Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Юридическая ответственность за экологические правонарушения




 

Основанием юридической ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды является совершение деяния, содержащего признаки экологического правонарушения.

Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19.12.1991 г. в ст. 81 определял экологическое правонарушение как виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. Следует заметить, что такое определение бытует и на сегодняшний день. В частности, именно так, определяет его Д.А. Ястребов.*(92)

Однако, с принятием Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ данное определение не нашло выражение. Это и понятно. Не всегда, например, экологическое правонарушение является виновным. Это касается имущественной ответственности, когда вред возникает независимо от вины причинителя: вред, причиненный источником повышенной опасности. Не всегда экологическое правонарушение причиняет вред окружающей среде, оно может создавать угрозу его причинения. Не всегда административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования связаны с последствиями такого вреда. Таким образом, законодатель не зря отошел от этого определения, так как, являясь общим для всех видов правонарушений (имущественных, административных, дисциплинарных), оно исключает индивидуальную специфику последних. Вместе с тем, само выражение "экологическое правонарушение" закрепляется в ст. 42 Конституции Российской Федерации. Тем самым обеспечивается его правовая основа.

Одной из причин экологических правонарушений является несовершенство законодательства об охране окружающей среды и природопользования. Охрана окружающей среды выражает коренные интересы человека в здоровой и благоприятной для жизни окружающей природной среде. Деяния, посягающие на экологические интересы общества, представляют собой социальную опасность. Обострение экологической обстановки на современном этапе развития вызывает необходимость усиления средств правовой защиты. Как правильно заметил Д.А. Ястребов "зная причины совершения экологических правонарушений, в том числе и преступлений, ведя работу по их устранению, можно добиться снижения уровня экологической преступности в стране".*(93)

В отечественной науке, помимо общих причин экологических правонарушений, в том числе и преступлений (экономических, политических, организационно-технических, воспитательных и др.), к специальным причинам относят несовершенство закона, в частности, наличие пробелов в законодательстве; одновременное существование старого и нового законодательства с их несоответствием по ряду положений, а также декларативность, пробелы в законодательстве субъектов, и, как следствие, неэффективное действие законодательства. Кроме того, недостаточная эффективность правоприменительной практики в значительной мере зависит от отсутствия соответствующих юридических процедур для реализации отдельных законодательных положений.

Совершенствование законодательства: устранение существующих противоречий между старыми и новыми нормативными правовыми актами; подготовка необходимых новых нормативных правовых актов, призванных восполнить существующие пробелы в действующем законодательстве, при этом избегая их декларативности; разработка соответствующих юридических процедур для реализации отдельных законодательных положений; осуществление более жесткого закрепления в законодательстве обязательности требований природоохранительных органов, вытекающих из полномочий, и усиления ответственности за их выполнение, является необходимым условием в борьбе с экологическими правонарушениями.

Являясь разновидностью юридической ответственности, ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей среды представляет собой сложное и многогранное явление. Юридическая ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей среды закреплена в различных нормативных правовых актах. Непосредственные вопросы юридической ответственности закрепляются в национальном праве, но некоторые международные документы содержат общепринятые стандарты.

С принятием Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ коренным образом изменились законодательные основы юридической ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды.

Согласно ст. 81 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19.12.1991 года за экологические правонарушения, то есть виновные, противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную либо уголовную, гражданско-правовую, материальную, а предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско-правовую ответственность.

В соответствии со ст. 75 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 года за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Таким образом, из сферы действия Федерального закона "Об охране окружающей среды" уходит материальная ответственность, что вполне логично. Так как данный вид юридической ответственности устанавливает отношения между работником и работодателями, и регулируется, в первую очередь, трудовым законодательством.

Примечательно, что Закон РСФСР 1991 г., устанавливая в разделе XIII (ст. ст. 81 - 85) ответственность за экологические правонарушения, в отдельный раздел - XIV (ст. ст. 86 - 91) включает, предусмотренную ст. 81 гражданско-правовую ответственность - "возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением". Отличает прежний закон также то, что в разделе XIII устанавливает дисциплинарную, материальную, административную и уголовную ответственность, закрепляя их в отдельных статьях. При этом административная ответственность за экологические правонарушения устанавливалась в статье 84 Закона, дисциплинарная ответственность - в ст. 82. Статья 83, устанавливающая материальную ответственность и ст. 85, устанавливающая уголовную ответственность, носили отсылочный характер.

Ныне действующий Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ в главе XIV включает всего 6 статей, регулирующих в большей степени возмещение вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.

Поскольку нарушение законодательства об охране окружающей среды может выступать в форме преступления, гражданско-правового деликта, административного правонарушения или дисциплинарного правонарушения, то юридическая ответственность за них может быть соответственно уголовной, имущественной, административной и дисциплинарной. Порядок реализации ответственности урегулирован санкциями Уголовного кодекса Российской Федерации, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации. Помимо этого, целый комплекс нормативных правовых актов устанавливает соответствующие требования, за неисполнение которых наступает ответственность.

На уровне субъектов также предусматривается ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей среды: законодательство субъектов РФ об административных правонарушениях, методики, таксы, порядок возмещения вреда, причиненного определенным компонентам окружающей среды.

Следует отметить, что санкции, применяемые к физическим и юридическим лицам, не однозначны. Действующим законодательством для граждан (в том числе должностных лиц) установлены следующие виды ответственности: уголовная, административная, материальная и гражданско-правовая. Юридические лица несут административную и гражданско-правовую ответственность. При этом административная и уголовная ответственность применяется на альтернативной основе. Некоторые виды ответственности могут применяться одновременно. Речь идет именно о возмещении вреда, как разновидности гражданско-правовой ответственности. Так, например, одновременно с дисциплинарной ответственностью может применяться и возмещение ущерба.

Отрегулированная законодательная база в области охраны окружающей среды несомненно является одной из гарантий эффективной реализации, провозглашенных ст. 42 Конституции Российской Федерации прав каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Другой важной составляющей в реализации закрепленных конституционных прав является юридическая ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей среды. В свою очередь, изучение различных аспектов юридической ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды, позволит глубже понять сущность законодательства об охране окружающей среды и предложить пути его совершенствования.

 

Глава 13. Гражданско-правовая (имущественная)
ответственность за экологические правонарушения

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.