Формирующий эксперимент в исследовании детерминант когнитивного развития
ты социальных взаимодействий всех уровней из-за дифференциации общества на группы с противоречивыми интересами и из-за возрас- тания межгрупповой и межиндивидуальной конкуренции и соперни- чества. Именно удар по способности учиться, по процессам обучения и овладения новыми видами деятельности является одним из наибо- лее эффективных для того, чтобы сделать конкурента несостоятель- ным в стремительно меняющемся, перенасыщенном новой информа- цией социальном и технологическом мире.
• Причиной противодействия обучению является необходимость эко- номии и сохранения тех или иных ресурсов, расходуемых при обуче- нии (в том числе, финансовых).
• Возникновение новых видов деятельности, для которых еще не сфор- мулированы или плохо сформулированы нормы и правила, требует от меняющегося общества активного управления и регулирования, в том числе путем противодействия и ограничений по отношению к обуче- нию этим видам деятельности.
Оптимистический вывод состоит в следующем. Поскольку противодей- ствие иначе, чем поддержка, изменяет закономерности процесса познава- тельного и личностного развития, его структуру и результаты, это откры- вает возможности для конструирования новых типов и средств развиваю- щего обучения [Поддьяков, 1999].
Н.Н. Поддьяков [1981; 2000] считает, что в целостной психике ребенка су- ществуют две противостоящие друг другу области:
• область дифференцированных четких стабильных психических струк- тур — устойчивое «ядро» детской психики;
• область глобальных поисковых психических структур, обладающих чрезвычайно высокой подвижностью, изменчивостью. Это — подвиж- ная «аура», которая располагается вокруг устойчивого ядра, «передний край» психического развития ребенка. Глобальные структуры содер- жат в себе (как в потенциальной, так и в активной форме) богатые за- пасы самой разнообразной информации. Интенсивное продуцирова- ние ребенком такого рода структур ведет к эффективному накоплению огромных ресурсов информации.
Процесс функционирования и развития психики выступает в форме двух противоположно направленных тенденций, связывающих эти две об- ласти. Одна тенденция развития — от периферии к центру — состоит в не- прерывном преодолении глобальности и неопределенности психических образований путем их дифференциации и уточнения. Неопределенные психические образования становятся частью устойчивого ядра.
Вторая тенденция развития — от центра к периферии — состоит в не-
Глава 15. Детерминанты когнитивного развития
прерывном возникновении и развитии все новых и качественно более сложных глобальных и неопределенных психических образований. Часть хорошо дифференцированных и уже устоявшихся, казалось бы, образова- ний «отрывается» от ядра; эти образования становятся глобальными, ди- намичными и менее упорядоченными на новом витке развития.
В процессе детского развития каждая тенденция превращается в свою противоположность. Глобальные психические образования в ходе систем- ной дифференциации превращаются в упорядоченные расчлененные ус- тойчивые структуры. Но эти дифференцированные структуры создают ос- нову для порождения новых неопределенных глобальных образований, которые, в свою очередь, приводят к новому витку системной дифферен- циации. Таким образом, каждая тенденция в своем функционировании и развитии порождает противоположную тенденцию. Этот принцип циклич- ной самостимуляции Н.Н. Поддьяков выделяет как важнейший механизм саморазвития психики.
По Н.Н. Поддьякову, противоречие между устойчивостью, упорядочен- ностью психических образований и их изменчивостью, глобальностью — это основное внутреннее противоречие развивающейся детской психики. Оно выступает как источник психического развития ребенка. Это проти- воречие имеет многообразные и специфические формы проявления во всех областях психики: мотивационно-потребностной, познавательной, эмоци- ональной — и психике ребенка в целом.
Так, фундаментальная потребность ребенка в новых, все более сложных впечатлениях, знаниях, образах, в новых эмоциях и т.д. тоже выступает в двух тесно связанных противоречивых формах.
Первая форма этой потребности в обновлении своих психических об- разований проявляется как потребность в таких необычных впечатлени- ях, фактах, знаниях, которые не укладываются в систему прежнего опыта ребенка. Это стимулирует обновление и самообновление психических об- разований, ведет к резкому возрастанию поисковой активности. Вместе с тем такое обновление характеризуется в известной мере разрушительны- ми тенденциями по отношению к прежним представлениям и знаниям ре- бенка, ведет к нарушению их упорядоченности, к росту их неопределен- ности и глобальности, поскольку такие знания изменяют общую картину мира ребенка.
Вторая, противоположно направленная, форма потребности в обновлении проявляется как потребность в преодолении неопределенности, в возраста- нии упорядоченности и устойчивости психических образований — но уже на новом, более высоком уровне. И хотя эта потребность тоже стимулирует об- новление, но обновление с тенденцией к устойчивости и стабильности.
Таким образом, потребность обновления, взятая в единстве ее проти- воречивых сторон, также характеризуется принципом цикличной самости- муляции, когда по мере развертывания одного цикла начинает активизи- роваться противоположный цикл, но на более высоком уровне.
Принципиальное условие поддержания высокого уровня активности детей заключается, по Н.Н. Поддьякову, в том, чтобы рост и развитие гло-
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление