Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политический (государственный) режим




Унитарное государство

 

Унитарное (от лат. — единство) государство характеризуется следующими признаками:

1. Административно-территориальные единицы не имеют политической самостоятельности.

2. Единое гражданство.

3. Единая структура государственного аппарата.

4. Единая система законодательства.

5. Единая система налогов и сборов.

Парламенты унитарных государств, как правило, однопалатные. Унитарный характер государства не исключает наличия автономных образований. Некоторые государства, например, Италия, Испания, целиком состоят из автономных образований, поэтому получили в литературе наименование регионалистских. В зависимости от наличия автономий различают простые и сложные унитарные государства (см. Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. М., 1997. С. 133). Простые унитарные государства состоят только из административно-территориальных единиц (Польша, Таиланд, Колумбия). Сложные унитарные государства имеют в своем составе те или иные формы автономии (Никарагуа).

В некоторых унитарных государствах в силу их небольшой территории административно-территориальное деление отсутствует вообще (Науру, Бахрейн, Мальта).

По степени централизации унитарные государства делятся на децентрализованные, относительно децентрализованные и централизованные (Там же. С. 137—138).

В децентрализованных унитарных государствах во всех звеньях административно-территориального деления имеются только избираемые органы и нет назначаемых сверху чиновников общей компетенции (Великобритания, Япония).

В относительно децентрализованных государствах самоуправляются не все, а часть территориальных единиц. Например, в Болгарии самоуправляются низовые единицы — общины, а области носят административный характер.

В централизованных унитарных государствах сверху донизу существует система назначенных «сверху» органов управления (страны с военными режимами).

 


 

— это элемент формы государства, который характеризует совокупность методов осуществления государственной власти. Государственные режимы делятся на две основные группы: демократические и недемократические.

В научной литературе понятию «политический (государственный) режим» дается неодинаковая трактовка. Немецкий юрист К. Левенштейн связывал это понятие с численностью партий, французский политолог К. Бюрдо — с существованием или отсутствием правительственной оппозиции. Д. Истон понимает режим как стиль правления и совокупность процедур и урегулирований. Вид политического режима связывается различными авторами со степенью централизации государственного аппарата, с наличием политических свобод, с практикой выборов и т.д. В обыденном словоупотреблении под режимом нередко понимается весь государственный строй (например, режим апартеида в ЮАР).

Термин «политический режим» употребляется для характеристики функциональной стороны формы государства. В отечественной литературе данный термин впервые использовал И.Д. Левин в начале 40-х гг. как совокупность методов осуществления государственной власти. В дальнейшем ряд ученых стали различать политический и государственный режимы, указывая, что политический режим включает методы деятельности не только государства, но и других элементов политической системы общества — политических партий, массовых движений и др. Таким образом, политический режим иногда понимается как более широкое понятие, включающее в качестве своей составной части государственный режим. Иногда в науке употребляются термины «государственно-правовой», «политико-правовой», «государственно-политический» режим. Как отмечает В.Е. Чиркин, последнее наименование представляется тавтологичным, а что же касается термина «государственно-правовой режим», то здесь не учитывается то, что государственный режим использует и методы, не урегулированные правом, существует определенная свобода усмотрения должностных лиц. Следует добавить, что государство вообще может действовать вопреки праву, творить произвол, поэтому данный термин является не совсем точным.

В.Н. Протасов различает политический режим в широком и узком смысле. В узком смысле под политическим режимом он понимает государственный режим, в широком — всю политическую атмосферу общества, которая создается взаимодействием государственной власти с другими политическими силами и институтами общества {Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства. М., 2001. С.63).

Как отмечает А.В. Малько, понятие «политический режим» включает в себя следующие параметры (признаки):

1) степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

2) соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

3) гарантированность прав и свобод личности;

4) характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;

5) степень реализации политической власти непосредственно народом;

6) положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

7) место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

8) соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

9) характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц;

10) тип политического поведения;

11) характер политического лидерства;

12) учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

13) доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;

14) степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;

15) принципы взаимоотношения общества и власти;

16) политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армия, полиция, органы госбезопасности и т.д.);

17) мера политического плюрализма, в том числе многопартийности;

18) существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.