Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Саморазвитие когнитивной системы




Формирующий эксперимент в исследовании детерминант когнитивного развития

ты социальных взаимодействий всех уровней из-за дифференциации
общества на группы с противоречивыми интересами и из-за возрас-
тания межгрупповой и межиндивидуальной конкуренции и соперни-
чества. Именно удар по способности учиться, по процессам обучения
и овладения новыми видами деятельности является одним из наибо-
лее эффективных для того, чтобы сделать конкурента несостоятель-
ным в стремительно меняющемся, перенасыщенном новой информа-
цией социальном и технологическом мире.

• Причиной противодействия обучению является необходимость эко-
номии и сохранения тех или иных ресурсов, расходуемых при обуче-
нии (в том числе, финансовых).

• Возникновение новых видов деятельности, для которых еще не сфор-
мулированы или плохо сформулированы нормы и правила, требует от
меняющегося общества активного управления и регулирования, в том
числе путем противодействия и ограничений по отношению к обуче-
нию этим видам деятельности.

Оптимистический вывод состоит в следующем. Поскольку противодей-
ствие иначе, чем поддержка, изменяет закономерности процесса познава-
тельного и личностного развития, его структуру и результаты, это откры-
вает возможности для конструирования новых типов и средств развиваю-
щего обучения [Поддьяков, 1999].

Н.Н. Поддьяков [1981; 2000] считает, что в целостной психике ребенка су-
ществуют две противостоящие друг другу области:

• область дифференцированных четких стабильных психических струк-
тур — устойчивое «ядро» детской психики;

• область глобальных поисковых психических структур, обладающих
чрезвычайно высокой подвижностью, изменчивостью. Это — подвиж-
ная «аура», которая располагается вокруг устойчивого ядра, «передний
край» психического развития ребенка. Глобальные структуры содер-
жат в себе (как в потенциальной, так и в активной форме) богатые за-
пасы самой разнообразной информации. Интенсивное продуцирова-
ние ребенком такого рода структур ведет к эффективному накоплению
огромных ресурсов информации.

Процесс функционирования и развития психики выступает в форме
двух противоположно направленных тенденций, связывающих эти две об-
ласти. Одна тенденция развития — от периферии к центру — состоит в не-
прерывном преодолении глобальности и неопределенности психических
образований путем их дифференциации и уточнения. Неопределенные
психические образования становятся частью устойчивого ядра.

Вторая тенденция развития — от центра к периферии — состоит в не-


Глава 15. Детерминанты когнитивного развития

прерывном возникновении и развитии все новых и качественно более
сложных глобальных и неопределенных психических образований. Часть
хорошо дифференцированных и уже устоявшихся, казалось бы, образова-
ний «отрывается» от ядра; эти образования становятся глобальными, ди-
намичными и менее упорядоченными на новом витке развития.

В процессе детского развития каждая тенденция превращается в свою
противоположность. Глобальные психические образования в ходе систем-
ной дифференциации превращаются в упорядоченные расчлененные ус-
тойчивые структуры. Но эти дифференцированные структуры создают ос-
нову для порождения новых неопределенных глобальных образований,
которые, в свою очередь, приводят к новому витку системной дифферен-
циации. Таким образом, каждая тенденция в своем функционировании и
развитии порождает противоположную тенденцию. Этот принцип циклич-
ной самостимуляции
Н.Н. Поддьяков выделяет как важнейший механизм
саморазвития психики.

По Н.Н. Поддьякову, противоречие между устойчивостью, упорядочен-
ностью психических образований и их изменчивостью, глобальностью —
это основное внутреннее противоречие развивающейся детской психики.
Оно выступает как источник психического развития ребенка. Это проти-
воречие имеет многообразные и специфические формы проявления во всех
областях психики: мотивационно-потребностной, познавательной, эмоци-
ональной — и психике ребенка в целом.

Так, фундаментальная потребность ребенка в новых, все более сложных
впечатлениях, знаниях, образах, в новых эмоциях и т.д. тоже выступает в
двух тесно связанных противоречивых формах.

Первая форма этой потребности в обновлении своих психических об-
разований проявляется как потребность в таких необычных впечатлени-
ях, фактах, знаниях, которые не укладываются в систему прежнего опыта
ребенка. Это стимулирует обновление и самообновление психических об-
разований, ведет к резкому возрастанию поисковой активности. Вместе с
тем такое обновление характеризуется в известной мере разрушительны-
ми тенденциями по отношению к прежним представлениям и знаниям ре-
бенка, ведет к нарушению их упорядоченности, к росту их неопределен-
ности и глобальности, поскольку такие знания изменяют общую картину
мира ребенка.

Вторая, противоположно направленная, форма потребности в обновлении
проявляется как потребность в преодолении неопределенности, в возраста-
нии упорядоченности и устойчивости психических образований — но уже на
новом, более высоком уровне. И хотя эта потребность тоже стимулирует об-
новление, но обновление с тенденцией к устойчивости и стабильности.

Таким образом, потребность обновления, взятая в единстве ее проти-
воречивых сторон, также характеризуется принципом цикличной самости-
муляции, когда по мере развертывания одного цикла начинает активизи-
роваться противоположный цикл, но на более высоком уровне.

Принципиальное условие поддержания высокого уровня активности
детей заключается, по Н.Н. Поддьякову, в том, чтобы рост и развитие гло-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.