Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свойств занимающихся спортом




Тема 1. Изучение интеллектуальных

Психология личности спортсмена и тренера

Пояснения к теме. В спортивной деятельности человек познает мир прежде всего посредством двигательных восприятий и разнообраз­ных двигательных действий, складывающихся из простых и сложных движений, психомышечных ощущений и психоэнергетических состоя­ний организма, различных спортивных чувств, психомоторных и идео-моторных форм интеллектуальной деятельности, т. е. мышления в дви­жении. У некоторых людей, далеких от спорта, еще бытуют представ­ления о том, что спортсмены интеллектуально не вполне развитые люди, действуют согласно русской поговорке «сила есть — ума не надо». Это ходячее бытовое представление о спортсменах не соответствует дей­ствительности, ибо не только шахматы, но и любой другой вид спорта требует от спортсменов высокого интеллектуально-волевого напря­жения, формирует и развивает мышление спортсменов по-своему, т. е. в соответствии со своейспецификой тактико-технических действий. Реальная жизнь человека в спорте доказывает тот факт, что физиче­ские упражнения, тренировочные нагрузки, соревнования (особенно в спорте высших достижений) — это не только творчески переживае­мый напряженный физический труд, решающий сложную жизненную задачу физического совершенствования своего тела, «делания самого себя», но и не Менее напряженная интеллектуальная деятельность, фор­мирующая и развивающая у спортсменов разнообразные интеллекту­альные умения и умственные навыки, теснейшим образом связанные, с одной стороны, с предметом и содержанием спортивной деятельно­сти, а с другой стороны — с социальными моделями жизненной борь­бы за свое место в социуме.


64 Разде л 2, Психология личности спортсмена и тренера __________________

Этим объясняется, во-первых, преимущественная специализация интеллектуальной деятельности спортсменов в направлении овладе­ния ими умственными навыками конкретно-образного, тактического и практического мышления; во-вторых, этим также объясняется огром­ная популярность спорта как социальной модели здорового образа жиз­ни и состязательной борьбы за выживание в этом мире. Зрителями Олимпиад, соревнований на первенство мира по футболу или хоккею с шайбой становятся более 3 миллиардов человек, прильнувших к эк­ранам своих телевизоров и сопереживающих спортсменам. Каждый шестой житель планеты так или иначе приобщен к занятиям спортом.

Конкретный вид спорта развивает интеллект спортсмена в соот­ветствии с присущими данному виду спорта психомоторными требо­ваниями к уровню развития и проявления умственных и двигатель­ных способностей данного человека в учебно-тренировочной и сорев­новательной деятельности, что ставит перед спортивной психологией задачу изучения особенностей мышления представителей разных ви­дов спорта.

Предлагаемые ниже тестовые задания предназначены для изуче­ния интеллектуального потенциала спортсменов — диагностики осве­домленности их ума, измерения быстроты ассоциативного словесно-логического, образного и практического мышления, оценки их креа­тивности и общей эрудиции, т. е. тех умственных способностей, из которых образуется структура их интеллекта (от лат. intellectus — ра­зумение, понимание, постижение). В психологии «интеллект» опре­деляется как «относительно устойчивая структура умственных спо­собностей индивида»1.

Задание 1. Умственные способности спортсменов

Вводные замечания. Умственных способностей, изучаемых психоло­гами, очень много. Ниже предлагается адаптированный вариант мето­дики известного немецкого психолога Амтхауэра для определения ос­новных из них. Он состоит из пяти вербальных тестов, каждый из ко­торых содержит по 20 вопросов. Каждый вопрос в тесте представляет собой незаконченное предложение, в котором недостает по смыслу по­следнего слова или последней цифры. Испытуемый должен выбрать это слово из пяти предложенных для каждого вопроса или закончить

1 См.: Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко; Под. ред. А. В. Петров­ского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1985. — С. 119.


Тема 1. Изучение интеллектуальных свойств занимающихся спортом 65

предложение цифрой. Общая форма протокола опыта для всех 5 упраж­нений прилагается ниже. Важно также учесть скорость выполнения заданий, для чего необходим секундомер.

Методика работы. Первое, что нужно сделать испытуемому, — это на Чистом листе бумаги нарисовать таблицу — форму протокола опыта — 5 столбиков по 20 строк в каждом (см. образец выше). В ячейки табли­цы испытуемый будет вписывать ответы на вопросы теста.


66 Раздел 2. Психология личности спортсмена и тренера

Более детальные инструкции испытуемому и образцы правиль­ных решений даются в каждом из заданий пяти разделов теста. Каж­дое упражнение в виде списка из 20 вопросов предъявляется испытуе­мому только после того, как он ознакомился с образцом варианта пра­вильного ответа.

На выполнение тестовых упражнений испытуемому отводится опре­деленное количество времени. За это время испытуемому, скорее все­го, не удастся найти все правильные решения, он может волноваться и даже расстраиваться из-за этого. Чрезмерные эмоции испытуемого могут затруднять проявление его умственных способностей так же, как их полное отсутствие.

Для стандартизации условий опыта экспериментатор обязан ска­зать испытуемому перед началом опыта: «Работайте спокойно и вни­мательно, выполняйте задания в том порядке, в каком они расположе­ны. Если для очередного вопроса вы не можете найти ответ, не задер­живайтесь на нем слишком долго, переходите к следующему вопросу».

Упражнение 1. Осведомленность ума1

Инструкция: «Прочтите предложение и выберите из предложенного списка то слово, которое, по вашему мнению, лучше всего подходит для смыслового оформления и завершения предложения. Помните: предложение должно быть завершено одним словом. Работайте быстро».

Образец решения:

1. Кролик больше всего похож на... а) кошку, б) белку, в) зайца, г) лису, е) ежа.

Возможный правильный ответ: в) на зайца (поставьте букву "в" в таблицу формы протокола опыта в первый столбик справа против номера вопроса). Отмечая ответ в протоколе опыта, помните, что по­сле каждого вопроса в столбик таблицы ответов нужно вписывать лишь одну букву (или цифру), так как во всех заданиях по каждому вопросу возможно только одно решение.

Если понятны условия опыта, включите секундомер (засеките вре­мя) и приступайте к работе. Остановите секундомер (зафиксируйте время), когда выполните первое задание».

На первое упражнение испытуемому отводится 6 минут. Данное упражнение измеряет и развивает такое качество ума, как его осведом­ленность.

1 См.: Николаев А. Н. 7 ответов на 7 вопросов. — СПб.: Кристмас, 1996. — С. 4-16.


Тема 1. Изучение интеллектуальных свойств занимающихся спортом 67

Список вопросов (упражнение 1):

1. У дерева всегда есть...

а) листья, б) плоды, в) почки, г) корни, д) тень.

2. Комментарий — это...

а) закон, б) лекция, в) объяснение, г) следствие, д) намек.

3. Противоположностью предательства является...

а) любовь, б) тунеядство, в) хитрость, г) трусость, д) преданность.

4. Женщины бывают выше, чем мужчины.

а) всегда, б) обычно, в) часто, г) никогда не, д) иногда.

5. Обед не может состояться без...

а) стола, б) сервиза, в) пищи, г) воды, д) голода.

6. Занятием, противоположным отдыху, является...

а) труд, б) забота, в) усталость, г) прогулка, д) тренировка.

7. Для торговли необходимо иметь...

а) магазин, б) деньги, в) прилавок, г) товар, д) весы.

8. Когда спор кончается взаимной уступкой, это называется...

а) конвенцией, б) компромиссом, в) развязкой, г) сговором, д) при­мирением.

9. Человека, который плохо относится к новшествам, называют...

а) республиканцем, б) либералом, в) демократом, г) радикалом, д) консерватором.

10. Сыновья бывают опытнее отцов...

а) никогда, б) часто, в) редко, г) обычно, д) всегда.

11. При одинаковом весе больше всего белков содержит... а) мясо, б) яйцо, в) масло, г) рыба, д) хлеб.

12. Соотношение выигрышей и проигрышей в лотерее дает возмож­ность определить...

а) число участников, б) прибыль, в) цену одного билета, г) коли­чество билетов, д) вероятность выигрыша.

13. Тетя... бывает старше племянников.

а) всегда, б) редко, в) почти всегда, г) никогда не, д) обязательно.


68 Раздел 2. Психология личности спортсмена и тренера

14. Утверждение, что все люди честные...

а) ложно, б) хитро, в) верно, г) абсурдно, д) не доказано.

15. Рост шестилетнего ребенка равен приблизительно...см. а) 157,6) 100, в) 135, г) 112, д) 93.

16. Длина бумажной десятирублевой денежной купюры примерно...см. а) 15,5; б) 10,15; в) 7,5; г) 18,2; д) 12,15.

17. Утверждение, которое не вполне доказано, называют...

а) двусмысленным, б) парадоксальным, в) гипотетичным, г) пута­ным, д) очевидным.

18. Из перечисленных ниже городов севернее всех расположен...

а) Новосибирск, б) Томск, в) Красноярск, г) Иркутск, д) Хабаровск.

19. Предложение не существует без...

а) глагола, б) подлежащего, в) обращения, г) точки, д) слова.

20. Расстояние между Москвой и Новосибирском составляет прибли­
зительно...км.

а) 3000, б) 1000, в) 7000, г) 4800, д) 2100.

Упражнение 2. Способность к обобщениям

В этом задании испытуемому даются 20 рядов из пяти слов в каждом. Четыре из пяти слов в каждом ряду по смыслу можно объединить в одну смысловую группу. На выполнение упражнения испытуемому от­водится 6 минут.

Инструкция. «Прочтите пять слов в каждом ряду. Выберите одно из пяти перечисленных слов, не входящих в смысловую группу четырех других слов, т. е. не относящееся к тому смыслу, который является об­щим для остальных четырех слов.

Образец решения.

1. а) стул, б) стол, в) голубь, г) диван, д) шкаф. Слова а), б), г), д) имеют общий смысл — обозначают предметы мебели; слово в) голубь — не обозначает этого общего смысла — мебе­ли. Значит, в протокол опыта нужно поставить правильный ответ "в". Засеките время и приступайте к работе».

Данное задание измеряет и развивает такое качество ума, как уме­ние сравнивать свойства и признаки предметов, находить их общий видовой признак, т. е. обобщать.


Тема 1. Изучение интеллектуальных свойств занимающихся спортом 69

Список вопросов (упражнение 2):

21. а) писать, б) рубить, в) шить, г) читать, д) ковать.

22. а) узкий, б) угловатый, в) короткий, г) высокий, д) широкий.

23. а) велосипед, б) мотоцикл, в) поезд, г) трамвай, д) автобус.

24. а) запад, б) курс, в) направление, г) путешествие, д) север.

25. а) видеть, б) говорить, г) осязать, г) нюхать, д) слышать.

26. а) прилечь, б) приподняться, в) присесть, г) прислониться, д) при­встать.

27. а) круг, б) эллипс, в) стрела, г) дуга, д) кривая.

 

28. а) добрый, б) верный, в) отзывчивый, г) трусливый, д) честный.

29. а) разделять, б) освобождать, в) связывать, г) резать, д) отличать.

30. а) граница, б) мост, в) общество, г) расстояние, д) супружество.

31. а) занавес, б) щит, в) невод, г) фильтр, д) стена.

32. а) матрос, б) плотник, в) шофер, г) велосипедист, д) парикмахер.

33. а) кларнет, б) контрабас, в) гитара, г) скрипка, д) арфа.

34. а) отражение, б) эхо, в) деятельность, г) отзвук, д) подражание.

35. а) учение, б) планирование, в) тренировка, г) отчет, д) рекламиро­вание.

36. а) зависть, б) скупость, в) обжорство, г) жадность, д) скаредность.

37. а) разум, б) вывод, в) решение, г) начинание, д) договор.

38. а) тонкий, б) худой, в) узкий, г) дородный, д) короткий.

39. а) горлышко, б) пробка, в) ножка, г) спинка, д) ручка.

40. а) туманный, б) морозный, в) ветреный, г) хмурый, д) дождливый.

Упражнение 3. Логическое мышление

Испытуемому даются наборы слов по два ряда в каждом. В каждом наборе первый ряд состоит из трех слов, первое и второе из них напе­чатано через тире, находятся между собой в определенной смысловой связи. После третьего слова стоит знак вопроса (?).

Инструкция. Из приведенных в каждом вопросе пяти слов, обозна­ченных буквами а), б), в), г), д), вам нужно выбрать одно слово, соот­носящееся по смыслу с третьим словом первого ряда так же, как соот­носится в первом ряду второе слово с первым.

Образец решения.

1. Лес — дерево. Луг —...? а) куст, б) пастбище, в) трава, г) сено, д) тропинка.


70 Раздел 2. Психология личности спортсмена и тренера

Правильным ответом будет в) трава, т. е. пункт «в». Засеките время и приступайте к выполнению задания.

На это задание испытуемому отводится 7 минут. Измеряется такое качество ума, как умение устанавливать логические связи между по­нятиями.

Список вопросов (упражнение 3):

41. Школа — директор. Кружок —...?

а) председатель, б) член, в) руководитель, г) заведующий, д) посе­титель.

42. Часы — время. Термометр —...?

а) прибор, б) измерение, в) ртуть, г) тепло, д) температура.

43. Искать — находить. Размышлять —...?

а) запоминать, 6) приходить к выводу, в) расследовать, г) совер­шить поступок, д) вспоминать.

44. Круг — шар. Квадрат —...?

а) призма, б) прямоугольник, в) тело, г) геометрия, д) куб.

45. Действие — успех. Обработка —...?

а) товар, б) труд, в) отделка, г) достижение, д) цена.

46. Животное — коза. Пища —...?

а) продукт, б) еда, в) обед, г) хлеб, д) кухня.

47. Голод — худоба. Труд —...?

а) усилие, б) усталость, в) энтузиазм, г) плата, д) отдых.

48. Луна — Земля. Земля —...?

а) Марс, б) звезда, в) Солнце, г) планета, д) воздух.

49. Ножницы — резать. Орнамент —...?

а) вышивать, б) украшать, в) создавать, г) рисовать, д) выпили­вать.

50. Автомобиль — мотор. Яхта —...?

а) борт, б) киль, в) корма, г) парус, д) мачта.

51. Роман — пролог. Опера —...?

а) афиша, б) программа, в) либретто, г) увертюра, д) ария.


Тема 1. Изучение интеллектуальных свойств занимающихся спортом 71

52. Ель — дуб. Стол —...?

а) мебель, б) шкаф, в) скатерть, г) гардероб, д) гарнитур.

53. Язык — горький. Глаз —...?

а) зрение, б) красный, в) очки, г) свет, д) зоркий.

54. Пища — соль. Лекция —...?

а) скука, б) конспект, в) юмор, г) язык, д) беседа.

55. Год — весна. Жизнь —...?

а) радость, б) старость, в) рождение, г) юность, д) учеба.

56. Ранение — боль. Повышение скорости —...?

а) расстояние, 6) протокол, в) арест, г) авария, д) сопротивление воздуха.

57. Наука — математика. Издание —...?

а) типография, б) рассказ, в) журнал, г) газета «Известия», д) ре­дакция.

58. Горы — перевал. Река —...?

а) лодка, б) мост, в) брод, г) паром, д) берег.

59. Кожа — осязание. Глаз —...?

а) освещение, б) зрение, в) наблюдение, г) взгляд, д) смущение.

60. Грусть — настроение. Гнев —...?

а) печаль, б) ярость, в) страх, г) аффект, д) прощение.

Упражнение 4. Способность к счету

Инструкция. «Теперь вам предлагается решить 20 арифметических задач».

Образец решения.

Книга стоит 25 руб. Сколько стоят три книги? Ответ: 75 руб. Засеки­те время и приступайте к выполнению задания».

На это задание испытуемому отводится 10 минут. Измеряется ло­гическая способность ума оперировать количественными величина­ми (способность к счету).

Список арифметических задач (упражнение 4):

61. У мальчика было 100 рублей, из них он истратил 35 руб. Сколько
рублей у него осталось?


72 Раздел 2. Психология личности спортсмена и тренера

62. Сколько километров проедет машина за 9 часов, если она едет со

скоростью 70 км в час? 63.15 ящиков с фруктами весят 280 кг, а каждый пустой ящик весит

3 кг. Сколько весят фрукты? 64.6 человек выкопают канаву за 72 дня. За сколько дней выкопают ту

же канаву 18 человек? 65.3 шариковые ручки стоят 5 рублей. Сколько таких ручек можно

приобрести на 60 рублей?

66. Мальчик пробежал 1,5 м за У4 секунды. Какое расстояние он пробе­жит за 10 секунд?

67. Дерево находится в 20 м севернее дома, а дом расположен в 15 м се­вернее пруда. Каково расстояние от дерева до пруда?

68.3,5 м материи стоит 70 руб. Сколько стоит 2,5 м той же материи? 69. Четверо рабочих выполнили работу за 90 дней. Сколько нужно ра­бочих, чтобы закончить ту же работу за полдня?

70.48-сантиметровая проволока, нагреваясь, удлиняется до 56 см. Ка­кова будет длина 72-сантиметровой проволоки после нагревания?

71. В мастерской за 8 часов делают 280 стульев. Сколько стульев изго­товит мастерская за У5 часа?

72. Сплав составляют из двух частей серебра и трех частей олова. Сколько граммов олова потребуется для получения 15 г сплава?

73. Миша зарабатывает в день 300 руб, а Гриша — 500 руб. Вместе они заработали 12 000 руб. Сколько рублей заработал Миша?

74. За одно и то же время первый ткацкий цех выпустил 60 м материи, а второй — 40 м. Сколько материи изготовит второй цех к тому вре­мени, когда первый наткет 90 м?

75. Вася отдал восьмую часть своих денег на почтовые марки и в три раза больше на бумагу, после чего у него осталось 8 рублей. Сколь­ко денег у него было до покупки?

76.43 стакана упакованы в 2 ящика. В первый ящик вошло на 9 стака­нов больше, чем во второй. Сколько стаканов находится в первом ящике?

77. Кусок ткани длиной 60 м разрезали на 2 части так, что одна из них составляет 2/3 другой. Какова длина большего отрезка?

78. Завод вывез 3/4 своей продукции на экспорт, а '/3 продал внутри стра­ны. Какой процент продукции остался на складе завода?


Тема 1. Изучение интеллектуальных свойств занимающихся спортом 73

79. Вино, заполняющее 6/, объема бочки, стоит 7200 рублей. Сколько стоит полбочки вина?

80. В одной семье у каждой дочери равное число братьев и сестер, а у каждого сына сестер в два раза больше, чем братьев. Сколько в се­мье дочерей?

Упражнение 5. Способность к нахождению закономерности

Данное упражнение состоит из ряда чисел, которые расположены ря­дами (20 рядов) в определенном порядке. Испытуемому предъявля­ется список этих рядов для выявления закономерности их располо­жения.

Инструкция. «Вашей задачей является выявить закономерность, по которой построен ряд чисел, и найти то число, которое продолжает данный ряд в соответствии с выявленной вами закономерностью.

Образец решения.

2 4 6 8 10 12 14...?(16)

В этом ряду каждое число на две единицы больше предыдущего, следовательно, ответом является следующее число, которое должно быть 16. Но... ВНИМАНИЕ! В некоторых рядах чисел, представлен­ных списком, вам придется не только сопоставлять цифры, но также умножать и делить. Не забудьте, что в протоколе опыта нельзя делать никаких повторных пометок! Написав ответ, переходите к следующе­му ряду цифр. Если вам понятно задание, засеките время и присту­пайте к его выполнению».


74 Раздел 2. Психология личности спортсмена и тренера


Тема 1. Изучение интеллектуальных свойств занимающихся спортом 75


 
 


На это упражнение испытуемому отводится 10 минут. Измеряется способность ума сравнивать величины, находить количественную за­кономерность (поиск и нахождение закономерности).




 


76 Раздел 2. Психология личности спортсмена и тренера

Завершение задания. Если данное задание выполнялось в учебных целях, то преподаватель должен сориентировать студентов в литера­туре по проблемам изучения интеллектуальных способностей людей в различных видах профессиональной деятельности. Если же данное задание было выполнено в научно-исследовательских целях, испы­туемый должен знать его результаты, экспериментатор должен дать свои рекомендации испытуемому.

Задание 2. Изучение профиля мышления спортсменов1

Вводные замечания. Мышление представляет собой обобщенную и опосредованную внутренним миром человека форму информацион­ного взаимодействия с окружающей действительностью и устанавли­вающую связи и отношения между познаваемыми объектами.

Тип мышления — это индивидуальный способ аналитико-синтети-ческого преобразования информации. Независимо от типа мышления человек может характеризоваться определенным профилем мышления.

Профиль мышления конкретного человека отображает доминирую­щие способы умственной переработки информации на основе прису­щих ему типов мышления и уровень его креативности (творческий потенциал) как субъекта.

Профиль мышления может быть определен на основе выявления типов мышления и креативности, которые человек привык или скло­нен проявлять в своей учебной, трудовой и бытовой деятельности. Профиль мышления является важнейшей личностной характеристи­кой человека, определяющей продуктивность его деятельности, его склонности, интересы и профессиональную направленность.

Цель данного задания — определение профиля мышления на основе измерения базовых типов мышления и уровня креативности. В пси­хологии выделяют 4 базовых типа мышления и их обобщенный син­тетический тип — креативность. В какой мере базовые типа мышле­ния и креативность присущи людям, занимающимся спортом?

Упражнение 1. Знакомство с типами мышления

Инструкция. «Прочтите характеристики возможных типов мышления человека и определите: преимущественно к какому типу мышления вы тяготеете больше, к какому меньше? Взяв за 100% все 5 вариантов,

Ганзен В. А., Малышев К. Б., Огинец Л. В. Профиль мышления // Практикум по психо­логии профессиональной деятельности. — СПб.: Питер, 2001. — С. 159-164.


Тема 1. Изучение интеллектуальных свойств занимающихся спортом 77

попытайтесь оценить и распределить в процентах, в какой степени пред­ставленные типы мышления и креативность присущи вам?»

1. Предметное мышление. Неразрывно связано с предметом в про­странстве и времени. Преобразование информации осуществляется с помощью предметных действий. Существуют физические ограниче­ния на преобразование. Операции выполняются только последова­тельно. Результатом является мысль, воплощенная в двигательных дей­ствиях, в сознании новой конструкции и т. п. Этим типом мышления обладают люди с практическим складом ума.

2. Образное мышление. Отделено от предмета в пространстве и вре­мени. Преобразование информации осуществляется с помощью дей­ствий с образами и воображаемыми картинами. Нет физических огра­ничений на преобразование. Операции можно осуществлять последо­вательно и одновременно. Результатом является мысль, воплощенная в картине, в произведении художественной деятельности, в новом ри­сунке, в двигательном образе, в картине из движений и материальных действий. Этим мышлением обладают люди с художественным скла­дом ума.

3. Логическое мышление. Преобразование информации осуществ­ляется с помощью умозаключений. Их смыслы объединяются в более крупные и целостные знаковые и логические единицы по правилам единой грамматики. Результатом является мысль в форме понятия или высказывания, фиксирующего существенные отношения между обозначаемыми предметами. Этим мышлением обладают люди с фи­лософским и логическим складом ума.

4. Символическое мышление. Преобразование информации осуще­ствляется с помощью правил манипуляции с символами, числами и геометрическими фигурами (в частности, алгебраических, геометри­ческих правил или арифметических знаков и операций). Результатом является мысль, выраженная в виде структур и формул, фиксирующих существенные отношения между символами. Этим мышлением обла­дают люди с математическим складом ума.

5. Креативность. Это способность человека к синтетическому ти­пу мышления, обладающему свойствами вышеприведенных 4 базо­вых типов мышления, плюс иррациональное мышление (вопреки всем


78 Раздел 2. Психология личности спортсмена и тренера

правилам). Креативность проявляется в конструктивном и нестан­дартном решении трудно решаемых задач, что особенно важно для творчества ученых, для организации поведения человека в экстре­мальных условиях профессиональной или спортивной деятельности, в ситуациях дефицита информации, в чрезвычайных ситуациях вы­живания и др.

Упражнение 2. Определение профиля мышления

Методика работы.

Первый вариант: экспериментатор сам зачитывает утверждения, а ис­пытуемые в протоколе опыта отмечают свое согласие или несогласие с вопросом в графе рядом с номером утверждения соответственно знаками «+»или «-».

Инструкция. Перед вами список вопросов, характеризующих ваши при­вычки, склонности и интересы. Отмечайте в протоколе опыта свое со­гласие с вопросом («да») знаком «+», свое несогласие с вопросом («нет»)знаком «-».


Тема 1. Изучение инт еллектуальных свойств занимающихся спортом 79




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 843; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.11 сек.