Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правомерность использования «экономических» категорий при рассмотрении элитарных ориентации




Социально-психологические аналоги возникно­вения чувства элитарности

То, что можно перераспределять и даже «оттягивать» чувства и ощущения, прекрасно показано в примере, приведенном Ю.Б. Гиппенрейтер, которая предложила представить «гипотетического марсианина», разгляды­вающего людей через особые фильтры: «...если бы он мог посмотреть на людей через воображаемые «филь­тры», то увидел бы, что они «наполнены какими-то со­стояниями: гневом, радостью, ненавистью, восторгом, и что эти состояния распространяются на другие массы, заражают их, влияют на их функционирование» (Гиппен­рейтер, 1988. С. 223). Одним из таких состояний вполне может быть и чувство собственной значимости (чувство элитарности), которое также определенным образом пе­рераспределяется между людьми.

Мы уже упоминали книгу М.Е. Литвака «Психологи­ческий вампиризм», где также делается попытка обосно­вать идею «перекачивания психологической энергии» от од­ного человека к другому в различных жизненных ситуа­циях (см. Литвак, 1999).

«Оттягивание элитарности» близко к «эксплуата­торской ориентации», когда человек стремится заполу­чить благо, принадлежащее другому человеку, — по Э. Фромму (1992) или к коммуникативным «играм», ког­да люди выясняют свое превосходство и утверждают свою «родительскую позицию», — по Э. Берну (1988). Кроме того, такое «оттягивание» имеет много общего с механизмами перераспределения (изъятия, отчужде­ния) денег, описанными еще К. Марксом.

Как считают некоторые социологи, в основ'е ранних стратификации общества лежит неравенство не столько материальное, сколько «энергетическое». По мнению П.Л. Белкина, «стратегические ресурсы» первобытного общества — это родовая, магическая по своей природе сила («могущество»). «Там, где буржуазия стремится к получению прибавочной стоимости, а дворянство — к присвоению земельной ренты, вожди-аристократы со­бирают «дань уважения». Престиж в рамках так называе­мой престижной экономики есть не что иное, как «при-

бавочная личность» (цит. по Афанасьеву, 1996. С. 11 — 12). Таким образом, аристократы фактически «оттягивают» дань уважения, а сам престижэто и есть некий аккумулятор уважения («прибавочных лично­стей»)...

О правомерности такого «уточнения» элитарности говорит и то, что другие авторы при рассмотрении блиа-ких понятий также позволяют себе использовать «эко­номические» категории.

Например, Э. Берн, рассматривая эмоциональные предпосылки иллюзий и соответствующих им жизнен­ных сценариев, говорит о специфических «психологиче­ских «купонах», которые являются своеобразной «валю­той» трансакционногорэкета». При этом «психологиче­ские «купоны» чаще всего используются так же, как и коммерческие», — считает Э. Берн (Берн, 1988. С. 247). «Те, кто ждет Санта Клауса, обычно собирают компли­менты, подтверждающие их хорошее поведение или «муки», чтобы возбудить к себе сострадание, — отмечает далее Э. Берн. — Те, кто ждет смерти, «коллекциониру­ют» «купоны» вины, как бы играя со смертью, чтобы по­казать, что встретят ее с благодарностью. Иллюзии мож­но сравнить с магазинами, в которых обмениваются «ку­поны»... (Берн, 1988. С. 253).

Примечательно, что А.Менегетти, рассуждая о воз­действии современной рекламы на личность, фактиче­ски также использует экономические категории: «...вит­рины обворовывают эстетический и духовный мир всех прохожих, они открыто провоцируют, призывая людей зайти и обменять на какой-нибудь товар часть своего до­стоинства» (Менегетти, 1996. С. 43).

Как отмечала К.Хорни, «мы живем в культуре сопер­ничества и индивидуалистичности», когда одной из за­дач психолога является «оценить ту личную цену», кото­рую люди вынуждены платить за экономические и тех­нические достижения нашей культуры (Хорни, 1982. С. 103).

сомневаются в эффективности тестовой оценки челове­ка: «Я предпочитаю определять коэффициент интеллек­туальности не с помощью тестов, а по выражению лица, — пишетВ.П.Зинченко, — несмотря на огромные усилия по установлению валидности тестов, многие из них так и остаются инвалидными» (Зинченко, 1995. С. 15).

Таким образом, реальность такова, что не только обыватели, но и специалисты-психологи со всякими оговорками и «расшаркиваниями» стремятся опреде­лить «цену» тому или иному человеку. Да и сами люди часто интересуются, «сколько же они на самом деле сто­ят», «насколько годятся они к такому-то и такому-то де­лу»... и все это для того, чтобы, зная «себе цену», не «про­дешевить» на «рынке личностей»... Более того, у многих людей есть даже тенденция к «завышению» своей реаль­ной «цены» (чтобы получить максимальный «психоло­гический выигрыш»), как и в случае традиционного биз­неса, также ориентированного на максимальную при­быль... Но, слава Богу, так рассуждают не все люди...

Применительно к проблеме самоопределения и вы­бора элитарного идеала важно разобраться, на что ори­ентируется данный человек, на ценность самого труда (создающего возможность появления и развития чувст­ва элитарности) или на организацию для себя условий (с помощью карьеры, связей, неблаговидных поступков, коммуникативных игр и т.п.), приближающих человека к специальным механизмам оттягивания чувства эли­тарности у других людей. Таким образом, для более пол­ного психологического анализа элитарности как фено­мена общественной жизни следует специально рассмот­реть механизмы перераспределения чувства значимости собственной жизни в ходе жизнедеятельности и взаимо­действия разных людей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.