Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности России




Культурно-исторические

Особенности менталитета и культуры. Россия сегодня населена представителями разных национальностей. Конституция страны начинается словами: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…». Однако её культура и цивилизация называются русскими (даже англичанином А.Тойнби в 1930-ых годах, когда на карте не было России, а был многонациональный СССР), поскольку в их основе заложены национально-психологические особенности и черты характера русского народа.

Черты характера народа - это черты характера большинства населения страны (масс по Х.Ортега-и-Гассету). В настоящее время применяется понятие менталитет (ментальность), под которым подразумевают глубинные основания личностных и общественных отношений людей к различным сторонам жизни, поведения и поступков. Как заметили Й.Г.Гердер и Л.Н.Гумилёв, он формируется природой и историческим опытом. Различают менталитеты индивида, отдельных социальных слоёв и общества в целом (народа, нации, социума). Установлено, что менталитет социума обладает большей инертностью, чем менталитет социального слоя, тем более индивида. Заметные изменения менталитета социума могут занимать сотни лет, его основные черты сохраняются, по мнению некоторых учёных, тысячелетиями.

На основе национального менталитета взрастает национальная культура, заключающаяся в традициях, морали, религии, философии, науке, искусстве, образовании (есть, конечно, и обратная связь). Свои корни менталитет имеет, прежде всего, в условиях, в которых сумел обустроить своё существование данный народ.

Русский народ имеет своими предками племена восточных славян, вытесненных агрессивными германскими племенами (а также венграми, пришедшими на Дунай из верховьев Волги, и др.) на восток от Карпат и мирно слившимися там с племенами угро-финнов.

«Обширная восточноевропейская равнина, на которой образовалось русское государство, в начале своей истории не было на всём своём пространстве заселено тем народом, который доселе делает её историю… Восточная ветвь славянства, потом разросшаяся в русский народ, вступает на русскую равнину … со склонов Карпат... Восточные славяне с первых своих шагов… очутились в географической и международной обстановке, совсем непохожей на ту, в какую несколько раньше попали их арийские родичи, германские племена, начавшие новую историю Западной Европы. Там бродячий германец усаживался среди развалин, которые прямо ставили его вынесенные из лесов привычки и представления под влияние мощной культуры, в среду покорённых им римлян…, становившихся для него живыми проводниками и истолкователями этой культуры. Восточные славяне, напротив, увидели себя на бесконечной равнине, своими реками мешавшей им плотно усесться, своими лесами и болотами затруднявшей им хозяйственное обзаведенье, среди соседей, чуждых по происхождению и низших по развитию…» (В.О.Ключевский).

О чём думал древний житель Западной Европы, встречая незнакомца? Несомненно, о защите своего права на место в этом благодатном краю! И вот: менталитет западного европейца построен на идее защиты прав личности. Даже объединялись эти личности в государства для защиты своих прав.

О чём думал древний житель русской холодной, почти бесплодной и «бесконечной» равнины, встречая незнакомца? Несомненно, о взаимопомощи! Иначе кто поможет тебе, когда ты будешь погибать от голода и холода? Поэтому и объединялись эти люди для защиты от угроз суровой природы и от алчных агрессоров, которых хватало, как в виде орд свирепых кочевников со стороны восточных степей, так и в виде полчищ крестоносцев, позднее «сверхчеловеков» - со стороны «развитых» западных стран, жаждущих «жизненного пространства» и других ресурсов, включая рабов.

Характеризуя русский менталитет («русский характер»), люди одних крайних взглядов («восхвалители») утверждают, что ему присущи особые миролюбие, доброжелательность к другим людям, одухотворённость, соборность, патриотизм и т.п. Люди других крайностей («критики») приписывают ему совсем другие особенности, что хлёстче всех сформулировал ещё в середине XIX века М.Ю.Лермонтов: «… немытая Россия, страна рабов, страна господ …». В те же годы, кстати, француз Кюстин взглядом со стороны тоже высветил бросающуюся в глаза пропасть между «просвещёнными» аристократами (правящей элитой) и «варварами» крестьянами (массами). Однако французский маркиз поразился и восхитился ещё и одарённостью и величием русских людей (аристократов и крестьян - народом в целом), сумевших на суровой территории, где другим народам не удалось бы просто выжить, создать могущественное государство.

Источник самобытности (и величия) русских людей можно увидеть в пронзительном стихотворении современной поэтессы С.Сырневой из «захолустного» Вятского края, расположенного на широте, которая везде, кроме России, является практически необитаемой. При этом надо отметить, что её дед, священник, оказался репрессированным советской властью, а мать с маленькой дочерью – будущей поэтессой – после скитаний вернулась на свою малую родину. Как и сама Светлана после окончания педагогического вуза. Вот её исповедь.

Помню: осень стоит неминучая,

Восемь лет мне, и за руку – мама:

«Наша Родина – самая лучшая

И богатая самая».

В пеших далях – деревья корявые,

Дождь то в щёку, то в спину,

И в мои сапожонки дырявые

Заливается глина.

Образ детства навеки –

Как мы входим в село на болоте.

Вон и церковь с разрушенным верхом

Вся в грачином помёте.

Лавка низкая керосинная

На минуту укроет от ветра.

«Наша Родина самая сильная

Наша Родина самая светлая».

Нас возьмёт грузовик попутный,

По дороге ползущий юзом,

И опустится небо мутное

К нам в дощатый гремучий кузов.

И споёт во все хилые рёбра

Октябрятский мой класс бритолобый,

«Наша Родина самая вольная

Наша Родина самая добрая».

Из чего я росла – прозревала,

Что сквозь сон розовело?

Скажут: обворовала

Безрассудная вера.

Ты горька, как осина,

Но… превыше и лести и срама –




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 936; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.