Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Компетентность юриста как показатель профессионального мастерства 2 страница




В деятельности руководителей органов правопорядка по поддержанию высокого уровня организованности и дисциплинированности персонала важную роль играет дисциплинарная практика. Она достигает своей цели только тогда, когда осуществляется правильно, в ней используется все многообразие средств воздействия на личный состав и учитываются психологические особенности подчиненных. Эффективная дисциплинарная практика связана с умением руководителя предъявлять обоснованные требования к подчиненным, справедливо применять поощрения за достижения в труде и налагать взыскания за совершенные дисциплинарные проступки. Исследования и практика управления органами правопорядка позволяют выделить десять правил предъявления требований руководителем к подчиненным.

1. Реальность требований. Это правило побуждает руководителя предъявлять требования, исходя из содержания выполняемых подчиненным обязанностей, решаемых им профессионально-служебных задач, степени профессиональной подготовленности, опыта и профессиональных способностей.

2. Своевременность требований. Данное правило позволяет вести работу по предупреждению нарушений дисциплины со стороны персонала, вовремя реагировать на признаки недисциплинированности работников, мелкие проступки и халатное отношение подчиненных к должностным обязанностям.

3. Систематичность требований. Бессистемность, отсутствие связи в предъявлении различных требований к деятельности и поведению подчиненных со стороны руководителя снижают эффективность управленческих воздействий и дисциплинарной практики.

4. Аргументированность (доказательность) требований. Опираясь на это правило, руководитель должен добиваться понимания подчиненными содержания требований и внутреннего согласия с ними.

5. Последовательность в предъявлении требований. Руководитель должен наращивать требовательность к подчиненным в соответствии с приобретаемым ими опытом, профессиональной квалификацией, а также их индивидуальными особенностями.

6. Предметность требований. Требования руководителя должны иметь точный адрес, указывать на содержание предстоящих действий подчиненных, сроки выполнения задач, предполагаемые результаты, способы и приемы работы и т. д. Беспредметные требования (типа «действуйте», «работайте лучше», «повышайте дисциплинированность», «следуйте правилам», «работайте» и т. п.) не позволяют сформировать у подчиненных четких и ясных представлений о том, что ждет от них руководитель, как он будет оценивать их работу, за что поощрять и за что наказывать.

7. Справедливость требований. Данное правило заставляет руководителя быть предельно внимательным к своим оценкам и обобщениям, соотносить их с кругом выполняемых подчиненными должностных обязанностей, опытом работы, квалификацией и реальными результатами деятельности.

8. Тактичность и доброжелательность в предъявлении требований. Форма предъявления требований должна учитывать индивидуальные особенности подчиненного. Одному целесообразно предъявить требования и покритиковать «с глазу на глаз», другого следует спросить за недостатки и проступки на служебном совещании и т. д. Но в любом случае этика предъявления требований заставляет руководителя быть доброжелательным и конструктивным.

9. Побудительность требований.

10. Преемственность требований со стороны руководителей различного управленческого уровня и разных служб органов правопорядка.

 


Глава V. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЛЕДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ

 

1. Следователь на стадии предварительного следствия.
2. Системно-структурный анализ следственно-поисковой деятельности. 3. Криминалистическое информационное моделирование. 4. Информационная база расследования. 5. Познавательные этапы следственной деятельности. 6. Осмотр места происшествия как самостоятельное следственное действие. 7. Осмотр места происшествия: психологические нюансы этапности следственных действий. 8. Психологическое содержание опознания.

 

1. Следователь на стадии предварительного следствия

 

Профессиональная деятельность правоохранительных органов – деятельность государственная. Государство ставит перед этими органами определенные цели и задачи, направленные на защиту от преступных посягательств граждан, собственности и пресечения преступлений, посягающих на порядок управления. Государство создает специальные системы переподготовки и усовершенствования правоохранительных органов. Данные требования предъявляются как по отношению ко всей правоохранительной системе, так и к каждому ее звену, каждому работнику.

Уголовный процесс – это само производство движения уголовных дел в точном соответствии с установленным уголовно-процессуальным правом процедурой, переход из одной стадии в другую. В рамках уголовного процесса заметную и важную роль играет предварительное следствие. Предварительное следствие – целенаправленный процесс, целью которого является восстановление прошлого события преступления по следам, обнаруженным следователем в настоящем. Основным определяющим компонентом психологической структуры в деятельности следователя является его познавательная активность по собиранию и исследованию самых разнообразных фактов, на основании которых им полностью восстанавливаются прошлое событие, все взаимоотношения различных лиц, связанных с этим событием, познается личность субъекта, совершившего преступление. Именно на предварительном следствии производится процесс создания модели прошлого события преступления.

Начиная процесс собирания фактов, следователь часто заранее не знает конечного результата сбора этих сведений, не может составить полную мыслительную модель имеющегося в прошлом события. Эта особенность познавательной деятельности приводит к существенным трудностям при сборе, отборе, оценке получаемой информации, необходимости выдвижения и проверки большого количества самых разнообразных версий по поводу природы действительной ценности тех или иных фактов, взаимосвязи между отдельными из них.

В деятельности следователя существенное значение приобретают криминалистическое знание и опыт, которые создают условия для понимания имеющейся информации, ее правильного выбора. Эти знания и опыт являются необходимой предпосылкой для активизации воссоздающего воображения.

Познание прошлого события всегда основывается на фактах настоящего, в связи с этим возникает необходимость построения мысленных моделей, взаимосвязей фактов, явлений настоящего с прошедшим событием. Познание включает в себя и практическую сторону по проверке, оценке познаваемых фактов, явлений. В процессе этой деятельности широко применяются эксперименты с объектами, выявленными в процессе познавательной работы.

На предварительном следствии процесс познания отличается неупорядоченностью поступления информации. Приток информации здесь не всегда зависит от желания и не поддается полному регулированию лицом, осуществляющим познание. Объем информации, скорость, время ее поступления во многом зависят от обстоятельств, в ходе которых осуществляется познание. Поэтому познание в предварительном расследовании предстает как развивающийся процесс, состоящий из ряда умственных и практических действий при их постоянном взаимопроникновении. Диалектическое взаимопроникновение чувств и практики делает оценку доказательств составной частью процесса доказывания, где они тесно переплетаются с другими его элементами: собиранием, закреплением и проверкой доказательств. Посредством рационального мыслительного процесса следователь совершает как бы переход от познанных фактов к вызвавшему их событию прошлого. Познавательная деятельность не сводится к одному лишь мыслительному процессу. Получение знаний в любой области протекает как взаимодействие чувственных и рациональных моментов, прямо или опосредованно связанных с опытом.

Следственные действия – допрос, эксперимент, обыск, опознание, осмотр и пр. различны по своему содержанию. Выполнение каждого из них связано с использованием множества разнообразных приемов, выработанных следственной практикой и криминалистической наукой. Одна и та же задача может быть решена различными приемами и средствами, одно и то же обстоятельство установлено разными путями. Помимо высших форм интеллектуальной деятельности профессия требует от следователя множества технических и манипулятивных умений и действий: аккуратно подшить дело, составить топографический план местности, изготовить слепок, произвести фотосъемку. Для профессии следователя характерно преодоление сопротивления его деятельности со стороны отдельных лиц, а в некоторых случаях и макрогрупп. Следователь в поисках истины по делу нередко сталкивается с пассивным или активным сопротивлением со стороны заинтересованных в неправильном исходе дела лиц. Наиболее заинтересован в этом сам преступник, который, как правило, всеми силами активно противодействует следствию. Успех расследования таит в себе угрозу жизненному благополучию виновного, что придает ему максимальную энергию и изобретательность. Неравенство в положении следователя и заинтересованных лиц связано еще с тем, что последние знают, какие обстоятельства желательно скрыть, тогда как следователь имеет весьма неполное представление о том, что именно должно и может быть установлено по делу.

Следственная тактика с психологической стороны в значительной части представляет собой борьбу характеров, интеллекта, воли, нравственных принципов следователя и участвующих в деле лиц. Другой психологический аспект следственной тактики заключается в проблеме психологического контакта следователя с лицами, оказавшимися в сфере расследования. Для расследования характерна индивидуальность труда. Являясь основным работником по делу, следователь лично выполняет подавляющее большинство разнообразных по своему характеру действий. Организация своей индивидуальной работы – дело более простое, чем организация коллективного труда. Возникает необходимость распределения обязанностей, увязки и координации действий, налаживания взаимной информации, согласования и контроля за исполнением. Индивидуальность следственной работы подкрепляется процессуальной самостоятельностью следователя. Это очень важная черта, налагающая своеобразный отпечаток на всю психическую деятельность.

Своеобразной чертой расследования является необходимость сохранения следственной тайны. Расследование неизбежно связано с проникновением в личную жизнь людей, изучением прошлого уклада жизни, семейных отношений и сугубо интимных обстоятельств. Оглашение этих данных способно причинить огромный вред, привести к компрометации людей и личной трагедии. Большой вред может причинить разглашение некоторых ухищренных методов совершения и сокрытия преступления. Известно немало случаев, когда преступники обогащают свой опыт и знания, вынашивают новые способы совершения и сокрытия преступлений. Но дело не только в умении хранить тайну. Необходимо соблюдать специальные требования конспирации, чтобы не выдать служебных секретов, предотвратить их просачивание за пределы того круга лиц, которые занимаются работой по этому делу. Особую осторожность следователь должен проявлять при освещении того или иного дела в печати. Изучение газетных поступлений показывает, что многие публикации по уголовным делам имеют характер судебной хроники, сенсационных сообщений и происшествий. Исходя из этого, следователь должен обладать самостоятельными принципами деятельности. Система принципов позволяет наиболее полно и всесторонне раскрыть основные свойства рассматриваемой деятельности, ее качественную сторону, установить социальную обусловленность и ценность каждого из принципов, их взаимосвязь и общую направленность.

В данную систему входят следующие руководящие принципы:

– законность;

– публичность;

– равенство граждан перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности;

– национальный язык расследования;

– неприкосновенность личности, жилища, личной жизни, тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений;

– всесторонность, полнота и объективность исследования обстоятельств дела;

– обеспечение прав и законных интересов участников предварительного следствия;

– презумпция невиновности;

– быстрота производства предварительного следствия;

– процессуальная самостоятельность и ответственность следователя;

– привлечение общественности к участию в расследовании и раскрытии преступлений.

Особое значение поисковая сторона деятельности следователя имеет на первом этапе расследования. Сущность ее заключается в вычленении из окружающей среды криминалистически значимой информации (следы преступника, потерпевшего, оружия или орудий преступления и т. д.), которая дает возможность с достоверностью реконструировать событие преступления с такой степенью точности, как этого требует закон.

Велика роль личностных качеств: это задатки и способности следователя, далее имеют место криминалистические знания (учения о следах, способы совершения преступлений), профессиональный опыт (навыки вычленения опорных точек и построения контура события), жизненный опыт. Эффективность собирания доказательств в значительной степени зависит от знания следователем информационных свойств различных материальных объектов.

Наблюдение как определенный вид человеческой деятельности связано с преднамеренным восприятием предметов и явлений внешнего мира. Криминалистическая наблюдательность при осмотре места происшествия – это планомерное, целенаправленное, продуманное восприятие обстановки. Такое восприятие в психологии называют наблюдением. Следственное наблюдение характеризуется следующими аспектами:

– установкой на восприятие информации, имеющей значение для раскрытия преступления и расследования дела; эта установка помогает преодолеть брезгливость (например, при осмотре разлагающегося трупа), усталость и апатию (при длительном, безрезультатном обыске и т. д.);

– специфическим концентрированием внимания на именно тех объектах и их свойствах, которые могут дать необходимую информацию: обнаружение следов сопротивления на трупе потерпевшего, следов подделки при осмотре документов, констатация улик поведения при наблюдении за допрашиваемым и т. д.;

– длительным сохранением устойчивого внимания, обеспечивающего готовность всех систем следователя к восприятию в нужный момент необходимой исходной информации (особенно при длительных обысках, осмотрах места происшествия и длительных допросах).

Большинство следователей отводит видное место в своей работе поисковой деятельности. Поисковая деятельность реализует стремление следователя к раскрытию преступления.

Следующий уровень – коммуникативная сторона деятельности, в процессе которой исследователь должен получить необходимую для раскрытия преступления информацию от людей путем общения с ними. Коммуникативная деятельность – это умение понимать человека, чувствовать его, управлять его эмоциональной средой. Исследование структуры коммуникативной стороны деятельности, познание психологических закономерностей общения в особых условиях уголовно-процессуального резюмирования дает возможность разработать рекомендации, направленные на повышение эффективности труда следователя на этом уровне.

Характеризуя коммуникативные способности следователя, можно выделить следующие элементы: умение быстро организовывать контакт с собеседником, который начинается с освобождения от внутреннего «зажима» с умением в течение всего времени разговора смотреть в глаза человека и, далее, умения найти индивидуальный подход с учетом особенностей личности допрашиваемого; волевая форма – следователь всегда должен быть в форме, то есть осуществлять целевое управление своим поведением. Волевое превосходство – одно из самых главных в коммуникативной деятельности. Коммуникативная деятельность не помогает преодолеть конфликт.

Следователь, как правило, имеет дело с группой людей, которые в силу стечения обстоятельств попали в орбиту его внимания. Следователь должен уметь быстро организовать всех этих людей, определить каждому свое место, создать в считанные минуты монолитный коллектив, подчинив их всех своей воле, единой цели. Один из важных аспектов деятельности следователя как организатора – быстрое укомплектование групп людей, с которыми ему необходимо организовать взаимодействие или от которых нужно получить дополнительную информацию.

Следователь должен развить у себя умение управлять всеми участниками осмотра, координировать их действия, оценивать исходную обстановку, принимать решения.

Основа организаторской деятельности – способность точно ориентироваться в действительности, в частности, в начальной ситуации, качествах людей и их возможностях.

Организаторские качества и умения в значительной степени можно привить (воспитать) и развить. Сложность проблемы заключается в том, что они формируются в условиях профессиональной деятельности.

Следствие нужно определять как «реконструктивную» деятельность, потому что речь идет о реконструкции событий прошлого по следам, которые остались в настоящем. В этой деятельности реализуются качества, характеризующие творческое начало следователя: следственное воображение, самостоятельность, гибкость, объективность мышления (смотреть на себя глазами постороннего человека, критически настроенного); интеллектуальный уровень (количество и качество материала, из которого создаются модели версий, общая эрудиция), хорошая память, ум (система знаний), интуиция.

Следователь должен убедиться в надежности созданной конструкции. Он это делает путем следственных мероприятий, а также с помощью мышления. Наукой разработаны такие этапы следственного мышления, как:

1. Определение задач и очередность их решения (выдвижение версий и их решение), проверка (путем следственных и оперативных действий).

2. Определение источников информации, методов решения задач и времени для их решения (планирование следственных действий).

3. Определение требуемой степени точности при решении задач (анализ данных, построение системы косвенных и прямых доказательств).

Одно из профилирующих свойств личности, определяющее высокий уровень профессионализма следователя, – комплексное чувство перспективы уголовного дела. В его основе лежат, главным образом, качества реконструктивной деятельности.

Талантливого следователя характеризуют:

– экономное вычленение криминалистически значимой информации на месте происшествия и в других условиях;

– быстрый перевод этой информации (перекодирование) в знаковую систему криминалистических понятий;

– переработка полученной информации в закодированном виде, создание гипотез;

– проверка выдвинутых гипотез путем раскодирования информации на предметном уровне; построение при подтверждении гипотез версии в закодированном виде и создание на ее основе плана расследования;

– высокий уровень самопроверки: детекция ошибок, заключающаяся в периодическом сопоставлении выдвинутой версии с реальными обстоятельствами; для этого необходим механизм перекодирования, раскодирования и быстрого перехода от одной кодовой системы к другой.

Это качество может быть названо «детектором ошибок» и является чрезвычайно значимым для профессиональной деятельности следователя. Социальная сторона охватывает политический аспект деятельности следователя как организатора борьбы с преступностью на вверенном ему участке. Социальная сторона отражает профессиональную направленность, то есть интерес к профессии, мотивы побуждения к следственной деятельности и эмоциональное к ней отношение (любовь, удовлетворенность, потребность и т. п.).

Исследования показывают, что можно выделить следующие типы следователей:

– «следователь-организатор», в структуре профессиограммы которого доминируют организаторские качества, реализующиеся в его деятельности; он старается большинство вопросов решать коллективными усилиями оперативных работников и общественности, экспертов и ревизоров, такой следователь хорошо руководит бригадой, а впоследствии – следственным подразделением;

– «следователь-собеседник», у которого доминируют коммуникативные качества;

– «следователь-мыслитель» – преобладают конструктивные качества;

– «следователь-следопыт» – доминируют поисковые качества;

– «следователь-воспитатель» – доминируют социальные элементы.

Начиная с 1997 года проходила реорганизация правоохранительных органов, в числе прочего был учрежден Государственный следственный комитет (ГСК). При данном комитете были созданы отделы:

– расследования ДТП – именно в этом направлении должен работать следователь-следопыт;

– отдел по экономическим преступлениям, в этом направлении должен работать следователь-мыслитель, аналитик;

– отдел по общеуголовным делам, в этом направлении должен работать следователь-собеседник, организатор, следопыт.

 

2. Системно-структурный анализ следственно-поисковой деятельности

 

Системно-структурный анализ следственно-поисковой деятельности предполагает выявление следующих криминалистических аспектов.

1. Способ совершения преступления как основной информационный источник расследования. Необходимо рассматривать способ совершения преступления в его системной соотнесенности с личностными качествами правонарушителя и конкретными условиями среды. Способ преступления – индивидуальный образ действий преступника, комплексная реализация психических и психофизиологических особенностей (возможностей) индивида в определенных условиях целедостижения, система индивидуально стереотипизированных действий и операций, избирательно актуализируемая в зависимости от личностной валентности ситуации.

К способу деяния следует относить и специфические действия по его подготовке к совершению, и дополнительные квазидействия – действия по уклонению от ответственности, которые могут образовать и особый этап послепреступного поведения.

2. Для каждого вида преступлений существует свой системный «набор» комплексов действий. Это и составляет основу его психолого-криминалистической характеристики. Комплексы действий, составляющие вид преступления, связаны со специфическим подключением к ним средств действия – каждый преступник имеет свой «почерк» в их использовании.

3. Типизация способов преступления – это типизация регуляционно-операциональных механизмов человеческого поведения. Персеверация способов, их «навязанность» субъекту позволяет использовать способ совершения преступления для поиска и идентификации личности преступника.

Исследование способа совершения преступления как типологического образа действий индивида в определенных условиях среды – основное ядро расследования.

4. Рассмотрение личности преступника как системообразующего фактора преступного деяния требует выявления:

– личностной детерминации данного преступного деяния;

– отражательно-познавательных особенностей данной личности;

– ее общерегуляционных, эмоционально-волевых особенностей.

Система поведенческих признаков преступления объективно распределена в следующих сферах (и, соответственно, зонах следственного поиска):

– в предметах обстановки совершения преступления, вовлеченных в сферу действий преступника и потерпевших, в динамике их изменений;

– орудиях и средствах совершения преступления, их качественном своеобразии, способах использования;

– обстановке, предшествующей преступлению, подготовке условий для совершения преступлений, действиях с объектами, свидетельствующих о направленности формирующегося преступного умысла и своеобразии личностной направленности преступника;

– обстановке, возникшей после совершения преступления, типичных способах маскировки изменений в этой обстановке с целью сокрытия преступления;

– особенностях межличностных отношений между обвиняемым (подозреваемым) и потерпевшим;

– содержании письменных и устных высказываний и заявлений обвиняемого (подозреваемого), потерпевшего и свидетелей.

Психологическая структура расследования объективно предопределена типом конкретной проблемно-поисковой криминальной ситуации. По своей гносеологической природе следственно-познавательные ситуации могут быть алгоритмическими, требующими заранее определенных способов расследования, и проблемными, требующими поисковой, эвристической деятельности следователя в ситуации неопределенности. Тип следственной ситуации требует определенной следственной стратегии. Различные криминальные ситуации объективно предопределяют комплекс следственных действий.

Установление типа следственной ситуации позволяет наметить первоочередные следственные действия, назначить ряд необходимых судебных экспертиз. Оптимальная следственная стратегия – адекватный подход к решению познавательно-поисковых задач в зависимости от их типа.

Первоочередной познавательной задачей следователя при анализе информационно-исходной ситуации выступают:

– выявление всех наличных признаков преступления определенного вида и подвида (группы);

– определение разрывов в цепи этих признаков на основе общего эталона, модели совокупности признаков преступления.

Сложность или простота следственной ситуации – это мера ее информационной определенности, представленности в среде признаков преступления. Мера информационной определенности ситуации зависит от объективной сложности исследуемого явления, неоднозначности сведений о нем и его элементах. При этом существенна и осведомленность следователя о сущности явлений данного класса.

Все сложные следственные ситуации – проблемные (познавательный поиск возникает только в проблемной ситуации). Неизвестное при этом должно быть объективизировано – перед субъектом должен возникнуть четко сформулированный познавательный вопрос, который и является проблемой.

Если проблемная ситуация позволяет наметить искомое, которое можно найти путем некоторого преобразования исходных условий, возникают задачи расследования. Элементы задачи – условия и искомое – находятся в определенной зависимости, связи. На основе этих объективных зависимостей и осуществляется процесс определения и поиска неизвестных элементов.

Процесс расследования – это процесс отражения следователем системно-структурных связей элементов расследуемого события. Деятельность следователя не сводится к «собиранию и фиксации доказательств». При встрече с криминальной ситуацией первоначально возникает необходимость опознания признаков преступления. Сама возможность появления доказательств зависит от продуктивности предварительного следственного анализа криминальной ситуации. Первично анализируются информационные сигналы, а не доказательства. Исходная криминалистическая информация, как правило, закодирована. И только ее декодирование порождает доказательства, выявляет связь исследуемых объектов с предметом доказывания. Для этого следователю необходимо: 1) обнаружить; 2) распознать; 3) интерпретировать; 4) оценить криминалистически значимые информационные сигналы и объединить их в информационную систему. В ее пределах устанавливаются новые потенциально возможные источники криминалистически значимой информации. В ситуациях с острым дефицитом исходной информации поисковая деятельность следователя приобретает эвристический характер. В этих случаях следователь решает нестандартные задачи. Методы решения этих задач также нестандартны, они называются эвристическими.

 

3. Криминалистическое информационное моделирование

 

Общим способом решения познавательных проблем является информационное моделирование. Информационная модель – специально создаваемая, мысленно представляемая система, отображающая элементы проблемной ситуации и позволяющая осуществить преобразование этих элементов с целью нахождения новой информации для решения задач данного класса. В процессе расследования объектами моделирования могут быть событие преступления, место и время его совершения, мотивы и способы совершения деяния, личность виновного, потерпевшего и все другие объекты и процессы, связанные с совершением преступления.

При этом выясняется: 1) при каких условиях то или иное явление могло произойти; 2) что следует узнать; 3) где и какие сведения искать. Модели могут быть материальными и мысленными. Материальные модели (подразделяемые на два вида – пространственно подобные и физически подобные) используются в рамках отдельных следственных действий. Мысленные же модели являются основным средством всей следственно-поисковой деятельности. Криминалистическое моделирование позволяет сосредоточить сознание следователя на связях и отношениях объектов, дающих высоковероятностное объяснение фактов, причины которых первоначально не известны, организует выдвижение первоочередных задач расследования. Осуществляя мысленное моделирование события, следователь избавляется от необходимости действовать методом «проб и ошибок», его поисковая деятельность приобретает необходимую целеустремленность, объекты исследования систематизируются и раскрываются в существенных взаимосвязях. Рассматривая вероятностно-информационное моделирование, сформулируем ряд психологически обоснованных требований к выдвижению и проверке следственных версий. Моделированию подлежат отдельные следственные действия – допрос, предъявление для опознания, осмотр места происшествия, обыск, очная ставка, проверка показаний на месте и следственный эксперимент. Исследуются психология взаимодействия следователя с другими участниками уголовного процесса, причем как в ситуации сотрудничества, так и в ситуации противоборства сторон, проблема установления психологического (коммуникативного) контакта, критерии и система приемов психического воздействия на лиц, осуществляющих противодействие расследованию. Необходимы концептуальный охват всей структуры следственной деятельности, системный анализ, обеспечивающий ее эффективность, всесторонняя разработка ее эвристической сущности, охват общепсихологической теорией деятельности, системный анализ объекта следственной деятельности – поведения преступника. При этом следует различать общую модель преступного поведения, частно криминалистическую модель (модель отдельных видов преступления) и информационную модель конкретного преступления, которая формируется на основе «психологического профиля преступника».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.