Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности этапов процесса найма персонала




Технологически процесс найма персонала подразделяется на четыре этапа:

1. описание требований к кандидату;

2. поиск;

3. отбор;

4. выход человека, на работу.

Описание требований к кандидату. Допустим, организации требуется сотрудник в возрасте от 20 до 30 лет со знанием английского языка, обладающий профессиональными навыками и имеющий как минимум двухлетний опыт работы. Этому описанию удовлетворяет огромное количество людей. Очевидно, что попытка выбрать из них «лучшего» лишена смысла, так как на это будет потрачено неоправданно много времени. Для его минимизации решающую роль играет качество и точность описания кандидата и должность, на которую он подбирается.

Согласно статистике, на получение описания в среднем тратится час - этого очень мало. Экономия на составлении описания чревата значительными временными потерями в дальнейшем. Нередко менеджер, отвечающий за подбор персонала, затратив две недели на поиск подходящего кандидата, приводит его к линейному менеджеру, и только на этом этапе выясняются немаловажные нюансы, влияющие на окончательное решение.

Здесь очень важно, чтобы менеджер умел сформулировать требования так, чтобы они отвечали нуждам организации, а не только его собственным представлениям и желаниям. Зачастую несоответствие профессионального подхода менеджера по персоналу, предполагающего поиск не лучшего, а соответствующего кандидата, и некорректно составленных требований линейного менеджера провоцирует непонимание и сложности в работе. В связи с этим должен проводиться тренинг линейных менеджеров по определению требований к кандидатам.

Качество подобранного кандидата во многом определяется точностью и полнотой составленного описания. Технология получения описания кандидата - один из важнейших этапов найма персонала.

Описание начинается с определения зоны ответственности и основных функций сотрудника, а также приоритетности требований. При этом должны быть учтены интересы менеджмента организации, традиции и требования корпоративной культуры, возможности и перспективы роста.

Здесь важно помнить об опасности чрезмерного завышения требований к профессиональным навыкам кандидата. Впоследствии; оказывается, что в работе, допустим, секретаря это выражается лишь в том, что секретарь вмещает текст не на десяти листах, а на девяти с половиной. Такое преимущество нового секретаря не окупит дополнительные затраты на его поиск по сравнению с менее профессиональным.

Другая распространенная ошибка заключается в том, что неверно определены требуемые навыки и неверно расставлена их приоритетность. Например, менеджер отдела оптовых продаж, описывая требования к кандидату, в первую очередь делает акцент на наличии навыков продаж. Как выясняется в дальнейшем, это качество в работе используется редко, и в действительности необходимы не навыки продаж, а умение договариваться с руководителями магазинов о возврате кредитов. Здесь требуется жесткость, принципиальность, умение настоять на своем.

Составляя описание, менеджер указывает положительные аспекты работы в организации, в отделе и предполагаемые мотивирующие факторы для перехода в эту организацию из другой. Каждый линейный менеджер имеет свой взгляд на этот вопрос, знает, какие проблемы, существующие в организации, должны быть учтены при поиске кандидата, в противном случае требования по критериям мотивации не будут удовлетворены, что может привести к потере сотрудника, или, как отмечалось выше, к недостаточной эффективности его работы.

В процессе поиска и отбора следует поддерживать постоянное взаимодействие с линейными менеджерами. Распространенная ошибка многих компаний - восприятие рекруитмента как внутреннего сервиса. В действительности это партнерство, целью которого является достижение общего результата.

Поиск. Для поиска кандидата требуемого «качества» в каждом конкретном случае должна быть выработана определенная стратегия. Здесь могут и должны быть использованы группы решений, включающие совокупность методов. При этом тактика должна выбираться на основе готовности организации варьировать требования исходя из качества, времени, стоимости.

При подборе на высокие должности качество, как правило, является неизменной величиной. Таким образом, стратегия зависит от времени и финансовых средств, выделяемых на поиск кандидатов.

Чтобы выработать стратегию решений, необходимо определить, в чем в каждом конкретном случае состоит возможность экономии. Стратегия минимизации затрат приемлема тогда, когда вы располагаете временем. При этом надо точно рассчитать время, которое возможно затратить на поиск. Нередко кажущаяся свобода в распоряжении данным ресурсом обманчива. При анализе выясняется, что каждый день отсутствия нужного сотрудника на рабочем месте обходится организации дороже гонорара агентства по найму персонала.

В итоге вырабатываются варианты возможных тактик решения задачи отбора. Например, самый простой вариант: обучение и продвижение сотрудника организации. Его преимущества заключаются в прогнозируемости поведения и результативности данного сотрудника, а также в относительно невысокой себестоимости и возможности точно определить время, которое для этого потребуется. Однако отсутствие практического опыта работы в данной должности может стать существенным недостатком данного метода. Другой вариант поиска: прибегнуть к помощи агентства по найму персонала. Однако это сопряжено со значительными финансовыми затратами. Внутренний отбор обойдется дешевле, поскольку себестоимость затраченного времени менеджера по персоналу ниже гонораров агентств, однако, возможно, качество кандидатов также будет ниже.

Существуют определенные правила взаимодействия с агентствами, демонстрирующие эффективность на практике. Традиционная ситуация: после оформления заказа между заказчиком и агентством по найму теряется всякая связь. На все вопросы заказчика звучит один и тот же ответ, что ведется активная работа, и обещание связаться, как только кандидаты будут найдены. Это неэффективная политика. Вы покупаете у агентства некий продукт, услугу и имеете право знать, на какой стадии ее формирование. Как показывает практика, наилучший способ контролировать работу консультантов - это использование недельного отчета. Выдвигая данное требование агентству, целесообразно вести диалог непосредственно с руководителем: ему также важно знать, что происходит в его компании.

Распространенная практика одновременного сотрудничества с несколькими агентствами также не всегда может быть эффективной, так как это не минимизирует риск отсутствия достаточно сильных кандидатов, но при этом требует большого количества времени на предоставление первичной информации каждому консультанту и дальнейшее взаимодействие с ним. В противном случае в процессе поиска не будут учтены все требуемые нюансы, и эффективность работы значительно снизится.

Отбор. Проблема, связанная с различием интересов руководителей высшего звена, линейного менеджмента и менеджеров кадровой службы, требует четкого распределения ролей в процессе отбора кандидатов: кто принимает окончательное решение, чьи визы являются разрешающими, кто является «ситом». Наиболее типичная схема этапов собеседования: кадровая служба, линейный менеджер, руководитель высшего звена. Параллельно может существовать другая схема: линейный менеджер, кадровая служба, руководитель высшего звена. Обе они эффективны в различных ситуациях.

Как правило, используется первая схема. При этом следует четко разделять обязанности. Личностные качества оценивает менеджер кадровой службы, однако профессиональные навыки никто, кроме линейного менеджера, оценить не может. Оценка линейным менеджером личностных характеристик кандидата практически не учитывается при принятии окончательного решения, тогда как кадровая служба, в свою очередь, не может с достаточной полнотой оценить профессиональные навыки.

Такая узкая специализация при оценке помогает снизить субъективизм, обусловленный непрофессионализмом экспертов в той области, которую они оценивают. Хотя, бесспорно, не следует оказывать давление на линейного менеджера, навязывая ему глубоко антипатичного ему кандидата. Иная тактика необходима в случае, если никто из кандидатов, с точки зрения менеджера, не подходит по критериям личностных качеств.

В процессе отбора оцениваются профессиональные навыки кандидата, а также интеллект, креативность, способность быстро решать возникающие проблемы и т. д.; личные качества - цельность, умение работать в команде. Мотивация оценивается по соответствию требуемого и предлагаемого компенсационного пакета, ожидания по карьерному и профессиональному росту, разделению ценностей корпоративной культуры.

И, наконец, третий этап интервью - беседа с инициаторами бизнеса. Как правило, это имеет формальный характер, за исключением интервью с кандидатами на высшие руководящие должности.

Кроме того, следует определиться, кто должен принимать окончательное решение, иначе путаница и потери времени неизбежны. Логично, что это будет линейный менеджер.

При отборе должен использоваться принцип найма не лучшего из всех существующих кандидатов, а не принятия худшего.

Поэтому если есть выбор, целесообразней отказаться от кандидата, который вызывает хотя бы малейшие сомнения, чем впоследствии терпеть убытки.

Приступая к отбору персонала, необходимо продумать инструменты оценки соответствия кандидата требованиям и политику входа человека в компанию. Как правило, используются стандартные инструменты оценки: структурированное интервью, тестирование, проверка рекомендаций. Политика организации в области адаптации или развития сотрудников также может предлагать инструменты оценки. Например, многие работодатели как методику оценки кандидата используют испытательный срок. В таких организациях достаточно легко приглашают человека на работу, устанавливая трехмесячный испытательный срок, в течение которого он должен продемонстрировать свои профессиональные качества, и уже после этого принимают окончательное решение.

Данный метод достаточно дорогостоящий и рискованный, поскольку затраты на сотрудника включены во все затратные статьи организации, и потенциально он может нанести ей ущерб, однако точность оценки качеств кандидата в этом случае очень высокая. Риск данного метода может быть снижен с помощью системы наставничества или попечительства, однако недостатком такой системы является высокая степень субъективизма. Для того чтобы быть наставником и уметь оценить работу нового сотрудника, руководитель должен быть соответствующим образом обучен.

В организациях, где стратегия набора ориентирована на привлечение готовых специалистов, текучесть нежелательна даже в рамках испытательного срока. Объективно оценить профессионализм сотрудника с помощью различных тестов очень сложно. Использование тестовых методик оценки требуют очень высокой квалификации, поэтому важно не столько наличие сложных технологий, сколько наличие специалиста, умеющего их правильно применять.

В случаях, когда необходима точная оценка профессиональных навыков кандидата и сфера его деятельности не подлежит однозначной оценке, например юриспруденция, управление финансами, имеет смысл обратиться за помощью к профессиональным консультантам, как правило, сотрудникам одного из лидеров на рынке консалтинговых услуг. Они проводят интервью с кандидатом на профессиональные темы. Такой разговор между профессионалами может выявить истинный уровень квалификации кандидата.

Один из наиболее эффективных методов оценки кандидата - проверка рекомендаций. Даже в случае симпатии к кандидату и уверенности в его профессионализме негативные отзывы с предыдущих мест работы должны служить предупреждением. Однако отзыв только с последнего места работы может не быть объективным, необходимо знать мнение руководителей и сотрудников кандидата из нескольких организаций.

К сожалению, следствием обширного опыта проведения интервью с кандидатами является приобретение не только профессионализма, но и различных стереотипов. Первые десять интервью, как правило, представляются абсолютно различными, после тысячного интервью в сознании формируются некие шаблоны, под которые попадают практически все кандидаты. При этом необходимо по возможности избегать влияния на оценку кандидатов сложившихся стереотипов.

Выход человека на работу. Когда кандидат выбран, ему высылается письменное приглашение выйти на работу на определенных условиях. Поиск прекращается, когда данный человек принимает условия и соглашается работать в данной организации.

Таким образом, качество работы менеджера по персоналу, которое характеризуется качеством подобранного кандидата, определяется тем, насколько он удовлетворяет требованиям организации с точки зрения профессиональных навыков, человеческих качеств, мотивирован ли он на работу в организации в долгосрочной перспективе.

 

КОНТОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

 

1. Почему отбор и наем персонала являются важнейшими функциями кадровой службы организации?

2. Что означает «эффективный отбор»? Приведите примеры эффективного и неэффективного отбора персонала.

3. При каких условиях организация опирается преимущественно на внутренний отбор, а при каких – на внешний?

4. Каковы основные этапы процедуры отбора?

5. В каких случаях фирме следует привлечь внешних консультантов для отбора и найма персонала?

6. Какие цели преследует формирование кадрового резерва?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2518; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.