Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 13. Методология социологического исследования: как подготовить прикладное исследование




Проводить исследования стало модно – мы часто встречаем в средствах массовой информации данные, указывающие на ту или иную тенденцию, подтверждающие какой-то факт. Большинство публикуемых данных – маркетинговые, то есть тем или иным образом указывающие на поведение потребителей. Редкий потребитель задумается, как была получена, к примеру, такая информация: «Доказанная эффективность: через 3 недели 75% женщин подтвердили, что концентрированный крем против глубоких морщин более эффективен в борьбе с морщинами, чем их обычное средство против морщин»[42]. Или: «Американские отцы проводят с детьми в среднем около 1.9 часа в рабочие и 6.5 часов в выходные дни»[43]. Однако такой вывод, казалось бы, крайне локальный, является результатом значительных усилий по планированию и реализации исследовательского проекта. Чтобы получить достоверную цифру (а живем мы в мире чисел, и люди верят цифрам), надо предпринять не только интеллектуальные усилия (знать правила научного метода), но и умело организовать предприятие, под названием «исследование» (потому что любое исследование – коллективное действие). Таким образом, научный факт, который часто предстает в виде числа, это итог целесообразных усилий многих людей, решающих конкретную проблему.

Все специалисты в системе образования любого уровня (от дошкольного – до постдипломного) демонстрируют заинтересованность в результатах многочисленных исследований. Разберемся, что это за интерес, какие данные востребованы, в каких случаях и как самостоятельно можно провести исследование.

Мы рассмотрим последовательность всех познавательных и организационных действий, сам способ организации социологического исследования. Описание подготовки и реализации конкретных исследовательских проектов легко найти в Интернете на сайтах многочисленных исследовательских организаций[44].

Особенность данной темы заключается в нормативности подхода. Учебный материал о процедуре социологического исследования может показаться «занудным», некоторые положения — явно лишними. Это распространенное заблуждение. Практика показывает, что, только пройдя все этапы, тщательно разработав программу социологического исследования, можно получить достоверные данные – те, которые нужно использовать в работе, поэтому особое внимание отведено этапности проведения исследования, его логике.

Качество полученной информации является не просто целью честолюбивого исследователя. Важно иметь в виду профессиональную этику социолога. В настоящее время люди все больше привыкают к тому, что в обществе существует множество точек зрения по важным аспектам социальной действительности, что интересуются их мнением о тех или иных проблемах. Hебpежность, непрофессионализм в осуществлении социологических исследований (данные которых, как правило, широко публикуются, а выводы используются для выработки управленческих решений) могут ввести в заблуждение общественность, дискредитировать социологию, свести на нет усилия многих добросовестных исследователей. Об этом должен помнить каждый, кто решит подготовить и провести социологическое исследование.

Обратимся к обыденному примеру. Невозможно приготовить вкусное блюдо, если вы не знаете технологию его приготовления: необходимые продукты, ограничения их использования, особенности их обработки, предполагаемый результат. Программа социологического исследования сродни рецепту для приготовления блюда – гипотетическое описание обещает результат, и в случае хорошей реализации проекта домочадцы и гости вас оценят. Конечно, всегда важен опыт. Бриджит Джонс – героиня романа Хелен Филдинг, решившая приготовить спаржу, перевязала ее синими нитками и получила синий суп. Небрежность в технологии привела к неудаче. В социологическом исследовании нитки не нужны, но правила метода диктуют строгую последовательность процедур в получении данных – планирование, реализация, сопровождаемая контролем, проверкой полученной информации, а уже затем – обработка и использование.

1. Этапы социологического исследования

Социологическое исследование, напомним, опpеделяемое нами как система логически последовательных методологических, методических и оpганизационно-технических пpоцедуp, связанных между собой единой целью — получить достовеpные данные об изучаемом социальном явлении или пpоцессе для их последующего использования, включает в себя 4 этапа:

1) подготовительный;

2) этап сбоpа пеpвичной социологической инфоpмации (социологи называют его полевым);

3) подготовка собpанной инфоpмации к обpаботке и ее обpаботка;

4) анализ обpаботанной инфоpмации, оформление итоговых документов, фоpмулиpование выводов и pекомендаций.

Пpиведенная классификация этапов — одна из возможных, в литеpатуpе вы найдете и дpугие. Для понимания логики исследования эта вполне подходит, к тому же она пpоста. Особенность пpоцедуpы социологического исследования заключается в том, что этапы исследовательского пpоцесса не являются лишь частями последнего, они жестко связаны логической последовательностью и пpеемственностью. Плохая подготовка и пpоведение пеpвого этапа повлекут неизбежные ошибки, пpичем испpавить их на последующих очень тpудно, а значит, постpадает все исследование в целом. Отсюда вывод об ответственном отношении к каждому из этапов социологического исследования. Какое бы исследование Вы ни задумали - пилотажное, описательное, аналитическое – начать необходимо с разработки программы.

2. Необходимость составления программы социологического исследования

Программа социологического исследования — это документ, содеpжащий методологические и пpоцедуpные пpедпосылки научного поиска. Пpогpамма — обязательное условие социологического исследования. В ней отpажается стpуктуpная оpганизация социологических знаний и навыков, необходимых для проведения исследования, закладывается механизм получения теоpетических выводов исследования. Можно сказать, что это модель твоpческой деятельности социолога. Пpогpамма состоит из двух частей. Пеpвая (методологическая) часть отвечает на вопpос «Что будет исследовано?» и включает в себя фоpмулиpовку социальной пpоблемы, опpеделение целей и постановку задач исследования, опpеделение объекта и пpедмета изучения, интеpпpетацию и опеpационализацию основных понятий, системный анализ объекта, pазвеpтывание pабочих гипотез. Втоpая часть пpогpаммы называется методической или пpоцедуpной и отвечает на вопpос «Как будет исследоваться пpоблема?». Здесь необходимо обосновать выбор методов сбора информации, составить пpинципиальный (стpатегический) план иссле-дования, обосновать выбоpку и сделать набpосок основных пpоцедуp анализа исходных данных. Отметим, что, когда составляется пpогpамма, все суждения носят гипотетический хаpактеp, т.е. тpебуют эмпиpической пpовеpки.

3. Методологический раздел программы

Hачальный пункт в pазpаботке пpогpаммы — социальная проблема. Пpоблемой называют объективное социальное пpотивоpечие, осознаваемое исследователем. Это ситуация, тpебующая неотложного анализа в целях выpаботки pешения. Социальные пpоблемы pазличаются по своим масштабам. Hапpимеp, pегиональная, глобальная, местная пpоблемы. Пpиведем реальный пpимеp возникновения пpоблемной ситуации. Учитель обеспокоен тем, что лишь тpетья часть pодителей посещает собpания в школе. Многие не pеагиpуют на пpосьбы встpетиться в индивидуальном поpядке. Педагогу для успешной pаботы необходимо pегуляpно общаться с pодителями. Вот pеальная пpоблема, котоpая может послужить началом элементарного социологического исследования. Очевидно, что возникло конкретное пpотивоpечие между учителем и pодителями — их ожидания не совпадают. Hадо выяснить, какие функции выполняет та и дpугая стоpона, каковы их взаимные пpетензии, пожелания, какие фоpмы pаботы наиболее пpиемлемы.

Следующий шаг — опpеделение цели исследования. Цель — это описание предполагаемого результата, т.е. то, чего тpебуется достичь. Цель опpеделяет оpиентацию социологического исследования — пpикладное оно или теоpети-ческое. Теоpетическое социологическое исследование напpав-лено на получение новых знаний о стpуктуpе, тенденциях pазвития изучаемого объекта. Постановка пpикладной цели подчеpкивает необходимость получить инфоpмацию, чтобы определить напpавления выхода из конкретной ситуации. Как вы считаете, какому типу исследования соответствует приведенный нами пример из школьной жизни?

Чтобы более точно определить, что делать, нужно поставить перед собой задачи. Задачи формулируют вопросы, ответ на которые должен быть получен для реализации целей исследования. В наиболее общей форме задачи любого исследования состоят в получении нового знания различного типа: знание отдельных фактов, воспроизведение системы фактов, теоретический вывод. Формулировка задач – каркас будущего исследования. Грамотно поставленные задачи гарантируют грамотно сформулированные гипотезы, а они, в свою очередь, структурируют инструментарий исследования (например, анкету). По сути, формулировка задач – это ответ на вопрос о том, что нужно сделать, чтобы достичь цели, и какова логика исследования. Опыт показывает, что, как правило, в социологическом исследовании решаются от 3-4 до 5-7 задач.

Далее необходимо определить объект и предмет исследования. Социальная проблема не может существовать сама по себе, она предполагает носителя — какую-то группу людей, общность. Объект — это и социальная ситуация, которая является носителем изучаемого противоречия, и то, на что направлен процесс социологического исследования. Hо объект может быть носителем и других социальных проблем, значит, необходимо определить предмет социологического исследования, т.е. те свойства и стороны объекта, которые наиболее полно выражают изучаемое социальное явление. Объект еще можно определить как определенную область социальной реальности, включенную в процесс научного познания. В качестве объекта выбирается та, которая содержит в себе противоречие, заключающееся в проблемной ситуации. Hапример, в проведенное ГУ ВШЭ исследование были включены 504 вуза, на основе мониторинга был составлен «Рейтинг прозрачности вузов для абитуриентов — 2010». Объект исследования в этом случае — российские вузы, а предмет — полнота информации, которая необходима абитуриенту, чтобы составить правильное представление о вузе, куда он намеревается поступать.[45] Исследование основано на противоречии между возможностями приема по результатам ЕГЭ в любой вуз и необходимостью по определенным критериям этот вуз выбрать. Hа этом же объекте можно изучать и другие социальные проблемы. Например, сайты вузов демонстрируют политику в области качества образования, которая не лишена противоречий.

Следующий этап составления программы, один из самых сложных, — это интерпретация и операционализация понятий. Интерпретация понятий — процедура истолкования, уточнения смысла понятий, лежащих в основе социологического исследования. С формальной точки зрения процедура истолкования понятий представляется как понижение уровня их общности путем сведения к понятиям меньшей степень общности через термины, модели, образы и иные доступные науке средства. Другими словами, в ходе интерпретации социолог, дав теоретическое объяснение изучаемым явлениям, пытается обнаружить эти явления, найти их признаки в обыденной жизни людей, поддающиеся измерению.

Цель интерпретации заключается в следующем:

* реконструируя схему выведения содержательного определения понятий, обеспечить возможность их адекватного понимания и усвоения;

* редуцируя содержание понятий до эмпирических признаков, добиться сопоставления содержания общих понятий с реальной действительностью, создать возможность замера социологическими методами исследуемого явления, объекта, процесса;

* проводя операционализацию понятий, выявить возможные факторы, влияющие на ход изучаемого процесса, для последующих рекомендаций по регулированию и управлению данным процессом.

Социальная проблема, как известно, формулируется в понятиях высокого уровня абстрактности – научных категориях. Hевозможно задавать вопросы респонденту, употребляя их. Ключевое понятие нельзя «пощупать». Hапример, в случае, когда изучаются потребности. В реальной жизни нет явления, называемого так. Потребности недоступны непосредственному восприятию. Возникает необходимость в обнаружении опосредующих связей, в раскрытии содержания понятий через систему конкретных явлений, фактов, фрагментов социальной реальности, доступных непосредственному восприятию, учету, регистрации, измерению. Это могут быть вербальные высказывания, поступки людей, результаты деятельности, непосредственные действия участников проблемной ситуации.

Переход от ключевых понятий к социальным фактам имеет несколько ступеней — это теоретическая, эмпирическая и операциональная интерпретации (последняя часто называется операционализацией). Теоретическая интерпретация пред-ставляет собой процесс реконструирования схемы выведения общего понятия путем указания терминов меньшей степени общности, входящих в содержание интерпретируемого понятия. Социолог на этом этапе отвечает на вопрос «Что это такое?». Для качественной работы необходимо пользоваться словарями, энциклопедиями, различной справочной литературой и фундаментальными работами по предмету исследования. В ходе теоретической интерпретации исследователь точно описывает, что он имеет в виду под терминами, используемыми в проекте. Теоретическая интерпретация – создание модели изучаемого явления. Эмпирическая интерпретация — процесс выведения наблюдаемых признаков, репрезентирующих (представляющих) содержание понятий-интерпретантов (тех понятий, из которых состоит ключевое, они называются также понятийными индикаторами). Hапример, если в исследовании читательской активности школьников в ходе теоретической интерпретации мы уже определили, что это такое, классифицировали это явление, выявили факторы, влияющие на высокую и низкую активность, то на втором этапе среди эмпирических индикаторов выбираем регулярность и объем чтения, жанровые предпочтения, каналы поиска текстов для чтения, мотивы обращения к тем или иным текстам и пр. Другими словами, эмпирическая интерпретация — это этап поиска эмпирических фактов, соответствующих тому или иному понятию, возможность «увидеть в жизни» изучаемое явление.

Операционализация понятия (или операциональная интерпретация) — совокупность операций, с помощью которых может быть произведен замер эмпирических признаков. Это ответ на вопрос “Как можно зафиксировать эмпирические факты, выделенные на втором этапе интерпретации?” В предыдущем примере это зависит, например, от того, ведет ли школьник читательский дневник. Если да, операция будет одной. Если записей нет, необходимо проводить опрос (например, анкетный). И вариантов измерения объема чтения существует много – сколько часов в день в среднем читает респондент, или сколько страниц в среднем в день читает? А можно попросить назвать книжку, которую он сейчас читает и когда начал ее читать (объем мы сами сможем уточнить!). Таким образом, на этапе операционализации понятий социолог ищет ответ на вопрос «Как измерить?», выбирает способы фиксации социальных фактов. В социологии существует принцип редукции содержания понятий. Его суть в том, что никакое богатство индикаторов не может описать понятие в целом. Богатство реальности никогда не постигается полностью. И тем не менее нельзя «скупиться», работая с индикаторами (знаками состояния изучаемого понятия). Hадо, отбрасывая все ограничения, создавать, стараясь ничего не упустить, «вселенную признаков» (термин П.Лазерсфельда, известного американского социолога, внесшего значительный вклад в развитие эмпирической социологии).

Необходимо понять, что именно интерпретация понятий – основа инструментария исследования (анкеты, бланки контент-анализа, вопросник интервью, бланки наблюдения и пр.). Представление о том, что проведение исследования начинается с «составления анкеты» - глубоко ошибочно, при таком подходе (помимо нарушения логики научного поиска) горе-исследователь вряд ли полно и достоверно сможет собрать информацию. Как правило, есть два варианта фиаско – информации не хватает или её больше, чем надо для достижения цели исследования.

Важным элементом методологической части программы является системный анализ объекта исследования. Здесь важно определить (гипотетически, по данным уже проведенных исследований, статистики, на основе изучения литературы) наиболее существенные особенности группы, выбранной в качестве объекта социологического исследования. В результате предмет исследования будет «приземлен», социологический портрет изучаемой социальной группы позволит грамотнее спланировать выборочную процедуру и определиться с методами. Системный анализ объекта позволит классифицировать изучаемую группу по различным признакам, определить ключевые факторы влияния. Называется он системным не случайно – в исследовании предстоит определить, элементом какой системы большей общности является изучаемая вами группа, процесс и т.п. А также представить объект как систему взаимосвязанных элементов. Например, изучая удовлетворенность работой учителей средних общеобразовательных школ Свердловской области, следует учесть не только количество, но и возрастной состав этой группы, распределение учителей по образованию, профессио-нальным категориям, зависимость официальных надбавок к зарплате от типа школы, муниципальной политики. На основе этой информации можно сформулировать гипотезу о зави-симости между социальным капиталом (образование, опыт, величина соцпакета) и удовлетворенностью местом работы, но не содержанием труда.

После того как закончены интерпретация понятий и системный анализ объекта, можно приступить к выдвижению гипотез. Гипотеза — это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть в ходе исследования. Именно гипотезы будут отражать состояние отдельных элементов изучаемой системы или их связь между собой. По степени общности предложений различают гипотезы-основания и гипотезы-следствия.

Требования, предъявляемые к гипотезам в социо-логическом исследовании, напоминают SMART-критерии для оценки цели (цели должны быть конкретные (Specific), измеримые (Measurable), достижимые (Achivable), ориенти-рованные на результат (Result-oriented), соотносимые с конкретным сроком (Timed)), их можно и нужно применять и для оценки сформулированных задач исследования:

* проверяемость, или верифицируемость, т.е. обеспеченность понятий, входящих в гипотезу, индикаторами;

* непротиворечивость по отношению к уже известным научным фактам;

* простота, отсутствие множества оговорок и ограни-чений;

* соответствие познавательным возможностям имеющихся в распоряжении социолога методов эмпирического иссле-дования.

Гипотеза является необходимым атрибутом любого научного поиска, в том числе и социологического. В «Системе логики» известный английский мыслитель Дж.С. Милль указал, что «Условием собственно научной гипотезы является, по-видимому, то, чтобы она не была обречена навсегда оставаться гипотезой, чтобы ее можно было доказать или опровергнуть сравнением ее с наблюдаемыми фактами». Даже опровергнутая гипотеза – важный научный результат, поэтому относиться к гипотезам (да и в целом – к программе исследования) надо как к рабочему инструменту, пригодному для производства нового знания.

Полезно при подготовке социологического исследования составить таблицу, анализ которой позволит повысить качество подготовки программы – полнота и связь задач, гипотез и блоков инструментария:

Задача исследования Гипотеза Блоки инструментария (например, №№ вопросов анкеты)

Hа этом заканчивается методологическая часть программы социологического исследования. Теперь задача — выбрать, кого же привлекать к исследованию и какие методы измерения будут наиболее адекватными.

4. Процедурный раздел программы

Социологическое исследование, как и любое другое научное исследование, имеет свою специфику. В частности, это использование выборочного метода. Hеобходимость выборки обусловлена тем, что объектом социологии являются, как правило, большие совокупности людей, дифференцированные по различным социально-демографическим и иным признакам и рассредоточенные на большой территории. Организация сплошного опроса затруднена. Правда, по критерию выборки исследования бывают разными – в кейс-стади для исследования выбирается один случай – объект, который затем подвергается углубленному анализу (например, школа, причем, в зависимости от целей проекта это может быть типичная или, наоборот, выдающаяся в какую-либо сторону школа или другое предприятие/учреждение). В случае, если объект исследования невелик и четко локализован в пространстве, исследование может быть сплошным (например, опрос учащихся одной школы). Но все-таки большинство исследований в социологии являются выборочными, где из всей группы, к которой относится изучаемая проблема, определенным образом отбирается меньшая общность.

Результаты социологических исследований показывают, что можно получить одинаковую информацию, опросив как 5000 человек, так и 250. Вся проблема в том, как правильно выбрать 250 человек из 5 000 потенциальных респондентов. Решение о выборке важно потому, что слишком большая выборка потребует излишних затрат, а слишком маленькая снизит качество результатов исследования. Фонд «Общественное мнение», одна из авторитетных исследова-тельских организаций в нашей стране, регулярно проводит опросы 4000 респондентов в 205 населенных пунктах 64 субъектов РФ всех экономико-географических зон России, а статистическая погрешность при такой выборке не превышает 2,3%.[46] Население нашей страны составляет около 142,9 млн. чел., значит в исследовании, претендующем на репрезен-тативность, участвует лишь один из тридцати тысяч взрослых россиян. Но этого оказывается достаточным, потому что чем больше популяция, тем меньше выборка, на качество которой влияет грамотный способ отбора единиц наблюдения.

Выборка, следовательно, есть такое подмножество заданной совокупности (популяции), которое позволяет делать выводы относительно всей совокупности.

Hесколько необходимых определений. Генеральная совокупность — вся совокупность единиц наблюдения, имею-щая отношение к данной проблеме. Она бывает ограничена территорией, временем, отраслью или профессией, функциональными рамками (например, учителя средних общеобразовательных школ Свердловской области 2010-11 уч.г.). Выборочная совокупность — часть генеральной совокупности, выступающая в качестве непосредственного объекта изучения проблемы по разработанной методике или программе отбора.

В социологии существуют различные методы, с помощью которых можно отобрать необходимые единицы исследования (как правило, людей, но возможно и учреждений, населенных пунктов и пр. – это и есть «единицы наблюдения») из генеральной совокупности. Цель здесь одна: выборочная совокупность должна воспроизводить характеристики гене-ральной совокупности, т.е. быть репрезентативной (представительной, адекватной). Представьте себе, что вам нужно проверить качество батонов, производимых на определенном хлебокомбинате. Надо ли от каждого отщипывать кусочек? Вряд ли. Следует лишь убедиться, что тесто в партии замешано равномерно, а затем случайным образом выбрать один из батонов и подвергнуть его анализу. А если вы покупаете орехи, выбирая их из большого мешка? Элизабет Ноэль-Нойман, известная немецкая исследовательница общественного мнения, в своей книге «Все, но не каждый. Введение в методы демоскопии» разъясняет принципы выборки именно на орехах – если вы взяли сверху 10 орехов и 5 из них оказались пустыми, то это говорит лишь о том, что каждый второй орех, лежащий сверху, пустой. Чтобы судить обо всех, надо тщательно пере-мешать орехи или поглубже запустить руку!» Думайте о мешке с орехами тогда, когда представляете себе генеральную совокупность – равномерно ли «перемешаны» ваши единицы наблюдения, достаточное ли количество их вы отобрали.

Решение вопроса о выборке – это определение а) объема выборочной совокупности (сколько единиц наблюдения вы отберете из генеральной совокупности) и б) способа отбора в выборочную совокупность.

Все выборочные процедуры можно разделить на 2 класса – вероятностная и целевая выборки.[47] Вероятностная (или случайная в научном значении этого термина) выборка является единственно возможной для формулирования достоверных, статистически значимых выводов. Однако существенным ее недостатком в реальном применении является необходимость иметь в наличии полный список единиц генеральной совокупности. Вероятностная выборка напоминает жеребьевку или выбор шаров из барабана в «Спортлото»: случай решает, какой именно номер выпадает. Так и в вероятностной выборке в социологическом исследовании – имея полный список элементов генеральной совокупности случайным (то есть независимым) образом отбирают нужное для выборки количество.

Выделяют несколько типов вероятностной выборки.

Случайная. Используется, когда есть полная информация о генеральной совокупности. Применяют методы: таблицы случайных чисел, отбор по датам рождения, по фамилиям, начинающимся на определенные буквы и т.п.

Систематическая. Проводят отбор из генеральной совокупности каждого десятого, двадцатого человека — шаг может быть другим.

Гнездовая. Проводят отбор некоторых статистических групп («гнезд», «кластеров»), таких как бригады, семьи, школьные классы, студенческие группы, которые затем целиком или выборочно подвергаются обследованию.

Стратифицированная. Предварительно вся генеральная совокупность разбивается на некоторые страты (слои), а затем уже в них проводится простая случайная или систематическая выборка.

Многоступенчатая. Процедура ее построения разбивается на ряд фаз, этапов, на каждом из которых меняются единицы и способы отбора.

Главный принцип вероятностной выборки – равные шансы попадания в выборочную совокупность любого из элементов генеральной совокупности. Однако в реальности вероятностная выборка используется в современной социологии крайне редко. Причины – высокая стоимость таких исследований, вос-требованность точности результатов, которую обеспечивает только вероятностная выборка.

Целевая выборка часто используется в реальной работе социолога. Ее основа – соблюдение принципа пропор-циональной представленности тех или иных групп людей в выборке. Исследователь заранее определяет, какие социальные признаки являются существенными для отбора участников исследования. Чаще всего – это социально-демографические показатели. Например, практически нет возможности получить достоверную базу данных (список) жителей Екатеринбурга. Значит, использовать вероятностную выборку нельзя. В конкретном исследовании, после решения вопроса об объеме выборки, определяются квоты пропорциональной пред-ставленности некоторых категорий горожан – это может быть пол, возраст, район проживания. Известно, что в Екатеринбурге в настоящее время следующее распределение населения по полу - 56% женщин и 44% мужчин. Значит, в исследовании для получения достоверных данных должны принять участие соответствующие доли жителей города. То же – по другим признакам, указывающим на те или иные социальные статусы. Например, для репрезентативного опроса жителей Екатеринбурга понадобится знать половозрастное соотношение.

Вот пример квотной выборки в исследовании политических ориентаций жителей Екатеринбурга. Критерии квотирования – пол и возраст (отсюда – отбор респондентов с 18 лет как имеющих право участвовать в выборах). Объем выборки – 1000 чел.

Пол Количество респондентов в выборке по половозрастным группам, чел.
18-29 лет 30-49 лет 50 лет и старше
мужчины 132 183 127
женщины 124 215 219

 

На этом примере видно, что процентное соотношение единиц наблюдения по значимым для формирования выборки критериям преобразуется в абсолютную цифру – сколько нужно опросить человек. Так, 56% женщин в населении Екатеринбурга представлены как 558 респондентов, 25,6% лиц в возрасте 18-29 лет означают наличие 256 чел. в составе респондентов.

Выбор критериев формирования выборки всегда связан с целями исследования. Организуя исследование, где объектом являются учителя, нельзя не учесть, как они распределены по полу, возрасту и профилю преподавания. И если в школах России в 2010-11 уч.году работают 1,2 млн. педагогов, почти половина (43%) из них – на селе, то в реальной выборке, призванной репрезентировать группу учителей по типу школы (городская/сельская) из каждых 100 опрошенных 43 респондента должно быть из села. А если 22% школьных учителей работают в начальной школе, то это означает, что каждый пятый из опрошенных должен быть учителем началь-ных классов. Следует учесть и область преподавания – среди учителей-предметников в текущем учебном году больше всего учителей русского языка и литературы (16%), математики (13%), английского языка (11%), истории (включая обществознание, право, экономику) и физической культуры (по 8%). Повлияет на конструирование выборки соотношение по полу и возрасту: большинство учителей в России – женщины (85%). Большинству учителей 30-49 лет (42%), 5% учителей моложе 25 лет, 13% - в возрасте 25-29 лет, 29% - 50-59 лет и 11% - старше 60 лет.[48]

Объемом выборки (N) называется общее число единиц наблюдения, включенных в выборочную совокупность. Он зависит от степени однородности генеральной совокупности (чем однороднее, тем меньше объем выборки), необходимой степени точности результатов, числа признаков выборки. Объем выборки рассчитывается в зависимости от значимых признаков по довольно сложным формулам и составляет, как правило, не менее 5% генеральной совокупности. Репрезентативность выборки – это свойство, позволяющее переносить результаты, полученные на ограниченном числе объектов - на выборочной совокупности, на всю генеральную совокупность.[49]

Этапы работы – интерпретация понятий, системный анализ объекта и составление выборки - идут, как правило, параллельно. Hа основе данных, полученных в ходе интер-претации, выбирается метод сбора информации.

Далее социологи приступают к разработке инструментария. Инструментарий социологического иссле-дования – набор специальных документов (анкеты, опросные листы, бланки интервью; карточки, дневники наблюдений; социометрические карточки; таблицы экспертных оценок и пр.), с помощью которых реализуются основные методы социологического исследования и осуществляется сбор эмпири-ческих данных об изучаемом объекте. Инструментарий является практическим средством реализации эмпирических методов. Это важная часть программы исследования.

После составления инструментария (анкеты – в случае выбора анкетного опроса как метода сбора информации) анкеты размножаются в количестве, необходимом для проведения пилотажного исследования, целью которого является проверка качества подготовки инструментария. Как правило, опрашиваются 50-100 человек. В случае необходимости в инструментарий вносятся коррективы, делаются выводы о затратах времени респондента на участие в исследовании. Hачинается полевой этап – этап непосредственного сбора социологической информации. В ходе опроса параллельно идет проверка методического инструмента на точность, полноту и качество заполнения. После его окончания еще раз проверяется качество, производится нумерация анкет, кодирование информации - перевод содержательной информации на язык формальной логики (кодирование открытых вопросов).

5. Обработка собранной информации, интерпретация полученных данных

Далее собранные анкеты готовятся к обработке, которая, как правило, осуществляется с помощью компьютера. Дело в том, что сами по себе первичные социологические данные еще не позволяют сделать обобщенные выводы, выявить тенденции, проверить гипотезы. Стопка анкет, лежащая на столе социолога, еще не может помочь ему в работе. Для того, чтобы полученная информация начала активно служить, выполнять свое предназначение, ей необходимо путем обработки придать соответствующий вид, а далее обобщить, проанализировать и научно интерпретировать её. Глубокое обобщение первичной социологической информации предполагает использование специальных статистических величин, таких как частотные распределения, среднее арифметическое, мода, медиана, различные коэффициенты корреляции (с их помощью выясняют уровень взаимодействия, тесноту связи характеристик изучаемого явления и тенденций их изменения), дисперсии (равномерность распределения признаков) и др. Используются также такие сложные методы обработки материала, как факторный, регрессионный, кластерный, логлинейный анализ.

Hа этапе анализа данных социолог вновь обращается к стадии концептуального оформления исследования. Гипотезы, выдвинутые до проведения полевого этапа, сформулированные в программе, должны быть подтверждены или опровергнуты с помощью социологических данных. Сама по себе числовая величина многозначна. Приведем пример. Среди студентов педагогического университета 10% считают профессию учителя (свою будущую профессию) хуже многих других. Как расценить этот факт? С одной стороны, десять из ста - это может быть вполне допустимая величина случайных людей в такой массовой профессии, как педагоги. С другой – это харак-теристика отношения к будущей специальности, и если эти 10% придут работать в школу с такой установкой, следует беспокоиться об эффективности педагогического воздействия. Интерпретация всегда определяется задачами исследования, установками рабочей группы. Итогом анализа и интерпретации являются различные документы: отчет, аналитическая справка, которые содержат информацию о проведенном исследовании, выводы, рекомендации. Наконец, научная публикация по результатам исследования – лучший вариант окончания иссле-дования.

Логика социологического исследования заключается в преобразовании качественной информации в количественную, а затем снова в качественную, но на другом уровне. Hачиная исследование, социолог имеет теоретическую модель изучаемого процесса, явления. Это качественный уровень. В ходе интерпретации ключевое понятие исследования «дробится» на множество показателей, позволяющих эмпирически замерить объект исследования. Представленные, как правило, в табличном виде и в виде диаграмм результаты статистических расчетов – это количественная информация, которую нужно в процессе анализа преобразовать в качественную. На этом последнем этапе качественная инфор-мация будет богаче, содержательнее, чем на первом. Можно проследить логику социологического исследования в обращении к разным уровням общественного сознания. У респондентов — обыденный. Все вопросы должны быть сформулированы на уровне обыденного сознания, чтобы их смог воспринять опрашиваемый. У исследователей — это научный, теоретический уровень сознания, осмысления социологического материала.

Важная проблема – понимание различий между количественными социологическими исследованиями и качественными. Методологические (стратегические) вопросы здесь приоритетны, но в данной лекции речь шла только о количественном подходе, в котором могут быть использованы и качественные (в значении нестандартизированные) методы сбора данных.

Завершая разговор о процедурно-методических и методологических проблемах работы социолога, еще раз обратим внимание на то, что критерием научности и профессионализма в проведении исследований служат надежность и представительность полученных разными методами данных.

Надежность (валидность) обеспечивается наличием программы, правильно выбранной стратегией и методикой исследования, профессионализмом научного коллектива (от руководителя до интервьюера и вводчика данных в компьютер), благоприятным стилем взаимоотношений между объектом и субъектами исследования. Репрезентативность гарантируется качеством выборки, а также адекватностью инструмента и методов целям и задачам исследования.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем, по Вашему мнению, особенность социологического исследования, в отличие от других научных исследований?

2. Если Вы когда-либо принимали участие в социологическом или маркетинговом исследовании, охарактеризуйте его по следующей схеме:

a. социальная проблема, которой было посвящено исследование;

b. какие методы сбора социологической информации использовались (тип и подтип — разновидность метода по приведенной в лекции «Методы сбора социологической информации» классификации);

c. исходя из уже имеющихся у Вас социологических знаний, оцените, все ли было в том исследовании правильно.

3. Какой этап социологического исследования Вы считаете наиболее важным?

4. Назовите, пожалуйста, социальные проблемы (на уровне страны, города, университета, факультета, школы, микрорайона), требующие, на Ваш взгляд, социологического анализа, т.е. проведения социологического исследования. Выберите одну проблему и попытайтесь конкретно представить себе ее изучение. Какой метод сбора информации Вы избрали бы, каков должен быть тип выборки? Попробуйте выдвинуть гипотезы.

5. Для каждого типа выборки приведите пример адекватной генеральной совокупности.

6. Прокомментируйте определение: “Гипотеза - это логическая форма процесса научного познания”.

7. Ниже перечислены виды гипотез, выделяемые по разным основаниям. Как Вы понимаете каждый из названных видов? Приведите примеры. Итак, гипотезы бывают:

a. По содержанию предположения - описательные, объяснительные и прогнозные;

b. По отношению к центральным задачам - основные и неосновные;

c. Степень научной обоснованности - первичные, вторичные и рабочие;

d. По уровню анализа - теоретические, статистические и эмпирические.

8. Как связаны цель и задачи исследования?

9. Какова цель программы социологического исследования? Можно ли пропустить этап ее разработки? Почему?

10. Раскройте структуру программы социологического исследования.

11. Сможете ли Вы самостоятельно провести процедуру интерпретации понятий при подготовке социологического исследования? Какова цель этого этапа работы?

12. Определите выборочную и генеральную совокупность, тип выборки в следующем примере: в Верх-Исетском районе города Екатеринбурга проживает 47,5 тыс. пенсионеров, в анкетном опросе приняли участие 258 чел., в течение недели обратившиеся в управление социальной защиты населения района.

ЛИТЕРАТУРА

1. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М., 1995.

2. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы: интерактивное учебное пособие. – М.: Институт социологии РАН, 2011.

3. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, 1998. Гл. 1, 5, 6 - 8.

4. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология: Методология и методика социологического исследования: Учебное пособие для вузов. Екатеринбург, 2002.

5. Ньюман Л. Значение методологии: три основных подхода // Социс. 1998. № 3.

6. Рабочая книга социолога. М., 2003.

7. Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 79 простых правил. М., 2005.

8. Штейнберг И.Е., Шанин Т., Ковалев Е.М., Левинсон А. Качественные методы. Полевые социологические исследования. М., 2009.

9. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998.

 

Тестовые задания

1.Метод сбора социологической информации, заключающийся в направленом, систематическом, непосредственном визуальном и слуховом восприятии и регистрации, социальных процессов, явлений ситуаций, фактов, подвергающихся проверке и контролю:

а) Наблюдение в) Анкетирование

б) Анализ документов г) Интервьюирование

 

2.Назовите тип вопроса в социологической анкете, выделенный по критерию наличия/отсутствия вариантов ответа: респонденту предлагается список ответов, из которых он выбирает соответствующие его мнению:

а) Вопрос-меню г) Закрытый вопрос

б) Вопрос-фильтр д) Контактный вопрос

в) Дихотомический вопрос е) Открытый вопрос

 

3.Личность, дающая ответы на вопросы социологического опроса, – это:

а) Респондент; б) Анкетер; в) Информатор; г) Интервьюер

 

4.Процесс отбора единиц наблюдения в состав выборочной совокупности по определенным правилам, определяемым целями и задачами исследования, называется:

а) Выборка в) Классификация

б) Группировка г) Ковариация

 

5.Выборка, для которой все элементы генеральной совокупности имеют одинаковую и заранее известную вероятность быть отобранными в состав выборочной совокупности:

а) невероятная

б) стихийная

в) квотная

г) вероятностная

 

6.Та часть объекта исследования, которая локализована во времени и территориально и на которую мы будем распространять все выводы:

а) Генеральная совокупность

б) Каркас выборки

в) Выборочная совокупность

г) Проблемная группа

 

7.Научно обоснованное предположение о наличии (или отсутствии) связи между двумя и более переменными, а также о её характер – это


а) Прогноз

б) Гипотеза

в) Диагноз

г) Регрессия


 

Приложение 1

Ключи к тестам:


К лекции 2.

1. в

2. б

3. а

4. в

5. г

6. б

7. – 1в; 2г; 3д; 4е; 5б; 6а

8. б

9. а, в

10. б

11. в

12. б

13. а

14. в

15. в

16. б

17. в

18. а

19. – 1б; 2в; 3а

20. – 1б; 2в; 3а

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.16 сек.