Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационно-педагогические проблемы развлекательной деятельности 2 страница




Почетное место в общей системе развлекательного досуга занимает восприятие разнообразных развлекательных зрелищ. Опыт показывает, что такими возможностями обладают все наиболее распространенные виды зрелищ, и в первую очередь художественные, спортивные и игровые, о которых мы уже говорили применительно к игровым конкурсам.

Естественная потребность в отдыхе и развлечениях удовлетворяется практически каждый раз, когда люди, погружаясь в стихию звуков, красок и форм, переживают наслаждение и удовольствие. Вместе с тем в искусстве всегда существовали и существуют такие произведения, в которых на первый план выдвигается именно развлекательная функция. У людей, вступающих в общение с таким искусством, складывается установка на совершенно определенные впечатления и переживания. Человек хочет «просто развлечься», провести время за приятным, доставляющим удовольствие занятием.

Развлекательные зрелища наилучшим образом выполняют свое основное предназначение, когда они имеют соответствующий способ оформления действия и отображают определенный тип человеческих поступков и взаимоотношений. Эту закономерность можно проследить в самых различных видах зрелищ. Начнем с произведений, относящихся к так называемому приключенческому жанру. Это могут быть фильмы, спектакли, телепостановки. Действие таких произведений развертывается, как правило, в необычных условиях, отличается динамичностью, остротой коллизий, насыщено загадками, тайнами, внезапными поворотами сюжета. Фабула в них максимально уплотнена, исход событий не известен до последней минуты, характеры раскрываются в активных, полных драматизма положениях.

Произведения приключенческого жанра пользуются самой широкой популярностью. В лучших произведениях этого жанра основными героями всегда являются люди, руководствующиеся благородными идеями. Энергичные, волевые, способные выстоять в самой тяжелой борьбе, они зачастую становятся образцом подражания, примером, на который равняются. Это особенно характерно для детей и молодежи.

Качественно иной разновидностью развлекательных зрелищ являются зрелища комедийного плана. Эмоциональная реакция на смешное относится к особо благотворным реакциям. Как глубокое и сильное переживание, оно дает человеку основательную нервную разрядку. Возникающие в этом случае эмоции не «загоняются внутрь», не сдерживаются, а тут же получают открытый экспрессивный выход. Не исключено, что именно поэтому хорошая доза смеха всегда служит одним из лучших способов развлечься, отдохнуть. Однако ценность комедийных зрелищ не ограничивается только этим. Благодаря своему мажорному тону и жизнеутверждающему пафосу они повышают настроение, придают людям бодрость, повышают чувство радости, поддерживают оптимистическое отношение к жизни.

Еще один вид развлекательных зрелищ – уже упоминавшиеся нами спортивные и игровые зрелища. При определенных условиях они также могут стать эффективным средством отдыха. Каждый вид спорта и большинство игровых развлечений обладают неповторимой эстетической привлекательностью. Восхищение и удивление вызывают демонстрация высокой техники, тонкого мышления, твердой воли и устремленности к победе, гибкости и изощренности игровых решений, остроумия, юмора. Умело организованные спортивные и развлекательно-игровые состязания дают возможность показать людям образцы силы, ловкости, смелости, продемонстрировать красоту и безграничные возможности физического и интеллектуального развития личности.

У современных культурно-досуговых центров есть большие возможности в организации интересных и полезных развлекательных зрелищ. Многие из них играют сегодня важную роль в кинообслуживании, концертной и театрально-зрелищной работе, в проведении разнообразных игровых конкурсов, конкурсов красоты, в демонстрации творческих достижений модельеров и т.д.

Новые возможности в организации отдыха и развлечений открывает массовое развитие телевидения. Хорошо известно, что существуют такие телевизионные передачи, которые люди предпочитают смотреть не дома, а в коллективной аудитории. Собственно, и сами телевизионные трансляции очень часто по природе и сути своей рассчитаны на коллективного зрителя. Спортивный репортаж интереснее смотреть вместе с теми, кто любит и понимает данный вид спорта. Намного выигрывают при групповом просмотре веселые развлекательные телепрограммы. Реакция соседей – необходимый компонент полноценного восприятия комедийной или игровой передачи. Особый интерес в этом смысле представляют входящие в практику телевидения постоянные развлекательные программы. Люди заранее ждут встреч с полюбившимися героями, каждая из развлекательных передач имеет своих приверженцев. И очень хорошо, если последние получают возможность посмотреть эти передачи вместе.

Трансляции наиболее важных спортивных состязаний неизменно собирают компании болельщиков даже в домашних условиях. Это люди, с неослабевающим интересом следящие за ходом состязаний и горячо реагирующие на все перипетии борьбы. Между любителями таких трансляций всегда возникают очень интересные взаимоотношения. Нередко часть сидящих у экрана болеет за одну команду, часть за другую; по ходу игры выносятся оценки, строятся прогнозы, комментируются действия играющих. Эффект активного участия и сопереживания проявляется в этом случае особенно ярко и сильно.

Важным компонентом сферы отдыха и развлечений всегда были и остаются танцы. Особенностью их является исключительная популярность и массовость: для множества людей они представляют собой наиболее доступную, а иногда и единственную форму непосредственного включения в активную художественно-исполнительскую деятельность. Вот почему продуманная и умелая организация танцев способствует решению целого ряда важных рекреационных и воспитательных задач.

Массовый бытовой танец относится к тем видам общедоступных развлечений, в которых активность человека воплощается в особой художественно-образной форме. Исполнение танцев всегда доставляет людям удовольствие. Пластические возможности человеческого тела в любом виде танцевального искусства используются для эмоционального раскрытия и внешнего выражения хорошего, радостного настроения. Танцы развивают чувство ритма, музыкальность, а также во многих случаях изящество и грацию. Тесно связанные с удовлетворением многообразных потребностей личности, они могут стать отличным средством воспитания хорошего вкуса и общей культуры поведения. К сожалению, эти возможности бытовой хореографии используются у нас пока еще слабо. В сегодняшних молодежных дискотеках нередко бытуют музыкальная безвкусица и низкая танцевальная культура. Дискотека – это сфера досуга, где до сих пор остается особенно много не решенных и трудно решаемых проблем.

За последние десятилетия у нас сложилось сравнительно новое направление в развитии развлекательно досуга, связанное с функционированием на коммерческой основе казино, ночных клубов, молодежных дискотек. Приняв за основу западные образцы, они внесли в досуговую модель как положительное, так и отрицательное.

В содержательном и организационном плане досуг, о котором мы говорим, рельефно отражает психологию кризисного периода. Здесь развлекаются в основном люди, которым нужна весьма крепкая эмоциональная встряска, для этого используется особый род сильных рекреационных раздражителей. Речь идет об увеселениях, связанных в той или иной мере с потреблением алкоголя, а иногда и наркотиков.

Многие исследователи развлекательного досуга нашего народа вполне справедливо подчеркивают, что в нем зеркально отражаются типовые черты русского национального характера. При этом прежде всего отмечаются, с одной стороны, такие качества, как удаль, широта, терпимость к особенностям других народов, характерное для народной религиозности двоеверие, сатирико-юмористический склад ума, исконная доброта, радушие и гостеприимство, а с другой – отсутствие уравновешенности, склонность к абсурдным поступкам, беспечность, своеволие, неразвитость сдерживающих начал. На наш взгляд, эти противоречия весьма выразительно схвачены в замечательных строчках наблюдательного русского поэта А.К. Толстого:

Коль любить, так без рассудка,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело,

Коль карать, так уж за дело,

Коль простить, так всей душой,

Коли пир, так пир горой!

Вполне понятно, что эти черты характера так или иначе проявляются во всех формах жизнедеятельности русского человека. Развлекательный досуг не является здесь исключением.

Организаторам отдыха и развлечений нельзя забывать, что довольно большое число людей отнюдь не жаждут в процессе своей рекреации абсолютного покоя, а реально тянутся к активному поведению. Ученые заинтересовались этой проблемой и выяснили, что следует учитывать целый ряд факторов. Как оказалось, человеческий организм не может нормально жить без страстей, переживаний, смены обстановки и даже без сладко-горького привкуса риска. Людям совершенно необходима для продуктивного функционирования внутренняя подпитка биологическим веществом, имя которому адреналин. Последний, в свою очередь, наиболее интенсивно выбрасывается в кровь, когда человек находится в состоянии бурных волнений, и особенно – в состоянии эмоциональных переживаний, связанных с чувствами риска и, как это ни парадоксально, страха. Достоинством здорового страха является то, что он заметно повышает интенсивность обменных процессов, улучшает питание мозга и тканей, т.е. в разумных объемах полезен для хорошего самочувствия.

Тяга людей к острым ощущениям напрямую связана с недостатком в организме еще одного фермента – тираменазы. Естественное желание довести его до нормального уровня и получить при этом удовольствие (тираменаз непосредственно отвечает за чувство наслаждения) стимулирует человека к разнообразным формам т.н. «рискового поведения».

Кстати говоря, современные исследователи вполне обоснованно считают, что склонность к риску заложена в человеке генетически. Без этого было бы невозможным само существование и развитие человечества. Ученым удалось даже установить конкретное биохимическое звено, отвечающее за рисковое поведение. Им оказался ген, управляющий синтезом фермента допамина. В дальнейшем различные формы этого гена были обнаружены в увеличенном объеме у людей, склонных к экстремальному поведению.

Судя по всему именно на этой почве рождается на современном этапе жажда и даже своеобразная мода (она все более и более входит в нашу жизнь) к «экстриму». Речь идет о сёрфинге, скалолазании, авто- и мотогонках, лыжных спусках, подводном плавании, пещерных похождениях спелеологов, прыжках с парашютом и т.д. В более мягких разновидностях то же самое относится и к желаниям человека «попробовать себя» на «крутых» парковых аттракционах и даже к желанию пощекотать нервы на просмотре всякого рода триллеров и страшилок.

В социопедагогическом плане больше всего опасение вызывает сегодня сфера азартных компьютерных игр. Ими в одинаковой мере интересуются как представители подрастающего поколения, так и взрослые. Содержание таких игр практически ни поддается прямому регулированию, поскольку оно закладывается чаще всего неизвестно где, кем и с какими целями.

На современном этапе преобладающая часть доступных для всех компьютерных игр сделаны за рубежом и представляют собой интерактивные драйвы на криминальные, военные, шпионские, фантастические и спортивные (мото- и автогонки) темы. Примерно половина из них включают сцены насилия и убийств. Свыше сорока процентов содержат сюжеты с жестокими драками, около 35% – изображение катастроф. Многие игры – это синтез смертей, пыток, драк, катастроф, насилия и т.п. Основу игорного репертуара наших компьютерных залов составляют т.н. «стрелялки». Более сложные и интересные в плане интеллектуального развития игры – например, т.н. «стратегии» и «квесты», суть которых состоит в интерактивном поиске оптимальных решений и выходов из нелегких ситуаций, встречаются пока сравнительно редко.

Под влиянием подобного репертуара у человека неизменно формируются черты агрессивности и жестокости. Насилие преподносится здесь в качестве типового и обычного явления. Программы внушают злость, беспокойство, нервозность. О том, чтобы проявить милосердие или помочь жертве обычно в таких играх не идет даже речи. Исследователи игровой деятельности попытались ответить на вопрос, что же привлекает молодого человека в сюжетах такого типа. Как оказалось, притягательными здесь являются возбуждение, волнение, желание преодолеть страх; стремление виртуально испытать наслаждение от идентификации себя с агрессором, игнорирование родительских ограничений (феномен запретного плода), попытка увидеть то, что отражает твое собственное поведение (это особенно характерно для представителей групп риска), жажда получить уроки, относящиеся к методам решения важных для сегодняшнего дня проблем и наконец – для элементарного самоуспокоения (хорошо, что это происходит не со мной).

Игровой ажиотаж последнего десятилетия, когда центры азартных игр стали появляться чуть ли не на каждой городской улице[3], наглядно показал, что у развлекательно-игровой деятельности наряду с несомненными достоинствами есть и весьма опасные недостатки. Сегодня зарубежные и российские психологи и психиатры всерьез говорят о новой неожиданно нагрянувшей на нас болезни по имени «лудомания». Именно такое обозначение патологическому пристрастию к азартным играм присвоила Всемирная организация здравоохранения при ООН. В международном классификаторе психологических заболеваний лудомания зашифрована теперь под номером Ф 63.0.

В последнее время появилось немало исследований, авторы которых предпринимают попытку ответить на нелегкий вопрос: почему достаточно многих людей так непреодолимо притягивают к себе азартные игры. По этому поводу в печати и научной литературе появилось большое число объяснений. Среди них – это невроз влечения, психическое расстройство, фобия; это желание спрятаться от страхов, тяжелой повседневной жизни, это бегство от одиночества, это страстное желание испытать риск, связанный с возможностью или проиграть или выиграть, это беда потерянного поколения.

Пути избавления от тяжелых форм лудомании пока остаются весьма неопределенными. Однако в нашей стране уже появились первые медицинские центры, предлагающие соответствующее лечение больных. помимо психологической помощи пациенты получают здесь и медикаментозную помощь. Об успехах, судя по всему, говорить рано. В клинике больные чувствуют себя комфортно – они недоступны искушениям. По возвращению домой дело обстоит хуже. Специалисты считают, что игровая зависимость имеет в основном те же корни, что и наркомания и алкоголизм. Чаще всего этой болезни подвержены одинокие люди, люди, у которых не ладится на работе и в семье, люди с малым уровнем дохода и т.д. Как правило, основную массу составляют те, у кого есть проблемы с психикой.

Положение и в самом деле складывается нелегкое. Особенно в городах. По последним экспертным оценкам, в Москве от лудомании страдает каждый тридцатый житель столицы, т.е. примерно 330 тысяч человек. Между тем сегодня здесь действуют, как уже говорилось, 60 казино, а на каждые 160 москвичей приходится один игровой автомат. За последние 2,5 года Госкомспорт выдал в столице 65 тысяч лицензий на право заниматься игорным бизнесом. Кроме того, каждый год выявляется свыше десяти тысяч нелегальных игровых автоматов.

Без определенных ограничений тут видимо уже не обойтись. Так, в столице Мосгордума планирует установить лимит казино (30) и залов игровых автоматов (не более 8 на район и не более 4 на район в центре). Ужесточаются требования к зданиям, где можно будет открывать игровые залы. Дума намерена запретить игровые «столбики», «ромашки», электронные казино в Интернете, а также «мобильные игротеки» в разъезжающих по городу автомашинах. Значительно увеличиваются ставки налогов на игорные столы и игровые автоматы. Возможно, что подобные меры носят жесткий характер, но общество вынуждено их применить. Азартные игры у нас явно вырвались за границы т.н. культурного пространства.

Дадут ли предпринимаемые акции ожидаемый эффект, пока сказать трудно. Со своей стороны мы считаем, что здесь требуются, наряду с силовыми мероприятиями, воздействие более глубокого свойства. Преодолеть страсть к азартным играм в истории человечества никому и никогда не удавалось. Зато переключение этих страстей в иное более цивилизованное русло вполне удавалось. Ясно, что в целом игровых развлечений нормальной направленности должно быть не меньше, чем сейчас, а больше. Еще явнее то, что игровую деятельность нельзя безрассудно отдавать на откуп дельцам, заботящимся только о собственных прибылях и сверхприбылях. Что из этого получается, мы уже наглядно увидели на опыте развлекательного досуга последних лет.

Выше мы уже говорили о том, что утверждавшаяся у нас модель развлекательного досуга явно выходит по ряду параметров за рамки культурного пространства. Функция рекреации в ее экстравагантном формате начинает вытеснять другую необходимую для нормального досуга функцию – культурное развитие личности. И это всерьез настораживает. Культ образа жизни, основанного на стремлении уйти в мир алчного азарта, в царство грез и миражей, в лоно безответственного поведения весьма и весьма сомнителен в своей аксиологии. Во всяком случае, подобные ориентации никогда не делали по-настоящему счастливыми ни отдельного человека, ни общество в целом.

 

Рекомендуемая литература к главе V

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М.: Просвещение, 1987.

2. Былева Л.В. Русские народные игры. – М., 1988.

3. Вайко А. Энциклопедия азартных игр.: Пер. с англ. – М.: Ефрат, 1994.

4. Ворошилов В. Феномен Игры. – М., 1982.

5. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. – М., 1994.

6. Громыко М.М. Мир русской деревни. – М.: Молодая гвардия, 1991.

7. Зелов Д.Д. Официальные светские праздники как явление русской культуры конца XVII – первой половины XVIII века. – СПб., 2002.

8. Игры. Энциклопедический сборник / Сост. В.А. Черноземцев. – Челябинск, 1995.

9. Козак О.Н. Путешествие в страну игр. – СПб.: Союз, 1997.

10. Казанский О.А. Игры в самих себя. – М., 1994.

11. Кривко-Апинян Т.А. Мир игры. – СПб.: Эйдос, 1992.

12. Левинсон А. Развитие фольклорных традиций русского искусства на народных гуляниях. – М., 1980.

13. Маска и маскарад в русской культуре XVIII – XX веков: Сборник статей. – М., 2000.

14. Липков А. Проблемы художественного воздействия: принцип аттракциона. – М., 1990.

15. Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. – Л., 1984.

16. Марков Б.В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. – СПб., 1999.

17. Михайлова Н.Н. Педагогика и психология игры. – Новосибирск, 1985.

18. Олиева В. Люди и игры. – М., 1985.

19. Орлов О.Л. Праздничная культура России. – СПб., 2001.

20. Орлов А.С. Социология рекреации. – М.: Наука, 1995.

21. Панаев И.А. Русские праздники и игры. – М., 1999.

22. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники: Опыт историко-этнографического исследования. – Л., 1967.

23. Развлекательная культура России XVIII – XIX веков. Очерк истории и теории / Ред.-сост. Е.В. Дуков. – СПб., 2000.

24. Ретюнских Л.Т. Игра как она есть, или онтология игры. – М., 1997.

25. Рудко А.М., Гисматулин Т.М. Игры, конкурсы, развлечения. – СПб.: Союз, 1998.

26. Русский народный календарь. – М.: Метафора, 2005.

27. Современный городской фольклор. – М., 2003.

28. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. – М., 1992.

29. Суртаев В.Я. Игра как социокультурный феномен. – СПб., 2005.

30. У истоков развлекательной культуры России нового времени XVIII – XIX веков. – М., 1996.

31. Урбанизация и развлекательная культура. – М., 1991.

32. Хейзинга И. Хомо луденс. – М.: Прогресс, 1992.

33. Уварова Е.Д. Как развлекались в российских столицах. – СПб.: Алетейя, 2004.

34. Чукавина М.Н. Проблема игры в истории эстетической мысли. – Л., 1987.

35. Чумаков Б.Н. Валеология. – М., 1999.

36. Шангина И.И. Русский народ. Будни и праздники: Энциклопедия. – СПб.: Азбука – классика, 2003.

37. Шмаков С.А. Игра как феномен культуры. – М., 1994.

38. Щеланвская Т.Б. Символика молодежных субкультур. – СПб., 1993.

39. Эльконин Л.Б. Психология игры. – М.: Владос, 1999.

40. Энциклопедия российских праздников. – СПб., 1997.

 

Вопросы и задания к главе V

1. Дайте объяснение понятиям «отдых» и «развлечения».

2. Охарактеризуйте основные виды развлекательных зрелищ в прошлом и на современном этапе.

3. Проанализируйте современную систему популярных игровых конкурсов.

4. Изложите основные требования к развлекательным программам карнавального типа.

5. Назовите основные компоненты современного массового гуляния.

6. Дайте краткую характеристику праздникам русского народного календаря.

7. Как вы понимаете и оцениваете развлекательную роль художественной культуры?

8. В чем заключается развлекательный потенциал спортивно-игровых зрелищ?

9. Раскройте сущность игры как педагогической категории.

10. Проанализируйте систему современных игровых занятий.

11. Сформулируйте основные педагогические требования к организации игровой деятельности.

 

 


 

Глава VI.
Социопедагогический анализ процесса досугового общения




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.