КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правомерность использования «экономических» категорий при рассмотрении элитарных ориентации
Социально-психологические аналоги возникновения чувства элитарности То, что можно перераспределять и даже «оттягивать» чувства и ощущения, прекрасно показано в примере, приведенном Ю.Б. Гиппенрейтер, которая предложила представить «гипотетического марсианина», разглядывающего людей через особые фильтры: «...если бы он мог посмотреть на людей через воображаемые «фильтры», то увидел бы, что они «наполнены какими-то состояниями: гневом, радостью, ненавистью, восторгом, и что эти состояния распространяются на другие массы, заражают их, влияют на их функционирование» (Гиппенрейтер, 1988. С. 223). Одним из таких состояний вполне может быть и чувство собственной значимости (чувство элитарности), которое также определенным образом перераспределяется между людьми. Мы уже упоминали книгу М.Е. Литвака «Психологический вампиризм», где также делается попытка обосновать идею «перекачивания психологической энергии» от одного человека к другому в различных жизненных ситуациях (см. Литвак, 1999). «Оттягивание элитарности» близко к «эксплуататорской ориентации», когда человек стремится заполучить благо, принадлежащее другому человеку, — по Э. Фромму (1992) или к коммуникативным «играм», когда люди выясняют свое превосходство и утверждают свою «родительскую позицию», — по Э. Берну (1988). Кроме того, такое «оттягивание» имеет много общего с механизмами перераспределения (изъятия, отчуждения) денег, описанными еще К. Марксом. Как считают некоторые социологи, в основ'е ранних стратификации общества лежит неравенство не столько материальное, сколько «энергетическое». По мнению П.Л. Белкина, «стратегические ресурсы» первобытного общества — это родовая, магическая по своей природе сила («могущество»). «Там, где буржуазия стремится к получению прибавочной стоимости, а дворянство — к присвоению земельной ренты, вожди-аристократы собирают «дань уважения». Престиж в рамках так называемой престижной экономики есть не что иное, как «при-
бавочная личность» (цит. по Афанасьеву, 1996. С. 11 — 12). Таким образом, аристократы фактически «оттягивают» дань уважения, а сам престиж — это и есть некий аккумулятор уважения («прибавочных личностей»)... О правомерности такого «уточнения» элитарности говорит и то, что другие авторы при рассмотрении блиа-ких понятий также позволяют себе использовать «экономические» категории. Например, Э. Берн, рассматривая эмоциональные предпосылки иллюзий и соответствующих им жизненных сценариев, говорит о специфических «психологических «купонах», которые являются своеобразной «валютой» трансакционногорэкета». При этом «психологические «купоны» чаще всего используются так же, как и коммерческие», — считает Э. Берн (Берн, 1988. С. 247). «Те, кто ждет Санта Клауса, обычно собирают комплименты, подтверждающие их хорошее поведение или «муки», чтобы возбудить к себе сострадание, — отмечает далее Э. Берн. — Те, кто ждет смерти, «коллекционируют» «купоны» вины, как бы играя со смертью, чтобы показать, что встретят ее с благодарностью. Иллюзии можно сравнить с магазинами, в которых обмениваются «купоны»... (Берн, 1988. С. 253). Примечательно, что А.Менегетти, рассуждая о воздействии современной рекламы на личность, фактически также использует экономические категории: «...витрины обворовывают эстетический и духовный мир всех прохожих, они открыто провоцируют, призывая людей зайти и обменять на какой-нибудь товар часть своего достоинства» (Менегетти, 1996. С. 43). Как отмечала К.Хорни, «мы живем в культуре соперничества и индивидуалистичности», когда одной из задач психолога является «оценить ту личную цену», которую люди вынуждены платить за экономические и технические достижения нашей культуры (Хорни, 1982. С. 103).
сомневаются в эффективности тестовой оценки человека: «Я предпочитаю определять коэффициент интеллектуальности не с помощью тестов, а по выражению лица, — пишетВ.П.Зинченко, — несмотря на огромные усилия по установлению валидности тестов, многие из них так и остаются инвалидными» (Зинченко, 1995. С. 15). Таким образом, реальность такова, что не только обыватели, но и специалисты-психологи со всякими оговорками и «расшаркиваниями» стремятся определить «цену» тому или иному человеку. Да и сами люди часто интересуются, «сколько же они на самом деле стоят», «насколько годятся они к такому-то и такому-то делу»... и все это для того, чтобы, зная «себе цену», не «продешевить» на «рынке личностей»... Более того, у многих людей есть даже тенденция к «завышению» своей реальной «цены» (чтобы получить максимальный «психологический выигрыш»), как и в случае традиционного бизнеса, также ориентированного на максимальную прибыль... Но, слава Богу, так рассуждают не все люди... Применительно к проблеме самоопределения и выбора элитарного идеала важно разобраться, на что ориентируется данный человек, на ценность самого труда (создающего возможность появления и развития чувства элитарности) или на организацию для себя условий (с помощью карьеры, связей, неблаговидных поступков, коммуникативных игр и т.п.), приближающих человека к специальным механизмам оттягивания чувства элитарности у других людей. Таким образом, для более полного психологического анализа элитарности как феномена общественной жизни следует специально рассмотреть механизмы перераспределения чувства значимости собственной жизни в ходе жизнедеятельности и взаимодействия разных людей.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |