Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кельты или Галлы




Не следует думать, что употребление металлов было совершенно неизвестно человеку неолитического периода,так как в мегалити­ческих памятниках рядом с каменными топорами находили и бронзовое оружие.

Каменный и бронзовый периоды различны для различных стран Ев­ропы. Искусство обрабатывать бронзу явилось, например, в Скандина­вии, вероятно, за 1000 лет до Р.Хр., тогда как в Галлии оно стало известно не более как за 4 века до Р.Хр. В Испании шлифованный камень уступил свое место металлу гораздо ранее и конец каменного века ознаменовался там - под влиянием пришлых металлургов, распростра­нивших свое искусство по всей Европе, - разработкой золотых, серебря­ных и медных руд. Эти пришельцы являются, вместе с тем, и мирными завоевателями страны. Они селились небольшими отрядами в различ­ных пунктах, в которых обрабатывали медь и плавили бронзу; к ним присоединялись новые группы пришельцев, и таким образом составля­лись тесные корпорации, без сомнения, имевшие и религиозный харак­тер.

Везде, где они появляются, туземцы относятся к ним с суеверным страхом, и такое отношение удерживается очень долго и не прекраща­ется даже в период железа.

Медь редко употреблялась в чистом виде, обычно к ней прибавляли олово, и из полученной таким образом бронзы ковались, выбивались и отливались предметы высокой степени совершенства.

Самое обыкновенное и дошедшее до нас в наибольшем количестве экземпляров оружие бронзового века - цельты или кельты.

По своему виду бронзовые цельты можно разбить на четыре главней­шие группы.

В Северной Америке, вероятно, был медный период, когда оружие работалось молотом, а не плавилось. Это объясняеся обилием самородной меди в некоторых областях; древние американцы, пытаясь тесать эту руду, принимавшуюся ими за камень, заметили, что ее можно ковать, и этим путем узнали о существовании металла. Сначала они должны были ее плавить, чтобы очистить от посторонних веществ, а затем ковать. Такой способ существовал у некоторых племен еще в начале XVII века. Но бронза уже давно была известна в Мексике и Перу; железо же мексиканцы узнали только через испанцев, потому что до завоевания Америки в туземном языке нет даже слова, выражающего это понятие.

А. Плоские цельты. Они представляют самый простой вид топора и, должно быть, плавились первоначально по образцу цельтов из шлифо­ванного камня (рис. 54-60), подобно которым и соединялись с рукоятью.

Цельты этого вида - самое древнее оружие из бронзы, а в восточных странах и даже в Венгрии они встречаются из меди, так что некоторые археологи думали установить медный век как предшествовавший брон­зовому.

Рис. 54-59. Бронзовые цельты.

Первым металлом, вошедшим в употребление, была, без сомнения, медь, что объясняется, во-первых, изобилием руды в некоторых странах, во-вторых, легкостью, с какою она плавится, куется, обрабатывается. Опыт скоро научил придавать ей большую твердость прибавлением оло­ва.

Для сплава обыкновенно брали 10 ча­стей олова на 100 меди.

Рис. 60-61. Медный цельт. Фор­ма для цельта (Ирландия),

Олово никогда не употреблялось в чи­стом виде, исключая африканцев, у кото­рых, однако, этот способ не принадлежит глубокой древности. Что же касается ору­жия и орудий, сделанных из чистой меди, то их надо считать как исключение.

Размеры цельтов крайне разнообраз­ны; некоторые, найденные на англо-нор­мандских островах, достигали 20 см, тогда как другие не превышали и пяти. Форма также не однообразна: у некото­рых боковые стороны параллельны, у других изогнуты внутрь; иногда лезвие описывает дугу и значительно шире остальных сторон; в этом случае получалась форма, сходная с современными топорами. Цельты этого вида просто отливались в формах, сохранившихся до нашего времени (рис. 61).

Рис. 62-63. Цельт с отворота­ми. Полый цельт (Ирлан­дия).

Но простота форм совсем не исключает некоторой художественной отделки, замечаемой на многих из этих то­поров. Они украшены иногда ломаными, прямыми или кривыми линиями, штриха­ми, углами, получаемыми пунктировкой посредством шила. Некоторые сохранили свое украшение во всей его неприкосновен­ности, так как патина оградила от повреж­дения эти нежные начертания. Такого рода украшения чаще всего встречаются на дат­ских цельтах (рис. 54-56).

Б. Цельты с отворотами. Так называ­ются топоры, у которых края при содейст­вии молота отгибаются к одной стороне, об­разуя отвороты различной величины, доходящие иногда почти до лезвия (рис. 62). Размер и форма таких топоров очень разнообразны. Некото­рые изобилуют украшениями и, в этом отношении, особенно замеча­тельны ирландские.

В. Цельты с крыльями. Их характерную черту составляют короткие, но очень развитые отвороты, обнимающие рукоятку подобно замкнутой трубке. Первоначально эти боковые отвороты были простое утолщение краев у плоского цельта, которое мало-помалу распространилось на всю длину топора; затем отвороты стали занимать только половину его, противоположную лезвию, и развертывались настолько, чтобы образо­вать трубку. Топор такого вида получил название пальстаба, данное ему впервые скандинавскими и английскими археологами.

Топоры этого типа (рис. 64) имеют, обыкновенно, нижнюю часть, составляющую лезвие, почти квадратной формы; верхняя сторона, зна­чительно суженная, обнимает своими отворотами деревянную рукоят­ку, упираюшуюся в полукруглую зарубку. Для большей прочности трубка обматывалась, кроме того, широким обручем из связок расти­тельного материала, жил и т.п. (рис. 65). Подобный топор мог иметь свое соединение с рукояткой; последняя, несколько суженная в той части, которая проходила в трубку, утверждалась заклепкой (рис. 66). Если гвоздя нет, то прочность насадки обеспечивается очень развитыми отво­ротами, хорошо обнимающими рукоятку, для которой в таком случае делается зарубка или отверстие для прохода заклепки. Такое устройст­во имеет топор, найденный в Пулльи и принадлежащий Парижскому артиллерийскому музею (рис. 67).

Рис. 64-67. Цельты с крыльями (пальстабы).

У многих из этих цельтов на одной стороне из отворотов есть неболь­шое ушко, через которое пропускают связки и за которое можно позе-сить топор, если он еще не насажен (рис. 68).

Рис. 68-70. Типы швейцарских цельтов.

Приозерные станции Швейцарии собрали значительное число паль-стабов, происхождение которых относится к цветущему периоду брон­зового века. Дезор делит их на четыре главных типа. Келлерский топор (рис. 69), массивный, среднего размера, с двумя отворотами на каждой стороне, почти достигающими острия; имеет часто ушко для вешания. Швабский топор (рис. 68) значительно большего размера, снабжен обыкновенно ушком, обух имеет более или менее замкнутую выемку для заклепки; отвороты не так длинны. Тройонский топор (рис. 70). Отво­роты находятся на одной плоскости с острием, между тем как в других типах линия острия перпендикулярна отворотам; такое устройство за­ставляет предполагать, что топоры этого типа имели согнутую рукоятку, подобно этрусским топорам и большинству каменных топоров нынеш­них дикарей. Морлотский топор (рис. 71). Это тип цельта с отворота­ми; на стороне, противоположной острию, есть небольшая выемка.

Рис. 71-74. Морлотский топор. Пальстаб с боковыми ушками. Цельты с трубкой.

Иногда пальстабы имеют два боковых ушка - форма, редкая во Фран­ции и в Англии, и обыкновенная в Испании. В этом случае они имеют продолговато узкую форму. Ушки, вероятно, предназначались для про­девания связок, подобно тому, как это делалось у копья (рис. 72).

Г. Цельты с трубкой. У этих топоров обух делается утолщенным и тупым, чтобы дать проход рукоятке (рис. 73) - соединение, употребля­ющееся и теперь в лопатах. Эта форма, без сомнения, появилась позднее других и показывает действительный успех в искусстве плавить, так как должна получиться пустая трубка, а умение сверлить металл долго оставалось неизвестным.

Самые древние цельты с трубкой имеют по обеим сторонам значи­тельные отвороты, которые мало-помалу становятся все менее и менее заметными и, наконец, напоминают о себе только двумя одинаково согнутыми линиями, образующими выпуклые ребра над внешней повер­хностью трубки. Но все они, за очень немногими исключениями, снаб­жены небольшим боковым ушком, редко двумя. Дезор называет такой тип бертранским топором; он характеризуется круглой трубкой с уш­ком (рис. 73 и 74).

Обыкновенно цельты с трубкой насаживаются на древесную рукоят­ку, делающуюся из развилины ветви какого-нибудь твердого дерева как, например, граба, ясеня, дуба, причем, рукоятка соединяется под пря­мым углом - форма, неизбежная при насадке этого рода (рис. 75-76). Иногда связка, проходящая через ушко, делается из медной проволоки.

Рис. 75-76. Цельт с трубкой, найденный в Рос­сии. Цельт с трубкой, насаженный на руко­ятку.

В некоторых местностях встречались цельты, привя­ занные к своей рукоятке, и можно было на месте прове­ рить неподдельность насад­ ки. Соляные копи в Галлейне, в Австрии, дали не один замечательно сохра­ нившийся экземпляр; руко­ ятка всегда согнута. Иногда она покрывалась листовой бронзой, прибивавшейся гвоздями с круглыми шляп­ ками во всю длину дерева и имевшей на оконечности острие. Такое оружие было найдено в Италии.

Надо, однако, заметить, что встречаются цельты такой ничтожной величины - некоторые не длиннее 5-6 см, что они могли служить только как долота или наконечники стрел.

Рис. 77-80. Венгерские топоры. Галльштадтский цельт. Тре­зубец для натягивания тетивы.

У венгерских топоров или цсльтов (рис. 77-78) очень часто обух име­ет утолщение в виде трубки, сквозь которую проходит древко рукояти. Топоры эти часто покрыты украше­ниями; последнее встречается и на большинстве цельтов Галльш-тадта (рис.79).

Мечи - имеют более или менее форму удлинен­ного тростниково­го листа (рис. 81-86). По­являясь в бронзо­вом веке, меч сразу занимает главнейшее место среди холодного оружия, уступая лишь в новейшие времена место своим видоизменени­ям: шпаге, сабле и шашке.

Рис. 81 -86. Бронзовые мечи (Швеция, Швейцария, Скандинавия, Дания).

Бронзовые мечи обоюдоостры, сильно заострены и более пригодны для укола, нежели для удара. Ножны меча делаются не из цельного листа меди, выбиваемой молотом на наковальне, а из двух кусков, сплавленных таким образом, что края одного покрывают края другого. Вся поверхность ножен покрыта небольшими возвышениями в виде пу­говиц и концентрическими кругами, отбиваемыми ранее соединения кусков. Внизу ножен небольшой наконечник (рис.88).

Клинок имеет в середине выпуклое ребро; средняя часть клинка су­жена; конец заострен - согласно священному постановлению - в виде языка карпа. Древнейшее устройство рукоятки крайне типично.

Вместо того, чтобы перейти в плоский стержень, на котором утверди­лись бы деревянные или костяные пластинки, образуя эфес, клинок входит на 15 мм в трубку, сплющенную внизу, составляющую рукоять, к которой прикрепляется пятью заклепками (рис. 87). Число заклепок бывает и иное.

Рис. 87-89. Бронзовые мечи (Па­рижский артиллерийский му­зей).

Более совершенное соединение ру­коятки с клинком является уже в сле­дующем типе бронзовых мечей. В этом случае клинок имеет широкий длин­ный стержень, к которому с помощью заклепок прикрепляются две пластин­ки, составляющие трубку рукояти. Нередко боковые стороны стержня уширены и украшены пластинками из кости, рога и т.п. Образец меча такого типа имеется в Парижском артилле­рийском музее (рис. 89). К этому типу принадлежит и большинство мечей, найденных в Галльштадте. У меча Сен-Жерменского музея (рис. 90) ру­коять из слоновой кости, в которой вы­резаны треугольники и косоугольники. Головка рукояти имеет форму у ширенного диска, окан­чивающегося снизу конусом, в кото­ром закрепляется стержень клинка. Длина меча 1 метр 15 см.

Третий тип бронзовых мечей со­ставляют мечи с узким, длинным клинком, из-за которого они и получи­ли название рапир (рис. 91). Рапирами особенно богата Ирландия. Реже они встречаются в Англии и Франции и меньшей длины. (Обыкновенная длина рапиры около 75 см.)

Рукоять у рапир образуется двумя пластинками из кости или рога, в которые защемляется верхний конец клинка.

Четвертый тип составляют мечи, имеющие наверху рукояти завитки и выступы в виде рогов. Мечи этого типа чаще всего встречались в Галльштадте (рис. 92).

Пятый и последний тип составляют мечи, рукоять которых имеет пуговицу или головку (рис. 93). Общая форма рукояти напоминает по­добную у индейских сабель. Клинок лезвия суживается перед входом в рукоять как бы для того, чтобы дать место указательному и среднему пальцам, почему она могла быть очень короткой, так как ее обхватывали лишь тремя остальными. Таким образом, величина рукояти в этом слу­чае должна быть объяснена способом держания оружия в руке, а не величиной последней, как думали некоторые археологи.

Рис. 90-91. Галльштадтский меч. Ир­ландская рапира.

 

Устройство кинжалов (рис. 95-97) то же, что и мечей, но клинок их гораздо короче - обыкновенно, около 35 см, хотя встречаются клинки в 10 и даже 8 см. Кинжалы, найден­ные в Галльштадте, обыкновенно, имеют железные клинки, а лишь рукоять и ножны из бронзы. Руко-ять их, обыкновенно, снабжена дужками, которые по своему виду делят кинжалы на два типа: кинжа­лы с рожками - когда дужки расхо­дятся, и кинжалы с ключом - когда дужки эти сходятся в овальное кольцо. Образцы первого типа име­ются в Парижском артиллерийском музее. Рукоять одного из них (рис. 98) имеет в середине утолще­ние, а дужки ее расходятся вверх и в стороны, оканчиваясь широкими дисками. Такая форма рукояти, на­поминающая человека, навела на мысль придавать рукояти вид по­следнего - образец чего видим на другом кинжале (рис. 99) того же музея.

Кинжалы с ключом(рис. 100-101), вероятно, представляют позд­нейший тип.

Рис. 92-93. Бронзовые мечи (Лувр­ский музей).

Наконечник копья (рис. 102-106) состоит из массивного клин­ка,кончающегося трубкой, обнимающей вершину древка. Та­кое устройство требует значитель­ного искусства при отливке, и было бы, конечно, гораздо проще укреплять наконечник копья посредством тонкого четырехугольного, заострен­ного наверху стержня, который вхо­дил бы в рукоятку, а последнюю мож­но было бы предохранить от трещины крепким, широким обручем - как уст­роено все китайское оружие с древком. Но металлурги бронзового века всегда предпочитали систему клинка с труб­кой, систему, которая до сих пор прак­тикуется индейцами. Крайне редко встречаются бронзовые копья, клинки которых оканчиваются стержнем; такие копья находили в Англии, а также были открыты Шлиманом в Гиссарлике.

Рис. 94-97. Рукоять датского меча. Ирландские кинжалы. Швейцарский кинжал.

Рис. 98-101. Кинжалы галльштадтского типа.

Рис. 102-106. Наконечники копий.

 

Рис. 107-111. Датские ножи. Швейцарский нож. Датские ножи (бритвенные)

Прочность соединения клинка с рукояткой обеспечивалась одной или несколькими заклепками, проходящими в древко через отверстие трубки. Такое устройство имеет клинок копья (рис. 102), найденный сломан­ным в Сене. Иногда трубка имеет внизу два ушка, служившие для закрепления привязей, которыми трубка соединялась с древком (рис. 103).

Формы клинков крайне разнообразны, но все они, по-видимому, представляют копию различных остроконечных листьев, очевидно, слу­живших им моделью. Чаще других встречаются формы листа шалфея и лавра. Среднее ребро, увеличивающее прочность клинка, заменяется иногда полукруглой пластиной, образующейся выступающей частью трубки. Длина наконечника копья редко превышает 35 см. В охотничьих копьях наконечник имеет узкую, удлиненную форму (рис. 106).

Ножи из бронзы (рис. 107-111) попадаются всего чаще в Датских курганах и между остатками швейцарских свайных построек. Обыкно­венно они вделывались в костяные, роговые или деревянные ручки и имели более или менее кривое лезвие.

Доспехи, крайне редкие в начале бронзового века, к концу его входят уже во всеобщее употребление.

Галльштадтские шлемы (рис. 112) имеют заднюю часть - тулью -полукруглую, загибающуюся с боков горизонтальными полями. Два невысоких параллельных гребня укреплены на тулье и имеют на проти­воположных концах своего соединения с полем, т.е. на лбу и на затылке, две скобки, которые укрепляют конскую гриву, сжатую между гребнями и окрашенную в красный цвет.

Рис. 112-113. Бронзовые шлемы.

Высокий острый гребень шлема, найденного в Кальвадосе, представ­ляет характерное отличие шлемов иного типа (рис. 113). Тулья, круглая при основании, поднимается в форме конуса и переходит в треугольный гребень, идущий от лба до затылка. Верх гребня, равно как и его концы, имеют острия. По обеим сторонам шлема, на месте ушей находятся два плоских шипа, укрепленных на круглой пластинке; может быть, они служили для удержания султана.

Латы отличаются своею красотой. Нагрудник (рис.114) и спина (рис.115) слева закреплены были на шарнире, а справа стягивались ремнями и застежками. Украшение лат состояло из концентрических кругов и выпуклых пуговиц.

Рис. 114-115. Бронзовые латы, наиденные близ Гренобля (Парижский артиллерий­ский музей).

За неимением лат многие носили бронзовые пояса, которые защища­ли верхнюю часть живота и были в большом употреблении у греков и римлян. На одном из них, найденном в Галльштадте, выбиты фигуры людей и лошадей, представляющие самый первобытный рисунок.

Другой пояс, найденный там же, украшен геометрическими фигура­ми, треугольниками, косоугольниками и маленькими пуговками, хотя, должно заметить, что фигурные украшения вообще составляли исклю­чение.

К числу доспехов следует отнести также обручи или браслеты, кото­рыми покрывалась вся часть руки от кисти до локтя, так как их носили от 25 до 30 штук; вероятно, они скреплялись посредством медной или иной проволоки.

Быть может, галлы носили кольчугу; письменные памятники под­тверждают это предположение, но нет ни одного остатка, который бы мог придать ему достоверность.

Древнейшие щиты известны лишь скандинавские. Некоторые из них имеют четыре выпуклых возвышения. Что же касается других стран Европы, то нужно думать, что бронзовые щиты относятся к менее отда­ленной эпохе, к эпохе, когда люди уже употребляли для своих изделий железо, не оставляя в то же время и бронзы. Вероятно, первобытные щиты делались из ивы, покрывались медью и для прочности оковывались тонкими пластинками из бронзы.

Рис.116. Бронзовый щит.

Позднейшие щиты, особенно скандинавские, отличаются красотой, хотя некоторые из английских могут соперничать с ними в этом отноше­нии. В Британском музее есть небольшой щит, найденный в болотах Беркского графства. Не бо­лее фута в диаметре, этот щит имеет внутри своей вы­пуклой части впадину, в ко­торую проходит левая рука, для которой имеется ма­ленькая рукоятка (рис. 116). Две заклепки обозначают места, где были прикреплены ремни, по­средством которых щит при­вешивался сбоку во время ходьбы. Два концентричных круга выбитых из бронзы пу­говиц окружают навершье и разделяются друг от друга круглым выпук­лым пояском.

Есть щиты гораздо большего размера с различными украшениями. Выпуклые концентричные круги, линии, извивающиеся уступами, кру­ги, чередующиеся с пуговицами, - вот главные виды украшений.

Некоторые круглые венгерские щиты имеют три выпуклости, при­ближаясь, таким образом, к форме первоначального скандинавского щита; но все они очень близки к тем маленьким круглым щитам, которые назывались римлянами cetrae и так долго носились испанцами и мавра­ми и относимые Цезарем к оружию бретонцев.

Лук в эту эпоху встречается редко, и лучшим для него деревом счита­лось тисовое.

Должно заметить, что в бронзовый век употреблялись стрелы с ка­менными наконечниками. Для натягивания тетивы служил маленький инструмент с тремя зубцами (рис. 80). Два первых пальца руки прохо­дили в кольца, а зубцы, касаясь ладони, принимали и удерживали тети­ву, которая натягивалась на ложу.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 747; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.