Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы и принципы реализации государственно-политической власти. Политический режим

Читайте также:
  1. B. Основные принципы исследования истории этических учений
  2. I.Формы государственного управления
  3. II) Принципы менеджмента
  4. II. Принципы возможного научно-теоретического подхода к рефлексии
  5. IV. Основополагающие принципы
  6. IV. ФОРМЫ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
  7. IX. «Принцип натурализма» и «принцип деятельности» как логические и методологические принципы
  8. V. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
  9. XXI. Каков обычный режим Вашей работы?
  10. Або перейти в режим «Конструктор» та задати певні критерії
  11. Агрегатные формы общих индексов и их свойства
  12. Административно-правовые методы деятельности органов исполнительной власти.



Говоря о механизме проявления, функционирования политической власти, мы имеем в виду власть государственно-политическую, во-первых. А во-вторых, речь при этом идет о деятельности субъекта власти и о взаимодействии субъекта с объектом в процессе реализации властных отношений.

Действия, деятельность субъекта государственно-политической власти по реализации своих полномочий и возможностей осуществляется в виде специфических форм воздействия или влияния на объект. Это влияние реально и возможно только при соответственных качествах самой власти, ее субъекта. К таким качествам, составляющим принципиальные основания или принципы функционирования государственно – политической власти относятся:

· Суверенность, под которой понимается автономность субъекта власти, его самостоятельность, относительная независимость от прямого давления различных общественных групп и, в то же время, независимость от влияния внешнеполитических сил

· Легитимность, предполагающую наличие реального авторитета или поддержки со стороны общественного мнения, более-менее значительной части общества

· Единство, означающее как целостность субъекта власти, государственной и политической, так и единства носителя власти и общества

· Легальность, то есть, подконтрольность закону как с позиций процедуры формирования органов власти, так и с точки зрения ее действия в рамках конституционного правопорядка

· Разделение /институциональное/, предполагающее распределение властных полномочий между законодательной, исполнительной и судебной властями (парламентом, правительством и Судом) с целью ограничения властного произвола путем сосредоточения власти в одних руках, а также - специализации управленческой деятельности.

К существенным принципам функционирования власти в демократическом государстве также относится принципполитического плюрализма,который предполагает необходимость и возможность влияния на субъект государственной власти, на процесс принятия важнейших его решений многочисленных гражданских групп или деятельность групп давления, отражающих широкий спектр общественных интересов.

Основными функциональными направлениями действия государственно-политической власти или формами ее проявления являются: господство, управление, руководство, мобилизация, организация, координация и контроль. Их реализация опосредуется, как уже отмечалось ранее, наличием реального властного авторитета, который в современном государстве есть авторитет закона, правопорядка и одновременно, авторитет моральный, основанный на популярности правящей партии, ее программы и ее лидеров, на поддержке их общественным мнением.



Поэтому технология влияния власти основана на двойственности ее носителя, двойственности ее сущности, проистекающей из необходимости служить укреплению и сохранению доминирующего положения правящей политической группировки, партии, с одной стороны, и служить организационно-управленческим началом по удовлетворению социально-экономических и культурных потребностей и интересов основных групп и слоев гражданского общества, с другой. Двойственность государственно-политической власти и ее структурное разделение на три главных ветви (законодательную, исполнительную и судебную) являются объективным основанием и предпосылкой неэффективности государственно-политического управления, неспособности субъекта власти решать многие общественные проблемы.

Камнем преткновения в существовании государственно-политической власти является вопрос о создании оптимального режима ее функционирования, деятельности.Оптимальность режима власти предполагает органичное сочетание таких параметров как: наличие более-менее устойчивого компромисса, баланса сил между политической и государственно-административной составляющими, наличие согласованности между тремя ветвями, органами государства; наличие равновесия между центральной и местными властями, а также – между государственно-политической элитой и гражданским обществом.

Однако, политический опыт и практика современных развитых, демократических государств показывают, что существование устойчивого сбалансированного режима функционирования власти, отсутствие внутриполитических и внутривластных конфликтов – явления исключительные и очевидно кратковременные. И наоборот, конфликты между группами внутри правящей элиты, трения между органами государственной власти, а также – столкновение гражданских групп и правящих группировок – обычная повседневность в политическом процессе самых развитых стран мира.

При нарушении равновесия между политическими группами, представляющими государственные и гражданские интересы, осуществляется естественный выход за пределы конституционно установленных рамок полномочий и прав субъектов политики и власти, общественно-политических формирований. Такой выход имеет двоякие последствия: с одной стороны, усиливается возможность незаконных действий агентов политики или проявления анархии; с другой, политические группы проявляют склонность к узурпации власти, превышению своих полномочий с целью подавления и ослабления своих политических конкурентов. При этом неизбежность проявлений политического авторитаризма также становится очевидной. Все это – явления практически естественные и характерные для политики и власти всех стран-демократий.

Поэтому политический режим в стране, как способ функционирования государственно-политической власти, развивается в условиях двух противоположностей: анархии или охлократии (власти толпы) и авторитаризма или узурпации власти с соответственным ослаблением политического и гражданского контроля над деятельностью господствующей политической группы.

Склонность к двум политическим крайностям особенно отчетливо проявляется в условиях трансформации политических систем, их реформирования либо на стадии утверждения демократии, которая может занимать достаточно большой исторический отрезок времени. Иллюстрацией такой политической нестабильности политического процесса и режима власти являет собой развитие Украины, после провозглашения независимости в 1991 году.

Демократический режим как динамичный, постоянно возобновляемый политико-правовой компромисс влиятельных политических сил, включающих и структуры государственной власти, складывается только на заключительном этапе социальной и политической эволюции общества и государства. Он выступает итогом их системной зрелости, предполагающей наличие экономической и социальной стабильности в стране, определенную степень единства власти и граждан, в рамках сложившихся правовых норм, как комплекса универсальных правил, в соблюдении которых заинтересована подавляющая часть населения.

Итак, политический режим есть результирующая взаимодействия субъекта и объекта государственно-политической власти. При этом, становление политического режима – длительный исторический процесс, в ходе которого изменяется, развивается само общество как естественное основание режима. Режим демократии соответствует высокой степени организованности гражданского общества, способного не только выступать предметом манипулирования со стороны влиятельных группировок, но и активно противодействовать корпоративному и индивидуальному произволу.





Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 109; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.198.165.74
Генерация страницы за: 0.018 сек.