Античной философией называют совокупность философских учений, развившихся в древнегреческом и древнеримском обществе с конца VII в. до н.э. вплоть до IV в. н.э. Несмотря на длительность этого периода, знаменующегося интенсивным развитием различных учений, существуют веские основания рассматривать античную философию как единое и своеобразное, хотя и неизолированное явление в развитии философского сознания человечества. Доказано, что чрезвычайно велика связь по происхождению античной философии с культурой народов Передней Азии и Африки, которые раньше греков развили цивилизацию, письменность, науки о природе и зародыши философии. Особенно значительным было влияние Лидии, Вавилона, Египта, Персии. Помимо непосредственной генетической связи история культуры отметила ряд факторов соответствия между некоторыми явлениями в развитии философии в Китае и Индии. Существует, например, некоторое соответствие между развитием софистики и логики в древнегреческой философии IV в. до н.э. и приблизительно одновременным развитием логической школы «моистов» в древнекитайской философии. Несомненной была зависимость античной философии от науки и философии Вавилона и Египта. Рано завязавшиеся экономические, торговые и политические связи ионийских поселений греков на западном побережье Малой Азии с восточными народами более древних цивилизаций, а также исключительная восприимчивость и многосторонняя одаренность греческих ученых привели к тому, что ионийские города, прежде всего Милет, стали колыбелью античной философии. В них своеобразно перерабатывались зачатки физических, математических, астрономических знаний, стал развиваться примитивный научный инструментарий, сложился календарь и т.д. Одновременно шла и своеобразная переработка древней мифологии – в искусстве и в поэзии. Философская мысль стала освобождаться из плена мифологических представлений о мире и человеке. Процесс этого освобождения шел в Древней Греции с такой быстротой, что уже в V в. до н.э. возникли философские и космологические системы, в которых миф играет роль не столько основного воззрения, сколько образных средств выражения мысли. Не менее своеобразным, чем отношение к мифу, оказалось в Древней Греции и отношение к усвоенным на востоке зачаткам положительных знаний о природе. В Вавилоне и Египте знания эти, возникшие из практических нужд техники, торговли, путей сообщения, передавались обычно в том виде, в котором были почерпнуты в процессе их практического освоения без сколько-нибудь детального теоретического и логического основания. В Древней Греции, напротив, уже в космологических и физических построениях в V в. до н.э. обнаруживается поразительная склонность к обоснованию научных положений. Так, элементарные истины алгебры и геометрии, сформулированные вавилонянами и египтянами как тезисы, в Древней Греции имели тенденцию превращаться в доказательные теоремы. Своеобразной чертой античной философии была связь ее учений с учениями о природе, из которых впоследствии развились самостоятельные науки: астрономия, физика, биология. В VI и даже V в. до н.э. философия не познавалась отдельно от природы, а природа – отдельно от философии. Особенность античной философии в том, что внутри нерасчлененного единства зачаточных философских понятий научные воззрения, относящиеся к природе, играли во многих отношениях решающую роль: первые греческие философы были первыми математиками, физиками, астрономами, биологами, физиологами. Их научные представления о мире определяли свойственную для них постановку и решение философских вопросов. Для античной философии характерно обилие научных гипотез и типов философских учений. Объясняется это тем, что при рано возникшей острой научной пытливости ученые Древней Греции могли удовлетворять ее только в тех условиях и границах, которые предоставляло им слабое развитие техники. Для античного рабовладельческого общества характерно пренебрежительное отношение рабовладельцев к труду. Отношение это и сравнительная дешевизна рабской рабочей силы стимулировали развитие техники и становление обусловленного техникой научного эксперимента. Вследствие этого научные исследования опирались на наблюдения без экспериментальной проверки. При разработке гипотезы мысль идет от действия к причине, а одно и то же действие может вызываться различными причинами. В условиях невозможности экспериментальной проверки в умах различных мыслителей возникали различные гипотезы об одних и тех же явлениях природы. Для философии это многообразие гипотез означало многообразие типов философского объяснения мира. Как известно, философия дословно означает «любомудрие», термин «философия» восходит, вероятно, к Гераклиту из Эфеса или Геродоту. Платон и Аристотель впервые стали пользоваться понятием «философия» в смысле, близком современному. Эпикур и стоики усматривали в ней не столько теоретическую картину мироздания, сколько всеобщее правило практической жизнедеятельности.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление