КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 3.1. Рынок и рыночные показатели
1. Понятие о рынке. Элементы рынка и их взаимосвязь
Построение развитой рыночной экономики открытого типа ставится целью проводимых в нашей стране реформ и его необходимой предпосылкой является создание системы маркетинга. Рынок многогранен, и изучать его можно с разных сторон. Начнем с наиболее общих положений.
Рис. 1. Система факторов, формирующих покупательское поведение В некоторых языках существуют различные термины, обозначающие рынок и отражающие разные его аспекты. Русский термин "рынок", произошедший от польского "rynek", неоднозначен и может обозначать, как минимум, следующие три понятия. 1. Место для торговли. 2. Совокупность экономических отношений между действующими на рынке субъектами. 3. Сфера товарно-денежных отношений, в которой происходит обмен товаров, столкновение и согласование интересов производителей и потребителей, продавцов и покупателей. Для возникновения рынка в обществе необходимо наличие двух главных условий: общественного разделения труда и товарного обращения. Примерно 6 тыс. лет назад произошло окончательное формирование рынка как социально-экономической категории, хотя названные выше условия имели место и раньше. Развитый рынок и необходимые рыночные атрибуты в современном их понимании появились позднее, уже в эпоху феодализма.
Развитый рыночный механизм выполняет в обществе следующие важные функции: ♦ через рынок осуществляется регулирование общественного производства, т. е. решаются проблемы, что производить, как производить, для кого производить; ♦ через рынок устанавливается связь производителей и потребителей; каждый участник рынка является одновременно и покупателем, и продавцом; ♦ через рынок происходит учет затрат на производство продукции; на рынок поступает только та продукция, которая может быть раскуплена по ценам, покрывающим издержки; ♦ рынок дифференцирует производителей: в процессе конкуренции выживает только та фирма, у которой затраты на производство продукции меньше рыночной цены. Рынок имеет свои достоинства и недостатки. Положительными чертами рынка являются: ♦ гибкость и способность приспосабливаться к изменяющимся условиям; ♦ оперативное использование новых технологий; ♦ независимость производителей и потребителей в принятии решений, заключении сделок и т. д. Негативные стороны рынка касаются, главным образом, социальной сферы: ♦ рынок не гарантирует права на труд и доход, более того, рыночная система воспроизводит существующее неравенство; ♦ рынок не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (образование, здравоохранение и т. п.); ♦ рынок ориентирован на удовлетворение запросов только тех, у кого есть деньги. Исходя из этого можно, сделать вывод, что рынок является наиболее эффективной формой организации экономики, но он не всегда и не во всем способен обеспечить саморегулирование и равновесие экономической системы. Несовершенство рынка должно компенсироваться соответствующими функциями государства. Элементами рынка являются товарное предложение, покупательский спрос и система цен. На рис. 2 «Элементы рынка и их взаимосвязь» схематично показана взаимосвязь этих элементов, а также их отношение к таким категориям более высокого порядка, как производство и потребление.
Товарное предложение — это масса продуктов, которые находятся на рынке или могут быть доставлены на него. Источниками товарного предложения являются промышленное и сельскохозяйственное производство, товарные запасы, государственные товарные резервы, импорт. Самое простое определение покупательского спроса: "спрос — это платежеспособная потребность". Полнее его можно охарактеризовать так. Спрос — часть конкретных общественных потребностей, которая обеспечена деньгами и представлена на рынке.
Рис. 2. Элементы рынка и их взаимосвязь
Покупательский спрос может быть следующих видов: реализованный, неудовлетворенный и действительный. Если первые два вида в пояснениях не нуждаются, то действительный спрос можно определить как общий объем спроса, предъявленного населением за определенный промежуток времени в рамках конкретного рынка. Его также можно рассматривать как сумму реализованного и неудовлетворенного спроса. Кроме того, в литературе и на практике можно встретить такие характеристики спроса, как формирующийся, отложенный, повышенный, комплексный, негативный, и мн. др. Хотя, строго говоря, эти термины не совсем точны и корректны, тем не менее они при необходимости вполне могут быть использованы. Объем и структура покупательского спроса на конкретном потребительском рынке, как, впрочем, и параметры других элементов рынка, складываются под влиянием сложной системы факторов. Классификация этих факторов может быть проведена по различным критериям. Так, на рис. 3 приведена классификация, в которой факторы объединены в группы в соответствии с их содержанием. Здесь показаны следующие группы факторов: экономические, социальные, демографические, природные, эстетические, психологические. Примечательно, что в самостоятельные группы выделены такие неоднозначные феномены, как реклама и мода, которые по своей природе могут быть причислены одновременно к социальным, эстетическим, психологическим, экономическим факторам. Именно комплексный характер этих факторов позволяет им исключительно сильно влиять на изменения спроса.
Используются классификации тех же факторов по другим признакам. Так, по особенностям влияния на спрос их разделяют на общие, непосредственно воздействующие на величину спроса по всем или большинству товарных групп и частные, оказывающие непосредственное влияние на спрос по отдельным видам или группам товаров. По степени воздействия на спрос факторы подразделяют на три группы: сильно воздействующие, умеренно воздействующие и незначительные. Цена — это денежное выражение стоимости товара. Стоимость — овеществленный в товарах общественный труд, необходимый для их производства. Рынок существует и функционирует в соответствии с требованиями ряда объективных экономических законов, среди которых следует выделить закон соответствия спроса и предложения. Согласно этому закону для эффективного развития народного хозяйства необходимо достижение равновесия спроса и предложения как по объемам, так и по структурам. Добиться такого равновесия по ряду объективных причин можно лишь на очень краткий промежуток временила стремиться к нему необходимо постоянно. Основным механизмом регулирования баланса спроса и предложения является цена.
Рис. 3. Система факторов, формирующих покупательский спрос
2.Классификация рынков
Важную роль в маркетинговых исследованиях играет правильный выбор того или иного рынка в качестве объекта изучения и деятельности. Для этого прежде всего необходимо провести качественную классификацию рынков. В довольно-таки общем виде структуру рынка можно представить следующим образом.
♦ По объекту товарного обмена: • товарный (рынок потребительских товаров, рынок товаров производственного назначения) • сервисный; • финансовый (ценных бумаг, валютный) • информационный; • рынок труда; • рынок технологий, лицензий и ноу-хау. ♦ По территориальному масштабу: • региональный; • национальный; • мировой; • рынок экономического объединения государств; • рынок крупного географического региона. ♦ По отношению к государственным границам: • внутренний; • внешний. ♦ По степени ограничения конкуренции:
• монополистический; • олигополистический; • свободный; • смешанный. ♦ По соотношению уровней спроса и предложения: • рынок продавца (спрос превышает предложение); • рынок покупателя (предложение превышает спрос).
Современный рынок невозможен без развитой инфраструктуры, т. е. вспомогательных отраслей и организаций. Инфраструктура рынка — это совокупность учреждений, государственных и коммерческих фирм, обеспечивающих успешное функционирование рыночных отношений. Принято различать инфраструктуру трех рынков: товарного, финансового и рынка труда. Инфраструктура товарного рынка 'представлена товарными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, аукционами, ярмарками, посредническими фирмами. Инфраструктура финансового рынка включает в себя фондовые и валютные биржи, банки, страховые компании и фонды. Инфраструктура рынка труда включает в себя биржи труда, службу занятости и переподготовки кадров, регулирование миграции рабочей силы и т. д. Раздел 1. Теоретико-методологические основы маркетинга
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |