Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, виды, формы, функции, методы и принципы управления в области охраны окружающей среды




Виды экологических правоотношений

 

Экологические правоотношения можно классифицировать по разным основаниям.

1. По основаниям возникновения выделяются:

- экологические правоотношения возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе правомерной деятельности его участников (например, отношения, возникающие в области недропользования, лесопользования, водопользования и т.д.);

- деликтные экологические правоотношения, являющиеся следствием противоправных действий или бездействий (административных, дисциплинарных, гражданско-правовых правонарушений или преступлений).

2. В зависимости от назначения эколого-правовых норм различаются:

- материальные экологические правоотношения - это отношения, урегулированные нормами материального права, складываются по поводу конкретных материальных объектов, находящихся под эколого-правовой защитой (например, правоотношения по осуществлению производственного контроля, мероприятий по восстановлению окружающей среды, по осуществлению противопожарных мероприятий и т.д.);

- процессуальные экологические правоотношения - это отношения, урегулированные нормами процессуального права, складываются по поводу обеспечения порядка природоохранной деятельности, а также по поводу согласования определенных эколого-разрешительных документов (например, процедура оформления лицензий на природопользование и т.д.)

3. По соотношению прав и обязанностей сторон выделяются:

- вертикальные правоотношения - это отношения, основанные на властном подчинении одной их стороны другой (например, отношения, возникающие между юридическим лицом и органом государственной власти при осуществлении государственного экологического контроля);

- горизонтальные правоотношения отличаются от вертикальных тем, что их стороны юридически равноправны, ни одна из них юридически независима от другой (например, отношения, возникающие на основании соглашения о взаимодействии органов государственной власти между собой в сфере охраны окружающей среды).

Экологические правоотношения можно классифицировать также и по другим критериям: в зависимости от видов эколого-правовых норм, источников экологического права, юридических фактов и т.д.

 

Раздел II. Государственное управление в области
охраны окружающей среды

 

Глава 4. Общие положения

 

 

В административном праве о государственном управлении принято говорить в широком и узком смысле слова. В широком смысле, государственное управление - это организующее воздействие всего государственного аппарата на предельно широкий спектр общественных отношений всеми доступными для государства способами. В узком смысле, государственное управление - это непосредственное исполнительно-распорядительное воздействие той части государственного аппарата, которая предназначена для непосредственного воплощения в жизнь государственного курса, т.е. деятельность органов исполнительной власти и иных субъектов, наделенных соответствующими исполнительно-распорядительными полномочиями (например, Президента РФ, Прокуратуры РФ, других властных субъектов). Именно в этом, узком, смысле государственное управление представляет собой предмет административного права. В связи с этим отметим, что в узком смысле, государственное управление соотносимо с понятием исполнительная власть, являющимся ключевым в действующем административном законодательстве.*(66)

Государственное управление в области охраны окружающей среды можно рассматривать с нескольких позиций:

- как систему органов государственной власти, осуществляющих государственное управление в сфере охраны окружающей среды, государственный экологический контроль и надзор;

- как совокупность функций, задач и направлений в области охраны окружающей среды;

- как институт экологического права, представляющего собой совокупность правовых норм, регулирующих соответствующие правоотношения.

Государственное управление в области охраны окружающей среды - это составная часть социального управления, одна из важнейших государственных функций. Оно выражается в организационной деятельности государства, его органов, а также муниципальных образований и общественных формирований, хозяйствующих субъектов по разработке и выполнению (исполнению) правовых актов, планов, программ, мероприятий в области рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды:*(67)

- установления правовых основ регулирования природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

- определение основных направлений политики в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на ближайшие годы и на перспективу; принятие (утверждение) экологических программ, планов; их финансирование и материально-техническое обеспечение;

- учет природных ресурсов, ведение их кадастров; осуществление мониторинга окружающей среды в целом и ее отдельных объектов; оценка природных ресурсов и прогнозирование состояния окружающей среды;

- организация нормирования качества окружающей среды;

- установление лимитов использования природных ресурсов в целях недопущения их истощения; выдача разрешений на природопользование, на сбросы и выбросы загрязняющих веществ и размещение отходов;

- утверждение нормативов платы за использование природных ресурсов, за сбросы, выбросы и захоронение загрязняющих веществ и отходов;

- проведение государственной экологической экспертизы;

- осуществление государственного экологического контроля;

- лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды;

- организация экологического страхования;

- направление материалов дела в суд для принятия решений об ограничении, приостановке или прекращении работы повышенно опасных производств;

- привлечение виновных лиц к юридической ответственности за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

- организация заповедного дела, охрана памятников природы, ведение Красной книги;

- экологическое образование и воспитание;

- международное сотрудничество по вопросам природопользования и охраны окружающей среды.

Управление в области охраны окружающей среды может быть:

- государственным;

- муниципальным;

- общественным;

- производственным.

Формы управления представляют собой внешнее выражение управленческой деятельности. В юридической науке принято выделять следующие формы управления в области охраны окружающей среды*(68):

1) правовые формы:

- правотворческие - принятие нормативных правовых и иных актов в области охраны окружающей среды;

- правоприменительные - реализация требований законодательства в области охраны окружающей среды посредством исполнения прав и обязанностей, принятия правоприменительных актов административными и судебными органами;

- правоохранительные - применение мер юридического воздействия за нарушение требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.

2) неправовые формы:

- организационные;

- оперативно-хозяйственные;

- материально-технические и др.

Функции управления - закрепленное в законодательных и иных нормативных правовых актах направление деятельности субъектов управления.*(69) Анализ научной литературы и действующего экологического законодательства позволяет выделять следующие функции управления в области охраны окружающей среды, объединив их в 3 группы:

- учет природных ресурсов и иных объектов природы и ведения государственных кадастров;

- планирование, прогнозирование и координация;

- контроль и надзор.

Методы управления в области охраны окружающей среды также можно объединить в 4 группы:*(70)

- метод обязательных предписаний;

- метод рекомендаций;

- метод санкционирований;

- метод разрешения.

Управление в области охраны окружающей среды основывается на следующих принципах:

- общие принципы: принцип законности; принцип гласности; принцип плановости, научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды и др.

- специальные принципы, свойственные только управлению в области охраны окружающей среды: ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; независимость контроля в области охраны окружающей среды; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 1926; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.