Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организации специфических форм физической культуры и спорта




разнообразные формы занятий упражнениями — одно из необходи­мых условий проникновения физической культуры в различные сфе­ры жизни общества, в систему воспитания и образования, в сферу про­изводственной деятельности, здорового образа жизни и отдыха.

В малых формах решаются, как правило, частные задачи, реализа­ция которых не гарантирует кардинального сдвига в состоянии здоро-нья занимающихся. Основные задачи — умеренная тонизация опорно-, мигательного аппарата, нервно-мышечной деятельности, ускорение срабатывания организма при переходе из состояния покоя к активным движениям. На утренней гигиенической зарядке, физкультпаузах, физкультминутках и микросеансах с помощью различных упражнений осуществляются профилактические мероприятия по предотвращению неблагоприятных влияний на организм, поддерживаются отдельные стороны сформированной тренированности.

Построение занятий представляет собой кратковременные сеан­сы или серии упражнений, занимающие несколько минут, имеющие невысокий уровень нагрузок. Подготовительная, основная и заклю­чительная части занятия — кратковременны. Они ограничены по со­держанию, ярко не выражены, особенно когда упражнения встроены в | рудовую, творческую, служебную или учебную деятельность. Эти формы дополняют систему физического воспитания и образования, мтя ценность их невелика, они заслуживают внимания,

Занятия упражнениями, практикуемые систематически, являются важным фактором оптимизации функционального состояния зани­жающихся, вносят вклад в сохранение здоровья и обеспечение нор-мильной жизненной активности, служат общедоступными формами !1н^дрения физической культуры в повседневный быт.

Значение их возрастает тогда, когда по каким-либо причинам дви-1 а' ел ьная активность личности ограничивается. В этом случае методи-Ка построения занятий зависит от уровня подготовленности занима-к^ихся, возрастных, индивидуальных и других особенностей, иных Факторов. Ее специфика обусловлена конкретной направленностью а"нтия, местом проживания и деятельности личности.

^греннни физическая (оздоровительная, гигиеническая) зарядка °лжна быть неотъемлемым элементом распорядка дня каждого. Она [ р°в°дится ежедневно в течение 20—30 мин в целях систематической


124 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

тренировки. Разнообразные упражнения, выполняемые после на открытом воздухе, оказывают положительное воздействие на функциональные системы организма человека.

Зарядка — наиболее распространенная и популярная форма физ*1 культурных занятий в распорядке дня. В качестве малой формы она не|

тождественна утренним тренировочным занятиям, получившим г,

пространение в практике спорта, где физические упражнения выпол-| няются с большим объемом нагрузки.

Главная задача зарядки — оптимизация перехода от продолжитель­ного отдыха (сна) к активной деятельности. Основа зарядки — размин-: ка, она ориентирована на постепенную общую активизацию функций; организма, преодоление инерции покоя, включение в повседневные дела в состоянии нормального тонуса, с хорошим настроением.

На зарядке можно решать и такие задачи, как формирование; и охранение нормальной осанки, поддержание достигнутого уровня развития отдельных двигательных качеств, общей тренированности. Форсирование нагрузки после многочасового глубокого покоя не­целесообразно. Для зарядки предусматривают варианты упражнений или комплексы упражнений. Выбор их большой.

Например, первый вариант включает в себя общеразвивающие упражнения, второй — упражнения из легкой атлетики, третий — ком­плексную тренировку. На зарядке можно использовать сочетание этих и других вариантов, а также плавание в бассейне, водоеме или реке. Зарядку желательно проводить под музыкальное сопровождение.

Начинать зарядку надо с плавного потягивания с выпрямлени­ем конечностей и туловища, лежа в постели или в положении стоя. Упражнение должны постепенно активизировать кровообращение преимущественно в крупных мышцах нижних конечностей и тазовой области. Это неторопливые приседания или поочередное растягива­ние ногами резинового жгута в положении сидя.

Затем выполняются наклоны, повороты, вращения туловища с со­путствующими движениями руками с постепенным увеличением ам­плитуды и темпа движений, а также упражнения с малыми мышечны­ми усилиями (например, сгибание и выпрямление рук в упоре лежа, преодоление сопротивления резинового жгута). Амплитуда движе­ний увеличивается. Упражнения циклического характера, активизи­рующие функции дыхательной и сердечно сосудистой системы, вы­полняются в аэробном режиме (подскоки или бег на месте в течение 3—5 мин, вызывающем увеличение частоты сердечных сокращений (ЧСС) до 140-150 уд./мин).


________ Глава 7. Формы физического воспитания и образования студентов «125

Заключительные движения направлены на успокоение систем ор­ганизма (ходьба в убывающем темпе с дыхательными движениями).

Продолжительность зарядки — 10—15 мин, не считая приема душа и других индивидуально-гигиенических процедур. В зависимости от самочувствия занимающегося и предстоящей деятельности допусти­мо дублировать виды упражнений и их вариации, связанные с ними нагрузки.

Ограничительным критерием может быть показатель нормализа­ции ЧСС на пятой минуте после выполнения последнего из упраж­нений, предъявляющего значительную нагрузку. Нагрузка на заряд­ке не должна превышать целесообразной меры, если величина ЧСС к этому времени равна или близка к уровню, индивидуально обычно­му в состоянии покоя. При проведении зарядки систематически, на­пример, в течение месяца, необходимо осуществлять самоконтроль.

По мере адаптации к применяемому комплексу упражнений за­рядки можно периодически увеличивать нагрузку. Однако превращать ее в тренировочное занятие основного типа нецелесообразно. К ней лучше приступать не раньше, чем через 1—1,5 ч после завтрака (заряд­ка может быть представлена в распорядке дня не только как утренняя гигиеническая, но и в иной форме, с более свободным нормированием нагрузки, например, в середине дня).

Различия между построением занятий в малых и крупных фор­мах — неравноценные. Занятиями в крупных формах можно назвать те, которые имеют длительную протяженность, отличаются широким содержанием и обособленной структурой, имеют свое самостоятель­ное значение. Они совершенствуются и дифференцируются по на­правлениям: самостоятельные (индивидуальные или групповые) тренировочные занятия, близкие по определенным признакам к учеб­ным занятиям; активный отдых, включающий элементы тренировки, состязания, культурное общение и развлечение. Это и спортивно-игровые встречи по месту жительства, другие неофициальные состя­зания в общедоступных спортивных упражнениях, туристские походы в выходные дни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 778; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.