Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3.1. Рынок и рыночные показатели




1. Понятие о рынке. Элементы рынка и их взаимосвязь

 

Построение развитой рыночной экономики открытого типа ставится целью проводимых в нашей стране реформ и его необходимой предпосылкой является создание системы маркетинга. Рынок многогранен, и изучать его можно с раз­ных сторон. Начнем с наиболее общих положений.

 

Социальные факторы Семья Роль и статус Референтные группы
Культурные факторы Культура Субкультура Социальное положение
Покупательское поведение
Психологические факторы   Мотивация Восприятие Усвоение Убеждение Отношение
Личностные факторы Род занятий Образ жизни Экономическое положение Тип личности Возраст и этап жизненного цикла семьи

 


Рис. 1. Система факторов, формирующих покупательское поведение

В некоторых языках существуют различные термины, обозначающие рынок и отражающие разные его аспекты. Русский термин "рынок", произошедший от польского "rynek", неоднозначен и может обозначать, как минимум, следующие три понятия.

1. Место для торговли.

2. Совокупность экономических отношений между действующими на рынке субъектами.

3. Сфера товарно-денежных отношений, в которой про­исходит обмен товаров, столкновение и согласование инте­ресов производителей и потребителей, продавцов и покупа­телей.

Для возникновения рынка в обществе необходимо нали­чие двух главных условий: общественного разделения труда и товарного обращения. Примерно 6 тыс. лет назад произош­ло окончательное формирование рынка как социально-эко­номической категории, хотя названные выше условия имели место и раньше. Развитый рынок и необходимые рыночные атрибуты в современном их понимании появились позднее, уже в эпоху феодализма.

Развитый рыночный механизм выполняет в обществе следующие важные функции:

♦ через рынок осуществляется регулирование обществен­ного производства, т. е. решаются проблемы, что произво­дить, как производить, для кого производить;

♦ через рынок устанавливается связь производителей и потребителей; каждый участник рынка является одновремен­но и покупателем, и продавцом;

♦ через рынок происходит учет затрат на производство продукции; на рынок поступает только та продукция, кото­рая может быть раскуплена по ценам, покрывающим из­держки;

♦ рынок дифференцирует производителей: в процессе конкуренции выживает только та фирма, у которой затраты на производство продукции меньше рыночной цены.

Рынок имеет свои достоинства и недостатки. Положительными чертами рынка являются:

♦ гибкость и способность приспосабливаться к изменяю­щимся условиям;

♦ оперативное использование новых технологий;

♦ независимость производителей и потребителей в при­нятии решений, заключении сделок и т. д.

Негативные стороны рынка касаются, главным образом, социальной сферы:

♦ рынок не гарантирует права на труд и доход, более того, рыночная система воспроизводит существующее нера­венство;

♦ рынок не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (образование, здравоох­ранение и т. п.);

♦ рынок ориентирован на удовлетворение запросов только тех, у кого есть деньги.

Исходя из этого можно, сделать вывод, что рынок явля­ется наиболее эффективной формой организации экономи­ки, но он не всегда и не во всем способен обеспечить саморе­гулирование и равновесие экономической системы. Несовер­шенство рынка должно компенсироваться соответствующими функциями государства.

Элементами рынка являются товарное предложение, покупательский спрос и система цен. На рис. 2 «Элементы рынка и их взаимосвязь» схематично показана взаимосвязь этих элементов, а также их отноше­ние к таким категориям более высокого порядка, как произ­водство и потребление.

Товарное предложение — это масса продуктов, кото­рые находятся на рынке или могут быть доставлены на него. Источниками товарного предложения являются промышлен­ное и сельскохозяйственное производство, товарные запа­сы, государственные товарные резервы, импорт.

Самое простое определение покупательского спроса: "спрос — это платежеспособная потребность". Полнее его можно охарактеризовать так.

Спрос — часть конкретных общественных потребностей, которая обеспечена деньгами и представлена на рынке.

РЫНОК
Производство
Потребление
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ЦЕНА
СПРОС
  Потребности

 

 


Рис. 2. Элементы рынка и их взаимосвязь

 

Покупательский спрос может быть следующих видов: реализованный, неудовлетворенный и действительный. Если первые два вида в пояснениях не нуждаются, то дей­ствительный спрос можно определить как общий объем спроса, предъявленного населением за определенный про­межуток времени в рамках конкретного рынка. Его также можно рассматривать как сумму реализованного и неудов­летворенного спроса.

Кроме того, в литературе и на практике можно встре­тить такие характеристики спроса, как формирующийся, отложенный, повышенный, комплексный, негативный, и мн. др. Хотя, строго говоря, эти термины не совсем точны и корректны, тем не менее они при необходимости вполне могут быть использованы.

Объем и структура покупательского спроса на конкрет­ном потребительском рынке, как, впрочем, и параметры дру­гих элементов рынка, складываются под влиянием сложной системы факторов.

Классификация этих факторов может быть проведена по различным критериям. Так, на рис. 3 приведена классифика­ция, в которой факторы объединены в группы в соответ­ствии с их содержанием.

Здесь показаны следующие группы факторов: экономи­ческие, социальные, демографические, природные, эстети­ческие, психологические. Примечательно, что в самостоятель­ные группы выделены такие неоднозначные феномены, как реклама и мода, которые по своей природе могут быть при­числены одновременно к социальным, эстетическим, психо­логическим, экономическим факторам. Именно комплексный характер этих факторов позволяет им исключительно силь­но влиять на изменения спроса.

Используются классификации тех же факторов по дру­гим признакам. Так, по особенностям влияния на спрос их разделяют на общие, непосредственно воздействующие на величину спроса по всем или большинству товарных групп и частные, оказывающие непосредственное влияние на спрос по отдельным видам или группам товаров.

По степени воздействия на спрос факторы подразде­ляют на три группы: сильно воздействующие, умеренно воз­действующие и незначительные.

Цена — это денежное выражение стоимости товара.

Стоимость — овеществленный в товарах общественный труд, необходимый для их производства.

Рынок существует и функционирует в соответствии с требованиями ряда объективных экономических законов, сре­ди которых следует выделить закон соответствия спроса и предложения. Согласно этому закону для эффективного развития народного хозяйства необходимо достижение рав­новесия спроса и предложения как по объемам, так и по структурам. Добиться такого равновесия по ряду объектив­ных причин можно лишь на очень краткий промежуток вре­менила стремиться к нему необходимо постоянно. Основным механизмом регулирования баланса спроса и предложения является цена.


 

 

Социальный строй общества Культурный и образовательный уровень Профессиональный состав Национальные и религиозные обычаи, традиции и т.д.
Численность населения Его половозраст- ной состав Количество и состав семей и т.д.
Экономический строй Система распределения Соотношение спроса и предложения Развитие систем торговли и услуг Денежные доходы населения и т.д.

Рис. 3. Система факторов, формирующих покупательский спрос

 

2.Классификация рынков

 

Важную роль в маркетинговых исследованиях играет правильный выбор того или иного рынка в качестве объекта изучения и деятельности. Для этого прежде всего необходи­мо провести качественную классификацию рынков. В доволь­но-таки общем виде структуру рынка можно представить следующим образом.

По объекту товарного обмена:

• товарный (рынок потребительских товаров, рынок товаров производственного назначения)

• сервисный;

• финансовый (ценных бумаг, валютный)

• информационный;

• рынок труда;

• рынок технологий, лицензий и ноу-хау.

По территориальному масштабу:

• региональный;

• национальный;

• мировой;

• рынок экономического объединения государств;

• рынок крупного географического региона.

По отношению к государственным границам:

• внутренний;

• внешний.

По степени ограничения конкуренции:

 

• монополистический;

• олигополистический;

• свободный;

• смешанный.

По соотношению уровней спроса и предложения:

• рынок продавца (спрос превышает предложение);

• рынок покупателя (предложение превышает спрос).

 

Современный рынок невозможен без развитой инфра­структуры, т. е. вспомогательных отраслей и организаций.

Инфраструктура рынка — это совокупность учрежде­ний, государственных и коммерческих фирм, обеспечиваю­щих успешное функционирование рыночных отношений.

Принято различать инфраструктуру трех рынков: товар­ного, финансового и рынка труда.

Инфраструктура товарного рынка 'представлена то­варными биржами, предприятиями оптовой и розничной тор­говли, аукционами, ярмарками, посредническими фирмами.

Инфраструктура финансового рынка включает в себя фондовые и валютные биржи, банки, страховые компании и фонды.

Инфраструктура рынка труда включает в себя бир­жи труда, службу занятости и переподготовки кадров, регу­лирование миграции рабочей силы и т. д.

Раздел 1. Теоретико-методологические основы маркетинга




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.