Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обязанность и ответственность




Обязанность – это совокупность моральных обязательств человека перед обществом. Он выступает как нормативная категория, которая регламентирует социальные обязанности, котор должен выполнять индивид в силу общественной необходимости. Проблема обязанности есть проблемой соотношения личного и общественного интереса.

Суть обязанности старались сформулировать еще известные религиозные проповедники. Китайский мудрец Конфуций выделил несколько принципов обязанности каждого гражданина: каждый должен исполнять свой долг (наложенный на индивида ее положением в социальной структуре, основу которой составляет семья) - и, быть верным хозяину - чхун, уважать старших - сяо, придерживаться всех упроченных обрядов, церемоний, правил поведения – «лі» и вшановувати предков. А на вопрос своего ученика, можно ли вся жизнь руководствоваться одним словом, мудрец ответило: "Это слово - взаимность. Не делай другим того, чего не пожелаешь себе". Этот принцип стал основанием общечеловеческой моральной обязанности и приобрел название "золотое правило морали".

Христианский проповедник Моисей провозгласил известные десять божьих заповедей, каких должен придерживаться каждый истинный христианин.

Будда определил такие степени духовного подъема: истинное убеждение, истинное намерение, истинное слово, истинный поступок, истинный стиль жизни, истинное старание, истинная память, истинное сосредоточение.

Мухаммед вменял в обязанность каждого мусульманина: "Не быть тебе истинным верующим, пока не пожелаешь ты брату своему того, что желаешь себе".

Большим вкладом в философское осмысление категории обязанности постоянная концепция классика немецкой философской мысли И. Канта. Мыслитель выдвинул идею категоричного императива.

Императив - это суть правила. За И. Кантом, различают две разновидности правил (императивов)- категоричный и гипотетический. Гипотетический императив - это правило, которое вменяет в обязанность человека делать что-то ради определенной цели (например, учиться, чтобы в будущему получить красивую профессию, удерживать семью и т.п.). Категоричный императив — это правило, которое вменяет в обязанность человека делать что-то безотносительно к какой-то цели. В этом, за И. Кантом, и состоит суть общего проявления моральной обязанности. Перед сознанием человека этот императив возникает в трех формулах.

Первая формула категоричного императива - это "формула универсализации: "чины только соответственно такой максиме (установки воли), руководствуясь которой ты когда можешь потребовать, чтобы она постоянная общим законом". Итак необходимо действовать в соответствии с упроченными моральными законами - не обманы, не укради, не вбей и др. — и ни одна ситуативність не оправдает их нарушения, даже если это осуществлено ради общего блага.

Вторая формула категоричного императива - это "формула персональності": "чины так, чтобы ты всегда относился к человечеству как в своем лице, так и в лице кого-нибудь другого также как к цели иd никогда не относился бы к нему только как к средству". Друзей избирают не ради того, чтобы их можно было использовать, благородные люди должны быть твоей целью, ты имеешь стремиться поддерживать с ними дружеские отношения.

Третья формула категоричного императива - это "формула автономии": "воля человека может быть не просто подчиненной закону, а подчиненной нему таким образом, чтобы она рассматривалась также как такая, что дает законы самой себе". Каждый отдельный человек закон морали определяет самостоятельно, в соответствии с собственной волей. Однако в таком случае не признаются никакие общепризнанные системы морали, даже религиозные заповеди. Кант оправдывает свою позицию тем, что автономия моральной воли не предусматривает человеческого произвола: человек должен не совершать все, что ей захотится, а наоборот - определить соответствующие закону основы собственной воли, не подменивая их ни "максимами себялюбия", ни лакейским послушанием относительно "господствующих идей" и распоряжений сильных мира этого.

Идеи Канта сыграли существенную роль в формировании представлений об обязанности. Тем не менее, если Кант понятия обязанности связывал с наличием морального закона в самом человеке, то современная этика, которая базируется на положениях марксистской теории, выходит из социальной сущности человека и социальной формы его существования, в силу чего человек всегда имеет обязанности в отношениях с обществом, коллективом, людьми. Обязанность – это совокупность требований, которые предъявляются обществом человеку, которые выступают перед ею как ее обязательства и соблюдения которых есть ее внутренней моральной потребностью.

Кантівське вывод основных принципов моральной обязанности не является абсолютным. Так вот ныне остаются актуальными поиски основных его принципов. Так, возникло несколько новых подходов к определению сущности морального обязанност-обновленный категоричный императив.

В частности, Г. Йонас предложил такую формулу категоричного императива (книга "принцип ответственности"): "чины так, чтобы результаты твоего чина не были разрушительными для возможностей жизни в будущему, или просто не совершай вреда условиям дальнейшего существования человечества на Земле".

Немецкий философ современности К.-О. Апель дало другое формулирование категоричного императива: "во-первых, во всех действиях надо выходить из того, чтобы обеспечить выживание человеческого рода как реального коммуникативного сообщества, во-вторых, из того, чтобы в реальном коммуникативном сообществе осуществлять идеальное".

Специфическое содержание обязанности, которая содержится в общественных моральных требованиях, может быть раскрытое через определение его видов. Разные виды обязанности обусловленные содержанием сфер деятельности и отношений людей, в которых выполнения надлежащего может гарантировать гармоническое согласование общественных и личных интересов. Так, трудовая деятельность поддерживается профессиональной обязанностью, товарищеской обязанностью перед коллективом; гармонические отношения между людьми устанавливаются благодаря выполнению дружеской обязанности; счастье семейных отношений оказывается зависимым от выполнения супружеской и родительской обязанности. Важно выделить и патриотичная обязанность как зобов’язаність и ответственность перед родиной. В жизни людей между отдельными видами обязанности могут возникать разногласия (например, между обязанностью перед коллективом и семейной обязанностью), решения которого зависит от системы ценностей личности и общества, способности к согласованию норм и побуждений, возможностей оценки и выбора.

Понимания «моральной обязанности» всегда связывается с добровольностью, действием по внутреннему убеждению. Обязанность, выполняемый через страх ли ради вознаграждения, теряет статус моральной обязанности Сформированность этого чувства, понимания его разрешает и принуждает делать добро, совершать за совестью не только в соответствии с требованиями общества, а и в соответствии с внутренними убеждениями.

Итак, обязанность – высшая моральная зобов’язаність, что стала внутренним качеством и стимулом свободного поведения личности, это органическая необходимость, которая согласовывает личные и общественные интересы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.