Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормативная система первобытного общества




2.5

 

 

В обществе присваивающей экономики существовала нерасчлененность мифологи-ческого и традиционно-бытового регулятора, зачаточного права и морали. Отечественный этнограф А.И. Першиц назвал регуляторы этого этапа мононормами. Они регулировали следующие виды общественных отношений: 1) брачно-семейные; 2) половозрастное разде-ление труда; 3) отношения по распределению пищи и правила ведения охоты; 4) правила разрешения споров между членами общины; 5) правила ведения войн между племенами.

 

Мононормы представляли собой единые, общие для всех правила поведения. Пер-вобытный человек не различал прав и обязанностей, не выделял различные виды норм – морали, религиозные и т. д.

 

Чаще всего мононормы имели форму запретов (табу), которые воспринимались как предписания, исходящие от сверхъестественных сил, и подкреплялись религиозно-магиче-скими санкциями.

 

Мононормы были направлены на обеспечение присваивающей экономики, гармонич-ное существование первобытной общины и воспроизводство человека. Для нормативной системы этого периода характерна тотемная форма, т. е. объявление какого-либо животного или растения священным. Термином «тотем» обозначалась вера в сверхъестественное род-ство, существующее между племенем и определенным видом животного, реже растения или предмета. Это запрещало людям данного племени употреблять мясо этого животного (или растение) в пищу, поскольку люди этого племени происходили от тотема. Тотемная форма выступала экологическим регулятором и была своеобразной «Красной книгой».

 

Среди способов регулирования выделялись в качестве главного запреты, небольшую долю составляли дозволения (разрешения) и позитивные обязывания. Например, запре-щалось кровосмешение, нарушение разделения функций в общине; дозволялась охота на определенных участках или на определенные виды животных и т. д. Позитивное обязыва-ние имело целью организовать рациональным образом приготовление пищи, строительство жилищ, изготовление орудий труда и т. д. Но все способы нормативного регулирования не были направлены на изменение природных условий, на выделение человека из природы; они способствовали формированию наиболее эффективных форм присвоения предметов при-роды и их приспособлению для удовлетворения потребностей человека.

 

Мононормы находили выражение в мифах, обычаях, ритуалах, обрядах. Обычаи были исторически первыми регуляторами отношений между людьми и закрепляли выработанные веками рациональные, полезные для людей варианты поведения, которые передавались из поколения в поколение и отражали в равной мере интересы всех членов общины. Обычаи изменялись медленно, что соответствовало темпам развития общества того периода.

 

Соблюдение обычаев было прочной привычкой каждого члена общины. Непререка-емость обычаев опиралась на связь и общность интересов членов общины, их равенство, отсутствие противоречий между этими интересами.

 

Наряду с самоорганизационными процессами формирования обычаев, традиций при-сваивающая экономика на некоторых этапах знала и сознательное создание правил поведе-ния. Их создавали потестарные органы управления.

 

На основе изложенного можно сделать следующие выводы о нормативной системе этапа присваивающей экономики.


 


Л. А. Морозова. «Теория государства и права»

 

 

1. Эта система была направлена на господство общего над личным, индивидуальным, на сплочение общины, рода, племени, поскольку вне коллектива человек не смог бы в то время выжить.

 

2. Нормативная система выступала в виде строгих, непререкаемых, безусловно обя-

 

зательных правил поведения,которые соблюдались в силу привычки,объективной целесо-

 

образности и не обеспечивались специальным аппаратом принуждения.

 

3. Внутренняя структура мононорм характеризовалась нерасторжимым единством биологических, моральных, религиозных, обрядово-ритуальных требований.

 

4. Преобладающее значение в структуре мононорм имели запреты (табу), и лишь

 

потом появились дозволения и позитивные обязывания.

 

5. Казуистичность мононорм, отсутствие обобщающих правил, привязанность моно-норм к определенным предметам реального мира: они были посвящены брачным отноше-ниям, ритуалам при выходе на охоту, порядку распределения пищи, добычи и др.

 

В период перехода от присваивающей к производящей экономике происходят суще-ственные изменения в нормативной системе. Под воздействием социально-экономических факторов мононормы постепенно перерастают в нормы морали и права путем их расщепле-ния,а также появления новых позитивно-обязывающих норм.Нормативная система ранне-классовых обществ получает новую структуру, отличную от предшествующей. В ней возни-кает специальный пласт норм, отличающихся от мононорм. Это знаменует появление права, которое складывается не вдруг, не на пустом месте, а постепенно и представляет собой на первом этапе санкционированные государством обычаи. Отсюда его название – обычное право. Оно формируется путем,с одной стороны,приспособления и видоизменения обы-чаев родового строя, а с другой – введения новых правил поведения, не известных перво-бытному обществу, но обеспеченных государственным принуждением.

 

Утверждение в жизни новых норм нередко происходило в борьбе со старыми обыча-ями. Но бывало и так, что новое правило действовало наряду со старым обычаем, пока новое не побеждало старое. Например, переходной ступенью от кровной мести к выкупу (компо-зиции) была возможность выбора родственниками убитого любого из этих вариантов.

 

На первом этапе существования права обнаружились две тенденции: процесс посте-пенного выделения юридических норм; расширение сферы регулируемых правом обще-ственных отношений.

 

Одна из особенностей нормативной системы рассматриваемого периода – появле-ние первых письменных источников – агрокалендарей. Они стали основой общественной жизни членов земледельческой общины, так как регулировали производственную деятель-ность общины и были строго обязательны для исполнения. Возникает и специальный аппа-рат контроля за соблюдением агрокалендарей.

 

В литературе выделяется еще одно важное явление, во многом соприкасающееся с пра-вом, – предсказания (проф. А.Б. Венгеров). Существует версия, что в раннеклассовом обще-стве все, заслуживающее внимания, записывалось, записи группировались в сборники, в которых излагалось происшествие и содержалось на его основе предсказание. По мнению А.Б. Венгерова, предсказания строились по той же схеме, что и нормы права, – «если – то». Существовала тесная связь между сборниками предсказаний и собственно юридическими сборниками. Чем древнее сборники, тем детальнее излагались предсказания и тем более органичнее они выполняли регулятивные функции. Считается, что первые посвятительные надписи месопотамских царей, сделанные несколько тысячелетий назад в связи со знамени-ями, видениями, гаданиями, и были первыми юридическими правилами. Существовали и другие формы правового использования предсказаний. Так, ассирийские пророчицы объяв-ляли через себя волю божества.


 

 


Л. А. Морозова. «Теория государства и права»

 

 

С данной концепцией можно соглашаться или нет, но она представляет собой своеоб-разное видение возникновения норм права.

 

Итак, возникновение права было обусловлено общественными потребностями, к кото-рым можно отнести:

 

1) необходимость установления единого порядка в отношениях между людьми на определенной территории;

 

2) потребность в поддержании этого порядка в условиях расслоения общества, появ-ления различий и даже конфликтов;

 

3) необходимость регулирования обмена между народами, установления соседских взаимоотношений и ограничения враждебного противостояния.

 

Качественное отличие регулятивной системы производящей экономики от норматив-ной системы периода присваивающей экономики состояло в следующем. Во-первых, про-исходит расщепление мононорм и их постепенное перерастание в нормы морали, права, религиозные нормы. Во-вторых, усложнилась структура регулирования поведения людей; сложились четыре способа данного регулирования: что надо обязательно делать (что

 

должно); что разрешено делать (что можно); что запрещено делать (нельзя делать) и что без-различно для общества, т. е. человек может поступать по своему усмотрению. В-третьих, появление письменных источников, фиксирующих правила поведения, и жесткая привязка этих правил к земледельческому производству – агрокалендари. Организация специального аппарата контроля за соблюдением агрокалендарей. В-четвертых, общесоциальное содер-жание нормативного регулирования, т. е. оно было сориентировано на выживание всех и на регулирование жизни всей общины. Лишь со временем эти правила политизируются, т. е. приобретают классовое содержание. В-пятых, право появилось не вдруг, не на пустом месте, а сначала происходило санкционирование обычаев, которые перерастали в обычное право и становились строго обязательными для всех. Их государство признавало и ставило под свою защиту. Процесс формирования права отличается длительностью, имеет ряд эта-пов и специфику у разных народов. В-шестых, право возникает объективно на этапе ста-новления раннеклассового общества как нормативный способ регулирования производящей экономики, свободного труда общинников-земледельцев и ремесленников.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 1417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.