КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Выравнивание данных о производстве зерна в России за 1981 -1992 гг
Метод аналитического выравнивания (гр. 6-9) основан на вычислении значений выравненного ряда по соответствующим математическим формулам. В табл. 11.7 приведены вычисления по уравнению прямой линии
,
где: - уровни выровненного ряда (теоретические показатели); t - года (1, 2, 3,..., п); a и b - неизвестные параметры уравнения. Для определения параметров надо решить систему уравнений
Необходимые величины для решения системы уравнений вычислены и приведены в табл. 11.7 (см. гр. 6 - 8). Подставим их в систему уравнений:
Умножим первое уравнение на - 6,5, сложим со вторым уравнением системы и получим уравнение:
В результате вычислений получаем: а = 87,96; b = 1,555. Подставим значение параметров и получим уравнение прямой линии:
.
Для каждого года подставляем значение t и получаем уровни выравненного ряда (см. гр. 9):
1981 г. ; 1982 г. ; 1983 г. и т. д. Заметим, что .
В выравненном ряду происходит равномерное возрастание уровней ряда в среднем за год на 1,555 млн. т (значение параметра b). Метод основан на абстрагировании влияния всех остальных факторов, кроме основного. Явления могут развиваться в динамике равномерно (рост или снижение). В этих случаях чаще всего подходит уравнение прямой линии. Если же развитие неравномерно, например, сначала очень медленный рост, а с определенного момента резкое возрастание, или, наоборот, сначала резкое снижение, а затем замедление темпов спада, то выравнивание надо выполнить по другим формулам (уравнение параболы, гиперболы и др.). При необходимости надо обратиться к учебникам по статистике или специальным монографиям, где более подробно изложены вопросы выбора формулы для адекватного отражения фактически сложившейся тенденции исследуемого рада динамики.
Рис. 11.2. Производство зерна в России за 1981 -1982 гг.
Для наглядности показатели уровней фактического ряда динамики и выравненных рядов нанесем на график (рис. 11.2). Фактические данные представляет ломаная линия черного цвета, свидетельствующая о подъемах и снижениях объема производства зерна. Остальные линии на графике показывают, что применение метода скользящей средней (линия со срезанными концами) позволяет существенно выровнять уровни динамического ряда и соответственно на графике ломаную кривую линию сделать более плавной, сглаженной. Однако выравненные линии все же остаются кривыми линиями. Построенная на базе теоретических значений ряда, полученных по математическим формулам, линия строго соответствует прямой линии. Каждый из трех рассмотренных методов имеет свои достоинства, но в большинстве случаев метод аналитического выравнивания предпочтителен. Однако его применение связано с большими вычислительными работами: решение системы уравнений; проверка обоснованности выбранной функции (формы связи); вычисление уровней выровненного ряда; построение графика. Для успешного выполнения таких работ целесообразно использовать компьютер и соответствующие программы.
Контрольные вопросы (выберите правильный ответ)
1. Определите правильный результат расчета среднесписочной численности работников предприятия, если численность на начало года составляла 200 человек, на середину года - 198 человек и на конец года - 220 человек:
а) ; б) ; в) .
2. Назовите правильный результат расчета среднегодового размера сберегательного вклада, если сумма вклада с января по май включительно составляла 50 тыс. руб.; с июня по сентябрь - 65 тыс. руб.; с октября по декабрь - 70 тыс. руб.:
а) ; б) ; в) .
3. Определите правильный метод расчета остатка товаров в магазине за 1 квартал, если остаток товаров на 01.01 - 600 тыс. руб.; на 01.02 -540 тыс. руб.; на 01.03 - 560 тыс. руб.; на 01.04 - 620; на 01.05 - 580 тыс. руб.:
а) ; б) ; в) ; г) .
4. Определите правильный метод расчета среднего остатка товаров по магазину за 1 квартал, если средний остаток товаров составил за январь - 500 тыс. руб.; за февраль - 460 тыс. руб.; за март - 530 тыс. руб.; за апрель - 520 тыс. руб.:
а) ; б) ; в) .
5. Определите правильный результат расчета среднесписочной численности работников предприятия за год, если средняя списочная численность работников составила за 1 полугодие - 200 человек; за 3 квартал - 220 человек; за октябрь - 190 человек; за ноябрь - 230 человек; за декабрь — 180 человек:
а) ; б) ;
в) ; г) .
6. Товарооборот магазина составил, млн. руб.: 1995 г. - 200; 1996 г. - 220; 1997 г. - 226; 1998 г. - 230. Определите правильный результат расчета среднегодового абсолютного прироста за анализируемый период, млн. руб.:
а) ; б) ; в) ; г) .
7. Объем производства продукции по предприятию в 1997 г. по сравнению с 1996 г. увеличился на 5%, а в 1998 г. по сравнению с 1997 г. увеличился на 7%. Определите правильный метод расчета темпа прироста объема производства продукции в 1998 г. по сравнению с 1996 г.:
а) ; б) ; в) .
8. Назовите правильный метод вычисления среднегодового темпа роста, если производство продукта в 1994 г. составило 200 т, а в 1998 г. - 225 т, т. е. увеличилось на 12,5%:
а) ; б) ; в) .
9. Объем производства продукции предприятия в 1998 г. по сравнению с 1994 г. увеличился на 26%. Определите правильный метод вычисления среднегодового темпа роста за анализируемый период:
а) ; б) ; в) ; г) .
10. Численность персонала по предприятию на начало 1999 г. по сравнению с началом 1995 г. уменьшилась на 20%. Определите правильный метод вычисления среднегодового темпа снижения численности персонала за анализируемый период:
а) ; б) ; в) ; г) .
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |