КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Реабилитация 1 страница
Система реабилитации В специальной литературе обнаруживаются упоминания о социальной, медицинской, трудовой, профессиональной, культурной, бытовой, семейной, эстетической, технической, первоначальной, полной, всесторонней, комплексной и других видов реабилитации. На рисунке приводится классификация видов реабилитации, предложенная В.З. Кантором (2000) и предусматривающая выделение трех классификационных признаков. Исходная теоретическая посылка для разработки системного представления о реабилитации инвалидов состоит в том, что она рассматривается в качестве специфического направления социальной политики государства, которая, в конечном счете, и призвана утверждать или совершенствовать образ жизни общества в целом и отдельных социальных групп. 2 1466 33 г ^^^-"-""""'"'^ Классификационные признаки "-~-^^^ В зависимости от В зависимости от В зависимости от охватываемых сфер степени восстановления применяемых жизнедеятельности технологий I "~ I ИГ I Социально-трудовая Первоначальная Медицинская I I I Социально-бытовая Элементарная Техническая (инженерная)
Социально-культурная Полная Психологическая ~~ I Педагогическая Классификация видов реабилитации (по В.З. Кантору, 2000) С данной теоретической посылкой хорошо согласуется понимание цели реабилитации в связи с категорией образа жизни. Кроме того, эта посылка дает основания для утверждения, что всякая реабилитация является социальной. Рассмотрение реабилитации инвалидов как специфической деятельности в области социальной политики обнаруживает ее многомерную структуру. Во-первых, реабилитация предстает в своем морфологическом (видовом) измерении: поскольку социальная политика охватывает все основные сферы жизнедеятельности людей, т.е. сферы труда, быта, культуры, постольку и реабилитация инвалидов должна охватывать как минимум эти три сферы их жизнедеятельности. Отсюда определяются как минимум три объективно необходимых направления реабилитации инвалидов: социально-трудовая, социально-бытовая и социально-культурная.
Обеспечение продвижения по всем этим направлениям следует понимать как комплексную (всестороннюю) реабилитацию инвалида. В свою очередь, профессиональная реабилитация инвалидов являет собой частный случай социально-трудовой реабилитации; эстетическая — социально-культурной, а семейная — социально-бытовой и т.п. Во-вторых, реабилитацию необходимо рассматривать как динамическое (стадийно-уровневое) явление, в котором могут выделяться первоначальная, элементарная и полная реабилитация. В-третьих, в зависимости от применяемых технологий, природы используемых средств и методов реабилитации последняя может подразделяться на медицинскую, техническую (инженерную), психологическую, педагогическую. Таким образом, можно сделать заключение о том, что реабилитация инвалидов — это специфическая деятельность в области социальной политики, предполагающая повышение уровня социальной дееспособности лиц с отклонениями в состоянии здоровья (и инвалидов) в сферах труда, быта, культуры на основе комплексного применения медицинских, инженерных, психологических и педагогических технологий и имеющая своей целью обеспечение готовности этой категории населения к реализации нормативного для данных общественно-исторических условий образа жизни. 2.3. Предмет, цель, приоритетные задачи адаптивной физической культуры, ее роль и место в реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов
Прежде чем рассмотреть обозначенное в названии содержание данного параграфа, остановимся на нескольких важных выводах, сделанных И.М. Быховской (1993, 1998), Ю.Н. Николаевым (1999, 2001) и рядом других авторов, развивающих общеконцептуальный подход к физической культуре как к сфере гармонизации естественно-природного и социально-преобразуемого в человеке, как область ценностно-ориентированного разрешения постоянно возникающих противоречий между ними. 1. Взаимодействие природного и социального, естественного и «ру деятельности. 2. Физическая культура — это интегрирующее звено культуры вслед 3. Физическая культура - это не только область непосредственной 4. Культура едина, а человек в культуре целостен, воспроизводится
5. Недостаточный уровень физической культуры личности, непол Не случайно в целом ряде исследований (В.П. Зинченко, Н.Д. Гор-деева, СВ. Дмитриев и др.) предметные действия рассматриваются в качестве единицы анализа психики челозека. При этом необходимо иметь в виду, что отстранение детей от физической культуры, например, с целью концентрации усилий на развитие у них тех или иных выдающихся задатков и способностей, обрекает юные дарования не только на постоянные болезни, физические и психические перенапряжения и срывы и, в конечном счете, на преждевременное старение и сокращение заложенной генетической программой продолжительности жизни, но и на неполное раскрытие тех выдающихся способностей, из-за которых дети лишаются полнокровной и разносторонней жизни. Данный теоретический экскурс сделан для того, чтобы показать роль и место адаптивной физической культуры в жизни лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, уточнить ее предмет, цель, приоритетность задач.
Адаптивная физическая культура является важнейшим компонентом всей системы реабилитации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, всех ее видов и форм. Она со всей очевидностью присутствует во всех сферах жизнедеятельности человека и поэтому составляет фундамент, основу социально-трудовой, социально-бытовой и социально-культурной реабилитации; выступает в качестве важнейших средств и методов медицинской, технической, психологической, педагогической реабилитации. Двигательная мобильность человека с ограниченными возможностями представляет собой один из важнейших критериев стадийно-уровневой характеристики процесса реабилитации. Это объясняется тем, что, например, любая приобретенная инвалидность ставит перед человеком проблему адаптации к жизни в своем новом качестве, что, в свою очередь, практически всегда связано с необходимостью освоения новых жизненно и профессионально важных знаний, перцептивных, двигательных умений и навыков, развития и совершенствования специальных физических и психических качеств и способностей. А это немыслимо без использования средств и методов адаптивной физической культуры. Среди многих факторов, ограничивающих поддержание оптимального психофизического состояния инвалидов, осуществления их трудовой, бытовой, культурной деятельности, а главное, способствующих развитию целого «букета» негативных изменений в организме, являются гиподинамия и гипокинезия. Отрицательное влияние последних на все без исключения органы и функциональные системы человека хорошо известны и неоднократно описывались как в научной, так и популярной литературе. Поставить надежный заслон различным заболеваниям, наваливающимся подобно снежному кому на человека, попавшего в условия вынужденной гиподинамии и гипокинезии (ограничения естественных движений-локомоций и т.п.), оптимизировать его психофизическое состояние может только разумно организованная двигательная активность. Здесь уместно вспомнить крылатое выражение И.А. Ар-шавского: «... человек, двигаясь и развиваясь, сам заводит часы своей жизни». Огромна роль адаптивной физической культуры (особенно адаптивного спорта, адаптивной двигательной рекреации, креативных (художественно-музыкальных) и экстремальных видов адаптивной двигательной активности и др.) в решении задач социализации данной категории населения, реализации соответствующего современным условиям образа жизни как конечной цели реабилитации, повышения уровня качества их жизни. Для многих инвалидов адаптивная физическая культура является единственным способом «разорвать» замкнутое пространство, войти в социум, приобрести новых друзей, получить возможность для общения, полноценных эмоций, познания мира и т.д. и т.п. Именно здесь, зачастую впервые в своей жизни, они познают радость движения, учатся побеждать и достойно переносить поражения, осознают счастье преодоления себя и каждой клеточкой своего тела ощущают философию «честной игры»... Сказанное позволяет сформулировать цель и основную установку (лейтмотив) адаптивной физической культуры. Цель адаптивной физической культуры как вида физической культуры — максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимально возможной самоактуализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.
ГЛАВА 3 ТЕОРИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ИНТЕГРАТИВНАЯ НАУКА, УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА И ВАЖНАЯ ОБЛАСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 3.1. Адаптивная физическая культура как интегративная наука Начиная с января 2000 г. адаптивная физическая культура является одной из составляющих частей специальности научных работников 130004 — Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. В данном случае она представляет собой компонент системы научных знаний о сущности физической культуры, общих закономерностях ее функционирования и направленного использования с целью всестороннего гармоничного развития людей, в том числе имеющих отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность. До 2000 г. в номенклатуре специальностей научных работников была только одна специальность, в которой рассматривались проблемы использования средств и методов физической культуры в работе с людьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Это - спортивная медицина и лечебная физическая культура. Однако эта специальность предусматривала изучение проблем лишь эдного из большого количества направлений адаптивной физической культуры — лечебного, что не могло, конечно, удовлетворить многочисленные запросы практики. Включение адаптивной физической культуры в проблемное науч-тое поле специальности, традиционной для физической культуры [130004), безусловно, расширяет возможности проведения и оформле-1ия результатов своих научных исследований представителям адаптив-той физической культуры. Однако это также не решает проблему, которая состоит в необходимости открытия отдельной специальности науч-шх работников — «Теория и методика адаптивной физической культу-)ы», что и будет сделано в ближайшем будущем соответствующими федеральными органами управления наукой. Адаптивная физическая культура интегрирует в себе как минимум ри крупных области знания — физическую культуру, медицину, кор->екционную педагогику — и большое количество учебных и научных [исциплин: теорию и методику физической культуры, теорию и мето-1ику отдельных видов спорта и их групп, теорию и методику физичес-:ого воспитания, двигательной рекреации и физической реабилитации; натомию, физиологию, биохимию, биомеханику, гигиену, общую и [астную патологию, тератологию, психологию болезни и инвалидное- ти, специальную психологию, специальную педагогику, психиатрию, психоконсультирование и т.д. и т.п. Чтобы наглядно представить поле научных проблем адаптивной физической культуры (АФК), воспользуемся геометрическим образом -декартовой системой координат (см. рис.). На одной оси поместим компоненты (виды) адаптивной физической культуры — адаптивное физическое воспитание (АФВ), адаптивный спорт (АС), адаптивную двигательную рекреацию (АДР), физическую реабилитацию (ФР), креативные (художественно-музыкальные) телесно-ориентированные практики (КТОП), экстремальные виды двигательной активности (ЭВДА) и другие. На второй оси - вид (профиль, нозологическую группу) заболевания или инвалидности - зрение (3), слух (Сл.), опорно-двигательный аппарат (ОДА), речь (Р), интеллект (И), психика (П), соматические заболевания (СЗ), сочетания различных заболеваний (СРЗ). На третьей — возрастные периоды жизни человека (возраст). Каждая точка пространства в данной системе координат будет представлять собой проблему использования движений для развития и совершенствования инвалида с учетом его возраста и особенностей заболевания (например, точка А представляет собой проблему, вернее комплекс проблем, адаптивного спорта у инвалидов по зрению в возрасте 30 лет). «Заполнение» данного пространства конкретными рекомендациями и технологиями сопряжено с необходимостью проведения фундаментальных комплексных научных исследований, с преодолением ус- | Возраст Пространство научных проблем адаптивной физической культуры (объяснения сокращений в тексте) (точка А — проблема адаптивного спорта у инвалидов по зрению в возрасте 30 лет) тоявшихся стереотипов лечения больных и инвалидов преимущественно фармакологическими средствами. Крайне важно при реализации комплексного подхода в исследовании проблем адаптивной физической культуры не просто суммировать достижения различных наук, а создать единую концепцию, позволяющую избежать эклектики, односторонностей, абсолютизации в выводах отдельных наук об инвалиде и интегрировать их в большинстве случаев противоречивые выводы в единую логику развития и совершенствования человека с ограниченными функциональными возможностями. Необходимость объединения в единый исследовательский коллектив представителей физической культуры, медицины, коррекционной педагогики приводит к различным трактовкам сущности адаптивной физической культуры, что предопределяется научными предпочтениями научных работников, их предшествующим опытом работы. Так, например, в среде специалистов и научных работников, и особенно в массовом сознании, доминирует представление о тождественности адаптивной физической культуры и лечебной физической культуры или физической реабилитации. На самом деле, как показывает международный опыт и отечественная практика, прежде всего в области адаптивного спорта (или спорта инвалидов), это совсем не так. Адаптивная физическая культура представляет собой значительно более емкий и широкий научный и социальный феномен, целью которого является социализация или ресоциализация личности инвалида или человека с отклонениями в состоянии здоровья, поднятие уровня качества их жизни, наполнение ее новым содержанием, смыслом, эмоциями, чувствами, а не только их лечение с помощью тех или иных физических упражнений или физиотерапевтических процедур. Побывав на соревнованиях инвалидов, каждый может воочию убедиться в том, что для спортсменов участие в них это прежде всего возможность общения, расширения круга знакомых и друзей, ощущение и сопереживание настоящего праздника. Радость победы, горечь поражения значительно активизируют эмоциональную сферу спортсменов, наполняют ее чувствами, позволяют забыть о своих недугах и, в конечном счете, почувствовать, что их жизнь полнокровна и одухотворенна. Таким образом, адаптивный спорт, оказывая благотворное оздоровительное и лечебное воздействие на спортсмена, является к тому же и прекрасным средством и способом вхождения в социум, завоевания своего «социального пространства». Одним из важнейших требований сегодняшнего дня является разработка методологических основ адаптивной физической культуры, фундаментализация образования в этой области. Основная проблема здесь состоит не в накоплении и объединении знаний по физической культуре, медицине, коррекционной педагогике и большому количеству перечисленных ранее учебных и научных дисциплин, а в создании, по существу, нового знания, являющего собой результат взаимопроникновения знаний каждой из названных областей и дисциплин. Задача эта архисложная, но именно ее решение позволит рассмотреть человека с отклонениями в состоянии здоровья (в том числе имеющего ту или иную инвалидность) целостно; преодолевать так называемый дихотомический подход к изучению его сущности, когда он «расчленяется» на отдельные субстанции, определяемые методами исследования конкретных наук. Наиболее актуальным направлением теории адаптивной физической культуры является проблемы адаптивного спорта, адаптивной двигательной рекреации, креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных практик, экстремальных видов двигательной активности и др. Теория адаптивной физической культуры как наука исследует содержание, структуру, функции адаптивной физической культуры, ее цель, принципы, задачи и средства, особенности деятельности занимающихся и специалистов в этой области; разрабатывает понятийный аппарат, а также изучает цели, задачи, методы, содержание различных компонентов (видов) адаптивной физической культуры, обосновывает и проверяет на практике ее новые виды и формы, направленные на удовлетворение разнообразных потребностей лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов. Одной из главных проблем теории адаптивной физической культуры является проблема изучения потребностей, мотивов, интересов, ценностных ориентации лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, особенностей их личности и индивидуальности; проблема исследования процесса формирования и корректировки аксиологической концепции жизни данной категории населения страны, преодоления психологических комплексов с помощью средств и методов адаптивной физической культуры. Теория адаптивной физической культуры должна раскрыть ее сложные взаимосвязи с другими областями науки и практики общества — здравоохранением, образованием, социальным обеспечением, физической культурой и др., а также разработать технологии формирования готовности общества к принятию инвалидов как равноправных его членов, обладающих самоценностью и огромным творческим потенциалом в самых различных видах человеческой деятельности. Важнейшей проблемой теории АФК является изучение особенностей умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания в процессе занятий физическими упражнениями. 3.2. Адаптивная физическая культура как учебная дисциплина «Теория и организация адаптивной физической культуры» является главной профилирующей дисциплиной в Госстандарте высшего профессионального образования, а «Теория и методика адаптивной физической культуры» — в Госстандарте среднего профессионального образования по соответствующим специальностям. Они лежат в основе знаний любой из шести специализаций (см. главу 1) и профессий в этой области. В связи с тем, что термин «адаптивная физическая культура» появился в России лишь в 1996 г., до сих пор встречаются различные трактовки как дисциплины, так и особенностей деятельности специалистов в этой сфере социальной практики. Поэтому необходимо обозначить основные отличия адаптивной физической культуры от физической культуры, медицины (включая профилактическую медицину), коррекционной педагогики, валеологии и других дисциплин, отраслей знаний и практической деятельности. Как видно из названия, адаптивная физическая культура базируется на классической или общей теории и методике физической культуры, которая выступает по отношению к ней в качестве более общего (родового) явления. Однако в отличие от базовой дисциплины адаптивная физическая культура основным своим объектом познания и воздействия рассматривает не здоровых, а больных людей, включая и инвалидов. Здесь необходимо подчеркнуть, что объектом деятельности будущих специалистов адаптивной физической культуры является именно та категория населения, которая утратила какие-либо свои функции на достаточно длительный срок, а зачастую — навсегда (например, ампутация конечностей, хирургическое удаление пораженного органа и др.). Именно своей ориентацией на хронических больных и инвалидов адаптивная физическая культура отличается от одного из разделов (видов) общей физической культуры, который называется оздоровительно-реабилитационная или лечебная физическая культура (Л.П. Матвеев, 1983), или двигательная реабилитация (В.М. Выдрин, 1985). Данный раздел, как отмечает, например, Б.В. Евстафьев (1985), посвятивший специальную монографию анализу основных понятий в теории физической культуры, в качестве главной цели предусматривает «восстановление временно утраченных функций после заболевания, травм и т.д.» (Б.В. Евстафьев). Забегая вперед, отметим, что адаптивная физическая культура включает в себя и адаптивную физическую реабилитацию (для инвалидов и тиц с ограниченными функциональными возможностями). В данном случае физическая реабилитация может использоваться, например, в заботе с инвалидами-ампутантами по восстановлению временно утра-генных функций тех или иных сохранных конечностей, внутренних ор-•анов, сенсорных систем и т.п., однако этим отнюдь не исчерпываются >громные потенциальные возможности инвалидов по участию в других (идах и формах физкультурно-спортивной деятельности, которые, как фавило, выпадают из поля зрения специалистов (медиков, психоло-ов, педагогов, социальных работников, юристов и др.). По сложившейся в нашем обществе системе идеологических и ми-ювоззренческих взглядов, инвалидами и лицами с устойчивыми от-лонениями в состоянии здоровья должны были заниматься представи-ели федеральных и территориальных организаций и учреждений здра-оохранения, социального обеспечения, образования. Что касается сферы физической культуры, то она была ориентиро-ана на людей здоровых или (как исключение) временно утративших те или иные функции, а что касается наиболее развитого как в теоретическом, так и в практическом плане раздела данного вида культуры -спорта, то он вообще предусматривал активную деятельность лиц не просто здоровых, но и моторно-одаренных. В этой связи обратим внимание еще на тот факт, который наглядно подтверждает приоритеты физической культуры по отношению к той или иной категории населения. Ведущий отечественный теоретик физической культуры Л.П. Матвеев даже в ее оздоровительно-реабилитационном разделе вторым подразделом называет спортивно-реабилитационный, который «способствует восстановлению функциональных и приспособительных возможностей организма (уменьшенных в результате «перетренировки», переутомления и других причин)», возникающих в процессе спортивной подготовки (Л.П. Матвеев, 1983), то есть здесь речь идет о реабилитации спортсменов. Если обратиться к учебным планам и программам дисциплин специальности физическая культура и спорт последних десятилетий, а с 1994 г. и направления физическая культура, являющихся своеобразной моделью содержания знаний, умений и навыков выпускников вузов физической культуры и факультетов физического воспитания (культуры), педагогических институтов и университетов, то легко убедиться в том, что практически все дисциплины, включая дисциплины и медико-биологического, и психолого-педагогического циклов, содержат сведения только о здоровом человеке. Исключением являлись две дисциплины: лечебная физическая культура и спортивная медицина, которые изучают в основном заболевания и повреждения, характерные для спортивной деятельности. Уместно будет вспомнить и о Перечне медицинских противопоказаний для абитуриентов вузов физической культуры, который определяет значительно более высокие требования к состоянию здоровья будущих студентов вузов данного профиля по сравнению со всеми другими образовательными учреждениями. Этот перечень, по существу, перекрывал путь в вузы физической культуры инвалидам и лицам с ограниченными физическими и сенсорными возможностями, а само содержание образования, состоящее из сведений практически только о здоровых и моторно-одаренных людях, значительно снижало мотивацию его получения теми, кто хотел бы посвятить свою жизнь работе с инвалидами как полноправными членами общества. Сказанное позволяет заключить, что в России высшее профессиональное образование в сфере физической культуры получали в подавляющем своем большинстве только здоровые люди, как правило, бывшие и действующие спортсмены, а ориентировано оно было на работу специалистов со здоровыми и двигательно-одаренными детьми и взрослыми. Авторы учебника не склонны считать, что подобное невнимание к проблемам инвалидов полностью обусловлено позицией представителей сферы физической культуры, хотя, очевидно, именно они должны были быть основными инициаторами расширения сферы влияния в обществе физической культуры, обоснования и доказательства ее действительной ;оциальной значимости1. Однако дело здесь гораздо более сложное, чем ложет показаться на первый взгляд. Немаловажную роль в сложившейся:итуации играет недостаточная разработанность теоретических, концеп-уальных проблем физической культуры инвалидов, не говоря уже об теологических и мировоззренческих системах взглядов. Проведенный А.В. Сахно (1993) анализ отечественной и зарубеж-юй литературы, посвященной проблеме здоровья, определению его ачественных и количественных параметров, позволил ему утверждать, то между понятиями «здоровье человека» и «инвалидность человека» ыла воздвигнута непроходимая стена и что эти понятия трактовались ак взаимоисключающие. В частности, понятие «здоровье», изложенное уставе Всемирной организации здравоохранения как «состояние полого физического, духовного и социального благополучия, а не только гсутствия болезней и физических дефектов», фактически отождествится с «абсолютным здоровьем», и, естественно, не допускает и мысли возможности наличия здоровья у инвалида, так как он обладает тем пи иным дефектом (физическим или психическим). Такая постановка шроса, по существу, отказывала огромной группе людей — инвали-1М - в здоровье и здоровом образе жизни, ядром которого является щиональная двигательная активность человека или, в более обобщении виде, физическая культура. Чтобы убедиться в этом, достаточно помнить, что допуск к занятиям физической культурой в школе, тех-1куме, вузе, в той или иной спортивной секции и, тем более, к уча-ию в соревнованиях выдает врач, который должен констатировать ответствующий уровень здоровья у желающих участвовать в физкуль-рно-спортивной деятельности.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2224; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |