Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кто выигрывает




Скидки

Скидки, премии и товарооборот

Итоги

Риск — важнейшая и неотъемлемая часть бухгалтерской работы. С риском бухгалтер сталкивается постоянно, риск должен быть все­гда в его рассуждениях, но беда в том, что не все бухгалтеры до­гадываются об этом. Точно так же, как господин Журден не знал, что он всю жизнь говорил прозой.

Бухгалтер может догадаться о роковой роли риска в своей судьбе, только оказавшись без работы.

Факты предоставления скидок широко распространены в ком­мерческой практике. Это условия коммерческих договоров, кото­рые как зеркало отражают текущую конъюнктуру рынка. Имен­но поэтому практика предоставления скидок сложно формализу­ется в определенный набор возможных вариантов, она все время меняется. Именно поэтому бухгалтерский учет предоставления скидок предусматривает весьма разнообразный набор методоло­гических решений этой учетной задачи. Многие из этих вариан­тов весьма спорны. Каждый из них, как правило, отражает только часть аспектов хозяйственной реальности. Свои взгляды на методологию отражения фактов предоставления и получения скидок в бухгалтерском учете в данной статье представляет вниманию читателей профессор Ярослав Вячеславович Соко­лов (1938–2010).

Старое слово товарооборот исчезает из нашего языка Вместо него чаще всего говорят «объем продаж», «выручка». Есть и еще сино­нимы. Но в данном случае речь пойдет об оптовых покупках и продажах. (Любопытно, что слово товарооборот относили только к продажам.)

Чтобы стимулировать продажи, администрация продавца в усло­виях рыночной экономики часто предоставляет покупателю скид­ки. Они разнообразны, но преобладают два типа, о которых и хо­чется поговорить:

· с объема покупки — чем больше купишь, тем меньше запла­тишь; но покупки бывают разовые, тогда с ценой за единицу товара легко разобраться, но большей частью преобладают покупки на срок, т. е., если к определенной дате выберешь оговоренный объем, то и заплатишь меньше, чем предусмат­ривал договор. Но пока этого объема не достигнешь, платишь общую цену без скидки;

· за оплату до оговоренного срока, т. е. если надо, например, оплатить счет в течение месяца, а счетополучатель оплачива­ет раньше, то поставщик предоставляет скидку и покупатель платит меньше. (Обратите внимание, как воплощается в жизнь афоризм «Время — деньги». Время имеет свою цену.)

Эти скидки — нормальная коммерческая практика. Запретите ее — и многое в жизни станет более трудным. Но нас интересуют про­блемы бухгалтерского учета.

Рассмотрим первый случай: привезли партию товаров, цены про­ставлены, но по каким ценам придется платить, бухгалтер не знает и администрация не знает тоже, но даже, если она думает, что зна­ет, это не обязательно предполагает, что именно так она и посту­пит. Спрашивается, что ему, бухгалтеру, делать?

Логически возможны два варианта: или все записать по общим ценам, или же по ценам, уменьшенным на оговоренные скидки. Выбор очевиден: если преобладают разовые расчеты, то вопросов не возникает — бухгалтер приходует по фактически возникающим ценам. Но если предусматривается накопление объема покупок, то следует обратиться к практике. Тут все зависит от того, как часто администрация пользуется скидками. Если редко, то естест­венно следует в учетной политике предусмотреть общие цены без скидок — цены брутто, если часто, то учет предпочтительнее вести в ценах нетто, без скидок.

Сказать это, конечно, легче, чем сделать: в одном месяце склады­вается одно положение, в другом другое, но направление теорети­ческой мысли предполагает два возможных решения, каждое из которых надо считать неудовлетворительным.

Оприходованные ценности покупатель учитывает по цене брутто.

Оценка многих товаров оказывается выше себестоимости, а кредиторская задолженность несколько преувеличенной. Только после оплаты этот изъян может быть преодолен. Од­нако основная проблема возникает тогда, когда товары надо оприходовать в одном отчетном периоде, а роль скидки про­явится в другом. Во всех случаях необходимо товары показать по цене нетто, но когда составляется отчетность за один от­четный период, то неизвестно, будут ли признаны скидки в сле­дующем. Правда, события после отчетной даты частично по­зволяют преодолеть эту трудность, но все равно она остается значительной. Но многие даже считают отмеченный недос­таток преимуществам, так как он почти официально позволя­ет «приукрасить» финансовое положение фирмы. Но при же­лании и это «преувеличение» можно откорректировать, введя специальный регулирующий счет.

Оприходованные ценности покупатель отражает по цене нетто.

Это вполне соответствует бухгалтерскому принципу консер­ватизма. Здесь заранее принимается решение, что будет упла­чено меньше цены брутто. Но это будет правильно во всех случаях, когда подобное условие выполняется. А его редко можно соблюдать всегда. Поэтому во всех случаях, когда потом пла­тят по полной цене, получается некоторая нелогичность запи­сей. В кредит счета «Расчеты с поставщиками и подрядчика­ми» записывают только цену нетто, а разницу с реально упла­ченной ценой брутто приходится отнести на счет «Прибылей и убытков». А на счетах «Товары» и «Продажи» себестои­мость остатков и реализованной товарной массы оказывается заниженной.

И точно так же, как в предыдущем случае, возникают проблемы с отчетным периодам. Приведенные записи исправляют допу­щенные искажения, но уже в последующие отчетные периоды. И тут остается напомнить классический случай, рассмотрен­ный великим философам Фомой Аквинским (1225–1274). Он изучал вопрос «Может ли бог сделать недевушку вновь девуш­кой», и ответил «Да! Может», но добавлял: «даже Бог, при всем его всемогуществе, не может сделать бывшее небывшим. В данном случае можно ввести транзитный счет и сум­му переплаты со счетов денежных средств перевести на этот счет, а с него уже можно будет списывать подобные суммы на счет «Прибылей и убытков».

Выигрывают от применения подобных скидок, прежде всего, крупные розничные сети магазинов. Именно они могут позволить продиктовать и цены брутто, и цены нетто, то есть последова­тельное снижение цен, но именно это создает мощный резерв для снижения розничных цен, то есть, прежде всего, от этого может больше всего выиграть все население. Производители вынуждены подчиняться и снижать цену до уровня себестоимости, мелкая розница или будет вынуждена войти в сеть, или уйти с рынка. Лучшее описание ситуации можно прочесть в романе Э. Золя «Дамское счастье».

Где что?

И тут мы приходим к самому важному вопросу: где же в этих ус­ловиях скидки и где премии?

Если получение товаров и их фактическая оплата происходят в течение одного отчетного периода, то оплата производится в слу­чае получения скидки по цене нетто, но если поступление товаров имело место в одном отчетном периоде, а оплата в другом, то в этом случае речь идет уже не о скидке, а о ее трансформации в премию. Это происходит именно потому, что нельзя сделать бывшее небывшим. В течение определенных периодов расчеты велись по ценам брутто. Перевести их в цены нетто, скажем, пу­тем сторнирования, нельзя, ибо отчетность уже составлена и представлена во все необходимые инстанции. Кроме того, обычно в таких случаях поставщик просто перечисляет нам разницу, ко­торая накопилась. Это особенно заметно при покупке в течение длительного срока большого объема товаров. Скидки за досроч­ную оплату тоже, по соглашению сторон, могут превращаться в премии, если расчеты ведутся не по каждому отдельному счету, а по группе таких счетов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.