Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Позитивизм и его эволюция




Итак, в Новое время начинается быстрое развитие науки: совершаются открытия, накапливается большое количество новых фактов. Все это стимулирует поиск и выработку философской методологии. Впервые такую проблему попытался решить английский философ Фрэнсис Бэкон, концепция которого была направлена на решение задач, с одной стороны, естественнонаучного познания, с другой – философского осмысления методов науки. Бэкон решает эти вопросы путем создания индуктивной логики, которая была бы в состоянии привести ученых к новым открытиям.

Успехи естествознания, в особенности механики, породили взгляд на познание как на рациональную деятельность, способную получить абсолютно достоверное знание. Сама наука стала рассматриваться как оплот этих незыблемых и непререкаемых истин. Такой взгляд на развитие науки характерен для всей последующей классической философии. Он ориентируется на накопление наукой неизменных истин, которые составляют арсенал окончательного знания. Все, что не укладывается в рамки традиционных истин, рассматривается как заблуждение и из науки удаляется как не представляющее интерес. Научное знание обособляется от других форм знания, в том числе и от философского. Развитие науки имеет линейный характер, и в ней невозможны какие-либо революционные, фундаментальные перестройки.

Но появившиеся открытия Галилео Галилея и Исаака Ньютона поколебали эти представления о науке. В XVII в. немецкий философ Г.Лейбниц систематизировал гносеологические и методологические воззрения великих естествоиспытателей. Он сделал первый шаг для осмысления единства методов научного познания, благодаря которым развивается наука. Еще дальше в этом направлении продвинулся родоначальник немецкой классической философии И.Кант, который в своем учении соединил эмпиризм и рационализм. Анализируя синтетические функции чистых априорных форм, Кант обосновал положение о том, что научному исследованию всегда предшествует определенный исходный взгляд на мир, с которого, собственно, и начинается процесс познавательной деятельности.

В конце XVIII– первой половине XIX в. происходит дальнейшее развитие логики и методологии науки. Естествоиспытатели все чаще приходили к выводу, что в науке нельзя достичь абсолютного знания, что неизменные истины – это утопия, не имеющая ничего общего с настоящей наукой. Более того, в это время наука все теснее соединяется с техникой, появляются новые технологии. Наука превращается в движущий фактор технического прогресса, приобретает социальную значимость. Философское осмысление этих процессов отстает от развития науки. Философские доктрины XVIII – начала XIX вв. развивались либо в рамках механицизма, как, например, французский материализм эпохи Просвещения, либо отличались исключительной умозрительностью, как в немецкой классической философии. Отрыв философии от науки становился все более явным. Философия уходила в сторону от обоснования и анализа новейших достижений естествознания. Таким образом, в философии ощущалась неудовлетворенность осмыслением процессов, происходящих в науке. Попытку преодолеть это отставание осуществляет новое философское направление.

Позитивизм возник на волне английской школы классического индуктивизма и явился продолжателем эмпирико-индуктивистской традиции. Как самостоятельное течение он сложился в 30-ые годы ХХ столетия и с тех пор прошел длительный путь развития. Именно благодаря своей способности к эволюции, он оказался удивительно прочным и устойчивым явлением в западной философии. В центре внимания позитивистов постоянно находился вопрос о взаимоотношении философии и науки, методологии и гносеологии. Впервые в истории философии позитивизм создал модель развития науки. Появление позитивизма ознаменовало переход от умозрительной философской методологии к социально-научной. Правда, в своих последних вариантах позитивизм вообще отказывается от философской методологии.

Позитивизм как новое философское направление появился во Франции, сразу заявив о разрыве со старой философской традицией, о «революции в философии». У истоков позитивизма стоял Огюст Конт. Термин «позитивизм» применяется в двух аспектах: во-первых, как совокупность взглядов О.Конта; во-вторых, и это более широкое определение позитивизма, как философское направление, соединившее эпистемологический феноменализм со сциентизмом, провозгласившее и выразившее веру в научный и технологический прогресс. В этом смысле позитивизм явился разработчиком метода, широко применявшегося в гносеологии, логике, социологии, этике, истории культуры и других науках ХХ в.

Позитивизм тяготеет к субъективному идеализму и агностицизму, поскольку развивает тезис о том, что наука познает не сущности предметов, явлений, не их причины, а только явления. И в этом смысле он является, как отмечалось выше, продолжателем эмпирико-индуктивистской традиции. Для него наука является инструментом систематизации данных, полученных благодаря ощущениям. Но одновременно позитивисты не отвергают положение Конта, что эмпиризм не рождает нового знания. Научное наблюдение невозможно без определенного принципа.

В своем развитии позитивизм прошел четыре этапа. Первый этап открывается философией О.Конта и его последователей Э.Ренана и Э.Литтре (Франция). В Англии основоположниками позитивизма были Д.С.Милль и Г.Спенсер; в Польше – Ю.Охорович; в России – Г.Вырубов, В.Лесевич, Н.Михайловский; в Италии – К.Каттанео, Д.Феррари, Р.Ардиго. «Второй» позитивизм возник в результате кризиса первой исторической формы позитивизма, который случился вследствие революции в науке, прежде всего в физике, как отрицание контовско-спенсеровской ориентации, но при сохранении основного позитивистского тезиса о разделении областей науки и метафизики. Вторая историческая форма позитивизма появляется в конце XIX в. и называется «махихм», или эмпириокритицизм. Его представители: Э.Мах, Р.Авенариус и др.

Третий этап в развитии позитивизма – неопозитивизм – начинается с 20-х годов ХХ в. и часто называется «аналитической философией». Его представители: М.Шлик, Р.Карнап, Б.Рассел, Г.Райхенбах, Л.Витгенштейн и др.

Четвертый этап в развитии позитивизма – постпозитивизм – возник во второй половине ХХ в. из критики неопозитивизма. Он представляет собой неоднородное течение в западной философии, объединенное стремлением разработать конкретно-научную методологию и пути развития науки в обход решения общефилософских проблем. Он представлен в учениях И.Лакатоса, Дж.Агасси, Д.Уоткинса, Г.Альберта, Т.Куна и др.

Несмотря на большое разнообразие и несхожесть, неоднородность философских школ, относящихся к позитивистскому направлению, их роднит отношение к познанию, которое трактуется и рассматривается вне любой философской интерпретации. К сомнительным философским ценностям относятся мировоззренческая и аксиологическая ориентация философии. Поэтому позитивизм отрицательно оценивает всю прежнюю «классическую» философию, считая, что вся традиционная философия как «метафизическая», так и догматическая, должна быть заменена либо специальными, позитивными, науками, либо обзором системы знаний, учением о соотношении между науками, об их языке и т.д. Таким образом, философия сводится к общим выводам из естественных и социальных наук.

Позитивизм претендует на открытие в философии третьего, среднего, пути, который преодолел бы противоположность между материализмом и идеализмом и возвысился над ними. Существует «нейтральное» решение основного вопроса философии. Поэтому название «философия» должно сохраниться применительно к области знания, которая занимается исследованием самых общих закономерностей специальных наук. Другими словами, философия не имеет ничего общего с «метафизическими» проблемами. В качестве рудиментов старой «метафизики» позитивизм называет попытки науки раскрыть причинно-следственные закономерности. Наука сама должна стать философией, ограничиться описанием явлений, а при формулировке законов отвечать не на вопрос «почему», а только на вопрос «как». Поэтому позитивизм, как было отмечено выше, родственен агностицизму: он ограничивает научное знание описанием явлений, не выясняя причинных зависимостей.

Несмотря на горячее отрицание материализма, позитивизм оказал значительное воздействие на тяготеющих к материализму ученых-естествоиспытателей. Методология Конта и Спенсера сыграла положительную роль в России на рубеже веков. В среде русской интеллигенции позитивизм ассоциировался с материалистической метафизикой и истолковывался в духе материализма. Передовые деятели России увидели в позитивистском методе новое научное мировоззрение, наиболее адекватное научному знанию этого времени.

Действительно, многие идеи, высказанные позитивистами, носили революционный, новаторский характер и оказались чрезвычайно прогрессивными для своего времени. Наиболее ценными для развития науковедения и логики науки явились мысли О.Конта о всеобщей классификации наук, критика Э.Махом ограниченности ньютоновской механики. Большой вклад внесли неопозитивисты и постпозитивисты в разработку средств логического анализа языка, в применение исторических методов в области специальных наук.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2005; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.