Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Градостроительство готического периода 3 страница




Краббы, кроссы, крючья (нем. Кrаbbе), в готической арх-ре — декоративная деталь в виде стилизованных листьев или цветов по краям вимпергов, щипцов, пинаклей (см.) и других элементов готического архитектурного декора.

Крестоцвет, флерон (нем. Kreuzblume), скульптурно-декоративный цветок в готической арх-ре, венчающий башни, вимперги, фиалы (см.). Выполнялся с одной или двумя парами горизонтальных крестообразных ответвлений от центрального стебля.

Лиерны (фр. lier - связывать), в готическом крестовом своде дополнительно нервюры (см.), идущие от точки пересечения ожив (см.) к шелыге щековых арок (см.).

Массверк (нем. Masswerk), архитектурный орнамент (см.) готики. В его основе нет конкретной органической формы, он создан при помощи циркуля, т.е. сконструирован. Впервые появился в орнаменте окна, в поле арки (см.), схватывающей 2 окна. Формы этого орнамента чрезвычайно разнообразны: розы, украшения, составленные из частей круга, в виде рыбного пузыря и т.д.

Машикули (фр. machicoulis, старофранц. machcol — бить в голову). Выступающие над стенами башни стены крепости, галереи на каменных консолях (см.) с отверстиями в полу для стрельбы, сбрасывания камней, смолы, т.е. для защиты подошвы стены. С развитием огнестрельного оружия утратили оборонительное значение и использовались как декоративный элемент (см. бой варовый).

Нервюра, гурт (фр. nervure — жилка «лат. nervus — жила, нерв, струна, сила), выступающее из кладки и профилированное ребро арки, находящейся в кладке свода (см.). Система Н. образует каркас, поддерживающий облегченную кладку свода. Н. являются тьерсероны, лиерны, контрлиерны (см.).

Ожива (фр. augive — букв., вспомогательная, поддерживающая арка), средневековое название диагональной арки (см.) в крестовом своде (см.). Почти всегда полуциркульная. Чтобы выдержать одну частоту О. и щековых арок (см.), последним придают стрельчатое очертание.

Пинакли, фиалы (фр. pinacle «лат. pinnaculum — заостренный верх крыши здания), остроконечные башенки над контрфорсами (см.) и некоторыми другими частями позднероманских и готических церквей. Украшались краббами и увенчивались крестоцветом (см.). П. предположительно несли не только декоративную, но и конструктивную функцию, нагружая пяту аркбутана в месте примыкания его к контрфорсу (см.).

Портал перспективный, ниша двери, окна, образованная в толще стены последовательно сужающимися и понижающимися внутрь здания арками, щеки (см.) которых часто орнаментированы, встречается и фигурная пластика. Распространен в романской, готической и древнерус. арх-ре.

Пульваны, "подушки",камень — промежуточный элемент между капителью и пятой арки (см.). Имел трапецивидную форму и увеличивал площадь сопряжения пяты арки с верхней поверхностью капители. В арх-ре Италии появились с VI в. и были византийского происхождения.

Пфальц (нем. Pfalz — дворец), укрепленная резиденция, замок правителя области, город, в котором такой дворец находился и область его в средневек. Германии времен Каролингов. Императорские П. отличались грандиозностью дворцовых зданий.

Ратуша (польск.ratusz «нем. Rathaus «Rat — совет и Haus — дом), здание городского самоуправления в ряде евр. стран. Архитектурный тип Р. сложился в XII-XIV вв. и включал элементы крепостного и культового зодчества. Р. представляет собой двухэтажное здание. Нижний этаж часто с аркадами вдоль фасада служил складом или арсеналом и обычно перекрывался сводами (см.). На 2 этаже находился парадный зал с несколькими помещениями для заседаний и встреч, там же — балкон или эркер (см.) для обращений к народу. Нередко завершался башней — беффруа (см.), где висел набатный колокол, была тюрьма, хранилась казна, печать.

Роза (нем. Rose, лат. rosa). 1. Большое круглое окно над входом в романских и, гл. обр., готических постройках XII-XV вв. с ажурным каменным переплетением в виде лучей, радиально исходящих из центра. В переплет на свинцовых горбыльках вставлялись многоцветные стекла, образующие витражи (см.). 2. Аналогичного вида декоративный мотив, венчающий стрельчатые окна готических зданий.

 

 
 


Своды

1 — цилиндрический, полуциркульный; 2коробовый; 3стрельчатый;

4t 6, 7сомкнутый; 5зеркальный; 8сомкнутый с распалубками; 9крестовый;

10веерный; 11 — парусный; 12бочарный

Система связанная, конструктивная особенность церквей рейнской школы. Заключается в том, что на каждый пролет центрального нефа (см.) приходится по 2 пролета боковых (с каждой стороны), на которые и передается распор сводов (см.) среднего (центрального) нефа. В С.С. имеет место чередование опор: более массивные столбы поддерживают пяты сводов (см.) центрального нефа, а на промежуточные опоры, более легкие, опираются пяты сводов боковых нефов.

Средокрестие, в романских и готических храмах пространство, образованное пересечением нефов с трансептом (см.).

Талус (лат. talus — лодыжка, пятка), скошенное утолщение в основании стены, башни (см.).

Тимпан (гр. — бубен). 1. Внутреннее поле фронтона любой формы. 2. Криволинейный треугольник между пилястрой (колонной), аркой и антаблементом (см.). 3. Ниша (полуциркульного, треугольного или стрельчатого очертания) или часть поля стены под аркой и горизонтальной перемычкой (обычно наддверью или окном). Часто использовался для размещения живописи, рельефа, скульптуры. 4. Поле между каменной перекладиной и разгружающей ее аркой.

Травея (фр. travee – пролет, ряд), структурная ячейка романских и готических сооружений, ограниченная 4 или 6 опорами, поддерживающими пяты сводов (см.). Каждая такая ячейка имеет контрфорсы и аркбутаны (см.) снаружи здания. Готическое здание образовано системой таких Т.

Трансепт (позднелат. transeptum «лат. trans — за и septum — букв., ограда), поперечный неф (см.) или несколько нефов в базиликальных и крестообразных в плане храмах, пересекающие под прямым углом основные (продольные) нефы. Т. появился при необходимости увеличить пространство перед алтарем и апсидой (см.). Переход от продольных нефов к Т. осуществляли с помощью подпружной арки средокрестия (см.). Иногда Т. называются только выступающие ветви (рукава) поперечного нефа. Иногда строили два Т. на противоположных концах здания.

Трансепт двойной, поперечные нефы (см.), находящиеся на восточной и западной сторонах храма.

Тьерсерон (фр.tiercerons), в готических сводах (крестовом, звездчатом и т.д.) дополнительные нервюры, идущие от опоры (как и оживы)и поддерживающие посередине лиерны (см.).

 

 

Украшения пламенеющие, рисунок, украшающий окна, розу и другие части соборной поздней готики во Франции и напоминающий очертанием пламя свечи. В готической архитектуре аналогично украшение "рыбий пузырь".

Фахверковая постройка (нем. Fachwerk «Fach — панель, отделение, клетка, секция и Werk — дело, здесь — система), постройка, стены которой имеют внутренний каркас (деревянный, металлический), состоящий из системы стоек, подкосов, обвязок с промежутками, заполненными кирпичом или другим мате­риалом. Часто деревянные конструкции украшались скульптурой. Дерево оставлялось обнаженным либо покрывалось шиферными пластинками или гонтом. Иногда конструкции устраивали нависающими над 1 этажом. Ф. дома были широко распространены в средние века в Зап. Европе.

Фиал, пинакль (нем. Phiole), граненые башенки, увенчанные высокими остроконечными пирамидками. Завершают обычно контрфорсы (предположительно устраивались для увеличения их массы и уравнения силы распора аркбутанов), а также башенки над окнами, порталами и т.д. Ф. по граням обычно декорированы краббами, вверху заканчиваются крестоцветом (см.). Распространены в архитектуре готики, встречаются в позднероманской архитектуре и архитектуре раннего Возрождения.

Флерон, крестоцвет, завершение в виде крестообразного цветка на фронтонах, вимпергах, фиалах (см.) и башенках в готической архитектуре.

Холл (англ. hall), первоначально — большое помещение над двускатной высокой крышей, в котором собирались все совместно работающие в хозяйстве члены англо-саксонского рода периода раннего средневековья. Позже — главная большая комната усадебного дома, особняка (см.). Служила центром сообщения с другими помещениями, имела значительные оконные проемы, направленные преимущественно к югу или юго-востоку. В комнате находился камин. Потолок часто соединялся с конструкциями крыши и богато украшался. В современных зданиях — преимущественно помещение для отдыха или ожидания. Иногда X. называют зал для публичных собраний, концертов.

Шелыга, шалыга, 1. Верхняя линия или хребет свода или распалубки (см.). 2. Непрерывный ряд замковых камней (ключ свода).

Щека арки, лицевая поверхность арки. Часто имеет обработку в виде архивольта, какой-либо орнаментальной пластической декорации или фигурной пластики.

 


 

Список использованной литературы:

1. Всеобщая история архитектуры в 12 томах, под общей редакцией Н.В.Баранова, т.2, Архитектура античного мира,ч.2, Москва,1973.

2. Всеобщая история архитектуры в 12 томах, под общей редакцией Н.В.Баранова, т.3, Архитектура восточной Европы, средние века, Москва,1973.

3. А.В. Бунин, Т.В. Саваренская, История градостроительного искусства в 2-х томах,т.1, Москва, Стройиздат,1979.

4. Огюст Шуази, Всеобщая история архитектуры, ЭКСМО,2008.

5. С.Л. Боброва, Курс лекций по истории архитектуры и градостроительства, р.2, Рим, готика, Макеевка,1999.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2143; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.