Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Список рекомендованной литературы. 1. Педагогика: Учеб. пособие / А.Г




1. Педагогика: Учеб. пособие / А.Г. Шебуняев и др. 2-е изд., испр. и доп. Тамбов: Изд-во ТТУ, 1999.

2. Наш проблемный подросток: Учеб. пособие. СПб.: Союз, 1998.

3. Нравственно-этическая подготовленность учителя в системе непре­рывного педагогического образования. Научно-методические реко­мендации. Тамбов: Изд-во ТТУ, 1994.

6.4. Пути оптимизации работы школы, учреяедений культуры и семьи в процессе организации досуга подростков

Для оптимизации процесса взаимодействия семьи, школы и учреждений социально-культурной сферы в формировании куль­туры досуга подрастающего поколения необходимо полноценно включить семью в воспитательно-образовательную систему. Де­ло это не простое, ведь сейчас почти утрачены идеи народной педагогики, заботы о воспитании, рожденные народной мудро­стью, а знания родителями основ теории современного воспита­ния невелики и бессистемны.


Активное участие учреждений социально-культурной сферы и школы в организации семейного досуга, как показывает прак­тика, позволяет смотреть на досуговую деятельность как важный фактор преодоления социальной пассивности некоторой части семей, нейтрализации внутрисистемных конфликтов, восстанов­ления дефицита взаимного доверия, создание благоприятных возможностей для реализации множества альтернативных, в том числе домашних, видов досуга.

Основными задачами совместной деятельности семьи, шко­лы и учреждений культуры по организации досуга подрастаю­щего поколения всегда являлись:

• формирование гармонически развитой личности;

• нравственное, эстетическое и физическое совершенство­вание подростков;

• удовлетворение духовных запросов подростков и разви­тие их творческих способностей.

Но, к сожалению, данные исследования, проведенные ка­федрой социально-культурной деятельности ТГУ им. Г.Р. Дер­жавина в 1999 году свидетельствуют, что большинство культурно-досуговых учреждений в своей работе нацелены не на активное взаимодействие с семьей и школой.

В настоящее время существует большое количество внешко­льных учреждений (студий, клубов юных техников, станций юных туристов и многое др.). которые ориентируются только на детей, а центры культуры и досуга проводят мероприятия в ос­новном для молодежи и взрослых. Театры ставят спектакли или для детей, или для взрослых. Это вряд ли является социально и педагогически оправданным в современных условиях. Усилия учреждений культуры и школы должны быть направлены, преж­де всего, на семью как коллектив, на организацию совместной социально-ориентированной досуговой деятельности родителей и детей - в этом одно из необходимых условий оптимизации та­кой работы.

Формы работы учреждений социально-культурной сферы и школы с семьей могут быть самые разнообразные. Так, напри­мер, в подростковых клубах города Тамбова стали традицион­ными семейные праздники, семейные вечера, индивидуальные


формы обогащаются новым содержанием, опираются на интере­сы семьи. Большое распространение получила организация тра­диционных форм семейного досуга в русском народном стиле: молодецкие игры, ярмарки, русские посиделки, кружки приклад­ного творчества для детей и взрослых - «Умелые руки», изобра­зительного искусства, фольклорные ансамбли и оркестры народ­ных инструментов. Решению проблемы дефицита общения роди­телей и детей должны способствовать клубы семейного обще­ния, клубы по интересам, театры кукол и актера, библиотеки и другие центры. А в основе деятельности Тамбовского городского Центра по работе с детьми и молодежью является программа «Взрослые и дети», которая включает в себя множество разнооб­разных экспериментальных программ, среди которых наиболее популярны «Мир красотой спасется», «Я для России», «Мило­сердие и забота», «Познай себя и узнаешь мир людей».

Основная цель программы «Взрослые и дети» - акцентиро­вать внимание детей и родителей на целесообразность совмест­ного времяпровождения. Ведущими направлениями данной про­граммы являются:

• нравственное и духовное возрождение семьи;

• социально-психологическая реабилитация семьи;

• личностная реабилитация подростков;

• обновление подхода к организации совместного досуга взрослых и детей;

• формирование здорового образа жизни.

Интересно отметить, что осуществление программы проходит на основе тесного взаимодействия различных социально-культур­ных институтов на базе подростковых клубов, куда постоянно хо­дят как дети, так и взрослые. Только за 1-е полугодие 2000 года при учете ежедневного посещения всех 28 подростковых клубов города, общий охват подростков и взрослых составил 71265 человек.

В настоящее время все чаще создаются и становятся попу­лярными конференции отцов, мужские клубы, встречи, консуль­тации, беседы медиков, психологов, педагогов, совместный труд в мастерских, походы, экскурсии и т.д.

Ценность культурно-досуговых форм по работе с семьей за­ключается в том, что в них активно включаются такие механиз-


мы общения, как: дети и дети, семья - дети, семья - семья, дети -подростки - взрослые. Эти контакты придают процессу общения особую привлекательность и задушевность. Возможность об­щаться взрослым вместе с детьми создает благоприятный психо­логический микроклимат в семье и укрепляет ее устои.

Эффективность использования социального потенциала се­мьи в большой степени зависит от уровня педагогической куль­туры родителей. Повышению его способствуют усилия школы, социальных служб, клубных учреждений, библиотек и других центров. Сегодня педагогически оправданной остается идея объ­единения усилий всех социально-культурных институтов в педа­гогическом просвещении родителей. Необходимо создавать службы психологической помощи не только подросткам, но и семьям. К их работе могут быть привлечены учителя школ, со­циальные педагоги, воспитатели дошкольных учреждений, пси­хологи, медики, юристы, работники внешкольных учреждений, преподаватели и студенты вузов.

В организации досуга необходимо использовать те формы работы, которые наиболее популярны у населения и в которых есть потребность. Задача состоит в том, чтобы направить эти формы общения в социально ценное русло, способствующее воспитанию культуры. Нужно подумать, как это сделать в каж­дом клубе конкретно, с учетом традиций, нравов, привычек, ха­рактерных для данной местности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.