Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретические объяснения влияния эмоциональных состояний на мнемические процессы




Влияние эмоций на память

[Eich, 1980], где для проверки запоминания использовалось воспроизведе-
ние с подсказкой, не удалось получить аналогичного эффекта.

В контексте обсуждаемой проблематики наибольший интерес представ-
ляют работы исследователей, занимавшиеся изучением именно эмоцио-
нальных состояний испытуемых. Таких работ довольно много, но их ре-
зультаты неоднозначны. Лайт и Эллис [Leight, Ellis, 1981] давали испытуе-
мым заучивать 8 предложений; через 24 ч им предъявлялся список пред-
ложений, среди которых они должны были узнать ранее заученные. Часть
испытуемых находилась в нейтральном эмоциональном состоянии, другая
часть вводилась в грустное состояние с помощью техники Вельтена. (Эта
техника, часто используемая для индукции эмоциональных состояний, за-
ключается в том, что испытуемый медленно читает список из 60 предло-
жений, описывающих определенное эмоциональное состояние, и пытается
проникнуться чувствами, соответствующими их содержанию. Вельтен
[Velten, 1968] показал, что такая процедура действительно приводит к воз-
никновению определенного эмоционального состояния.) Использовалось
4 экспериментальных условия, различающихся тем, в каком эмоциональ-
ном состоянии испытуемые находились во время запоминания и во время
узнавания материала: грустное — грустное; нейтральное — нейтральное;
грустное— нейтральное; нейтральное— грустное. Полученные результа-
ты показали, что испытуемые узнавали больше предложений в тех случа-
ях, когда их эмоциональные состояния в момент запоминания и узнава-
ния были одинаковыми.

Аналогичные результаты получали и другие авторы, но не всегда. На-
пример, в исследовании Бауэра с коллегами [Bower, Gilligan, Monteiro,
1981] в одном из экспериментов проверялось, как идентичность эмоцио-
нальных состояний в моменты запоминания и воспроизведения влияет на
успешность воспроизведения, однако никакого влияния обнаружено не
было.

На основании проведенных исследований Гордон Бауэр предложил модель
памяти, учитывающую связь между эмоциями и мнемическими процесса-
ми [Bower, 1992]. Она может быть отнесена к типичным сетевым моделям.
Память рассматривается как система, состоящая из узлов и связей между
ними. Узлы являются единицами хранения информации, они могут пред-
ставлять семантические категории, воспоминания о конкретных эпизодах
из прошлого опыта и т.п. Запоминание интерпретируется как установле-
ние связей между узлами, а извлечение информации из памяти (при вос-
произведении, узнавании и ряде других процессов) — как активация этих
связей. Каждый узел может быть активирован в разной степени. Если его
активация превосходит определенный порог интенсивности, то она рас-
пространяется на другие узлы.

Бауэр предположил, что каждой базовой эмоции также соответствует
определенный узел, связанный с множеством других узлов, включая сло-


Глава 12. Эмоциональная регуляция когнитивных процессов

ва, описывающие данную эмоцию, воспоминания о событиях, ее вызывав-
ших, ее поведенческие проявления и т.д. Достигая пороговой интенсивно-
сти, активация может распространяться от «эмоционального» узла на часть
сети, с которой он связан. Это приводит к двум последствиям.

Во-первых, хранящаяся в памяти информация, связанная с определен-
ной эмоцией, активируется и становится более доступной. В результате
легче перерабатывается вновь поступающая информация, соответствующая
актуальному эмоциональному состоянию испытуемого. С помощью дан-
ного механизма можно объяснить феномен депрессии. По той или иной
причине активируется узел, соответствующий отрицательным эмоциям
типа горя. Человек начинает легче перерабатывать отрицательно окрашен-
ную информацию, например, обращает больше внимания на неприятные
для него события и лучше их запоминает. В свою очередь переработка от-
рицательной информации способствует дальнейшей активации соответ-
ствующего эмоционального узла. Возникает замкнутый круг, приводящий
к формированию длительной депрессии. Аналогичным образом можно
объяснить и некоторые другие эмоциональные расстройства.

Во-вторых, идентичность эмоциональной окраски перерабатываемой
информации и состояния испытуемого приводит к сверхактивации соот-
ветствующего эмоционального узла, благодаря чему связи между ним и пе-
рерабатываемой информацией усиливаются. Именно особой силой этих
связей можно объяснить описанные выше экспериментальные факты. Ба-
уэр приводит следующий пример. Человека просят вспомнить какое-ни-
будь событие из его жизни, связанное со словом «озеро». Если человек на-
ходится в грустном состоянии, то он может вспомнить об утонувшем дру-
ге; если же он находится в веселом состоянии, то может вспомнить, как
катался на водных лыжах. Конкретные воспоминания зависят от того, ка-
кие узлы активированы в большей степени (рис. 12.5).


Рис. 12.5. Эмоциональные узлы в сети памяти.

Существует другое, альтернативное модели Бауэра объяснение фактов,
свидетельствующих о связи между эмоциями и памятью. Предполагается,
что основным эмоциональным состояниям (радость, страх, гнев и т.п.) со-


Влияние эмоций на мышление

ответствуют особые модусы организации мозговой активности. Когда мозг
функционирует в особом модусе, более активной становится информация,
которая запоминалась в том же модусе. М. Конвей [Conway, 1990] на ос-
новании исследований репрезентации эмоций в памяти предположил, что
конкретным эпизодам прошлого опыта при запоминании присваиваются
своего рода ярлыки, указывающие на то, какая эмоция переживалась че-
ловеком в тот момент. Когда человек находится в определенном эмоцио-
нальном состоянии, активируются воспоминания, помеченные соответ-
ствующими ярлыками. Адаптивный смысл этого механизма состоит в том,
что человеку становятся доступными примеры его поведения в аналогич-
ных ситуациях в прошлом.

Предсказания, вытекающие из сетевой модели Бауэра и модели эмоци-
ональных модусов, практически идентичны. Поэтому на уровне экспери-
ментальных фактов трудно сделать выбор в пользу одной из них. Однако мо-
дель эмоциональных модусов может казаться более предпочтительной, так
как она позволяет объяснить феномены, связанные не только с памятью, но
и с рядом других когнитивных процессов [Mathews, 1993]. Кроме этого де-
лаются попытки объяснить с позиций модели эмоциональных модусов и
природу некоторых эмоциональных расстройств [Oatley, Jenkins, 1996].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 748; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.