Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Феномен политического элитаризма и его научное обоснование




Элиты как субъекты политического процесса

План:

8.1.Феномен политического элитаризма и его теоретическое обоснование

8.2.Структура, функции, механизм функционирования и обновления политических элит

8.3. Современные теории политического элитаризма

 

На современный политический процесс демократического типа неизбежный отпечаток накладывает важнейшая его закономерность – элитарность. Ее суть в том, что, вопреки доступности и массовости политического участия, решающая роль в определении параметров политического процесса, в управлении государством принадлежит государственно-политической элите, а не гражданам или народу Эта закономерность с еще большей очевидностью проявляется в странах с авторитарными политическими режимами.

Закон политического элитаризма был обоснован в конце Х1Х века основоположниками политологии итальянскими социологами Гаэтано Моской и Вильфредо Парето, а также немецким мыслителем Робертом Михельсом. Р. Михельс сформулировал «железный закон олигархии», указывающий на внутренне присущую демократии тенденцию к неизбежному превращению ее в олигархию, т. е. правление привилегированного меньшинства.

Идея пребывания государственной власти под контролем меньшинства или ограниченного круга лиц не была новой в науке. Она высказывалась или пропагандировалась рядом древних мыслителей со времени зарождения политической мысли. В частности, в Древней Греции эта идея соответственно выражалась в понятиях: «аристократия», «олигархия», «тимократия», «полития» и других, обозначавших форму государственного правления, представляемой частью общества или категорией лучших людей, избранных (мудрецов, военных, богатых, нравственных или законопослушных). Сама демократия в глазах греков отнюдь не отождествлялась с властью всех жителей полиса, но лишь с властью свободнорожденных потомков коренных граждан- мужчин, составлявших явное меньшинство населения античного государства.

Вплоть до позднего Возрождения и эпохи Просвещения мысль о принадлежности государственной власти избранной части общества или монарху доминировала в политических учениях мыслителей разных направлений. И даже появление концепции гражданского общества как фундамента государственности с ее идеей народа-суверена отнюдь не было признанием необходимости передачи реальной власти или рычагов государственного управления в руки народа.

Формирование идеала республиканского правления как наиболее соответствующего представлениям о народности государственной власти сопровождало процесс утверждения элементов представительной демократии в практике государственного управления наиболее развитых стран Европы и в США в период 18 - 19 столетий. Развитие механизма представительства, делегирования интересов во властных институтах завершилось юридическим оформлением всеобщего избирательного права для граждан, ставшего общей практикой всех государств мира к середине ХХ века.

Механизм представительной демократии означает, прежде всего, существование объективно ограниченной возможности для рядовых граждан или гражданского большинства прямо влиять на государственное управление и принятие управленческих решений. Главной формой такого прямого, народного влияния остаются выборы в представительные органы власти, а также референдумы, в совокупности представляющие лишь одномоментные политические кампании с ограниченным влиянием на политический процесс в стране.

Таким образом, идеал прямого народовластия был и остается чисто идеологическим лозунгом, лишенным реального основания, так как технически и организационно реализовать всеобщее участие граждан в государственно-политическом управлении оказалось, как показала история современной демократии, невозможно, Этот факт и закон были научно обоснованы в теории политической элиты, отметившей рождение самостоятельной политической науки.

Ядром этой теории является положение Г. Моски о существовании в политически организованном обществе двух основных классов: класса управляющего, составляющего меньшинство и класса управляемого, к которому относится гражданское большинство. Высший управляющий или политический класс, В. Парето назвал элитой, что в переводе (с латыни, итальянского, французского языков) на русский означает «избранный». Элита формируется и существует, а также осуществляет управление от имени государства во всех цивилизованных обществах. Однако содержание ее меняется, изменяется механизм ее образования так же, как и способы осуществления власти.

Учение о политической элите близко к марксистскому теоретическому истолкованию политической организации общества и государства как органа или аппарата господства экономически господствующего класса, составляющего фактическое меньшинство по отношению к эксплуатируемым, трудящимся классам. Однако, теория политического элитаризма, существенно отличается в своей трактовке правящего меньшинства.

Во-первых, правящий класс по Марксу включает в себя практически всех членов так называемого эксплуататорского класса и совпадает с категорией богатых людей, в то время как политический класс согласно представлению Г. Моски образует относительно узкую прослойку общества, объединяющую лишь наиболее политически активную часть высшего, экономически влиятельного слоя.

Во-вторых, правящий класс-элита может образовываться не только из состоятельных людей, но представлять и другие влиятельные слои общества: военных, священнослужителей, интеллектуалов и др.

В третьих, согласно теории элитаристов, членов элиты отличает не только и не столько объективный социальный статус или принадлежность к влиятельному слою согласно праву происхождения, но и наличие особых индивидуально-психологических качеств, являющихся следствием особых способностей, опыта, образования и личной предприимчивости. Причем, по мере модернизации общества, значение таких личностно-психологических качеств будет возрастать.

Общим для сторонников обеих теорий как раз есть фиксация главного объективного факта политической жизни современного общества и государства, который заключается в реально существующем их расколе на политически активное, управляющее меньшинство и относительно пассивное управляемое большинство. Именно этот политический раскол по сути и составляет главный мотор, движущую силу политического процесса и в отдельных странах, и на общемировом уровне.

Как любая объективная закономерность, закон политического элитаризма имеет сквозной механизм действия, проявляется на всех уровнях политической организации и политического развития общества. При этом, вся повседневная публичная политика в лице политических лидеров и партий служит максимальному сокрытию этого факта и закона перед лицом гражданского большинства, народа. В свою очередь, механизм действия закона политического элитаризма проявляется специфически в зависимости от характера политического процесса в каждой отдельной стране.

Таким образом, политическая элитавысший слой или группировка (совокупность группировок), занимающие особое привилигированное положение в обществе, пользующиеся престижем и рычагами влияния. которые позволяют им осуществлять выработку государственно-политичеких решений и управлять государством и обществом посредством контроля над государственной властью.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.