круглые облака. (Т.) 3. Его бледное искаженное страданием лицо испугало меня. 4. Покажите всем, что эта неподвижная серая грязная жизнь надоела вам. (Ч.) 5.Алеша подал ему маленькое складное кругленькое зеркальце. (Дост.) 6. Могучий буйный оглушительный ливень хлынул на степь, потонувшую во мгле. (Ч.) 7. Старый черный шелковый платок окутывал огромную шею Дикого Барина. (Т.) 8. В сумерках показался большой одноэтажный дом с ржавой железной крышей и с темными неосвещенными окнами. 9. В низине еще лежал сизый густой сумрак, тихо и медленно курился прохладный клочковатый туман, и только очень внимательный пристальный взгляд мог различить в этом мирном пустынном спокойном пейзаже какое-то неясное неотчетливое движение. 10. Дед развесил для просушки тонкие рыболовные сети. 11. Сергей - умный добрый честный человек. 12. Сухая позабывшая про дожди земля обдавала зноем. (Сол.) 13. Молодые совсем еще упругие стебли трав склонялись над ним. 14. Я услышал нежный колокольный звон. 15. В сумерках показался большой одноэтажный дом с ржавой железной крышей и темными неосвещенными окнами.

Обобщающие слова отделяются от ряда однородных членов двоеточием или тире

Если при однородных членах имеются так называемые обобщающие слова, только запятых в таком предложении недостаточно. Для грамотной его записи понадобятся тире или двоеточие, а то и оба знака сразу. Всё будет зависеть от того, где именно оказалось обобщающее слово – перед однородными членами или после них. Ведь это означает, что мы либо разъясняем обобщающее слово (и тогда ставим после него двоеточие), либо суммируем, объединяем с его помощью значение однородных членов (тогда ставим тире – словно знак равенства, подытоживающий уравнение).

Снег лежал повсюду: на крышах, на деревьях, на скамейках.

На крышах, на деревьях, на скамейках – повсюду лежал снег.

Всё это нам уже знакомо. Скажу больше: на моей экзаменаторской памяти ошибки на это правило попадались крайне редко. Зато почти все и всегда ошибались в предложениях такого типа:

Повсюду: на крышах, на деревьях, на скамейках лежал снег.

Вы, наверное, догадываетесь, где возникала ошибка. Ребята забывали ставить тире после однородных членов, разъясняющих обобщающее слово. А пунктуационное правило предписывает этот знак – в том случае, если однородный ряд закончен, а предложение еще нет. Присмотритесь к этой синтаксической структуре и постарайтесь не повторять эту ошибку в своих работах.

 

И последнее. Обобщение иногда включает в себя вводные слова КАК-ТО, А ИМЕННО, НАПРИМЕР, ОДНИМ СЛОВОМ. Их мы, естественно, должны выделить запятыми, но одну из запятых в таких случаях «поглощает» более важный знак: тире или двоеточие.

В университете много факультетов, а именно: физический, математический, филологический и другие.

Грачи, скворцы, жаворонки - одним словом, все птицы вернулись в наши края.

Упражнение 197. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Повсюду на крышах на кустарниках лежал иней. 2. Нигде его не было ни дома ни у соседей. 3. Птицы окружают нас повсюду в лесу в горах на море. 4. Ни ветра ни тумана ничего не боятся смельчаки. 5. Все вокруг рощи лужайки болотца было залито солнцем. 6. Острогою бьется крупная рыба щуки сомы судаки. 7. Никто ни один ни другой не произнес ни слова. 8. На улицах на площадях в переулках повсюду толпился народ. 9. За метелью ничего не было видно ни домов ни деревьев. 10. Зал украшали чудесные цветы как-то розы и левкои георгины и тюльпаны. 11. Лесные ягоды а именно земляника брусника черника очень полезны для здоровья. 12. Самые разные грибы например лисички маслята грузди можно отыскать в нашем лесу. 13. Простые вещи доставляют наслаждение кружка молока белый хлеб ветер, вздувающий занавески на окнах. (Пауст.) 14. Грачи скворцы жаворонки словом все перелетные птицы уже вернулись в наши края. 15. Всюду над окнами на заборах на балконах вились стебли плюща.

Упражнение 198. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Вдруг все осветилось и сад и крыльцо и аллеи. 2. Ни лая собак ни крика петухов ничего уже не было слышно. 3. Повсюду в метро на улицах в квартирах обсуждали это неслыханное происшествие. 4. В доме было темно и холодно и сыро словом неуютно. 5. Треск пересохшей ботвы под ногой отдаленный гудок парохода женские голоса во дворах все это затихало не сразу. (Пауст.) 6. Мне нравились его черты мечтам невольная преданность неподражательная странность и резкий, охлажденный ум. (П.) 7. Меж ними все рождало споры и к размышлению влекло племен минувших договоры плоды наук добро и зло и предрассудки вековые и гроба тайны роковые. (П.) 8. Прости; чего бы ты за мной здесь ни искал в строфах небрежных воспоминаний ли мятежных отдохновенья ль от трудов живых картин иль острых слов иль грамматических ошибок - дай Бог чтоб в этой книжке ты для развлеченья для мечты для сердца для журнальных сшибок хотя крупицу мог найти... (П.) 9. Готовясь к экзаменам, мы перечитали все крупные произведения русских классиков "Мертвые души" "Войну и мир" "Преступление и наказание". 10. В горах найдены цветные металлы а именно медь цинк марганец. 11. Нашей стране нужны разные специалисты а именно биологи математики физики историки. 12. Сказки разных народов как-то русские индийские японские и другие нетрудно отличить друг от друга. 13. Мы побывали в некоторых городах Минске Гродно Бресте. — Мы побывали в городах Литвы Белоруссии Молдавии. 14. Кино театр музыка всегда были притягательны для молодежи. — Кино театр музыка эти искусства всегда были притягательны для молодежи. 15. В саду в огороде на полях все цветет и зеленеет. — В саду в огороде на полях повсюду все цветет и зеленеет.

 

Чтобы не повторяться, обобщим сказанное с помощью простых примеров:

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 3276; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.