Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности системы физического воспитания и образования в России




Основными понятиями современной российской системы физиче­ского воспитания и образования являются: «физическая культура», «спорт», «физическое воспитание», «физическое образование», «мас­совый спорт», «профессиональный спорт», «любительский спорт», «спорт высших достижений», «физкультурно-спортивный и оздорови­тельный сервис», «коммерциализация физической культуры и спор-га», «экономико-правовые отношения в физической культуре и спор-а», «физическая рекреация», «физическая реабилитация», «лечебная физическая культура».

Существуют разные точки зрения в структурном анализе этого яв­ления. В данном случае анализ дается через призму физического вос­питания и образования, через его функции, связи и взаимодействия с другими компонентами данной системы. Наиболее общим понятием является понятие «физическая культура». Понятие «спорт» является лишь частью физической культуры. Физическое воспитание и образо­вание входит в понятие «физическая культура» как ее деятельная часть в виде следующих направлений педагогического процесса: общего фи­зического воспитания и образования, физического воспитания и об­разования с профессиональной направленностью, физического вос­питания и образования со спортивной направленностью.

Спорт своей педагогической стороной, т.е. спортивной подготов­кой, составляет часть физического воспитания и образования в целом, полому служит интересам этой системы.

Термин «физическая рекреация» отражает решение таких задач, как обеспечение для людей активного отдыха, переключение на дру­гой вид деятельности с целью восстановления сил, что обеспечивается формами организации занятий (гигиеническая гимнастика, прогулки, йодные процедуры), подготовкой профессиональных специалистов лля организации и проведения этих мероприятий.

Термин «физическая реабилитация» отражает специфическое ис-

'°льзование упражнений для восстановления временно утраченных

1ли сниженных физических способностей после травм и заболеваний.

Днако подобное использование упражнений является прерогативой

' ечебной физической культуры.

Равноценность направлений физического воспитания и образова-Ия свидетельствует, с одной стороны, об их равноправии, с другой —


90 * ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА


Глава 5. Основные положения системы физического воспитания и образования • 91


 


о разнообразии взаимоисключающих критериев (например, чис занимающихся).

Физическая культура как процесс является результатом деятельно сти человека по преобразованию своей физической (телесной) прирс и включает в себя совокупность материальных и духовных ценностей < щества, создаваемых и используемых для совершенствования челове»

Под материальными ценностями понимаются разнообразные оружения для занятий, специальный инвентарь и оборудование, нансирование, уровень физического совершенства человека (включ спортивные достижения).

Под духовными ценностями понимаются социальные, специа ные научные и практические достижения, обеспечивающие идеолог ческую, научную и организационную направленность системы физ ческого воспитания и образования.

Создание и непрерывное развитие этих ценностей немыслимо • экономического и социально-политического уклада общества. ОдЙ ко это не лишает физическую культуру относительной самостоят ности, отражающей специфичность явления.

Материальные и духовные ценности составляют культурные тра ции, помогающие судить о результатах деятельности общества в'1 ласти физической культуры, стимулируют их использование, следе тельно, и дальнейшее пополнение. Создание материальных и духов» ценностей происходит в сфере производства, общественной, науч$ и педагогической деятельности специалистов. Использование це* стей осуществляется в специально организованном педагогичес| процессе; в виде занятий упражнениями в различных условиях; в I мах массовых коммуникаций (печать, радио, телевидение).

Физическая культура в школе, например, — это совокупность^ термальных и духовных ценностей., создаваемых обществом и исг зуемых в школе для физической подготовки детей к жизни. Цеш для физической подготовки детей создаются обществом в целому^ только специалистами образования, в то время как используютс$| в рамках школы.

Спорт как органическая часть физической культуры предста собой совокупность материальных и духовных ценностей. Они с0 ются и используются обществом для игровой физической деяте сти человека и направлены на специализированную функциона и психическую подготовку для последующего максимального ления способностей на соревнованиях в определенных двигател| действиях.


Спорт как деятельность служит интересам общества, реализует вос­питательную, подготовительную и коммуникативную функции. Спорт является непроизводственной деятельностью и не связан с производ-с ] вом материальных благ. Например, в детском спорте оба признака выражаются в том, что спортивная деятельность учеников является инеучебной, не предусмотренной государственными планами и про-] раммами в качестве учебной дисциплины общеобразовательной шко-ц,| и осуществляется через внеклассные и внешкольные формы рабо-

I ы, на добровольных началах.

Спорта без интенсивной специальной подготовки быть не может. Его характер определяется видом спортивной специализации, осу­ществляемой на базе общей физической подготовки. В детском спор-к1 этот признак реализуется полностью, в расчете на более широкую [I длительную подготовку.

Человек готовится к максимальному проявлению физических и ду­ховных способностей в узкоограниченном и заранее определенном круге двигательных действий. Этот признак остается ведущим и для летского спорта, ибо понятие максимума относительно его уровня за-иисит от индивидуальных возможностей и способностей.

Максимальные проявления сопоставляются в форме соревнований со всеми вытекающими отсюда последствиями (правила, спортивная классификация, поощрение, зрелищность). В соревнованиях реали­зуется престижная функция спорта. Этот признак остается опреде­ляющим и для детского спорта. Изменяются только внешние черты соревнования, но сам дух стремления к сопоставлению своих сил ^охраняется.

Я понятие «юношеский спорт» заложено более узкое содержа­ние. Его границы определяются одной возрастной группой — юно-ш^ской. Этот термин условен, так как предполагает участие в спорте

II Девушек.

Школьный спорт по возрастному признаку участников сходен е Детским спортом. Разница состоит в том, что детский спорт органи-]Устся школами и внешкольными учреждениями, школьный спорт — 7°тько школами.

Перечисленные признаки спорта могут в той или иной мере присут-ать в играх, гимнастике и туризме. Например, узкая специализа-Ия проникла в некоторые игры, в спортивную гимнастику, превратив * в самостоятельные виды спорта. В то же время сам спорт несет в себе ГЛельные признаки игры (именно поэтому спорт рассматривается как ! Р°вая деятельность), где широко используется игровой метод.


92 * ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА


Глава 5. Основные положения системы физического воспитания и образования • 93


 


Физическое образование и воспитание выступают как деятельна сторона физической культуры, В педагогике воспитанием называ* целеустремленный процесс воздействия на человека, направленный ] развитие у него способностей, отвечающих социально-политичен и нравственно-эстетическим идеалам общества. Воспитание являет областью культурной деятельности людей, способом передачи, освс ния и совершенствования достижений культуры.

Физическое образование является составной частью педагоги*| ской системы, направленной на физическое совершенствование че.г века. В этом процессе используются комплексы упражнений в соче нии с естественными силами природы и гигиеническими факторам для формирования двигательных умений, специальных знан| физических качеств и разностороннего функционального шенствОвания организма в соответствии с требованиями общеа Это педагогический процесс, призванный управлять физическим ] витием и физическим образованием людей.

Задача физического образования и воспитания состоит в том, ч(| бы каждый человек освоил доступное ему содержание физичес культуры. Через это человек превращает общие достижения физ ской культуры в личное достояние (в виде улучшения здоровья,;^ вышения уровня физического развития). В свою очередь измене личности под воздействием физического образования и воспич ведут к изменениям содержания физической культуры, влияют: главные результаты.

Система физического воспитания и образования выражает даемый результат совершенствования граждан страны, ради кс го обществом она создана и функционирует. Ожидаемый рез> обусловлен закономерностями развития общества и отражается < ективной потребностью общества в людях, способных приумж>| и защищать его богатства.

Задачи системы физического воспитания и образования при лагают выполнение конкретных функций: оздоровительных, восЦ тельных и образовательных.

Оздоровительные функции направлены на согласование и сораЦ ное развитие всех форм организма человека, содействуют укрепд| здоровья и совершенствованию физических качеств. Основные зультатом решения этих задач должно быть улучшение физичс состояния человека, его физического развития, т.е. направлено < изменение форм и функций организма.


На физическое развитие человека оказывают влияние ряд факторов:

• биологические — составляют наследственность, подчиняются
естественным законам, постепенной и возрастной сменяемости
периодов развития;

• климатогеографические — обусловлены климатическими и ме­
теорологическими условиями, характерными для тех или иных
географических зон страны, например: короткий световой день и
сильные морозы на севере страны, высокая температура воздуха
и низкая влажность в некоторых зонах — на юге;

• социальные — зависят от условий материальной жизни, трудовой
и учебной деятельности, содержания воспитания, включая и физи­
ческое.

Действие социальных факторов подчинено общественно-эконо­мическому развитию страны. Они оказывают влияние на действия биологических и климато географических факторов, например: улуч­шение материальных условий жизни — на ускорение роста, увеличе­ние массы тела, окружности грудной клетки; специально подобран­ные физические упражнения — на ликвидацию отставания в развитии скорости, силы движений, вызванного неблагоприятными климати­ческими условиями.

Используя все эти показатели физического развития, следует иметь в виду; что их высокий уровень создает лишь предпосылки для хоро­шего здоровья, высокой работоспособности или лучших спортивных результатов. Можно, например, обладать высоким ростом, хорошей осанкой и не иметь достаточной сопротивляемости к простудным за­болеваниям или обладать большой мышечной силой и не уметь вы­полнять лазанье по канату. Поэтому при оценке физического развития используется комплекс различных показателей и обязательно в сопо­ставлении с показателями здоровья, работоспособности и уровнем Умений выполнять те или иные действия.

Физическое воспитание и образование может оказывать существен-

н°е влияние на многие из перечисленных признаков. Однако физическое

Развитие оценивается как одна из функций физического воспитания, по

>0 пзрым судят об эффективности занятий физическими упражнениями.

Воспитательные функции нацелены на всестороннее и гармоничное

а^итие личности человека в единстве его духовных и физических

1 '• Физическое воспитание, будучи целостным педагогическим лро-

е°сом, способно своими специфическими средствами решать общие


94 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

Образовательные функции направлены на формирование опре| ленных двигательных умений и навыков, на получение специалы* знаний для повышения уровня физического образования. Это — п$ цесс и результат овладения систематизированными знаниями, упра нениями, а также способами их самостоятельного изучения и испо^ зования в жизни.

Под специальными знаниями понимается процесс, отражаю! закономерности физического воспитания и имеющий принципа ное влияние на формирование систематизированных знаний и ний. Поэтому можно говорить об общем физическом образован! получаемом учениками общеобразовательных школ, о специализ* ванном физическом образовании, приобретаемом в процессе спорт ной подготовки. Физическое образование предусматривает наког ние человеком знаний и двигательных умений, формирование уме* пользоваться ими в жизни (включая умения передавать свои з* и опьгг другим) и самостоятельно овладевать упражнениями.

Физическое образование человек получает в результате обуче1 Впервые термин «физическое образование» получил научное снование в трудах П.Ф. Лесгафта. Уровень физического образовав определяется оценкой в баллах объема и качества знаний и уме* Объем и качество двигательных умений зависят от уровня физиче го развития: чем оно лучше, тем большими возможностями облз| человек для физического образования.

Задачи и функции системы физического воспитания и образов решаются комплексно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1857; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.