Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение о Правильном Воззрении 2 страница




Ответ: Невозможно сосчитать и количество наших перерождений.

Да, предыдущих жизней – бесчисленное множество, и живых существ – бесчисленное множество. Как же вы можете утверждать, что все живые существа были вашей матерью, если ни то, ни другое невозможно сосчитать? Сейчас я вам отвечу. Но это не мой личный ответ, это ответ великих мастеров, обычные люди, сколько бы они ни ломали голову над этим вопросом, ответить не смогут.

Животных существует бесчисленное количество, то есть, вы не можете их посчитать и сказать: их – такое- то количество. Но и всех живых существ вообще – тоже бесчисленное множество. Животных – бесчисленное множество, живых существ – бесчисленное множество, тех и других сосчитать невозможно. Но каким бы великим ни было количество животных, они входят во множество живых существ. Ясно, да? Хотя те и другие образуют неисчислимое множество, всё же неисчислимое множество животных является всего лишь одной частью неисчислимого множества живых существ, ибо животные – это одна из многих категорий живых существ.

Аналогичным образом, как бы ни было велико неисчислимое множество живых существ, все же это множество меньше, чем неисчислимое множество ваших предыдущих жизней. Если сравнивать одно неисчислимое множество с другим неисчислимым множеством, то, выражаясь языком математической теории множеств, мощность бесконечного множества наших прошлых жизней превышает мощность неисчислимого множества живых существ. Ведь существование наших прошлых жизней вообще не имеет начала. А что касается неисчислимого множества живых существ, то теоретически когда-нибудь наступит конец сансаре: существованию всего неисчислимого множество всех живых существ будет положен конец, ибо все они станут Буддами. Поэтому сравнение двух видов этих неисчислимых множеств позволяет сделать вывод, что множество прошлых жизней, прожитых каждым из нас, превышает по мощности множество всех живых существ.

Вопрос: Вы сказали, что когда-нибудь наступит конец сансары, но конца сансары не будет. Для одного человека может наступить конец сансары, а для других – нет.

Ответ: Это возможно: теоретически конец сансары возможен как таковой – конец не индивидуальной сансары, а вообще сансары. Теоретически он возможен, но практически – это очень трудноосуществимая вещь. Теоретическим обоснованием возможности положить конец общей сансаре является то, что каждое живое существо может стать Буддой. Каждое насекомое, любое живое существо, – кто бы это ни был, – наделено этим потенциалом. То есть, в каждом есть природа Будды, потенциал Будды, поэтому, когда они встретятся с соответствующими условиями, у них возникнет шанс достичь состояния Будды. Нет ни единого живого существа, которое не смогло бы стать Буддой. А поскольку нет ни единого живого существа, которое было бы лишено потенциала Будды, то это означает, что каждое живое существо может стать Буддой. И когда все реализуют потенциал Будды, то тогда наступит конец сансары. Поэтому теоретически это возможно.

Вопрос: Тогда получается, что когда каждое живое существо становится Буддой, при этом еще остается бесчисленное количество других живых существ, которые не стали Буддой.

Ответ: Несмотря на то, что количество живых существ бесчисленно, каждое живое существо может стать Буддой.

Реплики из зала: Каждое живое существо может стать Буддой, но не каждое станет.

Правильно, теоретически каждое существо может стать Буддой, но практически не каждое существо станет Буддой. Вопрос: У одного моего знакомого есть проблема. У него мама вела аморальный образ жизни и о нем не заботилась. Когда я говорю ему, что он должен думать о прошлых жизнях, он не может. Что ему можно посоветовать, чтобы он мог развивать заботу о матерях-живых существах?

Ответ: Для некоторых людей мать не была самым добрым человеком в его жизни. Может быть, это был отец, может быть, друг или подруга. Для таких людей лучше доказать себе, что каждое живое существо когда-то было его отцом или другом или подругой.

 

Итак, после того, как вы осознали тот факт, что все живые существа были вашей матерью, второе положение, которое вам необходимо освоить для порождения Бодхичитты, – это памятование об их доброте к вам. Памятование о доброте других – один из основных механизмов порождения добросердечия. Памятование о вреде, который вам причинили другие, является одной из основных причин порождения гнева. Бывает часто так, что муж и жена все больше и больше отчуждаются друг от друга, все больше и больше отходят внутренне друг от друга, и, в итоге, разводятся. Почему? Потому что в их памяти накапливается все больше воспоминаний о том, какой вред они причинили друг другу, и какие ошибки они совершили, когда находились в супружеских отношениях друг с другом, и совершенно вытесняется воспоминание о том добре, которое они друг другу сделали. Об этом даже не надо спрашивать никаких психотерапевтов, вы можете сами понять, что основная причина разводов – это забывание о доброте друг друга и памятование о недостатках и ошибках друг друга. Одна из основных слабостей нашей человеческой психики – не только людей в России, но вообще всех людей – заключается в том, что у нас есть склонность очень легко и быстро забывать о том добре, которым мы обязаны другим. Зато мы очень хорошо помним те ситуации, в которых они нам не помогают, и, тем более, вред, который они нам причиняют. Допустим, один человек по собственной воле дает другому человеку каждый день пять долларов. И вот однажды он этих пяти долларов не дал. Тот человек, которому он их давал, удивляется и сердится: «Почему это он мне сегодня пять долларов не дал»! О том, что все предыдущие дни он получал эти пять долларов, – он тут же забыл, зато запомнил очень хорошо один единственный день, в который он пять долларов не получил.

Итак, вы должны осознать свою слабость, вы все имеете эту слабость: все вы склонны к тому, чтобы забывать о доброте живых существ и помнить о причиненном ими вреде. Я могу вам точно сказать, что любой, кто находится в сансаре, имеет эту слабость. Нет, не совсем точно: точнее будет сказать, что любой, кто находится в сансаре, и еще не достиг первого Пути, то есть, еще не обрел Бодхичитту, имеет это заболевание. И есть ещё одна основная причина того, что мы не можем спонтанно чувствовать любовь и сострадание ко всем, заключается в том, что мы не помним о доброте других. Чем лучше вы помните о доброте других, тем более спонтанными будут проявления любви и сострадания.

Если мы не сменим обычный механизм сознания, не откажемся от привычного подхода, то будем с легкостью впадать в гнев по отношению к другим и с большим трудом – порождать в себе любовь и сострадание к ним. В результате собственного эксперимента я убедился: чем лучше ты помнишь о доброте других людей, тем больше забываешь о том вреде, который они тебе причинили, потому что понимаешь, что тот вред явился следствием их неведения. Ты понимаешь, что людьми, когда они причиняли тебе вред, руководило исключительно неведение, и все больше помнишь об их доброте. В таком случае будет все легче полюбить этих людей. И это не просто теория. Я установил, что если практически так поступать, то это очень полезно для себя самого. Благодаря таким методам мое сознание все время находится в покое и в состоянии доброты. Даже если ко мне кто-нибудь приходит и говорит, что какой-то человек, которого я считаю своим другом, в действительности про меня говорит какие-то странные вещи, то сначала я анализирую, почему этот человек про меня такие вещи говорит? И я понимаю, что тот мой друг несчастен, он находился под властью своих омрачений, когда все это говорил, и очень быстро забываю эту информацию, которую мне сообщили, но зато помню о той доброте, которую этот человек проявлял ко мне в прошлом. Благодаря такому подходу я при встрече с тем человеком чувствую большую близость к нему, и во мне нет гнева. Если бы я не руководствовался этой философией, то тогда мог бы при встрече наговорить ему много резких слов. И началась бы ссора, и никто не был бы счастлив, а он был бы еще более несчастным, чем раньше, и я сам стал бы несчастнее, потому что, естественно, он что-нибудь сказал бы мне в ответ. Буддистам известна одна поговорка, которая есть и в русской культуре. По-русски она звучит так: не тронь нечистоты, иначе будет вонять. Или, иначе говоря: оставь нечистоты в покое – и они само по себе высохнут и перестанут издавать дурной запах. Сколько бы людей ни говорили вам гадости, – хоть тысячи людей, – не трогайте эти «нечистоты», позвольте им "высохнуть": пусть они продолжают, пока не устанут.

Итак, это действительно важная теория. Таковы должны быть ваши жизненные принципы. А сейчас у вас – неверный механизм работы ума. Из-за извращенного мышления вы сами несчастны, и другие окружающие вас люди – несчастны. Что такое настоящая буддийская практика? Настоящая буддийская практика – это правильное мышление. Вместо того, чтобы забывать о доброте других людей, вам необходимо очень ясно и отчетливо всегда помнить о том, как они были к вам добры. И не только в прошлых жизнях, даже в этой жизни все, все люди были к вам очень добры. Ибо мы зависим от других. С самого первого дня своей жизни, с момента своего рождения вплоть до момента смерти мы зависим от других, от доброты других людей. И в середине своего жизненного пути, когда вы обретаете некоторую степень независимости, было бы очень немудро забывать о доброте других людей. Есть еще одна причина, по которой очень важно помнить о доброте других. Дело в том, что когда вы вспоминаете о доброте, проявленной другими по отношению к вам, то у вас естественным образом ваше сознание приходит в позитивное состояние, и у вас спонтанно проявляется добросердечие. И вот это позитивное состояние ума и доброта, которую вы ощущаете, думая о доброте других, сделают счастливыми и вас и окружающих, поэтому очень важно также помнить о доброте других людей по отношению к вам. Если у вас будет такой образ мышления, то вы будете счастливы не только в этой жизни, но и в последующем, жизнь за жизнью. Это истинный источник счастья для вас и остальных. Поэтому, если быть совсем точным, то, если бы меня кто-нибудь спросил, что является основной причиной счастья, я назвал бы даже не любовь и сострадание, а – воспоминание о доброте других людей. Почему? Потому что благодаря воспоминанию о доброте других живых существ, любовь и сострадание появляются у нас спонтанно, непроизвольно. Так что это – воспоминание о доброте других живых существ – является основной причиной порождения любви и сострадания. А когда в сознании присутствуют любовь и сострадание, то возникнет и доброта, а благодаря проявляемой доброте спонтанно возникнет огромное количество причин для счастья, то есть, большая позитивная карма. Поэтому, куда бы вы ни шли, кого бы вы ни встречали, постарайтесь поддерживать в себе осознанность и постоянно памятуйте о доброте других живых существ по отношению к вам. Это должно происходить не так, что вы куда-то идете и напряженно повторяете в уме: я должен всех любить, я должен всех любить, я должен быть добрым, я должен быть добрым. Нет, не так. А как? Допустим, вы куда-то едете в автобусе, трамвае, метро. Вы смотрите на всех незнакомых людей, которые вместе с вами едут, и думаете: «Сейчас эти люди меня не помнят, но ведь когда-то они все были моими добрыми матерями, и они все были необычайно добры ко мне, хотя сейчас мы друг друга не помним». Стоит вам это осознать, как тут же вы подумаете о том, что всем им не хватает счастья. И тогда у вас спонтанно появится желание, чтобы все они были всегда счастливы. И когда вы посмотрите на их лица, то вы увидите, что у многих из них угрюмые и хмурые лица, словно им чего-то не хватает, как будто у них какие-то проблемы. И у вас сразу же появится желание: «Пусть они будут всегда свободны от всех своих страданий!». Если вы будете иметь такие чувства, то в вашем сознании никогда не возникнет, даже на минуту, шанса для того, чтобы испытать зависть или гнев по отношению к другим людям. Постепенно вы станете выше проявлений детского образа мышления.

Настоящее буддийское учение предназначено для того, чтобы наш ум стал мыслить более глубоко и более позитивно. Все эти учения предназначены для вашей практики, вам не обязательно сидеть и формально медитировать, а просто постарайтесь усвоить все эти учения и интегрировать их в свое сознание, сделать их своей жизненной философией. Когда я получил эти учения от Его Святейшества Далай-ламы и своего Учителя Пано Ринпоче, сначала я их проанализировал, после этого пришел к выводу: все это – правда. И я принял твердое решение: «Начиная с этого момента, я стану жить именно по этим принципам, которым меня учат мои наставники». Вот когда и с вами произойдет нечто подобное, тогда у вас действительно появятся свои собственные жизненные принципы. И тогда вы будете в своей жизни подчиняться своим принципам, а не тому, что вам советуют другие люди. У вас будет свое направление в жизни. А если вы будете продолжать жить беспринципно, то вы уподобитесь собаке, которая кидается туда, где чует запах мяса. Но когда-нибудь вам попадется кусок отравленного мяса, и вы попадете в западню, ибо «бесплатное мясо бывает только в мышеловке».

Если у вас с самого начала будут правильные принципы, то для вас самих жизнь будет очень простой, вам будет просто жить жизнь. Вот если вы хотите приносить пользу множеству живых существ, то это – непростая задача, но если вы будете жить только для себя, то вам будет очень просто это сделать. Поэтому мне хотелось бы попросить всех тех людей, которые считают меня своим духовным наставником, а себя – моими учениками: пожалуйста, измените свое мышление. Ваше мышление необходимо изменить. Если вы не измените свое мышление, то тогда мне нет смысла продолжать давать вам учения. И для вас посещение этих лекций – только пустая трата времени. Сначала прослушайте это учение, потом проанализируйте, потом постарайтесь применить его на практике, испытать все эти вещи на своем собственном опыте, и только тогда у вас появится вкус Дхармы. И только тогда вы поймете: Учение Будды – это самое чудесное учение. Человек, который никогда в жизни не пробовал меда, может сказать, что мед – это что-то очень сладкое. Да, он может повторить слова других людей, которые рассказывали ему о вкусе меда, но сам он не знает этого вкуса. Поэтому вы должны понять: памятование о доброте других – это очень важно. Также очень важно забыть о том вреде, который вам причинили другие, а также об их недостатках и ошибках. Это очень важно. Если вы вспомните христианское учение, то вы поймете, что там говорится примерно то же самое: Иисус тоже учил своих учеников всепрощению. Ибо Иисус понимал, что прощение другим людям причиненного ими вреда или их ошибок является одной из основных причин пресечения множества негативных состояний ума. Потому что все негативные состояния ума, по сути, возникают лишь из-за того, что мы очень ясно и отчетливо помним о вреде, причиненном нам другими.

Теперь, чем больше вы помните о доброте других живых существ, тем больше, если, конечно, у вас есть сердце, появляется спонтанное желание отблагодарить их за их доброту к вам. Это желание, являющееся третьим моментом порождения Бодхичитты, не надо специально в себе культивировать и развивать: оно будет естественным результатом памятования о доброте других живых существ. Чем сильнее у вас появляется желание отблагодарить других за их доброту, тем быстрее в вас может зародиться любовь к ним.

Теперь, что такое любовь? Это четвертое положение. Первое положение – это осознание того, что все живые существа были моей матерью. Второе – это памятование об их доброте. Третье – желание отблагодарить их за их доброту и четвертое – порождение любви к ним. Когда вы заложите в себе вот эту первую, самую первую основу, то есть, когда вы осознаете с помощью точных логических умозаключений, что все живые существа действительно были вашей матерью, то все последующие моменты осознать вам будет не так трудно. Тогда вы сможете полюбить всех живых существ, потому что будете ясно понимать, что все живые существа были вашей матерью и проявляли к вам большую доброту. С этого момента в любых преходящих обстоятельствах для вас уже не будет иметь никакого значения, кто и что сказал про вас, кто как поступает с вами, потому что в глубине души вы будете все время помнить о том, что все живые существа были вашей матерью. Это отношение сравнимо с восприятием океана: не имеет значения, какие волны возникают на поверхности океана – большие или маленькие, потому что волны, на самом деле, возникают из глубины океана, а океан везде один и тот же, везде – одна и та же вода. Поэтому, кто бы и что бы вам ни говорил – что-то хорошее или что-то плохое – в глубине их – одна и та же основа. И основа эта суть то, что все они, эти люди, на самом деле, были вашей матерью, и просто сейчас они не помнят о том, что вы были их ребенком. Если вы будете с этой точки зрения воспринимать всех окружающих вас людей, то у вас возникнет равностное отношение к ним. Вы будете замечать, что всем им не хватает счастья, и у вас будет возникать желание того, чтобы все они – в равной степени каждый из них – освободились от страданий и были все время счастливы. Вот только тогда, когда у вас появится подобное мировоззрение, подобный образ мышления, вас можно будет назвать по-настоящему цивилизованным и образованным человеком. А до тех пор, пока вы не достигнете такого уровня мышления, образованным вас назвать нельзя. Итак, образованность зависит не от того, есть ли диплом о высшем образовании, не от того, обладаете ли вы каллиграфическим почерком и грамотной речью. Это зависит исключительно от вашего образа мышления, от того, насколько глубок ваш образ мышления, насколько велико у вас сердце.

Наше сердце должно быть очень большим – таким, чтобы в нем могли поместиться все живые существа, таким, чтобы ему не было больно, если даже внутри него промчится табун лошадей. У людей, лишенных мудрости, сердце такое маленькое, что им очень неудобно и больно, когда в него заползает даже крошечное насекомое.

Итак, объектом любви являются живые существа. Аспектом любви является желание, чтобы они были все время счастливы. И это называется любовью. Любовь возникает не из-за того, что объект любви очень красив. Те особые чувства, что возникают в вас по отношению к красивой женщине или к красивому мужчине только из-за привлекательной внешности, – это не любовь, а привязанность, желание быть все время рядом с этим человеком, как бы владеть им. Настоящая любовь – это другое чувство: стремление оградить любимого человека от страданий и сделать его счастливым. Настоящая любовь лишена стремления владеть другим человеком. Если любимый человек счастлив, находясь в другом месте, – это очень хорошо. Вовсе не обязательно, чтобы этот человек все время был со мной. Чистая любовь несовместима с чувством ревности. Ревность – это порождение ограниченного ума. Вы не можете постоянно быть вместе только с одним человеком, потому что отношения с другими людьми – это вопрос кармы. Как только карма иссякает, люди уже не могут больше оставаться вместе, они должны расстаться. Итак, вы должны понимать это с самого начала – что привязываться – это очень глупо. Вы должны понимать, что любая встреча заканчивается расставанием. Это решит множество ваших проблем. С помощью подобного размышления вы можете решать свои проблемы еще до того как они возникли. По-русски это называется профилактика. Профилактика гораздо лучше, чем лечение болезни. Когда вы уже ранены или уже заболели, то уже поздновато что-либо делать.

Итак, для того чтобы в вас родилась любовь, вы должны увидеть, каким образом всем живым существам не хватает счастья. И чем больше у вас свидетельств того, каким образом им всем не хватает счастья, тем сильнее любовь, рождающаяся в вас по отношению к ним. А если вы не замечаете очевидных свидетельств этого, то не сможете полюбить тех людей, которые богаче и удачливее вас в жизни. Вместо того чтобы полюбить их, вы рискуете, наоборот, испытать к ним чувство зависти. А из какого положения исходя, вы можете осознать, что всем живым существам не хватает счастья? Это положение о том, что в сансаре настоящего счастья быть не может. С безначальных времен в сансаре не было по сей день ни одного человека, который по-настоящему стал в ней счастливым. Все то счастье, которое мы испытываем, является лишь временным счастьем и по своей природе тоже является страданием. Когда одно экстремальное страдание перетекает в другое экстремальное страдание, то где-то в середине этого процесс человек чувствует, что очень счастлив, и говорит: «Я очень счастлив». Допустим, вы находитесь где-то среди сибирских снегов при температуре минус сорок, мерзнете, и вам так плохо от этого, что, когда неожиданно из той лютой зимы попадаете на берег теплого моря, где солнце светит, и вы можете греться на песке, это воспринимается вами как верх блаженства. Вы думаете: «Какое счастье!». Но мудрый человек скажет: «Это вовсе не счастье». Ибо в действительности это – страдание перемен. Если вы очень внимательно изучите этот вопрос, то вы увидите, что здесь счастья никакого нет. А что такое настоящее счастье? Настоящее счастье дает тот объект, наслаждение которым не переходит в страдание, а всё более возрастает и делает нас счастливыми. Это может быть только состояние ума – состояние ума, полностью свободного от всех омрачений. Настоящее счастье – это чистое, позитивное состояние ума: чем более чистым и позитивным становится ваш ум, тем больше счастья и покоя вы ощущаете. Но самое настоящее, самое полное счастье – это счастье полной реализации позитивного потенциала ума.

Итак, любое живое существо, которое не освободилось еще полностью от омрачений и не реализовало весь благой потенциал ума, нельзя назвать счастливым. Поэтому, кого бы вы ни повстречали, осознавая этот момент, вы спонтанно станете желать ему обрести подлинное счастье. Сейчас вы редко желаете другим даже обычного счастья в виде хорошей семьи, богатства и т. д. А для того чтобы в вашем сердце зародилась чистая любовь к другим, вы должны пройти систему обучения, которая была предложена человечеству две с половиной тысячи лет назад Буддой Шакьямуни. Но Будда Шакьямуни, чье Учение мы сейчас осваиваем, являлся четвертым по счету Буддой. До него – с начала текущей кальпы – в наш мир уже приходили трое Будд, и они давали то же самое Учение. Это та же самая система образования. Это – нечто неизменное: та базовая духовность, которая никогда не изменится. В будущем, когда придет Будда Майтрейя, он будет давать то же самое Учение: он не изобретет никакой новой системы Учения.

Почему же Учение остается все время одним и тем же? Потому что основные принципы этого Учения и его философия имеют универсальное основание в законах природы, а не зиждутся на человеческих законах, созданных теми или иными индивидами. Почему такие науки как политология, экономика, юриспруденция все время изменяются, в них каждый год появляется что-то новое. Почему? Потому что эта система образования была создана людьми, она основана на человеческих измышлениях, на человеческих законах, а не на законах природы. А вот учение о Четырех Благородных Истинах основано на универсальных законах природы, и оно очень важно для порождения чистой любви, а на её основе – Бодхичитты и достижения состояния Будды.

Обучаясь в той системе образования, которая предполагает размышления и медитацию над Четырьмя Благородными Истинами и порождение Трет Основ Пути, вы сможете стать святыми людьми и затем – Буддами. То основополагающее учение буддизма, которое вы получали ранее, является очень важной ступенькой, ведущей к более высоким учениям. Благодаря всем этим наставлениям вы станете святыми людьми. Какого человека следует называть святым? Святой – это человек, в уме которого не появляется ни единой вредоносной мысли по отношении к кому-то другому, это человек, который постоянно желает всем добра. Если вы дойдете до этого уровня, если в вашем сознании перестанут вообще появляться мысли о причинении вреда кому бы то ни было, если вы будете желать всем только блага и счастья, то, значит, вы – святой. Для того чтобы стать святым, не обязательно, чтобы кто-то вас называл святым, а нужно просто стать святым. Когда вы достигнете уровня святости, то превратитесь в объект поклонения для всех живых существ, а все Будды и Бодхисаттвы обратят на вас внимание и станут восхвалять вас. Когда в вас проявится в полной мере святой ум, вы обретете способность напрямую видеть всех божеств: Манджушри, Авалокитешвару и других. Когда вы достигнете этого состояния, то дикие звери перестанут бояться вас и перестанут нападать на вас, они станут очень близки вам. А признаком того, что вы обрели святой ум, будет то, что все люди будут счастливы общением с вами. Даже если вы будете говорить в течение часа, то ваши слова, распускаясь, словно цветы, будут приносить другим людям счастье и покой. А до тех пор, пока у вас нет святого ума, люди бегут от вас даже через пять минут общения с вами.

Сначала попытайтесь стать святым, а потом уже будете пытаться достичь состояния Будды. Достичь состояния Будды не так то просто, и даже святым стать очень трудно. В наши дни в этом мире есть единицы людей, которых можно назвать святыми. Почему? Потому что люди не придают большого значения таким подлинным духовным учениям как учение о Четырех Благородных Истинах и о Бодхичитте, зато гоняются за высокими учениями Тантры и пытаются их практиковать, затворившись от внешнего мира и красиво пользуясь колокольчиком и ваджрой. Но использование различных жестов и ритуальных инструментов – все это вторично. Если вы не умеете пользоваться колокольчиком и ваджрой или барабанчиком дамару, это не так страшно, ибо это – второстепенные вещи, как и соль в еде. Если вы пересолите пищу, то ее вкус испортится, но если вы вообще ее не посолите, то она будет не очень вкусной. Поэтому в пищу надо бросать щепотку соли, не слишком много.

Итак, основополагающая практика – это культивирование именно такого образа мышления, которому я вас обучаю. Проснувшись рано утром, о чем вы должны, прежде всего, подумать? Вы должны подумать: «Сегодня я – всё ещё человек, причем человек, принявший на себя обеты Бодхичитты. Я должен постараться действовать как Бодхисаттва. Все живые существа были ко мне чрезвычайно добры, поэтому пусть сегодня – что бы я ни делал – каждое мое действие приносит пользу всем живым существам. Пускай сегодня любое движение моего тела, любая моя речь и любая мысль станут источником и причиной счастья других». Вот с таким настроем ума отправляйтесь по своим делам. Не надо в начале пути слишком сильно развивать в себе осознание себя как божества и восприятие всего окружающего как мандалы. Это еще рано для вас. И не надо думать, что можете превращать водку в нектар, и увлекаться алкогольными напитками. Преобразование водки в нектар – это еще слишком рано. Говорят: если вы способны превратить свою собственную мочу в нектар и выпить ее, то тогда вы можете смело трансформировать в нектар водку.

У Атиши, когда он приехал в Тибет, самым излюбленным вопросом, когда он встречался с каким-нибудь человеком, был вопрос: «Как у тебя сегодня с добросердечием, тебе удалось сегодня развить доброе сердце?» В этом был очень глубокий смысл. Этот вопрос говорил о том, что Атиша действительно был подлинным мастером буддийской философии, той философии, которой учил сам Будда. Атиша, который был, ко всему прочему, также великим мастером Тантры, при встрече с людьми никогда не спрашивал: «Как у тебя сегодня с визуализацией божества? Как дается тебе медитация Ясного Света ума?». Ибо такие вопросы было преждевременно задавать. Если бы Атиша интересовался, как идет у учеников тантрическая практика, то способствовал бы тому, что они стали бы «летать». Тантрические практики следует выполнять в строжайшей тайне. А вашей основополагающей практикой должна стать практика Бодхичитты: все остальные практики имеют значение только в качестве практик, дополняющих порождение Бодхичитты. Кого бы из живых существ вы ни встречали в своей повседневной жизни, первое, что вы должны подумать, глядя на него, это мысль о том, что у него нет Третьей и Четвертой Благородных Истин. Вы видите, что у него нет полного пресечения омрачений. «Так пусть они этого достигнут!» такая мысль должна прийти вам в голову. Кроме того, пожелайте, чтобы у них появились причины счастья, то есть, Благородная Истина Пути – прямое познание Пустоты. И ещё вы решаетесь: «Я сам приведу их к состоянию счастья и одарю их причинами счастья. Будды и Бодхисаттвы, прошу Вас благословить меня на это!». Такова молитва Бодхисаттвы. Бодхисаттвы никогда не произносят детских молитв, которые звучат из ваших уст. Бодхисаттвы всегда молятся только о счастье других людей. Парадоксально, но в силу таких молитв их собственное счастье само приходит к ним, без каких-либо просьб с их стороны.

Почему Бодхисаттвы молятся о счастье других? Потому что Бодхисаттвы понимают: других живых существ – большинство, а я – всего лишь один индивид. Что имеет большее значение – счастье большинства или счастье меньшинства? Конечно, счастье большинства. Исходя из этого, Бодхисаттвы молятся о других, а не о себе. И еще Бодхисаттвы знают: если ты молишься о других, то не только другие будут счастливы, но и ты сам станешь счастливым, а если ты молишься только о себе, о своем собственном счастье, то сам не достигнешь счастья, и другие не обретут его, а виноват в этом ограниченный, глупый образ мышления. Поэтому Бодхисаттвы счастливы молитвами о счастье других, ибо знают, что с этими молитвами собственное их счастье придет к ним само по себе. Им не надо заботиться о себе. Им достаточно заботиться о других, потому что их собственное счастье приходит к ним само.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.