Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Специальные физические упражнения для изучения психомоторики спортсменов




Задание 1. Оценка быстроты в действиях

Вводные замечания. Использование естественных движений в форме специальных физических упражнений — наиболее простой и инфор­мативный метод изучения особенностей психомоторики спортсменов. Результат фиксируется методом контролируемого наблюдения в про­токоле произвольной формы. Ниже представлена серия упражнений; по степени точности, координированности и времени (быстроте) вы­полнения психолог может с достаточной обоснованностью делать вы­воды об уровне психомоторного развития испытуемого. Некоторые несложные упражнения могут быть использованы как состязания (задачей будет выявление лиц, обладающих наиболее низким уров­нем развития изучаемого качества). К их числу относятся хлопки, при­седания, наклоны и пр. Возможно применение упрощенных методов сопоставления нормативов по таким упражнениям. Если проверяют­ся 70-100 человек, то 20% лучших могут быть отнесены к нормативу «отлично» и 10-15% худших — к нормативу «неудовлетворительно». Упражнение 1 (движения по командам). Проверяющий подает коман­ду для движения руками (например, правую вверх, левую в сторону, левую вниз, правую в сторону и др.), обучаемые выполняют команду. Порядок упражнения: проводится объяснение и в медленном тем­пе выполняется пять команд группой в 3-5 человек, затем подается 11-12 команд за 30 с. Те, кто выполнил упражнение без ошибок, полу­чают оценку 2, кто не выполнил — оценку 1.


Тема 2. Специальные упражнения для изучения психомоторики 39

Следующий этап: 13-15 команд за 30 с. Те, кто выполнил упражне­ние без ошибок, получают оценку 3, остальные — оценку 2.

Следующий этап: 16-17 команд за 30 с. Те, кто выполнил упражне­ние без ошибок, получают оценку 4, остальные — 3. Последний этап: 19-20 команд за 30 с — оценка 5.

Команды зачитываются с подготовленного текста под контролем секундомера или с помощью магнитофона. От проводящего оценива­ние требуется большой опыт и предварительная подготовка. В одну команду входит указание на два движения.

Упражнение 2 (движения под команды показом) организуется и вы­полняется по тому же принципу, как и предыдущие, но с помощью по­каза.

Упражнение 3 (движение под команды показом двух ведущих) орга­низуется так же, как и предыдущее, но показ осуществляют стоящие рядом ведущие — один левой, другой правой рукой.

Упражнение 4 (удары баскетбольным мячом в круг). Надо выполнить как можно быстрее 20 ударов мячом о стену в круг диаметром 50 см с расстояния 2 м. Броски мимо круга не засчитываются.

Упражнение 5 (броски теннисного мяча в круг). Надо выполнить как можно быстрее 20 бросков в круг на стене диаметром 30 см. Броски мимо не засчитываются. Возможно выполнение 10 бросков правой и 10 левой рукой.

Упражнение 6 (броски в баскетбольное кольцо). Надо выполнить как можно быстрее 10 бросков — попаданий в кольцо.

Упражнение 7 (удары баскетбольным мячом в стену). Надо выпол­
нить как можно быстрее 30 ударов баскетбольным мячом в стену за
наименьшее время, стоя в 2 м от стены, или сделать максимальное ко­
личество ударов за 30 с. Результат меньше 28 ударов за 30 с считается
низким. *

Упражнение 8 (удары баскетбольным мячом в круг). То же, что и пре­дыдущее упражнение, но удары выполняются в круг диаметром 50 см. За каждый удар за пределы круга дается 1 штрафное очко или 1 с штрафного времени. Результат меньше 26 ударов считается низким.

Упражнение 9 (удары футбольным мячом в стену). Надо выполнить как можно быстрее 20-30 ударов в стену, стоя в 2 м от нее. Удары мо­гут выполняться правой, а затем левой ногой или попеременно той и Другой. Должно быть выполнено максимальное количество ударов за 30 с.


40 Раздел 1. Взаимодействие психики и физического тела

Упражнение 10 (броски теннисного мяча в стену). Надо выполнить 20-30 бросков в стену с расстояния 2,5-3 м и за наименьшее время или за 20-30 с надо выполнить максимально возможное число бро­сков. Броски могут выполняться правой, а затем левой рукой или по­переменно той и другой.

Хлопки. И. п. — основная стойка. Выполнить 20 хлопков прямыми ру­ками над головой и по бедрам за 10 с. Результат хуже 14 с считается неудовлетворительным.

Приседания. И. п. — основная стойка. Выполнить 20 приседаний за 20 с. Результат, не укладывающийся в 20 с, считается низким.

Наклоны. И. п. — основная стойка. Выполнить 20 наклонов вперед до касания пола кончиками пальцев за наименьшее время (15 с). После каждого наклона необходимо выпрямиться до вертикального положе­ния. Результат хуже 19 с считается низким.

Завершение работы. Преподаватель объявляет результаты испыта­ний, подводит итоги занятия. Контрольные вопросы для обсуждения со студентами: 1) В каких видах спорта быстрота движений является опорным спортивно-важным свойством личности спортсмен»? 2) Как можно измерить качество быстроты у спортсменов?

Задание 2. Наблюдение и оценка сложно-координированных движений

Вводные замечания. Координация движений как способность к их пси­хомоторному согласованию, т. е. точному соизмерению усилий и вы­полнению двигательных актов в соответствии с заданной формой и амплитудой, может оцениваться путем наблюдений в процессе заня­тий по различным разделам физической подготовки или на вводной части тренировки спортсменов при помощи специальных упражне­ний. Оценка координации движений при наблюдении за юными спорт­сменами во время занятий по гимнастике, спортивным играм, легкой атлетике, на занятиях по общей физической подготовке и т. п. осуще­ствляется по плавности, согласованности движений спортсменов, по их форме, амплитуде, времени выполнения, времени и усилиям, от­сутствию скованности, красоте движений и др.

Упражнение 1.И.П. основная стойка. 1 — шаг на месте левой ногой, правая рука к плечу, локоть в сторону, левая рука вверх, голову повер­нуть направо; 2 — шаг на месте правой ногой, левая рука к плечу, ло­коть в сторону, правая рука вверх, голову повернуть налево; 3 — прыж­ком левое плечо вперед повернуться кругом и сделать хлопок рука-


Тема 2. Специальные упражнения для изучения психомоторики 41

ми над головой, посмотреть вверх и прыжком повернуться кругом;

4 — прыжком правое плечо вперед повернуться кругом, принять и. п. Упражнение 2. И. п. — стойка, руки на пояс. 1 — шаг на месте левой, левая рука к плечу, локоть в сторону; 2 — шаг на месте правой, правая рука к плечу, локоть в сторону; 3 — шаг на месте, левая рука вверх, ла­донь вовнутрь; 4 — шаг на месте, правая рука вверх, ладонь вовнутрь;

5 — шаг на месте, левая рука к плечу, локоть в сторону; 6 — шаг на мес­те, правая рука к плечу, локоть в сторону; 7 — шаг на месте, левая рука на пояс; 8 — шаг на месте, правая рука на пояс.

Упражнение 3. И. п. — стойка, руки вытянуты влево на уровне плеч. 1 — руки перенести вправо, правую ногу поднять на 40-50°; 2 — руки перенести сначала влево, левую ногу поднять на 40-50° и т. д. Упражнение 4. И. п. — основная стойка. На счет «раз» левую ногу по­ставить в сторону на носок, правую руку вверх, кисть сжать в кулак, левую руку за голову, локоть в сторону, голову поднять вверх и смот­реть на кисть правой руки; «и» — приставляя левую ногу к правой, сделать хлопок руками о бедра; на счет «два» правую ногу поставить в сторону на носок, левую руку вверх, кисть сжать в кулак, правую руку за голову, локоть в сторону, голову поднять вверх и смотреть на кисть левой руки; на счет «три» правую ногу поставить скрестно перед ле­вой, руку опустить, повернуться кругом и сделать хлопок руками над головой; на счет «четыре» принять и. п.

Упражнение 5. И. п. — основная стойка. На счет «раз» левая нога на носок вперед, правая рука в сторону, левая рука на пояс, голову повер­нуть налево (направо); «и» — перенести тяжесть тела на правую ногу, левая назад на носок, руки опустить; на счет «три» повернуться кру­гом, в конце поворота сделать хлопок руками над головой и посмот­реть на руки; на счет «четыре» принять и. п.

Упражнение 6. И. п. — основная стойка. На счет «раз» повернуть кор­пус направо, правую'ногу вперед на носок, левую руку за голову, пра­вую руку на пояс, наклониться вправо; «и» — и. п.; па счет «два» повер­нуть корпус налево, левую ногу вперед на носок, правую руку за голо­ву, левую руку на пояс, наклониться влево; «и» — принять положение старта пловца и прыжком повернуться кругом, руки вверх, смотреть на руки; на счет «три» дугами внутрь руки в стороны; на счет «четыре» принять и. п.

Завершение работы. Преподаватель подводит общие итоги выпол­нения студентами сложно-координированных движений. Вопросы


42 Раздел 1. Взаимодействие психики и физического тела

для обсуждения со студентами: 1) Какие виды спорта можно отнести к сложно-координированным по характеру двигательной деятельно­сти? 2) Как измерить способность спортсмена к выполнению сложно-координированного движения? 3) Какие органы чувств и анализато­ры принимают участие в организации сложно-координрованных дви­жений в спортивной деятельности?

Задание 3. Наблюдение устойчивости вестибулярных реакций

Вводные замечания. В спортивной практике тренеры уделяют особое внимание так называемой вестибулярной тренировке — системе спе­циальных упражнений, направленных на повышение вестибулярной устойчивости, представленной в ощущениях равновесия и вертикаль­ного положения физического тела спортсмена по отношению к опоре. Субъективная оценка степени устойчивости вестибулярных реакций у спортсменов может быть зафиксирована в самооценках их «чувства равновесия», которое считается одним из опорных спортивно-важных психических свойств личности спортсмена. Изучение этого свойства в корреляции с другими свойствами личности спортсменов показало, что в создании устойчивости вестибулярных реакций спортсмена участвуют и другие сенсорные системы организма и что данное свой­ство может быть усилено и развито путем специальных упражнений и тренировок. Острота этого чувства особенно важна для спортсменов в таких видах спорта, как акробатика, гимнастика, прыжки с трампли­на, в парашютном и летном спорте, во многих спортивных единобор­ствах и спортивных играх и др. Ниже предлагаются специальные фи­зические упражнения для изучения степени устойчивости вестибу­лярных реакций у спортсменов.

Упражнение 1. Оценка выраженности вестибулярных реакций. Бег

на 25 м с одновременным выполнением 5 поворотов на 180 градусов (упражнение апробировано К. И. Брыковым). Бег выполняется в ко­ридоре шириной 150 см. Вначале проводится гладкий бег, затем про-бегание с поворотами. Учитывается увеличение времени пробегания и количества выходов из коридора. Результат считается отличным в том случае, если время увеличилось не более чем на 3 с, абсолютный результат — не более 6 с и не было допущено ни одного выхода из ко­ридора. При возрастании времени более чем на 5 с или при двух слу­чаях выхода из коридора можно говорить о повышенной выраженно­сти вестибулосоматических реакций.


Тема 2. Специальные упражнения для изучения психомоторики 43

Упражнение 2. Оценка направления (упражнение апробировано К. И. Брыковым и А. Г. Матвиенко). Выполняется с повязкой на гла­зах. Испытуемый выполняет 2 кувырка за 3 с, следом за ними 3 пово­рота в положении стоя за 6 с и затем должен сделать 3 шага с закрыты­ми глазами в определенном заранее направлении, стараясь попасть в круг диаметром 1 м. Выход в заданный круг — оценка «отлично»; вы­ход в круг 130 см — «хорошо»; 175 см — «удовлетворительно»; более значительная ошибка — «неудовлетворительно».

Упражнение 3. Выполняются 5 кувырков вперед за 10 с. Способность уверенно сохранять основную стойку после выполнения серии кувыр­ков вперед оценивается «отлично»; при наличии неустойчивости со схождением с места до 1 шага — «хорошо», от 1 до 2 шагов — «удовле­творительно» и при более значительных отклонениях и падении по­сле кувырков — оценка «неудовлетворительно». В этом упражнении после кувырков могут также применяться подскоки на месте. Показа­телем отличной вестибулярной устойчивости считается отклонение от финишной линии вперед на 20 см, хорошей — 40 см, удовлетвори­тельной — 60 см и неудовлетворительной — более значительные от­клонения.

Упражнение 4. Устойчивость к комбинированным нагрузкам. Стоя перед гимнастическим матом, наклониться вперед, выполнить пово­рот за 2 с, затем кувырок за 2 с, встать, выпрямиться, откинуть голову назад, затем наклониться вперед и снова выполнить поворот, затем кувырок. Всего 10 поворотов и 10 кувырков. После этого поставить носок ноги в центр круга радиусом 25 см, вокруг которого начерчены круги радиусами 50 и 80 см, выполнить 10 подскоков. Если испытуе­мый остался в круге радиусом 25 см, ему ставится оценка «отлично»; 50 см — «хорошо»; 80 см — «удовлетворительно», выход из круга радиусом 80 см — «неудовлетворительно». При наличии выраженных вегетативных реакций (тошнота, побледнение и т. д.) — также «не­удовлетворительно».

Завершение работы. После выполнения упражнений преподаватель может задать студентам следующие вопросы: 1) Что такое вестибу­лярная устойчивость спортсмена? 2) Как можно определить и изме­рить «чувство равновесия» у спортсменов?


44 Раздел 1. Взаимодействие психики и физического тела

Задание 4. Изучение способности




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.