Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оздоровительные задачи 2 страница




Спарта (древнегреческий полис в Пелопонессе) была одним из первых государств, уделявших большое внимание физическому воспитанию ребенка. В спартанском обществе существовал контроль государства над воспитанием ребенка с первых дней жизни. После рождения ребенка приносили в Совет старейшин для оценки физического здоровье, что определяло дальнейшую судьбу ребенка. Здорового младенца возвращали счастливым родителям, а больного, слабого отдавали в рабство или воспитывали в специальных домах. Существовала также легенда, что больных новорожденных детей спартанцев бросали в пропасть.

До семилетнего лет ребенок находился в семье и его физическим воспитанием, закаливанием занималась семья. С семилетнего возраста мальчиков очень сурово воспитывали в общественных домах. Главное внимание в их воспитании уделялось физическому развитию. Чтобы мальчики были более выносливыми, их скудно кормили, они ходили босыми и без одежды.

Основными занятиями по физическому воспитанию мальчиков являлись охота, обрядовые танцы. Проводились многочисленные состязания по бегу, прыжкам, метаниям диска и копья, по борьбе.

В Спарте родители проявляли заботу и о физическом развитии девушек, которые наравне с юношами, участвовали в военных действиях. Девушки также занимались бегом, борьбой, метали диск и копье. Это делалось для того, чтобы их тела были сильны и крепки и чтобы они могли рожать здоровых детей.

Таким образом, в физическое воспитание в древней Спарте вовлекали и мужчин и женщин. Женщины Спарты гордились тем, что их дети вырастали мужественными и смелыми людьми благодаря физическому совершенству.

Таким образом, спартанское воспитание было направлено на улучшение физического развития. Умственное же воспитание являлось частным делом семьи каждого спартанца.

Историк древности Геродот описал мужественное воспитание женщин у скифов. Так, к примеру, женщина должна была уничтожить хотя бы одного врага, лишь только тогда ей разрешалось иметь мужа.

В Древней Греции значительное внимание вопросам физического воспитания уделяли философы. Так, Аристотель (384–322 г. до н. э.) писал в своих трудах о взаимосвязи физического и психического состояния организма. Он утверждал, что разные состояния человека: гнев, радость, печаль – сказываются на состоянии мышц. Он считал, что движение – это жизнь, поэтому физическое воспитание должно предшествовать умственному, он подчеркивал важность гигиены, движений и закаливания ребенка. Говорил о том, что продолжительное физическое бездействие ослабляет и истощает человека.

В Древней Греции физическое воспитание имело классовый характер. Известный философ древности Платон (427–347 гг. до н. э.) так охарактеризовал воспитание в Афинской системе: «Воспитание и наставление начинается с самых первых лет существования и продолжается до конца жизни. Выучив ребенка игре на кифаре, учителя знакомят его с творениями выдающихся поэтов-песнотворцев. Эти произведения они поют под звуки инструмента и приучают свои души к ритму и гармонии, благодаря чему они научатся быть более благородными для слова и дела, ибо вся человеческая жизнь нуждается в гармонии и ритме. Потом они посылают детей к учителю гимнастики, чтобы таким образом лучше приспособить их тела к мужественной жизни и чтобы, благодаря телесной слабости, у них не появлялось малодушия во время войны или в каких-либо других случаях. Таким образом, поступают те, которые имеют средства, те, кто богат. Их дети раньше начинают свое образование и оканчивают последними»[2]. Если в Спарте воспитание строилось на классовом подходе, то афинянина воспитывали как всесторонне образованного человека, который получал умственное, эстетическое и физическое воспитание, в отличие от спартанца, которого учили быть лишь выносливым воином.

В Афинах мальчика с семи лет отдавали в школу, но жил он с родителями. Учащиеся посещали поочередно существовавшие частные школы в городе. Так, в грамматических школах их обучали чтению и письму, в музыкальных – пению и игре на музыкальных инструментах, в гимнастических – детей обучали различным физическим упражнениям.

Воспитание в Афинах не было жестоким по сравнению со Спартой. В соответствии с законами Афин, родители должны были проявлять основную заботу о воспитании детей. При этом, если родители не давали сыну необходимого воспитания, то он имел право не содержать их в старости. Физическая подготовка детей в Афинах осуществлялась в государственных школах, так называемых гимнасиях, которые имели специальные здания, спортивные площадки. Организация таких учреждений свидетельствовала о заинтересованности государства в подготовке верных ему граждан как своей опоры против рабов и внешних врагов. В гимнасии («гимнос» — нагой) могли поступить все желающие, кроме рабов. Преподаватели гимнастики обучали детей отдельным физическим упражнениям (борьбе и др.), наблюдали за влиянием этих упражнений на организм, следили за соблюдением гигиенических правил. Преподаватели гимнасий должны были быть хорошими педагогами и знать основы медицины того времени. Дети свободных крестьян, ремесленников и рыбаков не имели возможности получить образование, возможности, а девочки не получали физического воспитания подобного спартанскому. Они обучались только ведению домашнего хозяйства. Уже тогда греки понимали, что занятия физическими упражнениями способствуют более совершенному физическому развитию человека, но физическое воспитание, в первую очередь, преследовало цель создания мощного государства.

В начале IV в. до н. э. в Афинах создают наемные профессиональные войска, которые заменили гражданское ополчение из числа свободных граждан. Это обстоятельство сразу же отразилось на физическом воспитании. Физические упражнения стали более легкими и применялись скорее для отдыха, чем для воспитания выносливости и силы. В своих трудах древнегреческий философ Платон отметил, что физическое развитие человека совершенствует его душу.

Развитие медицины, переход ее на научную основу способствовал и совершенствованию системы физического воспитания. Так, древнегреческий врач Гиппократ (460–377 гг. до н. э.) представлял физическое воспитание как занятие разнообразными физическими упражнениями, которые способствуют разностороннему и гармоничному развитию тела. Он рекомендовал заниматься гимнастикой, бегом и борьбой зимой, а летом – меньше заниматься этими упражнениями, совсем не бегать, но обязательно гулять в прохладе. Рекомендовал чередовать бег с борьбой для того, чтобы утомленная часть тела могла отдохнуть, согреться, укрепиться. Многие рекомендации Гиппократа получили впоследствии научное подтверждение.

Физическое воспитание в Риме значительно отличалось от традиционного греческого, хотя и в Греции, и в Риме воспитание было направлено на подготовку воинов. До 16 лет юноша воспитывался в семье, а главным воспитателем своего ребенка был отец. Физическое воспитание носило трудовой характер. Дети работали в поле, участвовали в охоте вместе с родителями, что способствовало приучению их к условиям суровой жизни, развивало физически, закаливало организм. Юноши много занимались бегом, метанием различных тяжелых предметов, таких, как диск, копье, занимались борьбой, фехтованием, различными играми, в том числе с мячом; мальчики из знатных семей занимались верховой ездой. Девочек готовили для ведения домашнего хозяйства, поэтому физические упражнения с ними проводились в виде игр и в основном в раннем возрасте.

В странах Древнего Востока физическая культура носила, в основном, военную направленность. Применялись военные упражнения, а также плавание, борьба, верховая езда, фехтование на палках, акробатические упражнения. У детей развивали силу, ловкость, выносливость. В странах Древнего Востока зародились лечебные и профилактические упражнения.

В период раннего средневековья большую роль в регламентации жизни людей, в воспитании детей играла католическая церковь. Она установила свое господствующее положение в области воспитания и образования, проповедовала аскетизм, все телесное объявлялось греховным. Церковью был нанесен большой вред всем видам воспитания, в том числе и физическому. Воспитание простого народа было направлено на подготовку к труду. Воспитание мальчиков из феодальных семей готовило рыцаря, поэтому все игры, все упражнения носили военный характер. С 7 лет мальчики воспитывались дома мужчинами, а с 10-летнего возраста мальчика посылали учиться к главнейшим рыцарям. Главными методами обучения в этот период были показ и тренировка в различных упражнениях. Каждому обучаемому необходимо было овладеть рыцарскими добродетелями, среди которых были фехтование, верховая езда.

В период позднего Средневековья начинается борьба народа с дворянской и религиозной системой воспитания. Одновременно начинают быстро развиваться промышленность и торговля, постепенно складывается класс буржуазии и купечества. Возникает и развивается новая идеология –учение гуманистов, появляются и новые представления о физическом воспитании. Возрождается опыт физического воспитания древности, направленный на гармоничное развитие человека. Вновь обретает ценность красота тела человека, атлетически развитого.

Великие художники эпохи Возрождения Альберти, Леонардо да Винчи отражают красоту живых женщин, которые были натурщицами, восхищаются красотой окружающего мира, считая, что человек – самое прекрасное творение природы. Леонардо да Винчи (1452–1519) совершил значительные исследования в области биомеханики, тем самым заложил фундамент для дальнейшего развития физического воспитания как науки.

Итальянец Витторино де Фельтре (1378–1446), работая при дворе итальянского феодала, создал для детей своего правителя и его придворных школу, названную им «Домом радости», в которой впервые ученикам была предоставлена возможность получать как умственное, так и физическое воспитание в виде игр, разнообразных физических упражнений: фехтования, плавания, верховой езды.

Французский гуманист, писатель Франсуа Рабле написал книгу «Гаргантюа и Пантагрюэль», в которой высмеял средневековую систему воспитания и предложил свою. В ней он большое значение уделил физическому воспитанию. Он рекомендовал использовать игры и упражнения древних греков, а также и те, которые использовались крестьянами, горожанами и дворянами. Он обратил внимание на необходимость чередования физических упражнений с умственными занятиями, прогулками, разумными развлечениями. Рабле считал важным физическое совершенствование и укрепление здоровья каждого человека, воспитание жизнерадостности, обеспечение физической закалки, приучение детей к гигиене и выполнению всех физических упражнений без принуждения, чтобы дети испытывали при этом радость. Он считал, что физическая нагрузка окажется полезной лишь в том случае, если она будет постепенно увеличиваться. Рекомендовал постепенное усложнение упражнений.

Пропагандировал физическое воспитание французский философ Мишель Монтень (1533–1593). Он считал равноценными сторонами человека физическое и умственное воспитание.

Новый этап развития науки о физическом воспитании заложили англичанин Томас Мор (1478–1535) и итальянец Томмазо Кампанелла (1568–1639). В своих книгах, построенных на утопических идеях о фантастических государствах, основанных на принципах справедливого общества, они высказали идею всестороннего воспитания детей для подготовки к труду, служению обществу с помощью труда. Главной целью физического воспитания они считали укрепление здоровья. Воспитание человека, по их мнению, должно начинаться с самого раннего возраста. В своей книге «Город Солнца» Томмазо Кампанелла писал: «По второму и до третьего года дети обучаются говорить и учат азбуку, гуляя вокруг стен домов; они разделяются на четыре отряда, за которыми наблюдают поставленные во главе их четыре ученых старца. Эти же старцы спустя некоторое время занимаются с ними гимнастикой, бегом, метанием диска и прочими упражнениями и играми, в которых равномерно развиваются их члены. При этом до седьмого года они ходят всегда босиком и с непокрытой головой»[3]. С целью обеспечения физического воспитания детей Кампанелла рекомендовал народные игры, а физически и умственно развитого человека он считал образцом совершенства.

Необходимо отметить труд итальянского гуманиста, врача Иеронима Меркуриалиса (1530–1606) по гимнастике «Искусство гимнастики». В своем труде он описал многие известные ему физические упражнения и методику их применения. Меркуриалис поделил упражнения на 3 группы. Так, в 1-ю он включил упражнения для укрепления здоровья, во 2-ю – военные упражнения, в 3-ю – атлетические упражнения, необходимые для подготовки к публичным выступлениям и к участию в соревнованиях.. Меркуриалис широко пропагандировал гимнастику, считая ее прекрасным средством воспитания «божественно храбрых людей». Как врач, он считал, что гимнастические упражнения способны изменять конституцию человеческого тела, исправлять природные и приобретенные дефекты тела. Этим трудом И. Меркуриалиса пользовались в течение 200 лет.

Выдающийся чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский, который жил на рубеже средних веков и Нового времени (1592—1670), в своем труде «Великая дидактика» при рассмотрении вопросов воспитания детей дошкольного возраста уделил значительное внимание физическому воспитанию. В основу своей педагогической системы он положил принцип природосообразности, в соответствии с которым ребенок соотносился с частью космоса и природы. Природное, естественное в ребенке определяет уровень его самостоятельности и активности. Поэтому для правильного воспитания необходимо изучать природу и следовать ее законам. Он считал, что для полноценного развития личности прежде всего необходимо укрепить свой организм. Только крепкий и здоровый человек может развить свои способности. Он отмечал, что без физического воспитания невозможно нормальное духовное развитие. Больной не может стать всесторонне развитым человеком. В книге «Мир чувственных вещей в картинках» он представил формы физического воспитания, указал, что независимо от происхождения ребенка его можно воспитать всесторонне развитым, физически крепким человеком. Многие положения своего педагогического опыта он изложил в книге «Энциклопедия видимого мира».

Коменский считал, что формирование человека должно начинаться в раннем детстве, а все усвоенное в этом возрасте запоминается особенно прочно. Человек, по мнению Коменского, – это гармония тела и души. При этом тело его устроено с изумительным искусством, где первым двигателем является сердце как источник жизни и действий, от которого все остальные члены получают движение. Само движение вызывается силой, которой является мозг и с помощью нервов, как шнуров, он притягивает и отпускает остальные колеса (члены организма). Разнообразие деятельности организма внутри и вне заключается в соразмерности пропорции движений. Так в душевных движениях главной движущей силой является воля; а рычаги, которые приводят ее в движение, – это желания и страсти, склоняющие волю в какую-либо сторону. Он считал, что разум человека является рычагом, который открывает движение, замыкает его и определяет нужную его меру.

Я. А. Коменский указал на системы физических упражнений и подвижных детских игр. Рекомендовал вначале показывать каждое упражнение, чтобы дети могли выполнять его без опасности для своей жизни. Взгляды Коменского были высоко оценены прогрессивными людьми его времени и более поздних периодов.

В эпоху Нового времени вопросам физического воспитания большое внимание уделял Джон Локк – английский философ-материалист (1632– 1704), который считал, что воспитание должно обеспечить крепкое физическое развитие. По его мнению, чем сильнее и закаленнее тело, тем легче человек справляется со всеми своими недостатками. Чем слабее тело, тем меньшей волей человек обладает, тем меньше у него возможностей достичь желанной цели. Д. Локк указывал, что сила воли может укрепляться путем закаливания и физического развития. Поэтому он считал необходимым начинать физическое воспитание с первых дней жизни человека, рассматривал его как самое первое воздействие взрослых на детей.

В своих сочинениях выдающийся французский мыслитель Жан-Жака Руссо (1712—1778) тоже значительное место отводил физическому воспитанию. Он говорил о том, что физическое воспитание следует начинать с первых дней жизни человека. Основой физического воспитания считал детские подвижные игры и физические упражнения, в том числе и с преодолением естественных препятствий. Только на собственном двигательном опыте, по его мнению, ребенок должен был понять пространство и время, тяжесть, сопротивление и другие категории внешнего мира. Руссо считал, что женщина тоже должна получить физическое воспитание. Он рекомендовал не держать девочек в закрытом помещении, без свежего воздуха, предлагал вовлекать их в подвижные игры на свежем воздухе и ежедневные прогулки.

Своеобразные взгляды на физическое воспитание имел швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827), выдвинувший теорию, согласно которой человек рождается с заложенными в нем определенными способностями. Поэтому целью воспитания он считал развитие этих способностей путем упражнений. Вместе с тем он считал, что в течение жизни человек не может развить никакие способности, если задатков их не были заложены в нем при рождении. Это его ошибочное представление умаляло роль живой практики в воспитании человека. Однако во взглядах Песталоцци были и прогрессивные мысли о воспитании, в том числе и о физическом. Так, им был разработан аналитический метод физического воспитания; при выполнении физических упражнениях он предлагал постепенный переход от более простых их форм к более сложным. Движения в суставах он относил к простым, или элементарным, движениям Основой физического воспитания он считал гимнастические упражнения, связанные с нагрузкой на суставы. Песталоцци положил начало искусственно созданным упражнениям, которые давали возможность достичь необходимого результата в более короткие сроки. Большое значение в физическом воспитании детей он уделял народным играм и забавам. Предложенные им гимнастические упражнения получили широкое распространение в странах Западной Европы.

Своеобразные взгляды на воспитание высказал в своих работах Шарль Фурье (1772–1837). В своих трудах он подчеркнул мысль о сочетании умственного и физического воспитания в процессе труда, утверждая что «воспитание имеет целью осуществлять полное развитие физических и умственных способностей, применять их все, даже развлечения, к производительному труду»[4].

Роберт Оуэн (1771–1858), великий социалист-утопист, высказывал мысли о всестороннем развитии человека. Оуэн предполагал, что в новом развитом обществе «первоочередной задачей всегда будет предоставление всем ее членам наилучшего физического, нравственного и умственного воспитания». Оуэн считал физическое воспитание основой всего последующего воспитания всесторонне развитого человека. Одним из главных принципов будущего совершенного общества ставил принцип сохранения здоровья. По его мнению, лишь здоровье, физическое совершенство и умственное воспитание принесут истинное счастье всему человечеству. Оуэн был убежден, что воспитание может сделать человека физически совершенным, может воздействовать на его физическую природу. Он считал, что «физические упражнения, введенные для усовершенствования природных склонностей, укрепления здоровья и силы отдельных людей, составят часть системы образования и воспитания детей. Таким образом, дети, развлекаясь, будут приобретать в раннем возрасте привычки, которые помогут им сделаться в старшем возрасте хорошими защитниками своей страны, если потребуется, защищать ее; по всей вероятности, на них можно будет положиться гораздо больше, чем на людей, физическое, умственное и нравственное воспитание которых было менее тщательным»[5].

Теодор Дезами – французский социалист-утопист (1803 – 1850) писал, что для физического совершенствования нужна длительная систематическая работа, которая обеспечивает формирование двигательных навыков[6]. Дезами был сторонником раннего физического воспитания, которое, по его мнению, необходимо проводить с учетом возраста, пола и обязательно сочетать с процессом труда. Дезами предлагал подготавливать мальчиков и девочек по разным программам, основываясь на физиологических особенностях организма.

Вопросам физического воспитания большое внимание уделял французский публицист Этьенн Кабе (1788–1856) Его взгляды на физическое воспитание отличались своей прозорливостью. Он высказал мысль, что заботу о человеке следует начинать еще с периода внутриутробного развития. Эта задача вполне современна и сегодня. Первые шаги в физическом воспитании ребенка он возлагал на матерей грамотных, знающих основы воспитания, которым они должны обучаться на специальных курсах. Эти знания матери должны включать вопросы, относящиеся к кормлению ребенка и отнятию его от груди, прорезыванию зубов, обучению ходьбе, его питанию, одежде и купанию, к развитию и усовершенствованию каждого его органа, так как «пределы усовершенствования человеческого рода еще неизвестны»[7]. Кабе был убежден, что физическое воспитание приносит пользу, когда оно всесторонне и не отрывается от воспитания умственного и нравственного.

В физическом воспитании он придавал большое значение вскармливанию ребенка грудью матери, занятия дома и в школе гимнастикой для усовершенствования всех частей тела. Особое значение он придавал различным детским играм, которые развивают грациозность, силу и здоровье. Он считал, что при подобном воспитании каждое новое поколение будет становиться более совершенным. Кабе полагал, что нужно заниматься теми упражнениями, которые чаще применяются в практической жизни и более целенаправленно влияют на приобретение необходимых навыков. Он писал: «Хорошо ходить, бегать, прыгать во всех направлениях, карабкаться, взбираться, спускаться, плавать, ездить верхом, танцевать, кататься на коньках, фехтовать, проделывать, наконец, военные упражнения, – все эти упражнения и игры укрепляют тело и совершенствуют его»[8].

Среди всех видов физической нагрузки Кабе особое предпочтение отдавал ходьбе, играм и гулянью на воздухе. Он считал, что наряду с физическим дети должны получать и гигиеническое воспитание с раннего возраста, соблюдать чистоту, обслуживать себя. Это должно стать одной из первых обязанностей. Кабе считал обязательным прививать ребенку с ранних лет любовь к родителям, ко всем старшим, желание помогать своим ближним. Все это должно делать человека нравственным, лишенным чувства эгоизма и честолюбия, уважительно относящихся к другим людям. Такое воспитание формирует патриотов своей родины, хороших супругов, отцов и матерей. Общий процесс воспитания, по его мнению, не может быть полным без эстетического воспитания. Кабе желал, чтобы все дети учились музыке и пению.

Под влиянием идей Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци и других мыслителей о воспитании здорового, физически и всесторонне развитого подрастающего поколения создаются школы нового направления (филантропины) и кружки гимнастики, но национальные системы физического воспитания стали создаваться лишь после наполеоновских войн начала XIX в. Причиной этому была физическая неподготовленность войск Наполеона.

Одним из создателей немецкой системы физического воспитания был Иоганн Христофор Гутс-Мутс (1759–1839) – выдающийся немецкий теоретик и практик. Он дал научное обоснование гимнастике и методике ее проведения. Так, выделив субъективную гимнастику, он считал, что она устанавливает гармонию между телесными и духовными силами человека. Объективная гимнастика, по его мнению, направлена на приобретение полезных для жизни навыков. Гутс-Мутс считал, что гимнастика укрепляет мышцы, оживляет кровообращение, закаляет, развивает мускулы и тело, формирует навыки наиболее ловких и эффективных движений, совершенствует органы чувств. Гутс-Мутс рекомендовал широко использовать различные снаряды для лазания, метания, выполнять строевые упражнения и гимнастические игры. Он написал самоучитель по плаванию, учебно-методические рекомендации по играм. Гимнастику по его книгам преподавали не только в Германии, Дании, Швейцарии, Англии и Голландии.

В конце ХIХ – начале ХХ в. появилась система гимнастики для детей с момента рождения до четвертого или пятого года жизни, создателем которой был И. Мюллер. Она вызвала много споров, особенно со стороны врачей и сторонников других систем воспитания. Эта система состояла из восьми мускульных упражнений, усложняющихся в соответствии с возрастом ребенка. В нее было включено купание и десять упражнений, сопровождающихся массажем. Эти упражнения были предназначены как для мальчиков, так и для девочек. Мюллер утверждал, что «сила и разум каждого народа развиваются из телесного здоровья ребенка». Говоря о гимнастике для детей, он писал: «Растирание тела после ежедневного купания отлично действует даже на грудных детей, и такие манипуляции очень нравятся детям. Они улыбаются и чувствуют себя довольными, когда им разминают конечности или живот»[9]. Мюллер рекомендовал в работе с детьми широко использовать упражнения в дыхании по способу Сильвестра и Шефера, статические позы, вращения туловища со сгибанием в стороны; кружение рук и ног, «ходьбу на руках» и другие упражнения. Мюллер в своей системе ставил цель – дать в сжатой и конкретной форме программу физических упражнений, доступную каждому ребенку. Это была одна из первых зарубежных систем физических упражнений для детей от рождения до 4–5 лет.

Создателем французской системы физического воспитания был Франциско Аморосу (1770–1848). В первую очередь эта система гимнастических упражнений носила военно-прикладной характер и не была приспособлена даже для введения ее в школы.

Вклад в теорию физического воспитания детей внес Жорж Демени (1850–1917), французский физиолог и педагог, автор гимнастической системы физического воспитания. Его система включала использование упражнений на растяжку, расслабление, движения под музыку и была рассчитана на непрерывные занятия в течение многих лет. Она не давала мгновенных результатов, что не устраивало французское правительство, поощряющее готовность молодежи к военной службе, а не к психофизическому совершенству.

Создаются и другие европейские системы физического воспитания. Так, создателями по инициативе правительства шведской системы физического воспитания стали Пер Линг (1776–1839) и его сын Ялмар Линг (1820–1886). Как основатели этой системы они считали, что необходимо применять только те упражнения, которые укрепляют и развивают тело человека. Были выделены четыре группы гимнастики: военная, педагогическая, врачебная и эстетическая. Педагогическая гимнастика, разработанная Я. Лингом, проводилась в рамках урочной системы, включала в себя упражнения в ходьбе, прыжках, равновесии, дыхательные, на снарядах, была ориентирована на школу.

Создаются школы и кружки любителей гимнастики и спорта в ряде других стран, ориентированные, главным образом, на школьников или молодежь.

Основоположник системы дошкольного общественного воспитания Фридрих Фребель (1782–1852) положил в его основу принципы педагогики И. Песталоцци. В 1837 г. Ф. Фребель основал первое учреждение для детей дошкольного возраста, которое он назвал «Детский

сад». Это учреждение он считал первой ступенью в системе общественного воспитания детей. В своей книге «Воспитание человека» Фребель высказал мысли о том, что воспитание должно способствовать развитию в человеке всех его задатков. Для этого детей необходимо вовлекать в различную деятельность, способствующую развитию ребенка. При этом в первую очередь должно обеспечиваться развитие физическое с помощью ритмических движений, игр и упражнений с мячом.

Важную роль физическому воспитанию детей дошкольного возраста отводила Мария Монтессори (1870–1952) – итальянский педагог и врач. Она считала, что дети должны заниматься гимнастикой, чтобы нормально развиваться физически. По ее рекомендациям в дошкольных учреждениях на занятиях включались упражнения в маршировке, для развития пальцев, дыхательная гимнастика, гимнастика для губ и языка, упражнения на воздухе с мячом, ракетками и другими предметами. Она рекомендовала в качестве оборудования для гимнастических залов использовать качели, ступеньки, веревочные лесенки. Одним из основных условий полноценного физического развития детей она считала режим дня.

В странах Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии, в которых распространен буддизм, существуют и сейчас различные системы психофизической тренировки. Как древняя религия, буддизм оказал разностороннее влияние на духовное и историческое развитие таких стран, как Индия, Китай и других стран Азии. В философском трактате «Бхагавад-гита», написанном примерно за тысячу лет до н. э., впервые упоминается гимнастика йога. Истоки йоги происходят из периода жизни древних племён, населявших Древнюю Индию (около 5000 лет назад). Индийская философия считает, что Вселенная проникнута Высшим Духом, а душа человека – это частица Высшего Духа. Система йоги учит, как с помощью тренировки тела, ума, духа человек может соединиться с Высшим Духом. Йога является методом успокоения ума, направления энергии в нужные каналы. Когда ум человека под контролем, то человек получает покой и энергию для духовного роста. Учение йоги строилось на вере в таинственную жизненную энергию, которая находится у человека в нижней части позвоночника, где в соответствии с традиционной индийской медициной находится один из самых важных нервных центров. Этот центр может пробуждаться при выполнении определённой системы упражнений. Тогда жизненная сила поднимется в верхние части человеческого тела, чтобы соединиться с абсолютом, что является целью занятий йогой.

В йоге путь духовного совершенствования предполагает восемь ступеней:

1. Яма – эта ступень общих требований.

2. Нияма – дисциплина.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 743; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.