Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работа внешнеторгового и таможенно-торгового механизма в период НЭП




Заключение торговых и таможенных договоров и соглашений.

Особенности формирования таможенных учреждений.

Расширение внешнеэкономических связей в рамках Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ).

Таможенный контроль в годы Великой отечественной войны.

Работа внешнеторгового и таможенно-торгового механизма в период НЭП.

Заключение торговых и таможенных договоров и соглашений.

Особенности формирования таможенных учреждений.

План

1 сентября 1917 г. I съезд таможенных служащих провозгласил лозунг: Наш союз беспартийный. После октября 1917 г, ЦК профсоюзов таможенных служащих и низовые организации стали на платформу советской власти. Несмотря на Гражданскую войну и военную интервенцию, таможенные органы и таможенные учреждения России продолжали выполнять свои функциональные обязанности. Этому, прежде всего, способствовали революционные процессы: переход на сторону революции значительной части пограничной охраны, большевизация армии и демократизация таможенной охраны.

Советское правительство, заботясь о защите экономических интересов страны, издало ряд постановлений, регулирующих таможенные формальности.

Новый этап в деятельности таможен был связан с принятием Декрета СНК от 22 апреля 1918 г. «О национализации внешней торговли». В соответствии с декретом торговые сделки с иностранными государствами и отдельными предприятиями за границей осуществлялись уполномоченными от имени Российской Республики. Любые другие торговые операции за границей запрещались.

Объявление внешней торговли монополией Советского государства потребовало пересмотра законодательных актов о таможенном деле. Первым шагом в этом направлении был Декрет СНК от 29 мая 1918 г. «О таможенных сборах и учреждениях».

Декрет устанавливал, что таможенные учреждения являются органами центральной советской власти и управляются непосредственно Департаментом таможенных сборов при Народном комиссариате финансов, как и было в дореволюционной России.

Сбор таможенных пошлин объявлялся прерогативой исключительно центральной государственной власти. Таможенные пошлины и связанные с ними сборы поступали в государственную казну.

29 июня 1918 г. СНК РСФСР, во изменение ранее принятого декрета Совета народных комиссаров РСФСР, постановил передать Департамент таможенных сборов со всеми подведомственными учреждениями из Народного комиссариата финансов в подчинение Народного комиссариата торговли и промышленности, при котором для управления таможенным делом, охраной границы и другими управлениями создавалась Особая коллегия. Этим же декретом Департамент таможенных сборов переименовывался в Главное управление таможенного контроля.

Следует отметить, что в годы Гражданской войны на деятельность таможенной системы оказала сильное влияние политика «военного коммунизма». Сокращались многие таможенные учреждения, нарушалась система управления, уходили квалифицированные кадры. И это объяснимо. Стремление к прямому товарообмену в стране привело к тому, что Главное управление таможенного контроля в июле 1919 г. было переименовано в отдел в составе Материально-технического управления Наркомата торговли и промышленности.

В годы иностранной военной интервенции и Гражданской войны, учитывая сложность положения дел в таможнях, в целях политического надзора за работой таможенных учреждений, политической работы и воспитания таможенников, в органы таможенных учреждений назначались военные комиссары. Комиссары несли личную ответственность за правильность исполнения таможенными органами всех распоряжений и декретов, связанных с проведением монополии внешней торговли и таможенным контролем.

Переход к новой экономической политике, восстановление государственного бюджета, установление торгово-экономических связей заставили по-новому посмотреть на место и роль таможенной охраны.

Приказом Народного комиссариата внешней торговли от 24 декабря 1921 г. № 133 было учреждено Главное таможенное управление (ГТУ). В январе 1922 г. были разработаны Положение о Главном таможенном управлении и Штаты управления.

В этот период в стране было восемь таможенных округов: Петроградский, Западный, Украинский, Закавказский, Туркестанский, Семипалатинский, Сибирский, Дальневосточный. В непосредственном подчинении Главного таможенного управления оставались Архангельская, Астраханская и Московские таможни. Кроме этого, были созданы Петрозаводский и Крымский таможенные участки. На Главное таможенное управление возлагались задачи по организации и управлению таможенными учреждениями, разработка таможенной политики и соответствующих документов, а также борьба с контрабандой.

Рассмотрением законодательных предположений об установлении новых и изменении существующих ставок таможенных пошлин, а также об установлении, изменении и заключении нормативных документов занимался Таможенно-тарифный комитет при Народном комиссариате внешней торговли, а с 18 ноября 1925 г. — при Народном комиссариате внешней и внутренней торговли СССР.

В таможенную систему России входило четыре типа таможен: портовые, железнодорожные, пограничные, расположенные у рек, озер и на грунтовых дорогах, и внутренние.

Создание таможенных органов потребовало решения вопросов подготовки таможенных специалистов. В 1922 г. Коллегией НКВТ было разрешено открыть в Петрограде, Москве, Харькове, Ташкенте и Иркутске курсы по подготовке таможенных служащих, для чего была разработана программа курсов и учрежден соответствующий кредит.

Перестройка таможенного дела и управления таможенной системой завершилась во второй половине 20-х годов. На становление новой таможенной системы оказывали влияние как внешние, так и внутренние факторы, и прежде всего внешнеэкономическая деятельность и введение мероприятий по монополии внешней торговли.

 

Экономический кризис в Западной Европе, вызванный Первой мировой войной, побуждал капиталистические страны лихорадочно искать новые рынки. Одним из таких перспективных рынков была Россия. Англия и Франция после долгих колебаний и длительных обсуждений решили созвать весной 1922 г. в Генуе конференцию с участием Советской Республики, чтобы снова втянуть ее рынок в орбиту мирового капиталистического хозяйства, а попутно попытаться добиться путем экономического давления того, чего не удалось сделать силой оружия, а именно заставить платить по царским долгам, вернуть зарубежным собственникам конфискованные у них фабрики и заводы.

Наряду с державами-победительницами на конференцию была приглашена и побежденная Германия. Соединенные Штаты Америки, занимая наиболее антисоветскую позицию, не только отказались участвовать в конференции, но и всячески препятствовали ее созыву.

Генуэзская конференция, открывшаяся в апреле 1922 г. и продолжавшаяся более пяти недель, привела к результатам, неожиданным для ее устроителей. Советская делегация предложила признать Советскую Россию де-юре и предоставить ей кредиты, а также внесла предложение о всеобщем разоружении. При этом советская делегация ни на йоту не отступила от своих принципиальных позиций и ничего не позволила себе навязать. Своими практическими предложениями она заинтересовала зарубежных партнеров и их деловые круги, а выдвинутой программой всеобщего сокращения вооружений широкие массы Европы и всего мира. Советская делегация, используя противоречия между державами Антанты и Германией, добилась заключения советско-германского договора.

На этой конференции состоялся первый серьезный дипломатический прорыв молодого Советского государства. Кольцо антисоветской блокады было разбито, «санитарный кордон» прорван.

Следующей капиталистической страной после Германии, которая вступила в переговоры о признании СССР де-юре в сентябре 1923 г., была Италия. Англия признала СССР де-юре 1 февраля 1924 г.

Так шаг за шагом в этот сложный период складывался авторитет молодого Советского государства. От дипломатических работников требовалось глубокое понимание международной обстановки, мастерство и профессионализм. За пятилетие, с 1924 по 1928 г., было заключено 25 различных межгосударственных соглашений и договоров в торговой и хозяйственной областях.

13 марта 1922 г. вышел Декрет ЦИК «О внешней торговле», где было указано, что все ввозимые из-за границы и вывозимые туда товары подлежат обложению таможенной пошлиной, которая устанавливается СНК и не меняется. 23 июня 1926 г. между СССР и Грецией было заключено таможенное соглашение, которое устанавливало принцип наибольшего благоприятствования в отношении таможенных тарифов по ряду статей экспорта и импорта обеих стран. Чем интенсивнее развивалась торговля нашей страны с зарубежными странами, тем более значимой становилась роль таможенной системы.

23 июля 1926 г. между СССР и Японией было подписано Временное соглашение о статусе торгпредств.

Франция 3 октября 1930 г. издала декрет, вводивший систему лицензий на импорт основных советских товаров. Этот декрет ставил советские товары в худшие условия по сравнению с товарами других стран и явился ничем не прикрытой дискриминацией по отношению к советскому импорту во Францию.

СССР принял ответные меры. 20 октября 1930 г. было принято Постановление о введении в действие специального режима для всех стран, которые устанавливают ограничения для советской торговли. Французское правительство вынуждено было отменить ранее принятые санкции.

Таким образом, дискриминационные меры капиталистических стран не позволяли развернуть внешнеэкономические связи, срывали намеченные планы по ввозу и вывозу товаров, что отрицательно сказывалось на экономике страны. Однако советская дипломатия, прокладывая путь к миру, добивалась уступок во внешней торговле.

 

В связи с переходом к НЭПу и возросшей потребностью в развитии внешнеторговых связей, возникла острая необходимость в налаживании таможенного механизма регулирования внешней торговли, использовании возможностей тарифной политики в интересах защиты экономических интересов государства.

Еще до выхода в свет тарифа 1922 г., был издан ряд документов, регулирующих работу таможни: Положения СНК от 8 декабря 1921 г. «О борьбе с контрабандой», «О взимании складочного и таможенно-канцелярского сбора» Были предприняты меры по усилению таможенной службы на западноевропейской границе, установлен порядок транзита посылок из Англии через Литву и Эстонию.

Перед таможенным ведомством возникли и другие неотложные задачи: восстановление и ремонт старых таможенных помещений, строительство складских зданий и жилья для таможенников. Это диктовалось развитием внешнеторгового оборота, постоянным поступлением грузов из-за границы. Работы велись в сложных материальных условиях.

Регулирование внешней торговли осуществлялось таможенными пошлинами и системой лицензий.

Операции Внешторга производились через вновь созданные торговые органы двух типов. К первому типу относились: Госторг (Государственная экспортно-импортная контора).

Второй тип — смешанные общества с участием правительства и частных капиталов: Кожсырье, «Деруметалл» (экспорт металла) — русско-германское; «Дерутра» — русско-германское транспортное общество и др.

Оборотные средства НКВТ составили 10 млн руб. золотом. Таможенная политика Советской Республики строилась по принципу промышленного протекционизма.

Это был объективный процесс. Но чрезмерный протекционизм задерживал развитие рынка, отрицательно сказывался как на восстановлении и развитии металлургической и металлообрабатывающей промышленности, так и на искусственном поддержании элементов натурального хозяйства в сельской местности.

В соответствии с Декретом СНК РСФСР от 22 апреля 1918 г. «О национализации внешней торговли», торговые сделки с иностранными государствами и отдельными торговыми предприятиями за границей по покупке и продаже всякого рода продуктов проводились от лица Российской Республики специально на то уполномоченными лицами. Декрет запрещал всякие торговые сделки с заграницей для ввоза и вывоза товаров без ведома этих органов. Государство являлось также основным регулятором внешней торговли. Таможенные пошлины рассматривались лишь как вспомогательные средства в этом регулировании.

При восстановлении народного хозяйства на фоне страшной разрухи в стране, отсутствия нормального платежного баланса и непрекращающихся попыток иностранных государств задушить Россию экономическими санкциями единственным средством защиты (не исключая, безусловно, дипломатических мер) явился таможенный тариф 1922 г.

Все статьи тарифа проникнуты последовательным и строго выдержанным промышленным протекционизмом. Начальник ГТУ А. И. Потяев, анализируя положение дел, сделал ряд интересных заключений. В частности он отмечал, что защита промышленности от иностранной конкуренции и создание наиболее выгодных условий производства и сбыта достигаются проведением ряда мероприятий: прежде всего, установлением высоких ввозных пошлин (в виде разницы между фабричными ценами на товары нашего и заграничного производства); допущением беспошлинного ввоза промышленного сырья, полуфабрикатов и предметов машинного оборудования, которые не производятся в нашей стране; введением высоких, даже запретительных пошлин на сырье, которое производится в стране, но в недостаточном количестве, крайне необходимого для нашей промышленности; на сырье, производимое в избытке, установление умеренных и низких пошлин; установление беспошлинного вывоза и премирование вывоза готовых изделий (сахар, текстильные изделия).

В интересах защиты сельскохозяйственного производства, допускался беспошлинный ввоз сельскохозяйственных машин, семян, удобрений и средств для борьбы с вредителями, если они не производились в стране. Умеренные и низкие пошлины на сельскохозяйственные машины, семена и ранее указанные товары устанавливались в том случае, если они изготовлялись в стране, но в недостаточном количестве.

Беспошлинный вывоз товаров (хлеб, кормовые семена, масло) допускался в тех случаях, когда их вывоз не отражался на производстве важнейших отраслей нашей промышленности.

Значительно были повышены пошлины на предметы роскоши и понижены на все виды металлов и металлические изделия (земледельческие орудия труда, ручные ремесленные инструменты), на писчебумажные товары.

В интересах обеспечения активного торгового баланса устанавливались высокие пошлины на главнейшие предметы ввоза и предусматривались меры для поощрения вывоза сырья, жизненных припасов и изделий.

Для защиты финансовой системы устанавливались фискальные ввозные пошлины: высокие — на предметы роскоши и более умеренные — на предметы широкого потребления; а также высокие вывозные пошлины на те предметы экспорта, в отношении которых наша страна являлась на мировом рынке монополистом или полумонополистом.

Таможенный тариф 1922 г. просуществовал до начала 1924 г. Советское государство, вводя тариф, проводило активную таможенную политику с целью увязки внутренних цен с мировыми.

Осуществление новой экономической политики и неразрывно с этим связанное введение системы налоговых обложений вернули таможенному ведомству значение крупного государственного налогового аппарата.

Но многие положения в этом тарифе не были увязаны с таможенной политикой в Советской России.

В условиях капиталистического окружения СССР могло сохранить и развивать свою промышленность лишь на основе особой системы протекционизма — монополии внешней торговли. Советское государство не ограничивалось установлением таможенных пошлин, а определяло, какие группы товаров не могут быть ввозимы или вывозимы из страны с учетом потребностей национальной промышленности и намеченными планами восстановления экономики.

В годы НЭПа были приняты многие акты, свидетельствующие о пристальном внимании советского правительства к проведению таможенной политики в условиях государственной монополии внешней торговли.

В отличие от других государств Советская Россия не стремилась к превращению таможенных пошлин в источники поступления финансов в бюджет. За исключением отдельных периодов (например, декабрь 1922 г. — январь 1923 г.), когда доля таможенных пошлин в доходах госбюджета равнялась 30 – 35 %, общий уровень таможенных пошлин был невысок, всего 3,8 – 4,6 %. Невысоким он оставался и в последующие годы. И это объяснимо. Механизм таможенного регулирования внешней торговли фактически не работал, а таможенники ограничивались лишь сборами за таможенные процедуры.

В дальнейшем проводимая в нашей стране таможенная политика и вовсе перестала влиять на развитие торговли с отдельными странами, так как таможенные пошлины на импортируемые товары стали покрываться из госбюджета и не оказывали существенного влияния на внутреннее ценообразование и экономическую эффективность внешнеторговых сделок.

Эти недостатки были учтены в тарифе, который был утвержден СНК 8 января 1924 г. В нем были значительно повышены пошлины на предметы роскоши и некоторые другие товары. В то же время, последовательно проводился принцип льготного или беспошлинного ввоза оборудования для промышленности, сельскохозяйственных машин и инвентаря и беспошлинного ввоза семян, удобрений и средств борьбы с вредителями. Тариф, таким образом, исходил из внутренней обстановки в стране и потребностей восстановительного периода.

11 февраля 1927 г. был утвержден очередной тариф. Он состоял из двух разделов: А – товары, разрешенные к привозу; Б – товары, запрещенные к привозу. Раздел А состоял из следующих групп: пищевые продукты, животные продукты, руды, предметы электротехники, писчебумажные товары, прядильные машины и т. д.

В 1937 г. в тариф были внесены изменения, согласно которым резко снизились минимальные ставки. Для всех видов сырья, промышленного оборудования, машин, станков установлены пошлины в размере 1 % цены.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1946; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.