Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и структура общения в сфере свободного времени




Каким бы высоким ни оказался культурогенный потенциал рассмотренных выше видов досуговой деятельности человека, он в принципе не может быть реализованным, если эта деятельность не обеспечивается и не подкрепляется прямым или косвенным общением. Вызываемые потребностями совместной деятельности, коммуникации, как многоплановый процесс установления и развития межличностных контактов непременно включают в себя выработку единой стратегии и тактики взаимодействия, обмен рациональной и эмоциональной информацией, непосредственно внесение определенных изменений в систему личностно-смысловых образований контактирующих партнеры. Не будет преувеличением сказать, что человек в принципе становится личностью только в результате активного взаимодействия с другими людьми. Культурообразующий и социопедагогический смысл общения состоит в его уникальных и богатейших возможностях выступать в качестве важнейшего средства массовой трансляции накопленного социального опыта.

Развивающийся в сфере досуга коммуникации имеют важное значение для общего культурного развития личности, ее социального формирования, успешного адаптирования в социуме, творческой самореализации человека. Однако наилучшим образом все это происходит не само собой, а при условии хорошо продуманного педагогического регулирования межличностных отношений.

В самом широком плане общение можно определить как взаимодействие на основе взаимного психического отражения. В таком понимании оно представляет собой частный случай коммуникации, под которой понимается любой вид информации. Процесс общения – это выражение тенденции к организации, заложенной в самой природе социальной практики человека.

Потребность в общении проявляется у ребенка уже на первом году жизни. По мере взросления она превращается в одну из основных социальных потребностей индивида, во многом определяющую его духовный облик и практическое поведение. Исходя из современных научных представлений об общении, мы рассматриваем эту потребность как такое состояние личности, которое характеризуется ее стремлением к вступлению в контакты с другими людьми. Нормально развивающийся человек всегда стремится к общению и испытывает потребность в общении.

Обычно стремление к общению возникает там, где человек испытывает определенное затруднение: налицо потребность и сформировавшиеся мотивы к действию, но достичь желаемой цели в одиночку, без участия других людей он не в состоянии. Живя в обществе, люди не могут не координировать свои намерения с намерениями окружающих. Даже самое простое дело, когда в него вовлечено несколько человек, требует согласования усилий. Благодаря общению люди получают возможность перенимать друг у друга то, что они еще не знают и не умеют сами.

Социальная психология рассматривает в качестве основного условия и главной предпосылки процесса общения реально существующие различия между людьми. Психологи считают, что именно природная разновидность индивидов подталкивает их к постоянному социальному взаимодействию друг с другом. И действительно: если предположить, что сознание, опыт, способности, знания, возможности людей станут абсолютно одинаковыми, непонятно, зачем им тогда вступать во взаимодействие? В этом случае людям просто нечего было бы сказать и передать друг другу.

Коммуникативная ситуация всегда является проблемной. Возникает коммуникативная интенция, т.е. стремление вступить с кем-то в контакт, наладить связь и взаимодействие.

Трудно согласиться с отдельными авторами, которые утверждают, что общение в сфере свободного времени может выступать только в качестве социально-психологической характеристики той или иной формы практических занятий. Особенно когда при этом категорически отвергается общение как вид досуговой активности, смысл и содержание которого исчерпывается им самим. На наш взгляд, столь решительное исключение общения из числа самостоятельных явлений противоречит реальной практике и является весьма уязвимым в теоретическом отношении. Важная особенность досугового общения состоит в том, что оно в целом ряде случаев становится самоцелью, а предметная деятельность в собственном смысле превращается в повод для коммуникации.

Не менее ошибочным является встречающееся в некоторых публикациях отнесение свободного общения к занятиям исключительно развлекательного плана. Такая квалификация измельчает смысл и суть неорганизованных досуговых контактов, суживает их функционально-содержательный диапазон и ограничивает педагогические возможности.

Нельзя забывать, что элементы свободного межличностного общения пронизывают не только отдых в собственном смысле слова, но и все другие области досуга, не исключая познавательную и культурно-творческую. Кроме того, существует самостоятельная совокупность занятий, основной смысл которых сводится к общению – причем эти занятия довольно часто не относятся к разряду развлечений. Свободное общение выделяется в данном случае исходя из степени уровня внешней формализации совместной деятельности. В таком понимании ему противостоит регламентируемое общение, происходящее в рамках целенаправленно подготовляемых и проводимых программ и занятий.

Еще один неплодотворный подход к трактовке свободного общения связан с фактическим игнорированием межличностных контактов, происходящих вне организованной досуговой общности. В принципе, возможность таких контактов не отрицается, но они низводятся до уровня малозначимых и неперспективных явлений.

Сторонники этой точки зрения нередко рассматривают современный досуг как систему самостоятельных объединений, внутри которых только и могут функционировать все коммуникативные процессы. Между тем организованными общностями охвачена лишь мизерная часть населения. Основным субъектом в работе социокультурных центров является не кружковец, а посетитель. Таким образом, свободные взаимосвязи, в которые люди вступают в сфере свободного времени, никак нельзя считать чем-то второстепенным и малозначимым.

Общение в социокультурных центрах долгое время шло по пути усиления так называемого регулятивного начала. В этом сказывалось влияние популярной тогда идеи и необходимости всемерного идеологического насыщения социально-психологических явлений, с одной стороны, и проявлялось в чисто практическом стремлении не выпустить коммуникативные процессы из-под определенного контроля, с другой. Однако внешнеорганизационное воздействие на область межличностного общения могло стать полезным лишь в определенных пределах. И там, где оно их переступало, свободные коммуникации теряли свою самобытность и трансформировались в явления институционного порядка. Стоит заглянуть в недавнее прошлое, и мы отчетливо увидим, как это происходило. Речь идет о времени, когда оптимальный баланс между формализованными и неформализованными занятиями оказался явно нарушенным. Социокультурные центры понесли от этого несомненный урон и потеряли значительную массу своих потенциальных посетителей.

Многочисленные опросы последних лет с убедительностью свидетельствуют о возрастающей потребности людей в свободном повседневном общении. Нет никакого сомнения в том, что эта сфера досуговой жизни вносит довольно существенный и ничем не заменимый вклад в дело удовлетворения реальных желаний и стремлений личности, а также в процесс развития человека. Она по самой своей природе противится втискиванию в рамки строгих институций и всячески противится формализации.

Будучи обусловленными социальными факторами, досуговые контакты представляют собой разновидность общения в его личностной модификации. С точки зрения способа контактирования – это живое, непосредственное взаимодействие без каких-либо опосредствующих средств связи. Здесь имеет место максимальное сближение дистанции между субъектами, и возникает двухсторонняя связь – вступающие в контакты, как правило, меняются ролями (интенсивность этого перехода детерминирована в каждом случае субъективными факторами).

В социально-психологическом плане досуговое общение является формой неофициальных и нормативно нерегламентируемых взаимодействий. Тут человек встречается с другим человеком не как с членом той или иной организации, а как с личностью. Отсюда еще одна особенность общения – высокий уровень эмоциональности. Во всяком случае, эмоциональная насыщенность тут гораздо больше, чем в сфере делового общения.

Благодаря полной свободе и добровольности досугового общения, человек вступает в сеть образующихся взаимосвязей в наиболее благоприятной для него роли, и это создает хорошие условия для индивидуального самопроявления и самореализации. Современные исследователи справедливо отмечают, что в условиях досуга создается наилучшая обстановка для спокойных, объективных и всесторонних обсуждений взаимоинтересных вопросов. Качественной особенностью складывающейся коммуникации является ее непринужденность и непристрастность по сравнению, допустим, с атмосферой в такой области, как деловое взаимодействие.

В сфере досуга деятельность в ее практическом смысле довольно часто служит лишь поводом для общения, а само общение, понимаемое, прежде всего, как речевое взаимодействие, превращается в деятельность. На этой основе базируется большая и перспективная область свободных досуговых коммуникаций, где общение становится не фоновым и сопутствующим, а основным видом человеческой активности.

В рамках досуговых занятий, представляющих органическое единство двух относительно самостоятельных компонентов – практической деятельности и общения между ее участниками – соотношение и удельный вес этих компонентов может быть различным. Прежде всего оно зависит от вида занятий. В одних занятиях для людей важен в первую очередь результат их деятельности. Так, например, в просветительно-образовательной работе человека привлекает та информация, которую он получает. В занятиях другого вида результат и процесс деятельности имеют примерно одинаковую значимость. К таким занятиям можно отнести большинство культурно-творческих занятий. Для третьего вида досуговых занятий характерным является то, что итоговый результат не представляет для участвующих в них людей какой-либо самостоятельной ценности. В данном случае важен и привлекателен сам процесс деятельности. К занятиям такого вида относятся, прежде всего, рекреационно-развлекательные формы досуга. Нетрудно заметить, что с увеличением значимости «процессуальной стороны» увеличивается и удельный вес общения между людьми, вовлеченными в то или иное занятие.

Все это имеет особенно важное значение, когда мы рассматриваем понятие «деятельность» и «общение» в аспекте процессов социализации. С этих позиций можно смело утверждать, что в любой ситуации на ум и сердце человека влияет не только и не столько какое-то практическое занятие – оно может оказаться в культурном плане и нейтральным, – а прежде всего связи, которые складываются между контактирующими людьми.

Деятельность вообще формирует личность, прежде всего, как деятельность совместная, т.е. как совокупность человеческих отношений. При всей близости деятельность и общение в данном случае не могут и не должны идентифицироваться. И сколь широко мы ни трактовали бы предметно-практическую сторону досуговых занятий, она никогда не покроет другой – социально-психологической стороны. Более того, игнорирование межличностного аспекта приводит к искаженному пониманию и трактовке практической деятельности. Не вполне понятным становится, в частности, процесс восприятия и усвоения рациональной и эмоциональной информации.

Основными парадигмами взаимодействия в сфере свободного времени могут быть кооперация, состязание и диалог. Характеристикой общения, базирующегося на кооперации, являются стремление к достижению общей цели, сходство позиций и взаимопонимание. Люди стараются в данном случае всячески обходить вопросы, способные вызывать острые разногласия.

Особенность взаимодействия в форме состязания связана с желанием каждого из общающихся или группы общающихся добиться собственной цели и помешать в достижении целей другим. Эта разновидность общения отличается большей напряженностью отношений, чем контакт, основанный на кооперации.

Что касается парадигмы диалога, то здесь субъекты общения, несмотря на определенные расхождения, с самого начала отчетливо видят возможности достижения согласия. Они готовы внимательно выслушивать друг друга и не против пойти в необходимых случаях на взаимный компромисс. Расхождения в позициях в данном случае не означают их несовместимости.

Досуговое общение можно рассматривать как процесс, включающий в себя накопление, обработку и выдачу информации. Он имеет ярко выраженную осведомительную направленность. Любому человеку в любой момент жизни необходимо знать, что происходит в окружающем мире. Оптимальный уровень информированности обеспечивает нормальное самочувствие и дает возможность правильно и вовремя корректировать линию практического поведения.

Досуговые контакты развертываются в той части временного бюджета, когда человек свободен от забот об удовлетворении своих основных потребностей. Это накладывает определенный отпечаток на их содержание: одни виды информации выходят на первый план, другие выдвигаются на второй или вовсе вытесняются. И, тем не менее, общий объем проходящей информации остается довольно широким.

Основные особенности содержания досугового общения можно определить как свежесть информации (говорят чаще всего о том, что произошло недавно), преобладание событийной информации (велик удельный вес своего, местного), экспрессивность и эмоциональность (в информации силен оценочный элемент). Взаимодействие в сфере свободного времени с присущим ему взаимообменом информацией, ее осмыслением и оценкой помогает людям лучше и правильнее ориентироваться в событиях и тенденциях меняющейся жизни. Это важный способ проверки истинности личностных представлений, их переосмысления и корректировки. Человек через досуговые контакты получает нередко дополнительные сведения, которые не могут быть почерпнуты ни из каких других источников. Эта информация существенно увеличивает возможности знакомства с ранее неизвестными сторонами жизни.

Досуговое общение доставляет людям удовлетворение прежде всего путем снятия личностных напряжений. Оно помогает устранить неопределенность: человек получает ответ на интересующие его вопросы (информационно-познавательный эффект); утвердиться или разувериться в истинности какого-то мнения, оценки, суждения (ценностно-позиционный эффект); удовлетворить свои аффективные потребности и прежде всего потребность в эмоциональном сопереживании (эмоциональный эффект); снять коммуникативную дискомфортность, компенсировать дефицит, изменить круг и структуру общения (коммуникативный эффект); удовлетворить потребность в дисфункциональных личностно-избирательных контактах (гедонический эффект); включиться в сферу коллективного отдыха и развлечений (рекреационный эффект).

Как информационный процесс досуговое общение включает в себя не только передачу рациональной информации, но и обмен переживаниями. Потребность в таком обмене – один из важных мотивов, толкающих людей к постоянным контактам со знакомыми и незнакомыми, с приятелями и друзьями. Многие исследователи справедливо рассматривают эту потребность как инстинктивно-биологический фундамент человеческой общительности. Жажда поделиться своими радостями и печалями, излить то, чем наполнена душа – вполне естественное желание человека. И наоборот, душевная черствость и сознательное сдерживание эмоциональных реакций заметно ограничивает возможности вступления в контакт, мешает достижению психологической близости, обедняет глубину общения. В конце концов все это может стать серьезным тормозом на пути развития человека как субъекта общения.

Досуговое общение вносит очень важный и практически ничем незаменимый вклад в процесс индивидуальной рекреации. Само ощущение того, что у тебя есть настоящие друзья, у которых всегда можно найти поддержку и взаимопонимание, порождает чувство уверенности и оптимизма. Благодаря комфортности ближайшего окружения личность утверждается в своей нужности и значимости. Периодически повторяющиеся встречи становятся в этой ситуации благотворным фактором, способным снимать или, во всяком случае, уменьшать эмоциональное напряжение. Человек получает удовольствие от самого процесса взаимодействия. Людей привлекает возможность строить свое поведение как свободное, стимулируемое только личными желаниями, лишенное строгой регламентации и стандартизации.

Не будет преувеличением сказать, что продуктивное общение предполагает параллельно идущее с ним и не менее продуктивное (если оно правильно организовано) уединение. Вот почему эти процессы, несмотря па кажущуюся противоположность, очень тесно взаимосвязаны и развитие одного из них тотчас сказывается на развитии другого.

Уединение помогает готовиться к выходу на люди, совершенствоваться в качестве партнера по общению. Без этого едва ли возможно сохранить и развить себя как индивидуальность. Быть интересной в общении личностью значит быть человеком, имеющим свое лицо. Это не происходит само собой. Самобытность всегда результат долгой и упорной работы, размышлений, анализа, накопления знаний. Как тут не вспомнить один из известных афоризмов: если ты непременно хочешь иметь свое лицо, не забудь предварительно обзавестись собственной головой, все попытки обойти это правило кончались неудачей.

Мы уже говорили, что при очень интенсивном общении, которое забирает чуть ли не все свободное время, человек практически перестает работать над самим собой. Конечно, общение, особенно в интересной, хорошей компании, в какой-то мере способствует развитию личности. Однако без подкрепления этого плодотворного в своей основе процесса систематическим саморазвитием – а оно проходит чаще всего в индивидуальных формах – общение не может дать многого. Вот так и возникает необходимость пойти на сознательное ограничение своих повседневных встреч. Нельзя не отметить, что сделать это бывает довольно трудно. Привычные формы досуга по-своему затягивают – отказаться от них ничуть не легче, чем навсегда забыть сигареты для заядлого, с многолетним опытом, курильщика. Ответить отказом на приглашение, сказать обидное «нет» старому другу способен далеко не каждый, по делать это все-таки приходится.

Прикладной культурологией обычно выделяются четыре возможных в реальной практике организации досуга содержательных вида межличностного общения: общение в процессе отдыха и развлечений; общение в ходе потребления духовных ценностей; общение на основе созидания духовных ценностей; общение, связанное с деятельностью по распространению духовных ценностей.

По признаку организации можно выделить два самостоятельных вида досугового общения. Первый из них возникает и функционирует в рамках стихийно образующихся диффузных групп и представляет собой наиболее распространенную форму повседневного свободного контактирования. Второй вид общения – это межличностное взаимодействие и взаимосвязи, развивающиеся внутри стабильных досуговых объединений. Здесь контакты отличаются большей устойчивостью, регулярностью, организованностью. Субъекты общения связаны единой, регулярно повторяющейся деятельностью. Взаимоотношения в данном случае строятся более осознанно. Поскольку люди хорошо знают друг друга и находятся в рамках общности со своими дополнительными нормами поведения, уменьшается действие случайных факторов. Не будет преувеличением сказать, что этот вид досуговых контактов обладает особенно мощным социокультурным потенциалом.

Будучи тесно связанным с деятельностью, общение имеет аналогичную с нею структуру. Однако структурные элементы этого процесса обладают и целым рядом особенностей.

В любом коммуникативном акте действует субъект общения. Объектом, на который направлена его активность, является другой человек. Поскольку он тоже находится в активной позиции, есть все основания говорить о наличии не одного, а двух или нескольких субъектов. Таким образом, в общении мы сталкиваемся с субъектно-субъектной связью и отношениями.

Как и любое проявление личностной активности, общение имеет в своей основе определенные побудители. Они могут быть внутренними и внешними. Внутренние побудители – это наши личностные потребности. Они осознаются и как осознанные потребности становятся мотивами практического поведения. Потребности и мотивы отражают стремление личности вступить в контакт с другими людьми для того, чтобы удовлетворить какие-то духовные нужды: обменятся информацией, выбрать единую линию поведения, включиться в групповую деятельность и т.д.

К внешним побудителям относятся те воздействия извне, которые способны актуализировать наши потребности, привести в деятельностное состояние соответствующие мотивы и дать толчок к практическому вступлению людей в контакты.

Применительно к досуговому взаимодействию можно выделить несколько групп стимулов, побуждающих человека к общению. К первой группе относятся стимулы, обусловленные потребностью в новых знаниях и текущей событийной осведомленности (необходимо, используя групповую информированность, восполнить свои информационные пробелы; есть сведения, которые можно получить только здесь; благодаря повседневному общению будешь в курсе всех местных дел). Вторую группу составляют стимулы, обусловленные жизненно-практической значимостью совместного досуга (общаясь, расширишь и укрепишь свои дружеские связи; контакт с другими людьми дает возможность более правильно ориентироваться в обстановке).

Группа третья включает стимулы, имеющие своей основой общественное мнение (неприятие нелюдимости, замкнутости, общественное одобрение коллективистической настроенности и направленности личности, высокий общественный престиж групповых форм свободного времяпрепровождения). Четвертая группа – стимулы, связанные со свойствами самосознания личности (в общении можно показать себя; общаясь, получаешь возможность проверить себя в сравнении с другими людьми; через досуговые контакты можно укрепить свое ролевое положение в микросреде).

К пятой группе следует отнести стимулы, связанные с экспрессивно-эмоциональными ценностями и прежде всего с потребностью в совместных переживаниях. И, наконец, в шестую группу входят стимулы, связанные со стремлением к культурно-творческому развитию (в досуговой группе собираются знающие, интересные люди и, общаясь с ними, можно многому научится; интересующий вид любительства возможен только при объединении и т.д.).

Ключевой характеристикой любого акта общения и его конституирующим ядром является предмет совместных действий. Реально проявить свою коммуникативную активность человек способен только по какому-то конкретному поводу – не бывает ни беспредметного общения, ни беспредметной деятельности.

Предметы общения являются своеобразными «посредниками» между взаимодействующими субъектами. В условиях досуга это чаще всего различные выражения научных знаний и концентрированного человеческого опыта; результаты ценностно-ориентационной деятельности в определенных знаковых системах – мнения, суждения, оценки, идеи; процессы и продукты творческой деятельности; коллективные занятия, самоценные процессуально (система рекреации, игра и другие развлечения).

В сфере досуга предмет деятельности и предмет общения могут совпадать. Однако в ряде случаев дело обстоит иначе. Каждый раз, когда общение абстрагируется от предметных занятий и превращается в самостоятельную деятельность, его основным предметом становится передача той или иной информации. Причем она выполняет уже не подсобную, а основную роль и обретает вполне автономную ценность и значимость.

Как процесс взаимодействия, содержанием которого является обмен информацией для установления определенных взаимоотношений, общение имеет свою систему средств. Первостепенную роль здесь играет язык. Он является важнейшим средством человеческого общения, осуществляет свои функции через звучащую речь.

В процессе досугового общения велик удельный вес диалогических форм речи. Характерная черта их – чередование высказываний одного человека с высказываниями другого. Вступление в разговор происходит или в порядке естественной смены высказываний (выслушал – отвечай), или в порядке прерывания, когда собеседник начинает говорить, не дослушав партнера до конца. Общение базируется на единстве прямой и обратной связи, то есть предполагает восприятие ответной реакции сразу после передачи первичной информации. Обязательное условие нормально развивающегося диалога – взаимовнимание. Собеседники должны слушать друг друга. При этом подготовка к очередному высказыванию происходит параллельно с восприятием. В бытовом диалоге нет возможности делать слишком большие паузы для обдумывания. Разговор идет практически без перерывов.

В непосредственном общении слово всегда дополняется зрительным восприятием. Мимика и пантомимика наглядно отражают реакцию собеседника на услышанное (согласие, несогласие, внимание, отключение и т.д.). Кроме этого, зрительно воспринимаемые компоненты общения могут выполнять и роль недвусмысленного ответа собеседнику.

Живое слово в процессе общения опирается на переживаемые людьми чувства и эмоции. Для выражения их человек прибегает к использованию целого ряда дополнительных сигналов, из совокупности которых складывается эмоциональный компонент общения.

Поскольку досуговое общение в конечном счете представляет собой своеобразную систему взаимных воздействий, его итоговой результат следует искать в тех изменениях, которые происходят в облике контактирующих субъектов. Изменяться в данном случае может сознание и поведение личности. Практически здесь возможны три варианта. Первый (назовем его положительным результатом общения) – это случай, когда вызванные взаимодействием изменения соответствуют первоначальным целям контактирующих субъектов. Например: смысл сообщений понят, выявлены и сформированы одинаковые установки, установки могут реализоваться, и реализуются в действиях и поведении субъектов.

Следующий вариант – отрицательный результат общения: изменения достигнуты, но они прямо противоположны тем, которые предполагались. Если в первом случае люди приходили в процессе взаимодействия к согласованию, то во втором – мы сталкиваемся с ясно выраженным рассогласованием.

И, наконец, третий вариант результативности – это так называемый «нуль-эффект», означающий полное отсутствие каких-либо изменений в сознании и поведении субъектов общения.

Если выразить изменения, происходящие в сознании и поведении контактирующих субъектов в психологических терминах, то первые проявляются в различных мыслях, суждениях, представлениях, взглядах, убеждениях, оценках, установках и стремлениях, а вторые – в действиях, поступках, поведении. Те же самые результаты общения языком социально-психологических понятий можно обозначить как взаимопонимание, согласование, взаимоуподобление, взаимопомощь, сотрудничество или наоборот: взаимоигнорирование, взаимообособление и разъединение.

Разобравшись в том, что представляет собой досуговое общение по своей природе, сути и структуре, мы можем теперь выстроить систему его основных функций.

Прежде всего здесь следует вычленить перцепцуально-гностическую функцию. Только в процессе общения люди взаимно познают друг друга, осмысливают информацию и программируют в соответствии с ней линию своего практического поведения. Именно коммуникации являются для человека важнейшим источником знаний об объектах общения, а без этих знаний невозможны ни взаимопонимание, ни взаимодействия, ни взаимоотношения.

Ведущее место в системе присущих общению функций принадлежит информационной функции. Основным содержанием коммуникативного взаимодействия является обмен определенными ценностями и, прежде всего, осведомительной, эмоциональной и регулятивной информацией. Человек получает в общении с другими людьми новые знания и необходимую событийную информацию. Идет интенсивный обмен мнениями, оценками, идеями, передается накопленный опыт, формируются нравственные качества, расширяются культурные интересы.

Общение выполняет интегративную функцию. Каждый раз, когда люди не могут реализовать свои цели индивидуально, общение способствует объединению усилий и придает деятельности совместную форму. В результате общения возникает развернутая система связей, основанных на продуманном распределении ролей. Действующая группа превращается в коллективно-творческий субъект, который обретает ряд существенных преимуществ по сравнению с индивидуально действующими субъектами.

Общение обладает ярко выраженной регулятивной функцией. В процессе его всегда происходит взаимная регуляция и коррекция поведения. Включаясь в ту или иную общность, человек подчиняет свое поведение установленным в ней правилам и требованиям. Взаимодействие с другими людьми становится для него решающим источником мотивов и способов практического поведения.

В условиях досуга общение имеет еще одну специфическую функцию – рекреационную. Как особая форма рекреации, оно компенсирует то, что человек недополучает в других сферах своей жизнедеятельности, способствует восстановлению его сил, нормального самоощущения и самочувствия. В основном это происходит за счет способности досугового общения снимать некоторые из личностных напряжений, устранять неосведомленность, давать четкую ориентацию удовлетворять потребность в эмоциональном сопереживании, предоставлять возможность самоутверждения, ликвидировать коммуникативный дефицит и т.д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.