КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организации специфических форм физической культуры и спорта
разнообразные формы занятий упражнениями — одно из необходимых условий проникновения физической культуры в различные сферы жизни общества, в систему воспитания и образования, в сферу производственной деятельности, здорового образа жизни и отдыха. В малых формах решаются, как правило, частные задачи, реализация которых не гарантирует кардинального сдвига в состоянии здоро-нья занимающихся. Основные задачи — умеренная тонизация опорно-, мигательного аппарата, нервно-мышечной деятельности, ускорение срабатывания организма при переходе из состояния покоя к активным движениям. На утренней гигиенической зарядке, физкультпаузах, физкультминутках и микросеансах с помощью различных упражнений осуществляются профилактические мероприятия по предотвращению неблагоприятных влияний на организм, поддерживаются отдельные стороны сформированной тренированности. Построение занятий представляет собой кратковременные сеансы или серии упражнений, занимающие несколько минут, имеющие невысокий уровень нагрузок. Подготовительная, основная и заключительная части занятия — кратковременны. Они ограничены по содержанию, ярко не выражены, особенно когда упражнения встроены в | рудовую, творческую, служебную или учебную деятельность. Эти формы дополняют систему физического воспитания и образования, мтя ценность их невелика, они заслуживают внимания, Занятия упражнениями, практикуемые систематически, являются важным фактором оптимизации функционального состояния занижающихся, вносят вклад в сохранение здоровья и обеспечение нор-мильной жизненной активности, служат общедоступными формами !1н^дрения физической культуры в повседневный быт.
Значение их возрастает тогда, когда по каким-либо причинам дви-1 а' ел ьная активность личности ограничивается. В этом случае методи-Ка построения занятий зависит от уровня подготовленности занима-к^ихся, возрастных, индивидуальных и других особенностей, иных Факторов. Ее специфика обусловлена конкретной направленностью а"нтия, местом проживания и деятельности личности. ^греннни физическая (оздоровительная, гигиеническая) зарядка °лжна быть неотъемлемым элементом распорядка дня каждого. Она [ р°в°дится ежедневно в течение 20—30 мин в целях систематической 124 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА тренировки. Разнообразные упражнения, выполняемые после на открытом воздухе, оказывают положительное воздействие на функциональные системы организма человека. Зарядка — наиболее распространенная и популярная форма физ*1 культурных занятий в распорядке дня. В качестве малой формы она не| тождественна утренним тренировочным занятиям, получившим г, пространение в практике спорта, где физические упражнения выпол-| няются с большим объемом нагрузки. Главная задача зарядки — оптимизация перехода от продолжительного отдыха (сна) к активной деятельности. Основа зарядки — размин-: ка, она ориентирована на постепенную общую активизацию функций; организма, преодоление инерции покоя, включение в повседневные дела в состоянии нормального тонуса, с хорошим настроением. На зарядке можно решать и такие задачи, как формирование; и охранение нормальной осанки, поддержание достигнутого уровня развития отдельных двигательных качеств, общей тренированности. Форсирование нагрузки после многочасового глубокого покоя нецелесообразно. Для зарядки предусматривают варианты упражнений или комплексы упражнений. Выбор их большой. Например, первый вариант включает в себя общеразвивающие упражнения, второй — упражнения из легкой атлетики, третий — комплексную тренировку. На зарядке можно использовать сочетание этих и других вариантов, а также плавание в бассейне, водоеме или реке. Зарядку желательно проводить под музыкальное сопровождение.
Начинать зарядку надо с плавного потягивания с выпрямлением конечностей и туловища, лежа в постели или в положении стоя. Упражнение должны постепенно активизировать кровообращение преимущественно в крупных мышцах нижних конечностей и тазовой области. Это неторопливые приседания или поочередное растягивание ногами резинового жгута в положении сидя. Затем выполняются наклоны, повороты, вращения туловища с сопутствующими движениями руками с постепенным увеличением амплитуды и темпа движений, а также упражнения с малыми мышечными усилиями (например, сгибание и выпрямление рук в упоре лежа, преодоление сопротивления резинового жгута). Амплитуда движений увеличивается. Упражнения циклического характера, активизирующие функции дыхательной и сердечно сосудистой системы, выполняются в аэробном режиме (подскоки или бег на месте в течение 3—5 мин, вызывающем увеличение частоты сердечных сокращений (ЧСС) до 140-150 уд./мин). ________ Глава 7. Формы физического воспитания и образования студентов «125 Заключительные движения направлены на успокоение систем организма (ходьба в убывающем темпе с дыхательными движениями). Продолжительность зарядки — 10—15 мин, не считая приема душа и других индивидуально-гигиенических процедур. В зависимости от самочувствия занимающегося и предстоящей деятельности допустимо дублировать виды упражнений и их вариации, связанные с ними нагрузки. Ограничительным критерием может быть показатель нормализации ЧСС на пятой минуте после выполнения последнего из упражнений, предъявляющего значительную нагрузку. Нагрузка на зарядке не должна превышать целесообразной меры, если величина ЧСС к этому времени равна или близка к уровню, индивидуально обычному в состоянии покоя. При проведении зарядки систематически, например, в течение месяца, необходимо осуществлять самоконтроль. По мере адаптации к применяемому комплексу упражнений зарядки можно периодически увеличивать нагрузку. Однако превращать ее в тренировочное занятие основного типа нецелесообразно. К ней лучше приступать не раньше, чем через 1—1,5 ч после завтрака (зарядка может быть представлена в распорядке дня не только как утренняя гигиеническая, но и в иной форме, с более свободным нормированием нагрузки, например, в середине дня).
Различия между построением занятий в малых и крупных формах — неравноценные. Занятиями в крупных формах можно назвать те, которые имеют длительную протяженность, отличаются широким содержанием и обособленной структурой, имеют свое самостоятельное значение. Они совершенствуются и дифференцируются по направлениям: самостоятельные (индивидуальные или групповые) тренировочные занятия, близкие по определенным признакам к учебным занятиям; активный отдых, включающий элементы тренировки, состязания, культурное общение и развлечение. Это и спортивно-игровые встречи по месту жительства, другие неофициальные состязания в общедоступных спортивных упражнениях, туристские походы в выходные дни.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 778; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |