Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основания возникновения правоотношений между родителями и детьми 2 страница




Поскольку добровольное признание отцовства — это сделка, которую нельзя отменить, мужчина, подавший такое заявление в орган загс, впоследствии лишается права оспорить произведенную запись за исключением случая, если в момент подачи заявления ему было неизвестно, что он не является отцом ребенка. Однако это не исключает права лица оспаривать произведенную запись по мотивам воздействия каких-либо факторов на нормальный процесс волеобразования и волеизъявления (например, если заявление об установлении отцовства было подано под влиянием угроз, насилия либо в состоянии, когда истец не был способен понимать значение своих действий или руководить ими)[307].

В контексте вопроса об основаниях оспаривания записи об отцовстве (материнстве) должна решаться проблема соотношения двух исков: иска об оспариваний записи и иска об установлении отцовства. Каковы должны быть исковые требования лица, считающего себя настоящим отцом ребенка, если в книге записей рождений значится другое конкретное лицо? Если он предъявляет одно лишь требование об оспариваний произведенной записи, должен ли суд в решении одновременно и устанавливать его отцовство? Казалось бы, ответ очевиден: в соответствии с принципом диспозитивности суд не может выходить за пределы исковых требований.

Однако, учитывая интересы ребенка, в данном случае необходимо исходить из логического толкования норм СК. Если требование об оспариваний записи предъявляет фактический отец ребенка, суд наряду с решением об аннулировании записи об отце должен выносить решение об установлении отцовства истца. Бремя доказывания отцовства возлагается на самого отца, ибо в противном случае он будет являться ненадлежащим истцом, поскольку СК содержит исчерпывающий перечень лиц, имеющих право на предъявление иска, называя в их числе и лицо, фактически являющееся отцом ребенка.

В случае оспаривания записи лицами, записанными в качестве отца или матери ребенка, они не обязаны представлять доказательства кровного происхождения ребенка от других лиц. В таком случае в книге записей рождений запись об отце или матери будет просто отсутствовать.

КоБС 1969 г. устанавливал годичный срок для оспаривания записи и ограничивал круг лиц, которые могли ее оспорить. Такое право было предоставлено лишь лицам, записанным в качестве отца или матери ребенка. СК не воспринял эти нормы и подобных ограничений не содержит.

При оспариваний записи и установлении отцовства принцип кровного происхождения проявляется наиболее наглядно. Возможна ситуация, когда лицо, записанное отцом ребенка, относится к нему действительно как к своему, содержит и воспитывает его на протяжении ряда лет, и ребенок воспринимает этого мужчину как родного отца. При этом биологический отец является для него посторонним, чужим человеком. Однако данные обстоятельства не препятствуют суду вынести решение об аннулировании прежней записи об отце в документах и внесении новой, на основании решения суда об установлении отцовства.

Правовые последствия применения метода искусственного оплодотворения или имплантации эмбриона. Современная медицина позволяет обрести счастье отцовства и материнства тем людям, которые по ряду причин не могут иметь детей. В частности, это достигается с помощью применения метода искусственного оплодотворения или имплантации эмбриона[308]. Статья 35 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан[309] указывает, что каждая совершеннолетняя женщина детородного возраста имеет право на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона. В Российской Федерации искусственная инсеминация женщин спермой донора по медицинским показаниям применяется с 1987 г. Искусственное оплодотворение женщины и имплантация эмбриона осуществляются в учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности, при наличии письменного согласия супругов (или одинокой женщины). Сведения о проведенных искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона, а также о личности донора составляют врачебную тайну.

Достаточно широкое применение этих методов привело к необходимости правовой регламентации их последствий.

При искусственной инсеминации женщины спермой мужа (гомологическая инсеминация) никаких проблем не возникает, ибо ребенок генетически происходит от своих родителей.

В случае же применения при оплодотворении спермы донора (гетерономная инсеминация)[310], когда муж женщины дал согласие на подобную процедуру, впоследствии он не имеет права ссылаться на данный факт как на основание при оспариваний своего отцовства, хотя очевидно, что он не является биологическим отцом ребенка. Здесь в интересах ребенка законодатель отступает от принципа кровного происхождения, ибо мужчина волевым актом выразил свое согласие быть отцом. Если каким-либо образом будет нарушена врачебная тайна и личность донора станет известна, родители ребенка не имеют права предъявлять требования об установлении отцовства к донору. Равно и донор не вправе претендовать на свое отцовство.

При производстве операции по имплантации эмбриона также можно говорить о различных ситуациях. Во-первых, мужчина и женщина могут являться генетическими родителями ребенка при оплодотворении женщины спермой мужа. Во-вторых, здесь также возможно искусственное оплодотворение донорской спермой. Как ранее было сказано, муж женщины лишается права оспаривать свое отцовство, если он дал согласие на эту операцию. Часть 2 ст. 4 СК предусматривает ситуацию, когда оплодотворенная яйцеклетка пересаживается в организм генетически посторонней женщины. В таком случае мы имеем дело с так называемым институтом суррогатного материнства, когда супружеская пара заключает договор с суррогатной матерью — женщиной, которой имплантируют эмбрион в целях его вынашивания. В данной ситуации женщина выступает своеобразным донором, но только «объектом донорства являются не органы и ткани, а весь женский организм, который обеспечивает зародышу защиту от внешних воздействий и необходимое развитие»[311].

СК закрепляет преимущественное право женщины, выносившей и родившей ребенка, на запись в качестве матери в книге записей рождений. Генетические родители могут официально быть записаны таковыми лишь с согласия суррогатной матери. В данном случае закон отступает от принципа кровного происхождения ребенка, принимая во внимание, что за время беременности между женщиной и рожденным малышом возникла особая связь. Лишение суррогатной матери права оставить себе ребенка может стать для нее тяжелой психической травмой. Но, дав согласие на запись в качестве отца и матери генетических родителей, суррогатная мать лишается в дальнейшем права оспаривать эту запись.

Недостаточное правовое регулирование данного института вызывает на практике целый ряд вопросов.

Что является основанием возникновения прав и обязанностей между родителями ребенка и суррогатной матерью? Какова природа соглашения, подписываемого этими сторонами? Может ли данное соглашение носить возмездный характер? М. Н. Малеина считает, что следует разрешить как возмездное, так и безвозмездное предоставление женщиной своего организма для вынашивания чужого ребенка. «Полученное вознаграждение можно было бы рассматривать как компенсацию за определенные неудобства, вызванные беременностью, и за риск ухудшения состояния своего здоровья»[312]. Соглашение между родителями и женщиной, согласившейся выносить и родить ребенка, не должно ни в коем случае ущемлять права последней, в частности, в нем нельзя предусматривать отказ женщины на запись ее в качестве матери будущего ребенка или отказ от вознаграждения в случае выкидыша.

Если суррогатная мать принимает решение оставить ребенка у себя, она обязана возместить генетическим родителям те расходы, которые они понесли в период ее беременности: на покупку продуктов питания, медикаментов, организацию отдыха беременной женщины и т. д., а также вернуть сумму вознаграждения, если она была ею уже получена. Впоследствии эта женщина по смыслу закона не вправе требовать установления отцовства в судебном порядке и сам ребенок также должен быть лишен этого права, хотя подобное решение вопроса, несомненно, ущемляет права ребенка.

За рубежом уже накоплен достаточный опыт использования посторонней женщины для вынашивания и рождения ребенка. В нашей стране пока имеют место лишь отдельные случаи. Но и они уже свидетельствуют о наличии как правовых, так и морально-этических проблем в этой области[313]. Как отмечает Л. М. Пчелинцева, «во избежание судебных споров и коммерческого использования института суррогатного материнства Советом Европы рекомендовано производить подобные операции только по экстремальным медицинским показаниям и использовать в качестве «матери-инкубатора» сестер, близких родственниц или подруг бесплодной женщины с оплатой лишь объективно допустимых расходов»[314].

§ 2. Содержание родительского правоотношения

Общие положения. Содержанием правоотношения принято считать права и обязанности его участников. Поэтому в данном параграфе речь пойдет о правах и обязанностях субъектов родительского правоотношения — родителей и детей. Семейный кодекс содержит ряд новелл, в первую очередь касающихся признания за ребенком специального статуса участника семейных отношений, наделенного особыми личными и имущественными правами. В данном вопросе СК, несомненно, воспринял многие положения принятой в 1989 г. Конвенции ООН о правах ребенка[315]. На первый взгляд, вызывает недоумение, что международный акт, направленный на защиту интересов наиболее уязвимой в силу своего возраста категории граждан — детей, принят столь недавно. Международное сообщество на протяжении десятилетий поднимало вопрос о необходимости подготовки подобной Конвенции. Существующая Декларация прав ребенка[316], провозглашенная резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г., не могла обеспечить должный уровень защиты несовершеннолетних в силу того, что декларация не является актом, общеобязательным для исполнения странами-участницами. Злоупотребления же правами детей во всем мире с годами приняли угрожающий характер.

Ратификация Конвенции налагает на страны-участницы обязательство соблюдать ее положения и представлять в соответствующее подразделение ООН периодические отчеты о выполнении принятых обязательств. В настоящее время Конвенция о правах ребенка является уникальным международным актом в том смысле, что ее ратифицировали почти все страны мира. Таким образом, произошло признание приоритета прав и интересов ребенка на самом высоком уровне — международном.

Безусловно, в нашей стране не стоит столь остро, как в некоторых других государствах, проблема защиты таких основных прав ребенка, как право на жизнь или на защиту от сексуальной и иных форм эксплуатации. Но, несмотря на это, права и интересы ребенка и у нас не соблюдаются в той мере, которая необходима для развития нормального, здорового в нравственном и физическом смысле индивида. К сожалению, многие обязательства, принятые нашим государством, остаются пока не осуществленными.

Права и обязанности участников родительского правоотношения получили в новом СК более развернутую регламентацию. Это явилось следствием не только учета международного опыта, но и обобщения отечественной судебной практики по определенным категориям дел. В частности, в новом СК более последовательно, нежели в КоБС РСФСР, решен вопрос об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка; впервые особое внимание уделено правам несовершеннолетних родителей и т. д.

Права и обязанности родителей. Регулированию прав и обязанностей родителей посвящена глава 12 СК. Права и обязанности обоих родителей, как и в прежнем законодательстве, признаются равными. Иными словами, ни мать, ни отец не обладают преимущественными правами в отношении своих детей, с одной стороны, равно как они оба не могут быть освобождены от несения своих родительских обязанностей — с другой.

Далее законодатель отмечает, что права и обязанности родителей носят срочный характер и прекращаются по достижении детьми восемнадцати лет (п. 2 ст. 61 СК)[317]. Исключением являются случаи приобретения детьми полной дееспособности до достижения совершеннолетия (при вступлении в брак или эмансипации).

Полную семейную дееспособность лицо приобретает с восемнадцати лет. Однако стать родителями могут и несовершеннолетние лица. В таком случае закон не лишает их права совместно проживать с ребенком и участвовать в его воспитании. Однако если отец и (или) мать ребенка не достигли еще шестнадцати лет и при этом не состоят в браке, ребенку может быть назначен опекун, вместе с которым юные родители и будут осуществлять воспитание малыша. Назначение опекуна, безусловно, преследует цель защиты интересов не только новорожденного, но и самого несовершеннолетнего родителя, который сам, по сути, является еще ребенком[318].

Права и обязанности родителей можно разделить на имущественные и неимущественные. В главе 12 СК речь идет о неимущественных, т. е. личных, правах и обязанностях родителей[319]. К личным правам родителей относятся:

— права по воспитанию и образованию ребенка;

— права по защите прав и интересов детей;

— право на защиту самих родительских прав.

Правомочия по воспитанию, образованию и защите прав и интересов детей предстают, с одной стороны, как родительские права, а с другой — эти же правомочия рассматриваются уже как обязанности родителей. Неисполнение этих обязанностей влечет применение санкций. Семейное право является, пожалуй, одной из немногих отраслей, где встречается столь необычная правовая конструкция, когда один и тот же правовой феномен выступает в одних случаях как субъективное гражданское право, а в других—как субъективная обязанность.

Еще одной особенностью родительских прав и обязанностей является то, что реализация их должна осуществляться исключительно с учетом интересов детей (выражаясь языком Конвенции о правах ребенка, «the best interests of the child»). Это принцип имеет отнюдь не декларативный характер. Дело в том, что предусмотреть все варианты осуществления родительских прав и обязанностей невозможно. В каждой семье существуют свои традиции воспитания, свои принципы распределения семейных обязанностей и т. д. Можно сказать, что в этом смысле семейно-правовые нормы не отличаются четкостью и определенностью. Но это не пробел в законодательстве, а позиция, предопределенная самим характером семейных отношений и их субъектным составом. Право решать, насколько учитываются интересы детей в каждом конкретном случае, предоставлено органам опеки и попечительства, а в самых серьезных случаях — суду. И в этой ситуации и органы опеки и попечительства, и суд должны руководствоваться принципом защиты интересов детей. Понятно, что возникающие проблемы решаются во многом на основании внутреннего убеждения судей и работников органов социальной защиты.

В соответствии со ст. 63 СК, отец и мать ребенка имеют право и обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Средства и методы воспитания родители выбирают сами, не забывая, однако, о главном: эти способы не должны наносить вред психическому и физическому здоровью ребенка, его нравственному развитию.

Родители имеют преимущественное перед всеми другими лицами право на воспитание своих детей. Данным положением необходимо руководствоваться в случаях, когда на осуществление такого права претендуют сразу несколько лиц, включая и родителей (это могут быть другие родственники, лица, на содержании которых ребенок находился какое-то время, опекуны и т. д.). В такой ситуации суд будет исходить из преимущественного права отца и матери. И только исключительные обстоятельства (привязанность ребенка к другим лицам, мнение ребенка старше десяти лет, не желающего жить с родителями, недостойное поведение родителей и т. д.) могут повлиять на решение суда передать ребенка отцу и (или) матери.

СК особо выделяет обязанность родителей обеспечить детям получение основного общего образования[320], ибо образование является тем фундаментом, без которого человеку трудно, а порой и невозможно найти свое место в жизни. Общее образование гарантирует условия дальнейшего обучения, расширяет возможности трудоустройства и, что не менее важно, прививает ребенку навыки взаимодействия в коллективе, т. е. формирует социальную личность. В случаях, когда по вине родителей ребенок забрасывает учебу, он часто попадает в среду таких же неблагополучных детей, как и он сам. При этом вся неизрасходованная энергия направляется в основном на антиобщественные цели. В конечном счете часто происходит деформация личности и общество получает неполноценного человека.

Поскольку несовершеннолетние дети в большинстве случаев не могут самостоятельно защищать свои права и интересы, обязанность по защите закон возлагает на их законных представителей—отца и мать. Родители представляют интересы своих детей во всех учреждениях без каких-либо особых полномочий. Для подтверждения своих прав им достаточно доказать, что они являются родителями несовершеннолетних.

Случается, что интересы законных представителей не совпадают с интересами детей, а порой требуется судебная защита и от злоупотреблений со стороны самих родителей. Если орган опеки и попечительства придет к такому выводу, то он обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

Но не только дети, а и сами родители порой нуждаются в защите. В соответствии со ст. 68 СК, родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения. Это право тесно связано с правом родителей на преимущественное воспитание своих детей. В жизни случаются ситуации, когда ребенок на какое-то время в силу различных обстоятельств остается у посторонних лиц, которые о нем заботятся, содержат, воспитывают. Это могут быть родственники ребенка либо посторонние лица. Ребенок может попасть к ним как по воле родителей (в случаях, когда родители уезжают в длительную командировку, на заработки и т.д.), так и помимо их воли (в случаях, когда в силу стечения тяжелых обстоятельств родители не могут осуществлять надзор за ребенком и родственники или другие лица берут его на время к себе). В конце концов, ребенка могут похитить. В таких случаях родители вправе обратиться в суд с требованием о передаче ребенка от лиц, которые удерживают его без законного основания. Однако данное право родителей не является для суда решающим. За время нахождения у других лиц ребенок может привыкнуть к ним, к родителям же, напротив, полностью утратить привязанность. Судом будут учитываться прежде всего интересы ребенка, а также те обстоятельства, при которых связь родителей с ребенком была прервана. Возможно, родители отказались воспитывать ребенка, поскольку считали это обременительным, или иным образом проявили пренебрежение своими родительскими обязанностями, в то время как бабушка, дедушка, другие родственники и даже абсолютно посторонние для ребенка лица приняли самое активное участие в его судьбе.

Если родители требуют возврата ребенка от лиц, у которых он находится на законных основаниях (опекун, попечитель, приемные родители, детское воспитательное учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей), то сначала родителям необходимо решить вопрос с органом опеки и попечительства о прекращении опеки (попечительства) над несовершеннолетним или о досрочном расторжении договора о передаче ребенка в приемную семью[321].

Во все времена одной из наиболее сложных категорий семейных дел в суде являлись вытекающие из раздельного проживания родителей споры об определении места жительства ребенка и связанные с этим споры о порядке осуществления родительских прав тем родителем, который вынужден проживать отдельно от ребенка. Сложность подобных споров обусловлена субъективным характером целого ряда моментов, которые суд должен принимать во внимание при решении вопроса о том, с кем будет проживать ребенок и каким образом будет участвовать в его воспитании тот из родителей, кто не является непосредственным воспитателем.

Место жительства ребенка (детей) при раздельном проживании родителей, по общему правилу, устанавливается соглашением между отцом и матерью. Однако на практике родители часто не могут прийти к соглашению и вынуждены обращаться за решением этого вопроса в суд. Закон называет целый ряд факторов, которые должны быть учтены при определении места жительства ребенка. В соответствии со ст. 65 СК, к обстоятельствам, заслуживающим внимания, относятся: привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым родителем и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и т.д.).

Возраст ребенка является одним из главных факторов, ибо, к примеру, малолетние дети нуждаются прежде всего в материнском уходе, а по мере их взросления необходимость мужского и женского участия в воспитании ребенка выравнивается[322]. Никакого трафарета для решения подобных споров нет и не может быть. Каждая ситуация настолько индивидуальна, что при вынесении решения судье приходится быть не только правоведом, но и психологом.

Другим существенным фактором, способным оказать влияние на принятие решения, является привязанность детей к одному из родителей. Определить, к кому больше привязан ребенок, необходимо, чтобы минимизировать психологический стресс при расставании с родителем. Однако часто бывает чрезвычайно трудно выявить, кому из родителей ребенок отдает предпочтение. Обычно решению вопроса о месте проживания ребенка предшествует бракоразводный процесс или решение родителей проживать раздельно без расторжения брака. В любом случае атмосфера в семье не самая благоприятная, что не может не сказаться на психическом состоянии ребенка. В таких ситуациях он может быть напуган или находиться под влиянием одного из родителей или его родственников. Перед судьей стоит нелегкая задача разобраться, каково на самом деле желание ребенка[323].

Часто родители по тем или иным причинам «делят» детей. Скажем, мальчик-подросток остается с отцом, а малолетняя девочка — с матерью. И в таких ситуациях суд должен все взвесить. Если у родителей нет достаточно обоснованных аргументов в пользу такого решения, а дети друг к другу привязаны, разлучать их нельзя, ибо это нанесет им душевную травму.

Невозможно решить вопрос о месте проживания ребенка без достаточной уверенности в том, что у родителя, который собирается осуществлять функции непосредственного воспитателя, есть we условия для нормального развития ребенка. Поэтому подобные дела назначаются к разбирательству в судебном заседании только после получения от органов опеки и попечительства составленных и утвержденных в установленном порядке актов обследования условий жизни лиц, претендующих на воспитание ребенка[324].

Невозможно обойти вниманием давно обсуждаемый в литературе (как научной, так и публицистической) вопрос об ущемлении прав мужской части населения при решении вопроса о том, с кем будет проживать ребенок после развода. Сколь бы многочисленны ни были факторы, принимаемые во внимание судами, статистика свидетельствует, что в 90% случаев ребенок (дети) все же остаются с матерью. Если оставить в стороне ситуации, когда причиной развода послужило пьянство, употребление наркотиков и иное недостойное поведение одного из супругов (та же статистика свидетельствует, что чаще всего в этой роли выступает отец), для которого дети обычно являются лишь обузой и который не претендует на совместное с ними проживание (тогда вышеназванные 90% сократятся до 60%), интересно проанализировать, чем же руководствуются судьи в иных ситуациях, когда оба родителя характеризуются с положительной стороны. Во-первых, далеко не всегда отец настаивает на оставлении ребенка с ним. Причины бывают различны: мужчины, повинуясь сложившейся традиции оставления ребенка с матерью, просто могут не верить в то, что вопрос решится как-нибудь иначе; но зачастую они просто не хотят усложнять себе жизнь, потому что ребенок, особенно малолетний, требует достаточно большого внимания в отсутствие матери. У мужчин же в шкале жизненных ценностей на первом месте традиционно стоит карьера. Поэтому они считают, что ребенку лучше жить с матерью, а они, в свою очередь, будут делать все возможное, чтобы обеспечить его материально.

Если же возникает ситуация, когда оба родителя с одинаковой настойчивостью требуют оставитьим ребенка, суд будет исходить исключительно из интересов ребенка и учитывать прежде всего его привязанность к отцу или матери и возможность того или иного родителя создать для ребенка надлежащие условия для проживания и формирования полноценной личности.

Решающую роль играет профессия родителя: уходя в длительные плавания, работая машинистом, летчиком[325] или оперуполномоченным, отец вряд ли сможет создать ребенку нормальные условия для проживания. Так же и мать-стюардесса, проводница или часто гастролирующая балерина не сможет осуществлять должный контроль за ребенком. При этом суды должны учитывать наличие близких родственников (бабушек и дедушек, вышедших на пенсию), готовых помогать своим детям в воспитании внуков.

Часто на вынесении решения о том, с кем из родителей будет проживать ребенок, проблемы не заканчиваются. Тот из родителей, который будет проживать отдельно от ребенка, имеет право на общение с ним и на участие в его воспитании наравне с непосредственным воспитателем. Поэтому встает вопрос о порядке осуществления этого права. Бывает, что отец и мать к мирному соглашению прийти не могут. Зачастую ребенок становится орудием, которое родители используют для вымещения обиды, разжигания ненависти друг к другу, забывая, что тем самым наносится вред еще не сформировавшейся психике несовершеннолетнего. Орган опеки и попечительства в таком случае сам составляет проект соглашения о порядке участия отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка и представляет этот проект на рассмотрение суда. В соглашении предусматривается место встреч родителя и ребенка (это может быть как место постоянного проживания ребенка или родителя, так и нейтральная территория); время встреч (выходные, праздники, каникулы); продолжительность общения и т. п.

Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию. К сожалению, такие препятствия чинятся достаточно часто. Если они являются неоправданными, к виновному родителю применяются штрафные санкции, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством (ст. 406 ГПК РСФСР).

В случае изменения условий жизни любого из родителей, в том числе семейного, материального положения и других обстоятельств, а также в случае серьезного изменения взаимоотношений между родителями и ребенком может встать вопрос о передаче ребенка другому родителю или о внесении поправок в соглашение о порядке участия отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка. Если родителям и на этот раз не удастся урегулировать спор мирным путем, они вправе предъявить повторный иск в суд для защиты как своих прав, так и прав несовершеннолетнего.

Исходя опять же из интересов несовершеннолетнего, закон закрепляет право на общение с ним и за близкими родственниками ребенка. Круг этих родственников определен достаточно широко с использованием формулировки «и других». Из этого можно сделать вывод, что степень родства значения не имеет, для защиты своего права истец должен лишь доказать, что он действительно является родственником ребенка. Родители (или родитель) обязаны не чинить препятствий в общении ребенка с его дедушками, бабушками, братьями, сестрами и другими родственниками.

Позиция законодателя сводится к закреплению права на общение с ребенком лишь за родственниками. Формально посторонние лица такого права не имеют. Однако в жизни возможны ситуации, когда именно чужой человек оказывается по тем или иным причинам особенно дорог ребенку. Это может быть бывший опекун (попечитель), воспитатель из детского дома и т. д.[326] Поэтому при вынесении решения суд должен исходить прежде всего из интересов несовершеннолетнего и удовлетворять требование о защите права на общение с ребенком, даже если речь идет не о родственниках.

Права и обязанности несовершеннолетних детей. Семейный кодекс содержит отдельную главу, посвященную правам несовершеннолетних. Более того, положения о правах детей предваряют положения о правах родителей. Это, несомненно, свидетельствует о новом подходе законодателя к такому субъекту права, как ребенок. Прежнее законодательство относилось к детям как к пассивным исполнителям воли родителей, а родители мыслились как единственные лица, которые знают интересы своего ребенка и потому могут и должны защищать их [327]. Однако в последние десятилетия в мире сформировалось иное видение роли ребенка в жизни общества. Появилась необходимость закрепить за детьми право на выражение собственного мнения при решении вопросов, затрагивающих интересы детей. Остро встала проблема защиты ребенка от любых проявлений насилия, в том числе и в семье. Это привело к созданию во многих странах института Детского Омбудсмена — уполномоченного по защите прав детей. В нашей стране эти функции возложены в первую очередь на органы опеки и попечительства. Однако полномочия Омбудсмена выходят далеко за рамки полномочий традиционных государственных органов.

В положениях СК о правах детей нашли свое отражение как новые принципы, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, так и достаточно традиционные положения, которые были и в прежнем законодательстве. Статья 54 СК, к примеру, закрепляет право ребенка на всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства. Эта норма повторяет положения многих международных конвенций и деклараций, посвященных защите прав человека. Принцип уважения человеческого достоинства нашел отражение и в нескольких статьях Конституции РФ. Положения Конвенции и СК развиты в Законе РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»[328].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.