[Eich, 1980], где для проверки запоминания использовалось воспроизведе- ние с подсказкой, не удалось получить аналогичного эффекта.
В контексте обсуждаемой проблематики наибольший интерес представ- ляют работы исследователей, занимавшиеся изучением именно эмоцио- нальных состояний испытуемых. Таких работ довольно много, но их ре- зультаты неоднозначны. Лайт и Эллис [Leight, Ellis, 1981] давали испытуе- мым заучивать 8 предложений; через 24 ч им предъявлялся список пред- ложений, среди которых они должны были узнать ранее заученные. Часть испытуемых находилась в нейтральном эмоциональном состоянии, другая часть вводилась в грустное состояние с помощью техники Вельтена. (Эта техника, часто используемая для индукции эмоциональных состояний, за- ключается в том, что испытуемый медленно читает список из 60 предло- жений, описывающих определенное эмоциональное состояние, и пытается проникнуться чувствами, соответствующими их содержанию. Вельтен [Velten, 1968] показал, что такая процедура действительно приводит к воз- никновению определенного эмоционального состояния.) Использовалось 4 экспериментальных условия, различающихся тем, в каком эмоциональ- ном состоянии испытуемые находились во время запоминания и во время узнавания материала: грустное — грустное; нейтральное — нейтральное; грустное— нейтральное; нейтральное— грустное. Полученные результа- ты показали, что испытуемые узнавали больше предложений в тех случа- ях, когда их эмоциональные состояния в момент запоминания и узнава- ния были одинаковыми.
Аналогичные результаты получали и другие авторы, но не всегда. На- пример, в исследовании Бауэра с коллегами [Bower, Gilligan, Monteiro, 1981] в одном из экспериментов проверялось, как идентичность эмоцио- нальных состояний в моменты запоминания и воспроизведения влияет на успешность воспроизведения, однако никакого влияния обнаружено не было.
На основании проведенных исследований Гордон Бауэр предложил модель памяти, учитывающую связь между эмоциями и мнемическими процесса- ми [Bower, 1992]. Она может быть отнесена к типичным сетевым моделям. Память рассматривается как система, состоящая из узлов и связей между ними. Узлы являются единицами хранения информации, они могут пред- ставлять семантические категории, воспоминания о конкретных эпизодах из прошлого опыта и т.п. Запоминание интерпретируется как установле- ние связей между узлами, а извлечение информации из памяти (при вос- произведении, узнавании и ряде других процессов) — как активация этих связей. Каждый узел может быть активирован в разной степени. Если его активация превосходит определенный порог интенсивности, то она рас- пространяется на другие узлы.
Бауэр предположил, что каждой базовой эмоции также соответствует определенный узел, связанный с множеством других узлов, включая сло-
Глава 12. Эмоциональная регуляция когнитивных процессов
ва, описывающие данную эмоцию, воспоминания о событиях, ее вызывав- ших, ее поведенческие проявления и т.д. Достигая пороговой интенсивно- сти, активация может распространяться от «эмоционального» узла на часть сети, с которой он связан. Это приводит к двум последствиям.
Во-первых, хранящаяся в памяти информация, связанная с определен- ной эмоцией, активируется и становится более доступной. В результате легче перерабатывается вновь поступающая информация, соответствующая актуальному эмоциональному состоянию испытуемого. С помощью дан- ного механизма можно объяснить феномен депрессии. По той или иной причине активируется узел, соответствующий отрицательным эмоциям типа горя. Человек начинает легче перерабатывать отрицательно окрашен- ную информацию, например, обращает больше внимания на неприятные для него события и лучше их запоминает. В свою очередь переработка от- рицательной информации способствует дальнейшей активации соответ- ствующего эмоционального узла. Возникает замкнутый круг, приводящий к формированию длительной депрессии. Аналогичным образом можно объяснить и некоторые другие эмоциональные расстройства.
Во-вторых, идентичность эмоциональной окраски перерабатываемой информации и состояния испытуемого приводит к сверхактивации соот- ветствующего эмоционального узла, благодаря чему связи между ним и пе- рерабатываемой информацией усиливаются. Именно особой силой этих связей можно объяснить описанные выше экспериментальные факты. Ба- уэр приводит следующий пример. Человека просят вспомнить какое-ни- будь событие из его жизни, связанное со словом «озеро». Если человек на- ходится в грустном состоянии, то он может вспомнить об утонувшем дру- ге; если же он находится в веселом состоянии, то может вспомнить, как катался на водных лыжах. Конкретные воспоминания зависят от того, ка- кие узлы активированы в большей степени (рис. 12.5).
Рис. 12.5. Эмоциональные узлы в сети памяти.
Существует другое, альтернативное модели Бауэра объяснение фактов, свидетельствующих о связи между эмоциями и памятью. Предполагается, что основным эмоциональным состояниям (радость, страх, гнев и т.п.) со-
Влияние эмоций на мышление
ответствуют особые модусы организации мозговой активности. Когда мозг функционирует в особом модусе, более активной становится информация, которая запоминалась в том же модусе. М. Конвей [Conway, 1990] на ос- новании исследований репрезентации эмоций в памяти предположил, что конкретным эпизодам прошлого опыта при запоминании присваиваются своего рода ярлыки, указывающие на то, какая эмоция переживалась че- ловеком в тот момент. Когда человек находится в определенном эмоцио- нальном состоянии, активируются воспоминания, помеченные соответ- ствующими ярлыками. Адаптивный смысл этого механизма состоит в том, что человеку становятся доступными примеры его поведения в аналогич- ных ситуациях в прошлом.
Предсказания, вытекающие из сетевой модели Бауэра и модели эмоци- ональных модусов, практически идентичны. Поэтому на уровне экспери- ментальных фактов трудно сделать выбор в пользу одной из них. Однако мо- дель эмоциональных модусов может казаться более предпочтительной, так как она позволяет объяснить феномены, связанные не только с памятью, но и с рядом других когнитивных процессов [Mathews, 1993]. Кроме этого де- лаются попытки объяснить с позиций модели эмоциональных модусов и природу некоторых эмоциональных расстройств [Oatley, Jenkins, 1996].
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление