Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сила национального единства




Жизнеспособность и жизнестойкость объединения людей в народ (культурно-исторический тип, этнос, нацию) зависит от определённых обстоятельств, которые исследовал испанский историк и философ Х.Ортега-и-Гассет (первая половина XX века). По его мнению, объединение людей основывается не столько на насилии, материальном принуждении населения властителями, сколько на моральном внушении, стремлении осуществить общую программу грядущего. Одной силой никто никогда ничего путного не добился. Насилие создавало лишь псевдогосударства, которые, просуществовав краткий срок, исчезали с лица земли. Подлинное единство национального образования созидается проектом будущей совместной безопасной жизни, национальной идеей. Народ, образующий жизнеспособное государственное целое, всегда проживает вместе для чего-то: «Не то, чем мы были вчера, но то, чем все вместе будем завтра – вот что соединяет нас в одно государство».

И ещё: «Нация всегда или слагается, или разлагается. Третьего не дано. Сплочённость или обретается, или утрачивается, смотря по тому, насколько жизнеспособен замысел, который воплощает в данную минуту государство».

Исторический опыт показывает, что национальная идея должна отвечать ряду требований:

· соответствовать традиционному менталитету народа;

· быть привлекательной для всех групп (слоёв) народа, когда каждая из них понимает, что она – только часть общества;

· отвечать на серьёзные «вызовы» (термин Тойнби – см. ниже) народу от окружающей среды;

· быть привлекательной для соседей.

Например, Римская цивилизация выступала синонимом правовой дисциплины, организации. Идея порядка давала смысл жизни всем гражданам Рима и даже рабам, так как отвечала на вызовы грозной природы и диких племён, посягающих не только на скудные пищу и скарб, но на саму жизнь соседей. Порядок с неизбежными ограничениями жизнедеятельности был привлекательнее свободы дикаря, которая не обеспечивала элементарной безопасности. И окружавшие империю варвары подчинялись Риму, охваченные иллюзией участия в жизни, где каждый мог найти себе место.

Следующий вывод Ортега-и-Гассета: нация не может состоять исключительно из «народа», она нежизнеспособна без «избранного меньшинства». Это меньшинство представляет собой элиту, управляющую жизнедеятельностью народа: «Где отсутствует влияющее на массы меньшинство, и нет массы, готовой ему подчиняться, там общество либо отсутствует, либо находится на грани гибели». Люди меньшинства – это «те, кто строг и требователен к себе самому («подвижники»), берёт на себя труд и долг». Люди массы – это «те, кто снисходителен к себе, доволен собой, кто живёт без усилий, не стараясь себя исправить и улучшить, кто плывёт по течению». Деление нации на массы и избранное меньшинство – деление не на социальные классы, а на типы людей. В каждом классе можно найти и «массу» и «избранное меньшинство». В жизнеспособном народе избранное меньшинство преобладает в правящей элите, его историческая миссия заключается в том, чтобы национальная идея «сплотила людей в социальное целое, пронизала каждую живую клетку народной массы».

Объединяя идеи Гердера, Тойнби, Ортега-и-Гассета, Гумилёва и других мыслителей, структуру нации и функции её слоёв можно представить на схеме (Рис. 3.1).

Народ состоит из активных слоёв общества, стремящихся к самореализации и творчеству, и пассивной массы, в потребностях которой стремление к самореализации минимально, которая «плывёт по течению».

Функцию объединения народа выполняет «избранное меньшинство» изегоактивных слоёв, выдвигающее национальную идею и готовое жертвовать ради неё жизнью. Если этим пассионариям удаётся привлечь к себе души, порождая своего рода поле духовного тяготения, покорить и зажечь пассивную массу властью примера - они становятся основой, как говорят сегодня, правящей элиты, а народ в целом обретает жизнеспособность.

 

 

Однако правящая элита состоит не только из людей, одержимых национальной идеей. Туда устремляются энергичные и инициативные люди - карьеристы, интересующиеся исключительно властью и богатством (карьерист – человек, ставящий заботу о своей карьере и личных успехах выше интересов общественного дела /Словарь иностранных слов/). Не стремящихся к власти представителей активных слоёв, поглощённых развитием науки, техники или искусства, создающих элементы культуры, можно назвать творческими работниками.

Структура нации, представленная на схеме, является, естественно, моделью, составленной при определённых допущениях. В реальности нет чётких границ между слоями нации, в каждой личности присутствуют черты не одного слоя. Однако можно считать (в грубом приближении), что названные слои существуют, а в каждой личности превалирует какая-то черта. Это даёт возможность составить общее представление об условиях жизнеспособности нации.

Пока национальная идея не только владеет общественным сознанием, но и служит индивидуальным интересам всей правящей элиты, пока она обеспечивает духовное здоровье сообщества, т.е. механизм формирования национальных интересов с преобразованием интересов сообщества в первые интересы не только масс, но и карьеристов - нация сохраняет свою жизнеспособность. Римская цивилизация перестала существовать, когда исчезли пассионарии, когда правящая элита перестала думать о величии Рима, об общем для всего народа будущем, сосредоточившись на эгоистических интересах.

С потери духовного здоровья, с переориентации правящей элиты, а за ней и всего народа, на сугубо личные интересы - с потери единства - начинается потеря и жизнеспособности нации. Столь же опасна, как отметили упомянутые выше мыслители, переориентация народа на чужие ценности: «Любая внешне воспринятая цивилизация смертельна для тех, кто её заимствует» (А.Тойнби). Угроза потери духовного здоровья является главной внутренней угрозой национальной безопасности. Нет будущего у народа, не желающего думать о своём общем будущем, о своей безопасности.

Важная особенность современности подмечена Ортегой-и-Гассетом: сегодня массы многих народов достигли жизненного уровня, подобного тому, который прежде казался предназначенным лишь для элиты. Эта особенность имеет серьёзнейшие последствия. Такие, например, как потеря молодёжью, пестуемой старшим поколением, стимулов к производительному труду, искажение представления о своих правах на комфорт, обеспеченный трудами предшественников и требующий постоянной поддержки. При этом престиж и авторитет существующего благородного «избранного меньшинства», пекущегося об обязанностях и долге, падают и перестают определять характер жизнедеятельности народа. Его жизнеспособность падает.

Идеи национального единства и других условий жизнеспособности народа плодотворно дополняются теорией А.Тойнби, согласно которой истинной причиной генезиса общества, развития его до масштабов цивилизации служат Вызовы окружающей среды. В терминах теории безопасности это угрозы населению, проживающему на некоей территории. Первыми это были вызовы (угрозы) природной, затем социальной среды (в новой эпохе – ещё и техногенной её составляющей). Вызов побуждает Ответ, которым население решает вставшую перед ним проблему, объединяясь в развивающееся общество, чем переводит себя в более высокое, безопасное и более совершенное с точки зрения усложнения структуры состояние.

Так, генезис египетской цивилизации был ответом на вызовы природы засушливой Афразийской степи: «Общины охотников и собирателей не изменив в ответ на вызов ни своего местопребывания, ни своего образа жизни, поплатились за это полным вымиранием. Но те, которые превратились из охотников в пастухов, искусно ведущих свои стада по сезонному маршруту миграции, стали кочевниками… Когда пастбища нильской долины стали Ливийской пустыней /и болотами/… героические первопроходцы… превратили их в благодатные земли Египта… болота были дренажированы, ограждены дамбами и превращены в поля. Появилась египетская цивилизация».

Отсутствие вызовов означает отсутствие стимулов к росту и развитию: слишком хорошие условия, как правило, ведут к прекращению всякого роста и постепенной гибели сообщества. В то же время чрезмерно мощные вызовы, на которые сообщество не в состоянии дать адекватный ответ, также ведут к гибели сообщества: «Цивилизации рождаются и развиваются, успешно отвечая на последовательные Вызовы. Они надламываются и распадаются тогда, когда встречают Вызов, на который им не удаётся ответить».

Наиболее мощные вызовы – удары – возникают со стороны человеческого окружения. История свидетельствует, что в ответ на удары общество или сдаётся на милость (?) победителя или реагирует на беспрецедентно сильный удар столь же сильным взрывом целенаправленной энергии. Это зависит от внутреннего состояния общества, от уровня национального единства, определяемого наличием национальной идеи и пассионариев. Примерами различных ответов на удары из истории Римской империи служат взрыв её экспансии после удара со стороны Карфагена и безвольная сдача варварам после потери пассионарности народом, прежде всего, правящей элитой во главе с развратившимися императорами («рыба гниёт с головы»).

Краткий итог. Объединённые в государство люди составляют нацию. Это объединение основывается на общем представлении о безопасности в будущем. Такое представление, выражаемое в национальной идее, создают пассионарии. Замещение пассионариев в правящей элите людьми, ориентированными на власть и богатство, ведёт к разрушению единства и гибели нации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1001; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.