С чем связана столь активная роль бессознательного в процессах творче- ства? Ответ на этот вопрос предлагает крупный отечественный исследо- ватель творческого мышления Я.А. Пономарев.
Выше говорилось, что наиболее тонкий момент в процессе мышления связан с созданием модели проблемной ситуации из набора структур и схем знаний, хранящихся в долговременной памяти человека. В случае относи- тельно простой, мало творческой задачи субъект обладает хорошо струк- турированными знаниями, которые позволяют ему достаточно легко со- здать адекватную модель. Однако отсутствие таких структур в долговремен- ной памяти превращает задачу в творческую.
Я.А. Пономарев различил два вида опыта (т.е. знаний, хранящихся в па- мяти субъекта): интуитивный и логический. Интуитивный опыт обладает весьма своеобразными свойствами. Он может быть назван бессознатель- ным по двум причинам: во-первых, он образуется помимо воли субъекта и вне поля его внимания; во-вторых, он не может быть произвольно акту- ализирован субъектом и проявляется только в действии. Логический опыт, напротив, осознан и может быть применен при возникновении соответ- ствующей задачи.
Рассмотрим факты. Типичный эксперимент Я.А. Пономарева строился по следующей схеме. Испытуемому давалась задача, где сознательно стре- мясь к некоторой цели, он попутно должен был совершить ряд предметных преобразований, непосредственно на достижение этой цели не направлен- ных. Таким образом, в этой задаче формировался как прямой, так и побоч- ный продукт действия. Я.А. Пономарев приводил такой житейский пример для различения прямого и побочного продукта. Ветер из открытого окна сду- вает находящиеся на столе бумаги. Чтобы они не улетали, работающий за столом пользуется каким-либо тяжелым предметом. При этом ему безраз- лично, был ли это камень, пепельница или что-либо еще, и какое место за- нял предмет на листе бумаги. Прямой продукт действия здесь связан лишь с некоторыми свойствами предмета (объем, масса), существенными с точ- ки зрения цели действия. Другие же свойства предмета (цвет, текстура, не- которые особенности формы) и его положение на листе образуют побочный продукт, не связанный непосредственно с успехом действия.
После завершения первого задания испытуемому давалось следующее с целью проверки, какой опыт сложился у него в итоге выполнения пер-
Глава 8. Мышление
вого задания. Точнее, выяснялось, в каких условиях испытуемые могут вос- произвести те свойства предметов, которые связаны с побочным продук- том действия.
В одном из конкретных вариантов своих экспериментов Я.А. Понома- рев просил испытуемых образовать рисунок из фрагментов, находящихся на разных планках. Когда испытуемые выполняли задание, складываю- щийся рисунок был, естественно, прямым продуктом их действия, и пос- ле окончания опыта они легко могли вспомнить, какие рисунки они сло- жили. Расположение планок при решенной задачи не было непосредствен- но связано с целью, которую испытуемый преследовал, оно было побоч- ным продуктом. Когда испытуемого просили сделать чертеж расположе- ния планок или дать словесный отчет, он оказывался неспособным сделать это, по крайней мере в отношении последних задач. Однако это не озна- чает, что побочный продукт не запечатлевается совсем: те же самые испы- туемые могли верно воспроизвести расположение, раскладывая сами план- ки на столе в перевернутом виде, т.е. без опоры на рисунок.
Следовательно, в ходе нашей деятельности складывается не только со- знательный, но и особый интуитивный опыт, который включает в себя то, что не связано с целью действия и по этой причине не находится в поле нашего внимания. Те свойства предметов, которые не попадают в поле на- шего внимания, не исчезают для нас совсем, по и не доступны нашему со- знательному контролю. Интуитивный опыт, складывающийся вне созна- тельного желания субъекта, проявляется только в его действиях.
Я.А. Пономареву удалось выявить и некоторые другие любопытные свойства интуитивного опыта. В ходе еще одного его эксперимента испы- туемым давалась задача «Политипная панель», где от них требовалось на- деть по определенным правилам серию планок на панель. Форма итого- вого расположения планок на панели была побочным продуктом действия. После того как испытуемые относительно легко выполняли задание, им да- валась следующая задача, состоявшая в нахождении пути в лабиринте. Идея эксперимента заключалась в том, что оптимальный путь в лабирин- те повторял по форме итоговое расположение планок в задаче «Панель». Результат оказался следующим: если в обычных условиях, проходя лаби- ринт, испытуемый совершал 70—80 ошибок, то после решения задачи «Па- нель» — не более 8—10. Самое удивительное, однако, состояло в том, что стоило только потребовать от испытуемого объяснять причину выбора пути в лабиринте, как число ошибок резко возрастало. Когда Я.А. Пономарев ставил этот вопрос своим испытуемым, совершившим до того 2—3 ошиб- ки, на середине пути, во второй половине пути они совершали 25—30 оши- бок [Пономарев, 1976, с. 200].
Основной теоретический вывод, который можно сделать из описанно- го эксперимента, состоит в том, что люди могут функционировать в раз- личных режимах. В хорошо осознанном логическом режиме они не име- ют доступа к своему интуитивному опыту. Если же в своих действиях они опираются на интуитивный опыт, то тогда они не могут осуществлять со- знательный контроль и рефлексию своих действий.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление