КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Кто выигрываетСкидки Скидки, премии и товарооборот Итоги Риск — важнейшая и неотъемлемая часть бухгалтерской работы. С риском бухгалтер сталкивается постоянно, риск должен быть всегда в его рассуждениях, но беда в том, что не все бухгалтеры догадываются об этом. Точно так же, как господин Журден не знал, что он всю жизнь говорил прозой. Бухгалтер может догадаться о роковой роли риска в своей судьбе, только оказавшись без работы. Факты предоставления скидок широко распространены в коммерческой практике. Это условия коммерческих договоров, которые как зеркало отражают текущую конъюнктуру рынка. Именно поэтому практика предоставления скидок сложно формализуется в определенный набор возможных вариантов, она все время меняется. Именно поэтому бухгалтерский учет предоставления скидок предусматривает весьма разнообразный набор методологических решений этой учетной задачи. Многие из этих вариантов весьма спорны. Каждый из них, как правило, отражает только часть аспектов хозяйственной реальности. Свои взгляды на методологию отражения фактов предоставления и получения скидок в бухгалтерском учете в данной статье представляет вниманию читателей профессор Ярослав Вячеславович Соколов (1938–2010). Старое слово товарооборот исчезает из нашего языка Вместо него чаще всего говорят «объем продаж», «выручка». Есть и еще синонимы. Но в данном случае речь пойдет об оптовых покупках и продажах. (Любопытно, что слово товарооборот относили только к продажам.) Чтобы стимулировать продажи, администрация продавца в условиях рыночной экономики часто предоставляет покупателю скидки. Они разнообразны, но преобладают два типа, о которых и хочется поговорить: · с объема покупки — чем больше купишь, тем меньше заплатишь; но покупки бывают разовые, тогда с ценой за единицу товара легко разобраться, но большей частью преобладают покупки на срок, т. е., если к определенной дате выберешь оговоренный объем, то и заплатишь меньше, чем предусматривал договор. Но пока этого объема не достигнешь, платишь общую цену без скидки; · за оплату до оговоренного срока, т. е. если надо, например, оплатить счет в течение месяца, а счетополучатель оплачивает раньше, то поставщик предоставляет скидку и покупатель платит меньше. (Обратите внимание, как воплощается в жизнь афоризм «Время — деньги». Время имеет свою цену.) Эти скидки — нормальная коммерческая практика. Запретите ее — и многое в жизни станет более трудным. Но нас интересуют проблемы бухгалтерского учета. Рассмотрим первый случай: привезли партию товаров, цены проставлены, но по каким ценам придется платить, бухгалтер не знает и администрация не знает тоже, но даже, если она думает, что знает, это не обязательно предполагает, что именно так она и поступит. Спрашивается, что ему, бухгалтеру, делать? Логически возможны два варианта: или все записать по общим ценам, или же по ценам, уменьшенным на оговоренные скидки. Выбор очевиден: если преобладают разовые расчеты, то вопросов не возникает — бухгалтер приходует по фактически возникающим ценам. Но если предусматривается накопление объема покупок, то следует обратиться к практике. Тут все зависит от того, как часто администрация пользуется скидками. Если редко, то естественно следует в учетной политике предусмотреть общие цены без скидок — цены брутто, если часто, то учет предпочтительнее вести в ценах нетто, без скидок. Сказать это, конечно, легче, чем сделать: в одном месяце складывается одно положение, в другом другое, но направление теоретической мысли предполагает два возможных решения, каждое из которых надо считать неудовлетворительным. Оприходованные ценности покупатель учитывает по цене брутто. Оценка многих товаров оказывается выше себестоимости, а кредиторская задолженность несколько преувеличенной. Только после оплаты этот изъян может быть преодолен. Однако основная проблема возникает тогда, когда товары надо оприходовать в одном отчетном периоде, а роль скидки проявится в другом. Во всех случаях необходимо товары показать по цене нетто, но когда составляется отчетность за один отчетный период, то неизвестно, будут ли признаны скидки в следующем. Правда, события после отчетной даты частично позволяют преодолеть эту трудность, но все равно она остается значительной. Но многие даже считают отмеченный недостаток преимуществам, так как он почти официально позволяет «приукрасить» финансовое положение фирмы. Но при желании и это «преувеличение» можно откорректировать, введя специальный регулирующий счет. Оприходованные ценности покупатель отражает по цене нетто. Это вполне соответствует бухгалтерскому принципу консерватизма. Здесь заранее принимается решение, что будет уплачено меньше цены брутто. Но это будет правильно во всех случаях, когда подобное условие выполняется. А его редко можно соблюдать всегда. Поэтому во всех случаях, когда потом платят по полной цене, получается некоторая нелогичность записей. В кредит счета «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» записывают только цену нетто, а разницу с реально уплаченной ценой брутто приходится отнести на счет «Прибылей и убытков». А на счетах «Товары» и «Продажи» себестоимость остатков и реализованной товарной массы оказывается заниженной. И точно так же, как в предыдущем случае, возникают проблемы с отчетным периодам. Приведенные записи исправляют допущенные искажения, но уже в последующие отчетные периоды. И тут остается напомнить классический случай, рассмотренный великим философам Фомой Аквинским (1225–1274). Он изучал вопрос «Может ли бог сделать недевушку вновь девушкой», и ответил «Да! Может», но добавлял: «даже Бог, при всем его всемогуществе, не может сделать бывшее небывшим. В данном случае можно ввести транзитный счет и сумму переплаты со счетов денежных средств перевести на этот счет, а с него уже можно будет списывать подобные суммы на счет «Прибылей и убытков». Выигрывают от применения подобных скидок, прежде всего, крупные розничные сети магазинов. Именно они могут позволить продиктовать и цены брутто, и цены нетто, то есть последовательное снижение цен, но именно это создает мощный резерв для снижения розничных цен, то есть, прежде всего, от этого может больше всего выиграть все население. Производители вынуждены подчиняться и снижать цену до уровня себестоимости, мелкая розница или будет вынуждена войти в сеть, или уйти с рынка. Лучшее описание ситуации можно прочесть в романе Э. Золя «Дамское счастье». Где что? И тут мы приходим к самому важному вопросу: где же в этих условиях скидки и где премии? Если получение товаров и их фактическая оплата происходят в течение одного отчетного периода, то оплата производится в случае получения скидки по цене нетто, но если поступление товаров имело место в одном отчетном периоде, а оплата в другом, то в этом случае речь идет уже не о скидке, а о ее трансформации в премию. Это происходит именно потому, что нельзя сделать бывшее небывшим. В течение определенных периодов расчеты велись по ценам брутто. Перевести их в цены нетто, скажем, путем сторнирования, нельзя, ибо отчетность уже составлена и представлена во все необходимые инстанции. Кроме того, обычно в таких случаях поставщик просто перечисляет нам разницу, которая накопилась. Это особенно заметно при покупке в течение длительного срока большого объема товаров. Скидки за досрочную оплату тоже, по соглашению сторон, могут превращаться в премии, если расчеты ведутся не по каждому отдельному счету, а по группе таких счетов.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |