КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Очерк второй. Учет в тени пирамид (Древний Египет)
Гегель Очерк первый. Рождение учета Занимательные очерки истории бухгалтерского учета Дата публикации: 02.03.2001 Эти очерки, подготовленные доктором экономических наук, профессором Санкт-Петербургского государственного университета Ярославом Вячеславовичем Соколовым и кандидатом экономических наук Михаилом Львовичем Пятовым, надеемся, помогут вам отвлечься от своей повседневной бухгалтерской работы, а, возможно, и взглянуть на нее под другим углом зрения. Рассказ пойдет об истории возникновения и развития бухгалтерского учета. Ни одна вещь на свете не появилась сама собой из ничего, Начало — это не чистое ничто, а такое ничто, Мы никогда не знаем подлинное начало: кто скажет, в какую минуту начался день? Когда возникло то или иное государство? С зачатия или рождения начинается жизнь человека? Все это — вопросы, на которые нельзя дать однозначного очевидного ответа. Точно такие же тонкости связаны и с возникновением бухгалтерского учета, ибо доподлинно никто не знает, когда из «ничто» произошло «нечто». И в самом деле — на вопрос «когда родилась бухгалтерия» ответить трудно. Обычно можно услышать три ответа: • 6000 лет тому назад, в тот момент, когда люди стали целенаправленно регистрировать факты хозяйственной жизни; • 500 лет тому назад, когда вышла книга Луки Пачоли, и началось осмысление учета, и, наконец • 100 лет тому назад, когда появились первые теоретические конструкции в области бухгалтерского учета. Ясно одно: истоки учета, его первые ростки скрыты от нас навсегда. Мы не знаем их и не можем узнать. Они исчезли за несколько тысячелетий до нас.
Как правило, возникновение учета связывается с появлением учетных регистров. Это не верно. Было время, когда регистрация фактов хозяйственной жизни была не нужна, когда все сведения о хозяйстве свободно помещались в голове одного человека, и не потому, что у этого человека была хорошая память, а просто хозяйство было небольшое, и сведений о нем было не слишком много. В первобытном обществе, где «люди всегда боятся, что весна забудет прийти на смену зиме» (А. Боннар, Греческая цивилизация: Пер. с фр. О.В. Волкова — Т1. — М.: Изд-во иностр. лит., 1958, с. 17), а хозяйство не сложнее нашего домашнего, все, что можно было записать, запоминали и без записи, а результаты труда были ничтожны и потому очевидны. Понимание бухгалтерского учета как памяти о хозяйственных процессах дожило и до наших дней. Вот как его определяют два видных французских автора Ив Бернар и Жан Клод Колли: «Техника удостоверения и записи единым цифровым способом знаков той или иной деятельности с целью сохранить о ней память, отразить ее развитие и результаты и обеспечить возможность ее контролировать». (Бернар и Колли. Толковый экономический и финансовый словарь. Пер. с фр. М.: «Международные отношения», 1997, т. 1, с. 405.). Таким образом, бухгалтерский учет в его современном понимании — это продолжение вне человека его способности запоминать то, что происходит в хозяйстве. Однако это вовсе не означает, что первобытные хозяйственники не вели бухгалтерии. Просто учет тех лет начинался и заканчивался в головах людей, его ведущих, а единственным учетным регистром для бухгалтера тех лет служил он сам. Реализация этой потребности запоминать была бы невозможна без развития алфавита и цифр. Неслучайно и язык, и математика получили толчок к развитию именно благодаря хозяйственной деятельности, торговле и бухгалтерии. В этом отношении очень красноречив воображаемый разговор Анатоля Франса с изобретателем первого алфавита — Кадмом: «Если вы, милостивый государь, — говорит Кадм, — по недостатку умственных способностей, необходимых для занятия торговлей, были принуждены стать писцом, вы должны были бы обожествить меня, давшего вам алфавит... Вы, конечно, понимаете, что я создал его просто для своих коммерческих потребностей... Мне нужна была простая система знаков для быстрой записи». (А. Франс. Собр. соч., т. 3. М.: Госхудиздат, 1958, с. 314-315.).
Буквы и цифры позволяли людям писать и считать, но чтобы появился учет, нужно было еще изобрести то, на чем можно было писать и считать. Первоначально цифр не было. Счет заменяли зарубки, которые делали на сучках деревьев, на костях животных, на стенах пещер и даже на поверхностях скал. Особенно интересным носителем данных были веревки, на которых завязывали узелки. Большого совершенства такой «узловой» учет достиг у древних перуанцев. Они называли узел — «кипу», и их довольно изощренная система учета получила то же название. В дальнейшем носителями информации станут папирус, глиняные обожженные таблицы — «кирпичи», пергамент, воск, дерево, бумага. Изначально учетными данными распоряжался по своему усмотрению вождь племени. Когда племя становилось достаточно большим, вождь «делегировал» часть своих функций своим «уполномоченным». Тогда племя распадалось на несколько «домов» — семей. И во главе каждого дома-семьи ставился уполномоченный, как правило, самый старый член семьи. При этом не надо думать, что самый старший и самый старый был старым в нашем понимании. Немощных не терпели. Пенсии считались безнравственной расточительностью. «Седина, — писал Д. Д. Фрезер, — означала смертный приговор» (Золотая ветвь. М.: Из-во политической литературы, 1983, с. 9). Старшим был самый сильный в своем самом старшем поколении. Занять свою должность (говоря нашим языком, должность бухгалтера) он мог «только одним способом — убив своего предшественника» (Фрезер, с. 9). Но самое интересное, что таким «бухгалтером» в эпоху матриархата всегда могла быть женщина.
Став бухгалтером, точнее просто учетчиком, глава дома-семьи должен был осуществлять контроль «за мерой труда и потребления». Вот как это было согласно исследованию быта американских индейцев, проведенному Л. Г. Морганз: «В каждом доме было несколько очагов, обычно один очаг на четыре помещения. Очаги помещались в середине центрального прохода, трубы в доме не было. Во главе каждого хозяйства стояла женщина, которая и руководила всей домашней жизнью. Когда на всех очагах поспевала пища, приглашали домоправительницу, которая должна была распределять из котла еду для всех отдельных семейств в зависимости от их потребностей. Остатки сдавались под охрану кого-нибудь из домочадцев до востребования домоправительницы». (Дома и домашняя жизнь американских туземцев. Л., 1934, с. 43). И если у домоправительницы начинала сдавать память, она начинала завязывать узелки или делать зарубки. Так, если возникали какие-либо расчеты, то на отпущенное число делались зарубки по числу отпущенного, / / /, а потом на полученное наносились контрзарубки: X X /. Это значило: соседний дом остался должен на одну единицу каких-то ценностей или услуг. Вождь время от времени должен был контролировать уполномоченных, в том числе и домоправительниц. Для этого нужно было соблюсти внезапность. Специальные контролеры собирали землю с могил и обсыпали этой землей помещение, выбранное для проверки. Предполагалось, что хранители «уснут», потеряют бдительность и склонность к обману. Но может быть именно это и был сговор и предупреждение о «внезапной» инвентаризации? Любопытно, что и бухгалтеры, и контролеры полагали, что чем больше одежды с утра они надевали, тем больше работы их ждет в этот день. Специалисты обеих групп должны были считать, но со счетом, особенно на ранних стадиях, были проблемы. Первым и самым очевидным счетным прибором были пальцы рук. Когда их не хватало, то использовали пальцы ног, когда и их не хватало, счет продолжался с помощью подручных материалов: палочек, зерен, камешков (любопытно, что само слово — калькуляция — означает исчисление с помощью камешков). Когда не хватало находившихся под рукой камешков, то «бухгалтеры» хватались за голову и говорили — «много». Много, в переводе на современную терминологию означает — бесконечность.
Практически это означало, что досчитав до двадцати, человек должен был начать счет сначала. Расчетные операции казались сверх трудными. Человек, который вел такие расчеты в пределах двадцати, был очень уважаемым, ибо уже тогда люди поняли, что «знание — сила». Не случайно счетный работник — бухгалтер доисторических времен — это первый представитель нового слоя или прослойки, получивший с легкой руки известного русского писателя П. Д. Боборыкина, название интеллигенция. Бухгалтером тогда мог стать только тот, кто умел писать, считать и колдовать. Магия — эта дочь заблуждения и мать свободы — стала первоосновой тогдашней учетной политики. Ее редко определял глава племени, ибо умение внушить людям веру в какие-то якобы сверхъестественные силы — это ничто иное, как искусство бухгалтера — колдуна. Колдуны изобретали невероятные вещи, а вожди племени превращали их в реальные доходы, приумножая свою силу и свое богатство. Считалось, что «бухгалтер», обладающий соответствующей квалификацией, может влиять даже на природу. Если он уклоняется и плохо исполняет свои обязанности, в результате чего возникают землетрясения, пожары, наводнения, засуха, эпизоотии и эпидемии, то это прямое следствие нерадения, лености и неквалифицированно выполняемой работы. За этим следовали санкции: битье розгами; сажание на цепь; снятие с работы и высшая мера наказания. Вот характерный пример. У некоторых племен, в частности австралийских, очень ценились определенные виды гальки, называли их чуринг. Предполагалось, что эти камешки помогают успешной охоте. Нередко одно племя, обладавшее чурингами, ссужала их другому племени, идущему на охоту. Возвращая их, охотники оставляли у себя только часть добычи, передавая остальное собственникам чурингов. Из этого мы видим, что вера в «волшебные силы», этого первого варианта нематериальных активов, позволяла собственникам этих сил без труда и без науки хорошо зарабатывать и хорошо жить (см. Г. Эйльдерман. Первобытный коммунизм и первобытная религия, М.: 1923, с. 130). Однако у человека того времени, а тем более у человека современного возникал и возникает законный вопрос: что делали арендодатели и арендаторы, когда камешки не помогали, и охота оказывалась неудачной? На этот случай у собственников имелся потрясающе убедительный ответ: пока мужчины охотились, их жены им изменяли, если у них не было жен, то в этот момент их сестры и племянницы теряли невинность (Фрезер, с. 30). Эти простые и убедительные доводы были понятны если не всем, то очень многим. Фантастические представления людей того времени возникали по множеству причин, но главной была их наивная вера в то, что они видят истину. Достаточно сказать, что увиденное ими во сне и увиденное наяву — они считали одинаково реальным. Их причинно-следственные связи были еще более наивны. В самом деле — прошла удачная охота, и люди ищут причину успеха. Они не верят в счастливый случай, но верят во что-то более важное, солидное, прочное. И находят — камешки. А кто ищет, тот всегда находит. Очень важно подчеркнуть, что этот самый древний бухгалтер никогда не подвергал ни сомнению, ни анализу свои мыслительные способности. Он искренне верил в то, что знает, и его знание казалось ему истиной. Следуя примеру своих древних коллег многие финансисты современной практики смотрят в бухгалтерскую отчетность, надеясь увидеть в ней отражение реальной хозяйственной жизни, веря при этом, что учет на их предприятии — это единственно верный и абсолютно истинный вариант бухгалтерии. Это было самое консервативное общество. Его люди не верили в будущее. Они всегда жили только сегодняшним днем, и все новое вызывало у них ужас. И тем не менее, в те далекие и очень трудные для людей времена, времена почти сплошного голода, хронических болезней и эпидемий родилось нечто. И это нечто получит к концу XV в. н. э. очень красивое название — бухгалтерия, а к началу XX в. н. э. оно примет словосочетание бухгалтерский учет, заменив женский род на мужской. В Египте, который терпеть не мог беспорядка,
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 721; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |