Понятие когнитивного контроля было развито сотрудниками Менингер- ской клиники Р. Гарднером, Ф. Хольцманом, Г. Шлезингером, Г. Клей- ном и др. Они пытались отыскать некоторые структурные константы в ког- нитивной сфере личности, которые выступали в качестве посредников между аффективными состояниями и внешними воздействиями. Эти пси- хические образования получили название когнитивных контролирующих принципов (когнитивных контролей).
Когнитивные контроли — это индивидуально-своеобразные способы восприятия, категоризации и интерпретации происходящего. В рамках данного направления были описаны 6 когнитивных контролей (когнитив- ных стилей в современной терминологии): диапазон эквивалентности, ши- рота категории, ригидный — гибкий познавательный контроль, толерант- ность к нереалистическому опыту, фокусирующий контроль, сглаживание — заострение [Gardner, Holzman, Klein, Linton, Spence, 1959].
Согласно традиционной психоаналитической точке зрения, индивиду- альные различия в познавательной деятельности — это «искаженное» от- ражение реальности, поскольку потребности (аффекты, влечения) непо- средственно проецируются на основные познавательные процессы, порож- дая тем самым эффекты психологической защиты. С точки зрения пред- ставителей Менингерской школы, когнитивные контроли отличаются от психологической защиты по своим функциям и источникам своего разви- тия. В частности, когнитивные контроли — свободные от конфликта про- цессы. Они обеспечивают реалистически адаптивные формы отражения и
Глава 10. Когнитивные стили
соответственно наиболее оптимальный для данной личности тип интеллек- туальной адаптации в определенной жизненной ситуации.
Гарднер и его соавторы подчеркивали, что по одному определенному ког- нитивному контролю еще нельзя судить о личности. Следует принимать во внимание комплекс когнитивных контролей, который и был обозначен ими термином «когнитивный стиль». Таким образом, только знание когнитивно- го стиля личности как индивидуально-своеобразного сочетания разных кон- тролей обеспечивает основу для предсказания индивидуального поведения.
Дж. Каган в своих ранних работах описал устойчивые предпочтения в спо- собах категоризации изображений людей и предметов. Изучение основа- ний сортировки позволило выделить три основных стратегии категориза- ции: аналитико-описательную (объединение изображений осуществляет- ся на основе сходства их конкретных признаков или отдельных деталей, например, «люди с рыжими волосами»); тематическую (включает группи- ровки, основанные на ситуативных или функциональных отношениях, на- пример, «мужчина, женщина, мальчик— это семья»); категориально-за- ключающую (изображения объединяются на основе некоторого категори- ального суждения с использованием общей категории, например, «одна профессия», «атлеты») [Kagan, Moss, Sigel, 1963].
Последующие исследования показали, что дети, склонные к аналити- ческому способу категоризации, лучше контролируют свое интеллектуаль- ное поведение, более внимательны при выполнении заданий, т.е. действу- ют рефлективно. Напротив, дети, склонные демонстрировать тематиче- ский способ категоризации, обнаруживают в своем поведении проявления импульсивности. В итоге был сделан вывод о существовании индивидуаль- ных различий в когнитивном темпе (в скорости принятия решений): им- пульсивный стиль соотносится с быстрым принятием решений, рефлектив- ный стиль — с медленным [Kagan, 1966].
Фактор когнитивного темпа Каган связывал с определенными фазами процесса решения задачи, такими как селекция возможных гипотез и оцен- ка принятого решения. Другими словами, импульсивный — рефлективный стили связаны с этапами выбора гипотез и обоснования решения.
Хотя факты свидетельствовали о том, что импульсивный стиль связан с увеличением количества ошибочных решений, на первый план в теории когнитивного темпа вышли динамические характеристики интеллектуаль- ной деятельности. При этом детерминанты индивидуальных различий в скорости принятия решений Каган связывал с особенностями мотиваци- онно-аффективной сферы личности, а именно: мерой сбалансированнос- ти двух субъективных ценностей в виде ориентации на быстрый успех (склонность к импульсивному стилю) либо тревоги относительно возмож- ности сделать ошибку (склонность к рефлективному стилю). Характерно, что, по данным Кагана, культурно депривированные дети по особеннос- тям своего когнитивного темпа оказывались в группе импульсивных.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление