Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика восприятия




2.2.1. Сущность восприятия

Восприятие – отражение в сознании человека предметов, явлений, целостных ситуаций объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. В отличие от ощущений в процессах восприятия (ситуации, человека) формируется целостный образ предмета, который называется перцептивным образом. Образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.

Восприятие — это отражение в сознании человека непосредственно воздей­ствующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.

Восприятие — не сумма ощущений, получаемых от того или иного предме­та, а качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей осо­бенностями.

Восприятие возникает на основе ощущений, но оно не сводится к их простой сумме (в подобных случаях говорят, что процесс не является аддитив­ным). Это качественно новый, более сложный психи­ческий процесс по сравнению с ощущением. Восприя­тие направлено на узнавание опознавательных при-

знаков воспринимаемого объекта и построение его копии (модели) в сознании. Результат восприятия -это целостный перцептивный образ объекта, а не от­дельные его свойства, информацию о которых дают человеку ощущения. Это, однако, не значит, что вмес­те с целостным образом объекта воспринимаются все его мелкие детали.

Существуют две модели формирования образа в процессе восприятия:

- стимулъная, «чисто» рефлекторная, утверждающая, что появление образа объекта вызвано только его отра­жением в сознании при воздействии раздражителей на сенсорные каналы;

- деятельностная, утверждающая, что образ, который человек воспринимает, является не столько результа­том реакции психики на раздражители, сколько след­ствием непрерывного построения субъектом перцеп­тивных гипотез, «встречных» отражаемой среде (че­ловек, используя свой опыт, как бы предвидит основ­ные свойства воспринимаемого объекта).

Сложность изучения восприятия как познаватель­ного процесса состоит в том, что из всех воздейству­ющих признаков в сознании человека отражаются лишь ведущие, а несущественные остаются за преде­лами восприятия. Это обусловлено не только осо­бенностями объекта, но и тем, что именно в объекте представляет интерес для индивида, с какой целью индивид включился в процесс восприятия, каковы его предварительные установки на восприятие.

Узнавание объекта как одна из составляющих вос­приятия зависит от жизненного опыта человека, его знаний об этом объекте. Например, знакомое слово мож­но восстановить (воспринять) буквально по предъяв­лении одной-двух составляющих его букв, незнакомое же потребует для этого гораздо больше букв.

Для восприятия иногда требуется концентрация внимания на объекте и определенные волевые усилия. Особенно это характерно для случаев, когда ин­терес к объекту у индивида невелик или отсутствует осознание необходимости изучения объекта. Конеч­но же, изучение и узнавание объекта через процесс восприятия не могут состояться без подключения па­мяти и мышления. Ведь при этом осуществляются сложные процессы сопоставления признаков объек­та с эталонами, хранящимися в долговременной па­мяти человека, мысленного анализа и синтеза систе­мы этих признаков и принятия решений.

Немаловажно, что информация для этого поступа­ет одновременно от многих органов чувств (зрение, слух, обоняние и др.). В частности, существенный вклад в формирование образа воспринимаемого объекта вно­сят двигательные компоненты посредством глаз, про-говаривания звуков, ощупывания. Слуховой анализа­тор помогает при восприятии ориентироваться в про­странственном положении источника информации.

Наконец, перцептивный процесс распространяет­ся на высшие уровни психической деятельности, та­кие как речь. Ведь человек мыслит... словами. Выде­ляя ведущие признаки воспринимаемого объекта, он обговаривает, обозначает их словом.

Таким образом, восприятие представляет собой упорядоченную систему активных перцептивных дей­ствий, формируемую в процессе жизнедеятельности индивида.

2.2.2. Свойства восприятия

 
 

 

 


Несмотря на то что в формировании перцептив­ного образа участвуют многие органы чувств, процес­сы восприятия имеют общие свойства. Это предмет­ность, целостность, структурность, константность, ос­мысленность и избирательность.

 

Предметность восприятия заключается в том, что человек, воспринимая информацию от внешних ис­точников, относит их к реальной внешней (предмет­ной) среде. Другими словами, воспринимаемые чело­веком психические образы предметов осознаются им как часть объективно существующего мира.

Предметность не является врожденным свойством человека, а формируется на основе двигательных ком­понентов при непосредственном контакте с объек­том. Более того, человек узнает объекты не столько по внешнему виду, сколько по их предметному на­значению и свойствам. Так, автомобиль воспринима­ется им не как нечто большое и обтекаемое на коле­сах, а как средство комфортного передвижения, т.е. воспринимаемый объект осмысляется с позиций его предметного предназначения.

Целостность восприятия выражается в форми­ровании целостного образа объекта и проявляется в отражении устойчивых связей между его отдельны ми составляющими. Даже при неполной информа­ции об объекте восприятие позволяет мысленно «до­страивать» этот образ на основе обобщения знаний о нем. Целостность, как и предметность, также приоб­ретается в повседневной практике человека и часто обеспечивается знанием той ситуации, в которую вклю­чен воспринимаемый объект. Так, известно, что люди, которым возвращено потерянное в раннем детстве зрение, не в состоянии сразу воспринять объекты в их целостности. Вместе с тем человек без труда про­читает название своей улицы на стене дома, основа­тельно стертое временем.

Структурность восприятия состоит в том, что в сознании человека объект отражается не по одному своему признаку, а по мере последовательного поступ­ления других признаков. В этой последовательности человек узнает устойчивое соотношение различных признаков объекта, т.е. его структуру. Например, чело­век узнает мелодию песни не по одной ее ноте и не по неупорядоченному набору звуков. Мелодия будет воспринята как обобщенная структура на взаимосвя­зи прозвучавших нот в гармонии.

Очевидно, существует тот минимальный набор признаков, который позволяет узнавать воспринимае­мый объект с достаточно высокой степенью вероятнос­ти. Эта величина носит название порога восприятия.

Константность восприятия выражается в отно­сительной способности сохранять постоянство неко­торых свойств объектов при изменении условий, в которых протекает процесс восприятия. Так, при из­менении расстояния до объекта, его угловым смеще­нием и освещенности человек воспринимает этот предмет неизменным - таким, каков он есть на самом деле. Константность перцептивной системы человека как бы компенсирует эти изменения. Это свойство обеспечивает ему возможность правильной ориентаций в изменчивой внешней среде.

Примеры проявления константности при зри­тельном восприятии объектов:

- восприятие цвета предмета довольно устойчиво даже при изменении внешней освещенности (конечно, до определенного, порогового уровня);

- восприятие роста человека не изменяется при его уда­лении даже на значительные расстояния;

- восприятие формы предмета поддерживается посто­янным при изменении его положения относительно линии взора наблюдателя.

Свойство константности не обусловлено генети­чески. Известно, что люди, никогда не видевшие пред­метов на близком расстоянии, воспринимают их на удалении как маленькие, но отнюдь не как удален­ные. Летчики же воспринимают объекты на земле без искажения их натуральных размеров. Констант­ность обеспечивается работой перцептивного меха­низма, который функционирует как самонастраиваю­щаяся система, адаптирующая информационные воз­можности человека к текущим условиям восприя­тия. Конечно же, такие перцептивные качества могут быть приобретены человеком через жизненный опыт, многократные встречи с объектом в самых различ­ных условиях его восприятия.

Можно лишь представить себе те последствия, которые постигли бы человека в результате депривации восприятия. На каждом шагу он встречался бы с «неопознанными» объектами, которые на самом деле встречались ему в повседневной жизни.

Осмысленность восприятия состоит в том, что перцептивные образы всегда наполнены смысловым содержанием. Бессмысленных образов просто не существует. Восприятие включает в себя непрерывный поиск наилучшего объяснения (осмысления) того, что отражается в сознании индивида. Осмысленность всегда дополняется прошлым опытом и предполага­ет обязательное понимание того, что воспринимается.

Избирательность восприятия состоит в том, что более нужные, представляющие интерес в данный момент предметы или их детали воспринимаются индивидом более отчетливо, а остальные служат для них лишь фоном. Например, при рассмотрении лица собеседника наш взор совершает наибольшие «оста­новки» на глазах, губах и носе как наиболее инфор­мативных источниках внешности. Рассматривая кар­тину, висящую на стене выставочного зала, посетитель воспринимает прежде всего изображение на полотне, а не рамку, в которую оно «завернуто». В какой-то мере это позволяет говорить об активности воспри­ятия. Правда, здесь следует учитывать, что сама при­рода сознания человека активна.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 3467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.