Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История России




Схема 262

 

1991 г., а на хлеб — с 1 июля 1990 г. Программа рассчитывалась на шесть лет, и главными ее особенностями были сочетаемость админис­тративных и рыночных начал, контролируемость уровня цен и посте­пенное, поэтапное введение рыночных механизмов.

Радикально настроенные реформаторы, группировавшиеся вокруг Б.Н. Ельцина, занимавшего тогда пост Председателя Верховного Сове­та РСФСР, подготовили свою экономическую программу «500 дней». Она предусматривала более быстрый переход к рыночной экономике на основе следующих предпосылок, которые должны быть созданы в переходный период:

• максимальной свободы экономического субъекта (предприятия, предпринимателя);

• полной ответственности экономического субъекта за результаты хозяйственной деятельности, опирающейся на юридическое равнопра­вие всех видов собственности, включая частную;

• конкуренции производителей как важного фактора стимулирова­ния хозяйственной активности;

• свободного ценообразования, так как рыночные механизмы эффек­тивны только в том случае, если подавляющее большинство цен уста­навливается на рынке свободно, уравновешивая спрос и предложение;

• создания рынков рабочей силы и финансов при сохранении зна­чительного нерыночного сектора (оборона, образование, здравоохране­ние, наука, культура);

• открытости экономики, ее последовательной интеграции в систе­му мировых хозяйственных связей;

• обеспечения высокой степени социальной защищенности граждан;

• отказа всех органов государственной власти от прямого участия в хозяйственной деятельности (за исключением специфических областей).

В этой программе также отмечалось, что рынок нуждается в госу­дарственном и общественном регулировании с целью упреждения та­ких негативных последствий, как нестабильность производства, чрез­мерная имущественная и социальная дифференциация, неравномер­ность развития отдельных регионов. Данная программа представляла собой экономически грамотно прописанный документ. Но у многих отечественных и зарубежных ученых он вызвал настороженность из- за предполагаемой быстроты перехода к рынку, что, по по-видимому, было весьма утопично.

Оба варианта перехода к рыночным отношениям осенью 1990 г. были представлены для обсуждения в Верховный Совет СССР, но ни тот, ни другой проект не получил поддержки. М.С. Горбачеву было по­ручено доработать эти материалы и сделать нечто среднее из двух предложенных программ. В итоге получился весьма пространный до­кумент «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике», который носил декларативный ха­рактер, отражавший скорее намерения, а не программу перехода к ры­ночной экономике. Тем более вскоре выяснилось, что ни одна из союз­ных республик не соглашалась принимать его к исполнению.


Продолжавшееся ухудшение экономической ситуации, всеобщий то­варный дефицит и введение талонов на основные потребительские то­вары на фоне безуспешных попыток власти перейти к рыночной эко­номике усиливали социальную напряженность в обществе. В стране на­чались забастовки. Летом 1989 г. они охватили почти все угольные районы СССР. Сначала выдвигались преимущественно экономические требования (улучшение материального положения, расширение само­стоятельности предприятий), а затем, с весны 1990 г., начали звучать и политические (ограничение всевластия КПСС, отставка руководителей страны и регионов и др.), что стало отражением ускоряющихся процес­сов поляризации общества и возрастания накала борьбы политических сил.

В конце 1990 г., чтобы несколько разрядить ситуацию, М.С. Горба­чев принял решение о реорганизации Совета Министров и создании Кабинета министров при Президенте СССР. Премьер-министром был назначен B.C. Павлов, который разработал свою программу перехода к рынку, названную антикризисной. В ней предусматривались меры по разгосударствлению и приватизации собственности, стабилизации фи­нансово-кредитной системы, привлечению иностранного капитала и т.п. Но осуществление этой программы так и не началось ввиду пос­ледовавших бурных политических событий (августовский путч 1991 г., распад СССР и др.).

22.3. Реформа политической системы и борьба общественно-политических сил

М.С. Горбачев и его сторонники на основании опыта первых лет реформирования пришли к выводу, что серьезные сдвиги в стране не­возможны без политических реформ (схема 263).

Главнейшим достоянием перестройки стала гласность. Именно она явилась основным инструментом, с помощью которого началась по­литическая реформа. С января 1987 г. на основании решения плену­ма ЦК КПСС начали внедряться элементы демократии в политический процесс: вводились альтернативные выборы партийных секретарей, а также избрание руководителей предприятий и учреждений, усилилась роль трудящихся в управлении производством.

Следующим важным шагом в реформировании политической систе­мы стала XIX Всесоюзная партийная конференция (28 июня — 1 июля 1988 г.), решения которой дали импульс для осуществления дальней­ших реформ и ввели в общественно-политическую жизнь новые для нашей страны принципы функционирования общества.

Впервые провозглашалась цель — создание в СССР гражданского общества и правового государства. Произошла подлинная реабилита­ция этих понятий, которые в предыдущее, советское время считались исключительно буржуазными и неприемлемыми для нас. Развитие демократических процессов в стране прежде всего подразумевалось как возрождение полновластия Советов, закрепление за ними всех хо­зяйственных и социально-культурных полномочий и освобождение их от партийного диктата.


 

Весьма спорной была идея о так называемой «должностной унии» — совмещении партийных и советских постов в одном лице. М.С. Горба­чев упорно ее отстаивал, так как считал, что таким парадоксальным об­разом могла быть усилена роль Советов и одновременно прекращено дублирование партийных и советских органов. Но ход перестройки по­казал нежизнеспособность этого положения.

Решения Партийной конференции в конце 1988 г. были облечены в правовую форму и внесены в качестве изменений в Конституцию СССР. Это можно рассматривать как конституционную реформу, по­влекшую за собой серьезные изменения в политической системе.

Основными направлениями реформ в политической сфере были:

• радикальная демократизация процесса выборов путем внесения изменений в избирательное законодательство (проведение выборов на альтернативной основе в территориальных округах и от общественных организаций);

• установление двухуровневой системы высшей представительной власти в стране — Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета, избираемого из депутатов Съезда;

• прямое представительство общественных организаций в высших органах законодательной власти. Из 2250 депутатов Съезда народных депутатов 750 избирались от КПСС, комсомола, профсоюзов и других общественных организаций;

• превращение Верховного Совета СССР в постоянно действу­ющий парламент, занимающийся законотворчеством;

• создание в рамках советской политической системы нового пра­вового контролирующего органа, никогда ранее не существовавшего в нашей стране, — Комитета Конституционного надзора. В его задачи входили охрана Конституции СССР и приведение всех законов и дру­гих нормативных правовых актов в соответствие с конституционными нормами;

• ликвидация монопольного права КПСС на власть путем отмены ст. 6 Конституции СССР, которая закрепляла руководящую и направ­ляющую роль партии в обществе. По-существу, это стало правовой ос­новой и открыло возможности для становления многопартийности;

• учреждение поста Президента СССР и избрание III Съездом на­родных депутатов в марте 1990 г. на эту должность М.С. Горбачева;

• изменение структуры высшей исполнительной власти. Реоргани­зация правительства и создание Кабинета министров, подчиненного Президенту СССР.

Чем глубже развивались перестроечные процессы в стране, тем ос­трее становилась борьба между различными политическими силами (схема 264).

Первое направление — это борьба внутри КПСС между предста­вителями появившихся различных платформ — «демократической», «марксистской» и др... Но основные столкновения происходили между М.С. Горбачевым и его сторонниками и их ортодоксальными оппонен­тами из властных структур партийно-государственного аппарата, кото­рые считали, что перестройка не дает реальных результатов и все даль­ше уводит от идей социализма.

Второе направление — это борьба между центристской линией М.С. Горбачева и радикальными демократами, которые группировались вокруг Б.Н. Ельцина. Постепенно эта линия противостояния по мере нарастания экономического и политического кризиса стала главной, и политический вес либералов (их называли тогда демократами) увели­чивался в геометрической прогрессии.

Реформа политической системы, без которой невозможно было, по мнению М.С. Горбачева, осуществить полноценное экономическое ре-


 

формирование и на которую он так рассчитывал, дала неоднозначные результаты. Она, бесспорно, привела к ослаблению власти в центре и на местах (особенно после отстранения КПСС <?т непосредственного управления государством). Но стали проявляться сепаратистско-обо- собленческие и националистические тенденции, усилилась социальная напряженность. Жизненный уровень большей части населения не только не повысился, но даже ухудшился, ибо, как показало развитие реального политического процесса, политические реформы отнюдь не способствовали улучшению состояния экономики, а, скорее, наоборот. Однако непреложным завоеванием перестройки и конкретным итогом политических реформ стало разрушение тоталитарной системы и ее атрибутов, утверждение политической свободы, свободы слова и совес­ти, начало формирования правового государства и гражданского обще­ства, создание постоянно действующего парламента.

22.4. Новое политическое мышление и внешняя политика

Внутренние перестроечные процессы в стране, сложное экономи­ческое положение оказали значительное воздействие на внешнюю по­литику СССР. Она претерпела эволюцию от жесткого противоборства до ослабления напряженности и установления отношений сотрудниче­ства с прежними государствами-противниками. К 1987 г. сформирова­лась внешнеполитическая концепция, получившая название «новое по­литическое мышление» (схема 265). Она предполагала отказ от проти­востояния двух систем, признавала целостность и неделимость мира, объявляла приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми и идеологическими в области международных отношений.

Начался процесс нормализации отношений между Западом и Вос­током, прежде всего с США. Контакты руководителей СССР и США стали регулярными и давали ощутимые результаты. В 1987 г. между двумя государствами был подписан договор об уничтожении целого класса вооружений — ракет средней и ближней дальности. В 1990 г. Советский Союз согласился сократить свое военное присутствие в Европе и уничтожить большое количество обычных вооружений. В июле 1991 г. в Москве президенты М.С. Горбачев и Дж. Буш-старший заключили договор о сокращении и ограничении стратегических насту­пательных вооружений.

Важное значение для международной стабильности имели решение СССР вывести войска из Афганистана (окончательный вывод завершил­ся к 15 февраля 1989 г.) и нормализация отношений с Китаем, о чем было объявлено по результатам визита М.С. Горбачева в Пекин в мае 1989 г.


Схема 265

 

Новое политическое мышление подразумевало отказ от прежнего курса в отношении социалистических с*ран (т.е. отход от «доктрины Брежнева»). В 1989 г. начался форсированный вывод советских войск из стран Варшавского договора, что привело к росту антисоциалисти­ческих тенденций. Вскоре в ходе выборов и бархатных революций в этих странах произошла смена бывшего коммунистического руковод­ства, и они стали ориентироваться на Запад.

М.С. Горбачев и Э.А. Шеварднадзе (министр иностранных дел в 1985—1991 гг.) согласились также на объединение ГДР и ФРГ в еди­ное государство, но Советский Союз не получил от этого ни материаль­ных, ни геополитических выгод. В 1991 г. официально были ликвиди-



рованы военно-политические и экономические структуры бывших соц- стран — Организация стран Варшавского договора (ОВД) и Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ).

Новое политическое мышление в области внешней политики дало противоречивые результаты (схема 266). С одной стороны, ослабла гон­ка вооружений и угроза ядерной войны. Начался реальный процесс со­кращения и уничтожения обычных и ядерных вооружений, наступило прекращение «холодной войны». Произошли демократические измене­ния в целом ряде стран. С другой стороны, такая политика привела к поражению СССР в «холодной войне», ликвидации всей мировой сис­темы социализма и распаду биполярной системы международных от­ношений, существовавших на протяжении почти всего XX в.

22.5. Культурные процессы в период перестройки

Перестройка в стране радикальным образом изменила культурную жизнь (схема 267). Решающее влияние на это оказала политика глас­ности, ослабившая идеологический контроль и цензуру за всеми духов­ными и культурными явлениями. Произошло раскрепощение обще­ственного сознания. Постепенно процесс гласности стал выходить за рамки дозволенных партийными реформаторами параметров. Антиста­линский и истинно социалистический потенциал начала перестройки перерастал в антикоммунистический заряд. Говорилось уже не о деформациях социализма, а о порочности самой системы. Завершил разрушение системы партийно-государственного руководства Закон СССР «О печати и средствах массовой информации», отменивший цен­зуру.

Вместе с тем изменения в сфере международных контактов СССР, равно как и ослабление цензуры, привели к тому, что массовая запад­ная культура бурным потоком хлынула на наше культурное простран­ство и стала его интенсивно осваивать со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

Кардинально за годы перестройки изменились отношения государ­ства и религиозных конфессий, прежде всего с Русской православной церковью. Исчез диктат атеизма, граждане получили возможность свободно исповедовать любую религию. Государственно-церковные взаимоотношения нормализовались и стали более тесными.

Коррективам подверглась реформа народного образования, на­чавшаяся в 1984 г. Вводилось 11-летнее обучение. С 1988 г. был взят курс на отказ от унификации и профессионализации общеобразова-

Схема 267

 

тельной школы и создание новой динамичной модели образования на демократических и гуманистических принципах. Изменился облик со­ветской школы, появились новые типы учебных заведений (гимназии, лицеи, частные школы). Для управления всеми звеньями образования (от школы до вуза) был образован Госкомитет по народному образо­ванию. Но он оказался весьма малоэффективным бюрократическим монстром.

Перестройка стала непростым временем для отечественной науки. Сокращение государственного финансирования научных исследований, низкая оплата труда, открытие границ привели к массовой «утечке моз­гов» за рубеж. В области гуманитарных наук кризис наступил в марк­систском обществоведении. Отрадным фактом стал возросший инте­рес к историческим проблемам. Активно шел процесс ликвидации «бе­лых пятен» в истории. Эта тема занимала значительное место в средствах массовой информации (СМИ), но на смену одним мифам приходили другие. Процесс формирования исторического сознания общества про­ходил сложно и противоречиво.

В художественной культуре изменилась сущность ее взаимоот­ношений с властью, диктат которой был уничтожен. На читателей об­рушился целый поток ранее запрещенных и неопубликованных произве­дений литературы («Дети Арбата» А. Рыбакова, «Белые одежды» В. Ду- динцева, «Факультет ненужных вещей» Ю. Домбровского, «Зубр» Д.Гранина, «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына и др.). Со второй по­ловины 1980-х гг. стали печатать книги Б. Пильняка, Е. Замятина, И.Шме­лева, В. Ходасевича, В. Набокова, А. Платонова, В. Гроссмана и др.

К зрителю возвращались кинофильмы («Проверки на дорогах» А.Гер­мана, «Агония» Э. Климова, «Комиссар» А. Арнольдова), положенные в советское время «на полки». Большой общественный резонанс полу­чил фильм Т. Абуладзе «Покаяние» (1987), где впервые в форме алле­гории рассматривались проблемы сталинизма.

Свободу получило музыкальное творчество. Стали исполнять произведения современных композиторов-новаторов А. Шнитке, С. Гу- байдуллиной и др. Рок-группы также обрели свободу самовыражения.

Для культурных процессов в период перестройки, освободившихся от партийно-государственного контроля, характерны большое разнооб­разие, усложнение и поливариантность развития.

22.6. Обострение межнациональных отношений

Перестроечные реформы не дали быстрого позитивного результата. Экономическая ситуация ухудшалась. Гласность и демократизация об­щественной жизни способствовали всплеску межнациональных проти­воречий, которые раньше либо не замечались, либо жестоко подавля­лись властью (схема 268).

Первое массовое выступление на национальной почве произошло в декабре 1986 г. в Алма-Ате после снятия Д.А. Кунаева с поста первого секретаря ЦК Компартии Казахстана и замены его Г.В. Колбиным. Про­тив демонстрантов, которые требовали уважения к национальным кад­рам, была применена сила. Острые межнациональные конфликты ста­ли разворачиваться в Закавказье. В 1988 г. Нагорно-Карабахская ав­тономная область, входившая в состав Азербайджана, но населенная армянами, требовала передачи своей территории в состав Армении. Это стало основой конфликта, в том числе и вооруженного, между дву­мя республиками. Проблема Карабаха не урегулирована до сих пор. С 1988 г. в Латвии, Литве, Эстонии появились народные фронты, выс­тупавшие сначала в поддержку перестройки, а затем превратившиеся в центры сепаратистских движений, которые требовали выхода из

Схема 268

 

СССР. Трагедией стали события в Тбилиси 9 апреля 1989 г., когда при помощи войск была разогнана националистическая демонстрация. Многие получили ранения, а 19 человек погибли. Разворачивались эт­нические конфликты в Средней Азии — в Узбекистане и Киргизии.

С 1990 г. в стране начался «парад суверенитетов» (схема 269). Дек­ларации о суверенитете приняли большинство союзных республик. В этот процесс внесла свою лепту и Россия. 12 июня 1990 г. I Съезд на­родных депутатов РСФСР 907 голосами против 13 принял Декларацию о государственном суверенитете. В настоящее время этот день — на­циональный праздник Российской Федерации.

Лидеры национальных движений активно пропагандировали идеи о том, что процветание возможно лишь в результате независимости и выхода из Советского Союза. В этих условиях руководство страны приняло решение о начале разработки нового союзного договора, кото­рый должен был предоставить широкие права союзным республикам и создать разумный баланс полномочий между ними и центром.


Но конфликты между республиками и Москвой продолжались. В январе 1991 г. резко обострилась ситуация в Литве, которая принима­ла законы, направленные на правовое оформление независимости. По­литический ультиматум М.С. Горбачева и попытка военно-силового


 

решения этого вопроса привели к столкновениям армии с населением Вильнюса, в результате которых погибли 14 человек. Эти события выз­вали бурный резонанс в мире и внутри страны, скомпрометировав выс­шее советское руководство, и прежде всего М.С. Горбачева.

17 марта 1991 г. состоялся референдум по вопросу о сохранении СССР; 76% голосовавших высказались за сохранение Союза. Шесть республик (Литва, Латвия, Эстония, Армения, Грузия, Молдавия) бойко­тировали референдум. Одновременно прошел российский референдум о введении поста Президента РСФСР (70% проголосовали «за»). Вы­боры первого Президента России состоялись 12 июня 1991 г., на кото­рых победил Б.Н. Ельцин, получивший 57,3% голосов.

В подмосковной государственной резиденции Новоогарево в апре­ле 1991 г. начались консультации М.С. Горбачева и руководителей девяти союзных республик об условиях сохранения СССР («9+1»). Они проходили очень трудно, но ценой серьезных уступок М.С. Горбачева ли­дерам республик к концу июля 1991 г. был подготовлен текст нового союзного договора, содержание которого носило крайне противоречи­вый характер. Объединение республик в новом Союзе Суверенных Го­сударств предполагалось на конфедеративной основе. Подписание до­говора было назначено на 20 августа 1991 г.

22.7. Августовский путч 1991 г. Распад СССР и крах перестройки

Часть высшего партийно-государственного руководства, недоволь­ная политикой М.С. Горбачева последних лет перестройки, восприня­ла приближающееся подписание нового союзного договора как угрозу существованию единого государства и себе лично, так как имелась ин­формация о серьезных кадровых изменениях после 20 августа 1991 г. И началась активная подготовка к введению в стране чрезвычайного положения. М.С. Горбачев, находившийся в отпуске в Крыму, был изоли­рован в своей резиденции в Форосе. В ночь на 19 августа 1991 г. был со­здан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в который вошли вице-президент СССР Г.И. Янаев, премьер-министр B.C. Павлов, министр обороны Д.Т. Язов, председатель КГБ В.А.Крюч­ков, министр внутренних дел Б.К. Пуго и другие руководители. Они объявили о намерении восстановить порядок в стране и предотвратить развал Союза. В Москву были введены войска.

Руководство РСФСР расценило действия ГКЧП как государствен­ный переворот и объявило их незаконными. По призыву Президента

России Б.Н. Ельцина тысячи москвичей встали на защиту здания Вер­ховного Совета республики. Заговорщики не решались отдать приказ об аресте лидеров России и штурме «Белого дома». Они бездейство­вали.

21 августа 1991 г. депутатская группа во главе с вице-президентом России А.В. Руцким вылетела в Крым и освободила М.С. Горбачева из изоляции. В тот же день он вернулся в Москву, а лидеры ГКЧП были арестованы. Августовский путч провалился.

Существует и иная трактовка августовских событий. В соответ­ствии с ней чрезвычайные меры готовились с согласия М.С. Горбачева, и навести порядок в стране нужно было во время его отсутствия в Мос­кве. Но не были просчитаны действия российских властей и поведение москвичей, выступивших против гэкачепистов.

Попытки М.С. Горбачева вновь взять управление в стране в свои руки наталкиваются на сопротивление руководителей республик. Уси­лиями путчистов центральная власть была скомпрометирована. В Мос­кве хозяином чувствовал себя Президент РСФСР Б.Н. Ельцин. Выс­ший орган государственной власти — Съезд народных депутатов СССР — 5 сентября 1991 г. объявил о самороспуске и передаче властных пол­номочий Госсовету в составе руководителей республик. М.С. Горбачев как глава единого государства стал лишним.

8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще под Минском руководители России (Б.Н. Ельцин), Украины (J1.M. Кравчук) и Белоруссии (С.С. Шуш- кевич) объявили о денонсации Союзного договора 1922 г., прекращении существования СССР и создании Содружества Независимых Госу­дарств (СНГ).

25 декабря 1991 г. М.С. Горбачев ушел в отставку с поста Прези­дента СССР, что означало конец перестройки.

Самыми трагическими последствиями провала августовского заго­вора стали отказ республик от подписания союзного договора, распад СССР и крах перестройки. До сих пор распад Союза ностальгической тоской отзывается в душах людей.

Был ли такой итог перестройки неизбежным и закономерным?


Существуют разные ответы на этот вопрос. Одни считают, что глав­ная причина распада страны заключалась в неэффективности совет­ской экономической системы, которая «пособствовала росту хозяй­ственного изоляционализма республик и возникновению сепаратист­ских и националистических тенденций. Другие выдвигают на первый план политические причины: демонтаж тоталитарного режима и лик­видацию монополии КПСС на власть как стержня тоталитаризма, стя­гивающего союзные республики в единую державу, а августовские со­
бытия 1991 г. лишь окончательно подвели черту под этой господству­ющей структурой (схема 270).

Имеет место также точка зрения, согласно которой распад Союза произошел в результате борьбы за власть между центром (М.С. Гор­бачев) и Россией (Б.Н. Ельцин). И первым шагом в этом стало приня­тие Российской Федерацией Декларации о государственном суверени­тете (12 июня 1990 г.). Направление разрушения единого государства было задано. Беловежские соглашения 8 декабря 1991 г., согласно этой позиции, знаменовали политическое поражение центра и, соответствен­но, перестройки. Великая держава прекратила свое существование.

История еще не может дать четкого, однозначного ответа об итогах перестройки. Многое зависит от политических позиций историков, ана­литиков, участников событий этого периода. Если проанализировать цели, которые декларировались в начале перестройки: обновление со­циализма и очищение его от сталинских деформаций, то с этой точки зрения перестройка, бесспорно, потерпела крах. Социализм рухнул, Со­ветский Союз распался (схема 271).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 616; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.