Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История возникновения и развития когнитивной терапии




Жизнь ушла на то, чтобы доказать, что психотерапия работает

А.Бек

Когнитивно-ориентированная терапия включает более 20 систем и модификаций, в основе которых лежат: рационально-эмотивная терапия Альберта Эллиса (Albert Ellis, 1913 - 2007) и когнитивная терапия Аарона (Темкина, Тима) Бека (Aaron T. Beck, 1921).

В рационально-эмотивной терапии А. Эллиса главной промежуточной переменной являются рациональные и иррациональные когниции. В когнитивной терапии А. Бека определяющей переменной между стимулом и реакцией являются реалистичные и нереалистичные когниции. Оба автора признают связь когнитивных и эмоционально-поведенческих пе

Аарон Бек (р. 1921 г.) ременных при доминирующем значении первых. С их точки

зрения, центром воздействия психотерапии должны быть промежуточные когнитивные переменные.

А. Бек определяет когнитивную терапию как краткосрочный вид психотерапевтического воздействия для обнаружения и последующего исправления ригидно-устойчивой связи между привычными мыслительными ошибками и психопатологией.

Основные положения когнитивной психотерапии были сформулированы Аароном Беком независимо от Альберта Эллиса, который в 50-е гг. ХХ в. разработал метод рационально-эмоциональной психотерапии. Как самостоятельное направление когнитивная психотерапия сформировалась позже – в 60-е гг. ХХ в.

Основатель когнитивной терапии Аарон Бек родился в 1921 г. в Провиденсе, штат Род-Айленд, США. Мать А. Бека – жена иммигранта из России - чувствовала себя плохо и подавленно на своей новой родине, да и у самого юного Аарона также развилась огромная тревога ко всему имеющему отношение к медицине после того, как ему пришлось часто посещать больницу после инфицированного перелома предплечья. У него появилась эфирофобия. «Я упорно пытался преодолеть тревогу, и в значительной мере мне это удалось. Позднее начал изучать медицину. Вероятно, это отчасти было своеобразной терапией моей медицинской фобии».

Во время учебы он хотел стать неврологом, но в 40-е годы соприкоснулся с психиатрией. Его охватило чувство безнадежности: тяжелые психиатрические пациенты тихо увядали по причине отсутствия подходящего для них лечения. «Их кололи до потери сознания, делали им электрошок, или они превращались в зомби в результате лоботомии. Я подумал, что должно быть что-то лучше, чем это».

В университете Брауна, где он учился, А. Бек был главным редактором газеты и удостоился нескольких наград. После того, как в 1942 году он получил диплом с отличием, А. Бек начал медицинскую карьеру в Йельской школе медицины, которую закончил в 1946 году, получив степень доктора медицинских наук. Интернатуру он проходил на кафедре патологии в больнице Род-Айленда. В то время единственной альтернативой был психоанализ, при котором в ходе продолжительной по времени и частой терапии (пять раз в неделю) анализировалось формирование психики в детском возрасте. Бек, уже будучи психиатром, прошел и это. «Мои затраты были компенсированы. Мне было достаточно вести пару пациентов в течение нескольких лет, и проблем с доходом не было. Я получал достаточно средств, чтобы содержать семью».

Но психоанализ Бека не удовлетворял. С его точки зрения, не хватало научных доказательств его действенности. Бек выступил с предложением научного исследования эффективности психоанализа. Последовала буря негодования от профессиональной ассоциации. Бек писал, что сам факт того, что я пожелал провести научное исследование, был воспринят как симптом моего неблагополучия. Де, мой собственный психоанализ, через который проходит каждый начинающий психоаналитик, не очень удался. И мне просто следовало пройти его заново.

И все же помимо психоанализа, Бек начал экспериментировать с терапией, нацеленной на «здесь и сейчас», а не на детство пациента. Это была терапия, которая пыталась найти практическое решение конкретных проблем пациентов и фокусировалась на тех мыслях, которые были причиной нежелательных эмоций, поведения и чувств. «И это получилось. Пациенты, которым, как мне казалось, требовалась продолжительная терапия, через десять-двенадцать сеансов говорили мне «Спасибо, доктор, депрессия уже не так меня беспокоит. Дальше я уже могу обойтись самостоятельно». А я еще даже не дошел до их личности... Так что вместо получения гарантированного дохода я смотрел, как мои пациенты уходили после десяти сеансов терапии».

Бек понял, что у него в руках был важный метод терапии, и он начал ему обучать по месту работы в Университете штата Пенсильвания. Он разработал протокол стандартизованной терапии. «Но сам я никогда не был на 100% уверен, что обучил студентов внимательно оценивать данные и собирать свидетельства и доказательства». Наконец в 60-е годы его метод стал частью клинического исследования, в ходе которого сравнивалась эффективность психотерапии и фармакотерапии.

К удивлению критически настроенных исследователей, которые хотели доказать, что доступные в то время лекарства были эффективнее психотерапии, результаты показали обратное. Сразу резко возрос интерес к методу. Начались исследования эффективности когнитивной терапии при самых разных психических расстройствах, и резко возросло количество терапевтов, использовавших этот метод.

. В 1954 году А. Бек стал профессором психиатрии в Пенсильванском университете. С 1959 года изучал психопатологию депрессии, самоубийств, тревожно-фобических и панических расстройств, алкоголизма, наркозависимости и расстройств личности. Аарон А. Бек и его сотрудники разработали известные диагностические тесты для измерения уровня депрессии и склонности к суицидальному поведению:

- шкала депрессии Бека (Beck Depression Inventory),

- шкалы суицидального мышления (Scale for Suicide Ideation),

- суицидального намерения (Suicide Intent Scale) и

- шкала безнадежности (Hopelessness Scale).

А. Беком опубликовано около 400 статей и 14 книг. В своих монографиях "Когнитивная терапия и эмоциональные расстройства" (Cognitive Therapy and Emotional Disorders, 1967) и "Когнитивная терапия депрессии" (Cognitive Therapy of Depression, 1979) А. Бек заявляет о когнитивной терапии как о принципиально новом подходе, отличающемся от традиционной психиатрии, психоанализа и поведенческой терапии.

Только в 70-е годы Бек разработал, на основании бихевиоризма и условно-рефлекторного закрепления, теорию, объясняющую действенность когнитивной поведенческой терапии. «Сейчас уже очевидно, что когнитивная поведенческая терапия помогает почти при всех психических расстройствах – при депрессии, тревоге, агрессии, личностных расстройствах. У меня иногда появлялось ощущение, что я подобен коммивояжеру, который продает некое универсальное средство. Какой-нибудь «змеиный жир»…

Когнитивная терапия А. Бека применяется в различных условиях (амбулаторных и клинических) и формах (индивидуальной, групповой, супружеской, семейной). Она используется как в краткосрочном варианте (например, 15-20 сеансов при лечении тревожных расстройств), так и в долгосрочном (1-2 года в случае личностных расстройств).

Когнитивная терапия изучается практически во всех центрах по обучению когнитивно-бихевиоральной терапии, как один из важнейших современных подходов к лечению различных расстройств. Существуют также центры, в которых обучают исключительно когнитивной психотерапии А. Бека. Наиболее известным обучающим центром является Институт когнитивной терапии и исследований Бека в Филадельфии. Президентом центра является профессор А. Бек, директором Института – его дочь Дж. Бек, автор одного из наиболее популярных практических руководств по психотерапии.

 

Основные разделы и категории концепции

1) Уровни когнитивной обработки, схемы и неадаптивные (автоматические) мысли. В когнитивном консультировании А. Бека клиенты рассматриваются как несовершенные машины (процессоры), предназначенные для обработки информации. У людей могут протекать первичные когнитивные процессы и когнитивные процессы более высокого уровня. Личность формируется когнитивными схемами (устойчивыми когнитивными структурами), которые представляют собой базовые (базальные) убеждения (позиции).

Они могут быть адаптивными или дисфункциональными, начинают формироваться в детстве на основе личного опыта и идентификации со значимыми другими; влияют на формирование убеждений, ценностей, позиций, правил, идей, концепций отношения к себе, другим, миру.

Базовые (базисные, ядерные) убеждения (предположения, правила, позиции, идеи, концепции, конструкции, конструкты) представляют собой глубинные мировоззренческие установки, являются основой возникновения автоматических мыслей.

Например, в основе автоматической мысли "Я не могу разговаривать с красивыми женщинами" может лежать базовое убеждение "Я никчемный человек".

Одно убеждение может быть основой нескольких автоматических мыслей. Базовые убеждения могут быть: адаптивными и неадаптивными, позитивными и негативными, универсальными и идиосинкразическими. Базовые убеждения складываются в раннем детстве преимущественно из опыта отношений с родителями, по механизму эмоционального запечатления, импринтинга. Базовые убеждения формируют обыденную философию жизни, ложатся в основу жизненных сценариев, создают призму, искажающую восприятие событий, тяготеют к постоянному самоподкреплению и сопротивляются изменениям.

Выделяют три основные группы неадаптивных (дисфункциональных) базовых убеждений:

- убеждения, связанные с принятием: "У меня есть изъян, поэтому я не желанный";

- убеждения, связанные с компетентностью «Я - неполноценный";

- убеждения, связанные с контролем "Я не могу осуществлять контроль".

Пример базового убеждения: - "Я никогда не буду счастливым, если не стану знаменитым". Из этого убеждения делается вывод: - "Раз я не стал знаменитым, значит, потерпел неудачу. Я не добился единственной вещи, которая что-то стоит. Я неудачник. Продолжать бессмысленно. С таким же успехом можно покончить с собой". Но если человек проверит начальное убеждение, то заметит, что не принял во внимание другие виды удовлетворения, кроме славы.

Мысли, мешающие справиться с жизненными ситуациями, вызывающие внутреннюю дисгармонию и болезненные эмоциональные реакции, Бек называет неадаптивными, автоматическими мыслями. Например, если человек реагирует страхом на стук в дверь («это грабитель»), то в основе такого логического вывода и эмоциональной реакции (страха) может лежать малоосознаваемое убеждение «все люди опасны».

Автоматические мысли характеризуются:

- устойчивостью,

- слабой осознанностью,

- относительно трудной доступностью.

Автоматические мысли появляются очень быстро как готовые решения, как бы сами по себе, спонтанно, рефлекторно, непроизвольно, не являются результатом обдумывания и приводятся в движение обстоятельствами, выступают между стимулом и эмоциональными или поведенческими реакциями человека, человек не прилагает усилий, чтобы их вызвать, но "выключить" их сложно. Автоматические мысли основываются на более глубоких базовых убеждениях (схемах). Например, за убеждением: «Я ответственен за счастье других» может скрываться другое, более ранящее убеждение – «Я ничего из себя не представляю, я не нужен другим людям. Чтобы быть принятым и/или нужным, я должен служить другим, жить ради них!».

2) Когнитивные искажения. Бек описывает следующие виды искажений – когнитивных ошибок, которые допускаются при обработке информации и мешают логично мыслить.

1. Произвольные заключения. Человек делает определенные выводы без опоры на факты и даже вопреки им. Так, мать, весь день посвятившая ребенку, заключает: «Я ужасная мать».

2. Избирательное (селективное) абстрагирование. Выражается в проявлении внимания к детали, вырванной из контекста, при одновременном игнорировании другой, более существенной информации. Пример избирательной абстракции: возлюбленный, который начинает ревновать, видя, что его подруга наклоняет голову к собеседнику на шумной вечеринке, чтобы лучше его слышать. Люди с тревожно-фобическими расстройствами в потоке сообщений средств массовой информации "слышат" лишь сообщения о катастрофах или убийствах.

3. Сверхобобщения - неоправданное обобщение. Выведение общего правила или заключения из одного или нескольких изолированных случаев. Пример сверхобобщения: женщина, которая после разочаровавшего ее свидания приходит к следующему выводу: «Все мужчины одинаковы. Меня всегда будут отвергать». Другие примеры: "Я все делаю неправильно", психогенная импотенция после отдельной неудачи.

4. Преувеличение и преуменьшение. Неправильная оценка, рассмотрение конкретных событий как значительно более или значительно менее важных, чем они есть на самом деле. Пример преувеличения – студент, который предрекает катастрофу: «Если я стану хоть чуть-чуть нервничать, я непременно провалюсь». Пример преуменьшения - человек, говорящий, что его неизлечимо больная мать «слегка простужена».

5. Персонализация. Наличие тенденции связывать внешние события с собой при отсутствии адекватных доказательств. Например, человек видит идущего по противоположной стороны улицы знакомого, который не замечает его приветственного помахивания, и думает: «Я, должно быть, чем-то его обидел». На психотическом уровне человек может считать, что телевизионный диктор разговаривает с ним, эпидемия в далекой стране вызвана им, все окружающие в него влюблены. На невротическом уровне: "Я его чем-то обидел", "Он чувствует ко мне отвращение", "Когда у меня что-то не получается, это очевидно для всех и привлекает всеобщее внимание", "Только я в ответе за собственные неудачи, промахи и ошибки".

6. Дихотомическое (биполярное, "черно-белое") мышление (максимализм) - причисление события или явления к одному из двух полюсов. «Черно-белое», «или – или», поляризованное мышление – все это синонимы термина «дихотомическое мышление». Это мышление, характеризующееся максимализмом. Например, студент думает: «Если я не сдам этот экзамен на «отлично», я – неудачник». Базовые убеждения: "Люди делятся на хороших и плохих", "Возможны только успех или поражение". Человек склонен мыслить крайностями, бьющими по самооценке при депрессии; по вероятности подвергнуться опасности при тревожно-фобическом, обсессивно-компульсивном расстройствах, панических атаках и других тревожных состояниях.

В своей книге «Любви никогда не бывает достаточно», в которой рассматриваются способы решения проблем, возникающих у обеспокоенных пар, Бек перечисляет еще пять часто встречающихся когнитивных ошибок, или искажений.

7. Туннельное зрение – связано с избирательной абстракцией. Люди воспринимают только то, что соответствует их настроению, хотя воспринимаемое событие может быть лишь частью гораздо более масштабной ситуации. Пример туннельного зрения – муж, который не видит ничего положительного, сделанного для него женой.

8. Пристрастные объяснения. Если отношения причиняют людям боль, они склонны приписывать друг другу отрицательные чувства, мысли и действия. Люди с готовностью допускают, что за «оскорбительными» действиями партнера скрываются злые намерения или недостойные мотивы. Например, один из партнеров может объяснить возникновение семейных проблем плохим характером другого партнера.

9. Наклеивание отрицательных ярлыков. Эта ошибка совершается на базе пристрастных объяснений. Партнеры постоянно приклеивают критические ярлыки к действиям друг друга. При этом партнеры остро реагируют на ярлыки, которые они приклеивали друг к другу (например, на такие обвинения, как «невнимательный» или «хулиган»), как будто ярлыки являются реальными вещами.

10. Чтение мыслей. Здесь могут проявляться две следующие ошибки: «Я могу узнавать, что думает мой партнер» и «Мой партнер, должно быть, способен читать мои мысли». Партнеры могут наносить вред своим отношениям, делая предположения, основанные на любой из этих ошибок.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2064; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.