Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Размеры столов и стульев для детей 6-летиего возраста в детских садах 5 страница




Жиры могут откладываться в организме в виде запасов — жировых депо в подкожной клетчатке, в сальнике, печени, в околопочечной клетчатке и других органах и тканях. Жир образует упругую прокладку в местах, испытывающих механическое воз­действие, и, покрывая внутренние органы, сохраняет их от по­вреждений и охлаждений.

Откладывается жир в организме не только за счет жиров пищи, но и при обильном углеводном питании. Эти запасы энергетического материала мобилизуются организмом в случаях длительной работы без принятия пищи, а также во время голодания и тяжелых болезней. Расходуя в первую очередь запасы жира, организм тем самым сохраняет белки и предохраняет от разру­шения важные органы и ткани.

Наиболее ценны, особенно для детей, молочные, жиры. Они входят в состав молока и молочных продуктов — сливочного масла, сливок, сметаны; Жиры яичного желтка, содержащие некоторые витамины, также имеют существенное значение для организма ребенка.

Суточная физиологическая норма жиров (см. табл. 10) для детей и подростков должна быть обеспечена преимущественно жирами животного происхождения.

Чрезмерное употребление жиров, так же как и значительный недостаток их в пище, неблагоприятно влияет на рост, развитие и деятельность организма ребенка. Ожирение, возникающее при питании избыточно жирной пищей, приводит к уменьшению выносливости организма и глубоким нарушениям обмена веществ, падению функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы, работоспособности и иммунной реактивности.

Во время мышечной работы организм особенно нуждается в углеводах. Они необходимы для работы мышц тела, сердечной мышцы, а также для эффективности умственной деятельности. При достаточном поступлении углеводов с пищей организм покрывает свои энергетические потребности, прежде всего за их счет. Источником углеводов служат продукты преимущественно растительного происхождения: хлеб, крупы, картофельовощи, фрукты, ягоды. Суточные нормы потребления углеводов представлены в таблице 10.

Клетчатка растительных тканей — целлюлоза также относится к углеводам. Пищевое значение ее для человека невелико, так как она не переваривается в кишечнике. Однако она увеличивает объем пищи, способствует ощущению сытости, механически раз­дражая рецепторы кишечника, способствует передвижению пище­вой кашицы.

Таблица 11

Физиологические нормы суточной потребности учащихся в некоторых минеральных веществах (в мг)

Без удовлетворения нормы физиологической потребности уча­щихся в минеральных веществах (табл. 11) нарушаются нор­мальный рост, развитие и жизнедеятельность организма.

Минеральные соли входят в состав продуктов питания, поэтому при рационально организованном сбалансированном питании нет надобности вводить их искусственно. Из числа минераль­ных солей только поваренную соль приходится вводить в пищу дополнительно, особенно в растительную, так как растения бедны натрием.

Ежедневная потребность учащихся в поваренной соли 8—10 г. При длительном поступлении соли в организм в недостаточном или избыточном количестве могут возникнуть серьезные расстройства: нарушается работа сердца, изменяется возбудимость нервной системы, появляются головокружение и обмороки, изменяется мочеобразование.

Поваренная соль используется организмом для выработки со­ляной кислоты, которая является составной частью желудочного сока и играет существенную роль в переваривании пищи, а также защите организма от бактерий, поступающих в желудок с пищей и слюной. Известно, что бактерии, попадая в кислый желудочный сок, быстро погибают.

Соли кальция и фосфора являются главными составными частями костной ткани и имеют существенное значение для деятельности центральной нервной системы.

При недостатке в организме солей кальция, фосфора и витамина Dкостная ткань неможет правильно развиваться,процессы роста и развития замедляются. У детей это проявляется в шжелом заболевании — рахите. Кроме того, фосфор, являясь ча-(гью белковых и жировых соединений, входит в состав клеток нервной ткани и других важных органов.

Обогащение пищи детей молоком и молочными продуктами, а также фруктами и овощами обеспечивает потребности их расту­щего организма в кальции и фосфоре в нужном соотношении — 1: 1,5; 1: 1,4. Солями фосфора наиболее богаты яичный желток, мозги, мясо, орехи, горох, овсяная мука, цельная пшеница.

Большое значение для жизнедеятельности организма имеют соли магния. Ими богаты грубые сорта пшеничного и ржаного хлеба, фасоль, сыр и миндаль.

Железо используется организмом для построения красящего вещества крови — гемоглобина, без которого невозможно погло­щение кислорода и снабжение им тканей. Однообразное пита­ние продуктами, бедными солями железа, нередко приводит к возникновению различных степеней малокровия. Железо входит также в состав клеток организма. Наличие в питании детей таких богатых железом продуктов, как яичный желток, карто­фель, мясо, капуста, чечевица, горох, салат и яблоки, совершенно необходимо. Всего в сутки школьники должны получать 1100— 1200 мг кальция, 1500—1800 мг фосфора, 250—350 мг магния,15 мг железа.

Существенное значение в регуляции содержания воды в тка­нях организма имеют соли калия, которые содержатся преиму­щественно в овощах (картофель, капуста).

В результате обмена веществ в организме образуются некото­рые ядовитые для него соединения. Для обезвреживания их необходима сера. Она содержится в уже упомянутых выше продуктах (чечевица, горох, бобы, овсяная мука, мясо).

Нормы потребления витаминов. Недостаточное количество витаминов в пище (гиповитаминоз) приводит к возникновению тяжелых заболеваний, а затем и к гибели организма.

Однако следует не забывать, что избыточное потребление витаминов, особенно витаминных препаратов, вредно. Очень опасно употребление большого количества витаминных драже, которые часто покупаются и употребляются учащимися всех возрастов вместо конфет. Если ребенку нужно в день 50 мг витамина С, а он покупает витамин С с глюкозой и съедает всю упаковку, то; получает 0,5 г, т. е. в 10 раз больше, чем нужно, разумеется, это не проходит безнаказанно для его здоровья.

Потребность в пище и воде четко проявляется в виде голода и жажды. Человек не может съесть пищи или выпить воды в 100—1000 раз больше, чем ему требуется. А превышение во столько же раз оптимальной дозы витаминов происходит чрезвычайно легко. Возникает гипервитаминоз.

В медицинской практике, к сожалению, известны случаи пагубного избыточного потребления детьми витаминных препаратов,в частности витамина D. Избыточное его потребление приводит к нарушению деятельности почек.

Известны последствия избыточного потребления витамина А: нарушение аппетита, слабость, облысение, опухание век, произвольные переломы костей, которые впервые были описаны исследователями Арктики, широко употреблявшими в пищу печень тюленя и белого медведя.

Избыточное потребление витаминов группы В приводит к нарушению ферментативных процессов.

В своих беседах с родителями классным руководителям, учителям и воспитателям следует обращать внимание на значение оптимальных и на вред избыточных доз витаминов в питании учащихся (табл. 12).

Таблица 12

Физиологические нормы суточной потребности учащихся в витаминах

Суточная потребность организма человека в витаминах нич­тожна по сравнению с потребностью в других пищевых веществах. Однако сведения, приведенные о витаминах, показывают, какое огромное значение для нормальной жизнедеятельности организма человека, особенно ребенка, имеют эти вещества и как важно это учитывать в организации питания.

Овощи, фрукты и ягоды являются богатым источником минеральных солей и витаминов. Однако в результате кулинарной обработки (кипячения) эти ценные качества в значительной мере утрачиваются. Именно поэтому детям следует давать больше овощей, фруктов и ягод в сыром виде и обогащать витаминами готовые блюда, добавляя в них сырые соки и зелень.

В случаях повышенных умственных и физических нагрузок потребность организма в витаминах значительно возрастает.

В зимне-весенний период, а в районах Крайнего Севера — круглый год предусмотрена С-витаминизация готовых блюд в школах и ПТУ. Ежедневно витаминизируют только первые или третьи блюда обеда или молоко (чай). Непосредственно перед раздачей учащимся готовых блюд в них вводят 50 мг аскорби­новой кислоты. Подогрев уже витаминизированных блюд не допускается.

В климатических районах, характеризующихся особенно высо­кой температурой, в летнее время все учащиеся, активно участвующие в общественно полезном, производительном труде, нуждающимися в увеличении суточной дозы витамина С до 120—150 мг. Связано это с тем, что летом дети обильно потеют. Благопотери постигают почти 2 л в день. Вместе с потом теряется более 11 — 14 мг витамина С в день.

Калорийность питания. При определении калорийности питания учитывают длину (рост) и массу тела, возраст, пол, характер деятельности, время года, климат, температуру помещения и др. В тех случаях, когда масса тела ниже нормы, питание долж­но быть более калорийным, чтобы организм мог покрыть не юлько все свои энергетические затраты, но и довести массу тела нормы. Наоборот, в случаях чрезмерного питания и повы­шения массы тела по сравнению с нормой калорийность питания должна ограничиваться. В теплом климате калорийность суточного питания детей должна быть меньшей, чем в условиях холодного северного климата, где потери тепла даже летом во много раз выше. В зимнее время потребность организма в высоко­калорийной пище повышается. Значительно возрастают энергограты у детей и подростков с увеличением интенсивности движения.

При исчислении суточной калорийности питания опираются на возрастно-половые нормы физиологической потребности в питательных веществах и энергии, разработанные с учетом перечисленных особенностей (табл. 13).

Таблица 13

Калорийность питания детей и подростков в сутки

В детских оздоровительных учреждениях, санаторно-лесных школах для детей ослабленных, с туберкулезной интоксикацией устанавливается более высокая калорийность питания (не менее 3500 ккал). Высокая калорийность питания (не менее 4000— 5000 ккал) необходима учащимся-спортсменам, особенно в пе­риод соревнований и тренировок, в связи с большими энергетиче­скими затратами. Последние во время 1,5—3,0 ч тренировок у юных легкоатлетов, пловцов, лыжников достигают 25—36% общесуточных величин.

Высокое по калорийности питание (3500—4000 ккал) необходимо предусмотреть учащимся — членам ученических производственных бригад и школьникам, участвующим в каникулярное время в общественно полезном, производительном труде в про­мышленном или сельскохозяйственном производстве.

Режим питания. Своими работами И. П. Павлов показал, что существенное значение для пищеварения и последующего усвоения пищевых веществ имеет аппетит.

Возбуждает аппетит и способствует пищеварению разнообразная, правильно и вкусно приготовленная пища. Вкус детей не рекомендуется поощрять чрезмерно изысканными блюдами. Это изнеживает пищеварительный аппарат и в значительной мере понижает способность организма приспосабливаться к различным изменяющимся условиям питания. Отрицательно влияет на пище­варение, снижая концентрацию желудочного сока, употребление во­ды непосредственно до приема пищи.

Хороший, здоровый аппетит вызывается также обстановкой, в которой происходит прием пищи. Острое желание есть вызывают обеденный стол, накрытый скатертью, аккуратно нарезанный хлеб, аккуратно расставленные тарелки и другие столовые приборы. Детей и подростков следует приучать есть не спеша, хорошо прожевывать пищу и не заниматься во время еды посторонними делами (разговаривать, читать книгу), так как это неблагоприятно отражается на выделении желудочного сока.

Пищевой рефлекс имеет определенную периодичность, в соответствии с которой устанавливается и строго соблюдается режим питания детей — прием пищи через каждые 3,5—4 ч. Для подростков, юношей и девушек приемы пищи устанавливаются в количестве 3—4 раз в сутки. Не допускается еда урывками, раньше времени, так как это приводит к снижению аппетита. Подобные нарушения в режиме питания могут привести к угасанию услов­ного пищевого рефлекса и расстройству пищеварения. Такие же последствия наблюдаются в случаях беспорядочного, двухразово­го питания. От количества приемов пищи в день зависит и усвое­ние питательных веществ. При четырехразовом питании пища усваивается до 82—84%, а при трехразовом — 75—76%.

Пища, богатая белком, повышает возбудимость нервной систе­мы, поэтому ее дают детям в первую половину дня, в период их наиболее активной деятельности. Возбуждение же нервной системы перед сном нежелательно, так как оно препятствует быстрому на­ступлению глубокого сна.

Употребление перед сном пищи, богатой белками, неблагоприятно и для пищеварения. Белковая пища дольше задерживается в желудке. Переработка ее до простейших веществ требует отделения большого количества пищеварительных соков. В период сна все процессы в организме замедляются, в том числе и отделение пищеварительных соков, что может привести к худшему перевариванию пищи. Поэтому ужин детям и подросткам дают малообъемный, из легких овощных и молочных блюд и не менее чем за 1,5—2,0 ч до отхода ко сну.

При отсутствии в школе столовой обслуживание учащихся питанием организуется через буфет. В ассортимент буфета долж­ны быть включены: холодные закуски, молоко и молочнокислые продукты, булочные изделия, горячие напитки, кисели, компоты, различные бутерброды, фрукты свежие, очищенные сырые овощи (морковь, брюква и др.), соки. Горячие блюда включаются в ме­ню только при наличии необходимых условий. В буфетах долж­ны быть организованы комплексные завтраки. Однако еще дале­ко не во всех школьных буфетах организация питания для школь­ников соответствует вышеизложенным требованиям.

Калорийность горячих завтраков в городских школах независи­мо от питания учащихся в семье должна составлять У (500— 600 кал) ежедневного рациона детей 7—12 лет. Для сельских школ в связи с большей длительностью перерывов в режиме пи­тания учащихся, обусловленной значительной отдаленностью места их жительства от школы, калорийность горячих завтраков предусмотрена более высокая — Уз ежедневного рациона.

В школах обеды для учащихся должны состоять не менее чем из двух горячих блюд. Они составляют 35—40% суточного рациона школьника. Обеды такой калорийности (25 г белка, 25 г жира, 120 г углеводов) обязательны для учащихся школ и групп с продленным днем.

Для учащихся школ (групп) продленного дня обязательное двухразовое горячее питание обеспечивает до 55% их суточной физиологической потребности в пищевых веществах и энергии (завтрак—20%, обед — 35%). Полдником (стакан молока и кусо­чек хлеба) дополняют еще 10% суточной калорийности. Общий рацион трехразового питания учащихся в школе доводят до 65% суточной потребности детей и подростков в основных пищевых веществах и энергии.

Продленным днем не охватываются учащиеся старших классов, но они часто остаются в школе до позднего времени (факультативные занятия, занятия в кружках и спортивных секциях, собрания). Поэтому для старшеклассников должна быть преду­смотрена возможность получения полдника или покупки в буфете молочных продуктов, хлебобулочных изделий, чая или кофе.

Транспортировка- продуктов, их хранение. Раздача готовых блюд производится в соответствии с выработанными строгими са­нитарно-гигиеническими требованиями, нарушение которых может повлечь возникновение в школе массовых желудочно-кишечных расстройств и пищевых отравлений. Пищевые отравления могут быть химического или бактериального происхождения. Пищевые отравления могут возникать вследствие употребления ядовитых продуктов: грибов, некоторых пород рыб, сорняков зерновых и т. д.

Пищевые отравления бактериального происхождения обуслов­лены употреблением в пищу инфицированных продуктов (мясо, рыба, молочные продукты). В основе профилактики пищевых отравлений в школах лежит обеспечение и выполнение основных санитарно-гигиенических требований: доброкачественность продуктов и готовой пищи; соблюдение сроков реализации продуктов и готовой пищи, а также правил хранения продуктов, особенно скоропортящихся, чистота помещений кухни и столовой (буфета); строгое соблюдение технологии приготовления пищи; достаточное оборудование кухонным инвентарем и столовой посудой, отвечаю­щей гигиеническим требованиям, знание санитарных требований и соблюдение правил личной гигиены поварским и обслуживающим персоналом столовой.

Все продукты доставляют в столовые и буфеты школ в спе­циальной закрытой таре и пускают в производство или продажу только после освидетельствования их качества медицинским персоналом.

Строго соблюдаются сроки реализации скоропортящихся продуктов: мясо может храниться в холодильнике при температуре 0° не более б суток, а в леднике — 2 суток; сосиски и сардельки мясные, при условии правильного хранения, могут сохранятьсяне более 72 ч, рыба — 2 суток при хранении в холодильнике и I сутки при хранении со льдом, полуфабрикаты (сырые мясные и рыбные котлеты, вареное мясо или рыба) могут сохраняться не (более 12 ч, мясной фарш —не более 6 ч (хранение при темпе­ратуре + 6°), заправленные мясные и рыбные салаты и винегреты (при хранении на холоде) подлежат реализации в течение 2 ч с момента изготовления. Полуфабрикаты и скоропортящиеся про­дукты можно завозить в школьные буфеты только в размере еже­дневного потребления.

Овощи хранятся в специальной овощной кладовой или овощехранилище, при относительной влажности воздуха 85—90% и температуре от +1 до +3°С. Квашеную капусту необходимо хра­нить под гнетом, утрамбованной и покрытой рассолом при тем­пературе не более +3°С.

Сухие продукты хранятся в кладовой, оборудованной полками, стеллажами или шкафами. Помещение кладовой должно быть сухим, хорошо проветриваемым. Предусматривается, чтобы ниж­няя поверхность шкафов, ларей, полок отстояла от пола не ме­нее чем на 15 см.

Привитие учащимся гигиенических навыков в связи с питани­ем. Медицинские работники, а также классные руководители, учи­теля, воспитатели в своей повседневной работе с детьми и подростками большое место отводят воспитанию у них гигиенических навыков, в том числе и навыков, связанных с приемом пищи. Школьников приучают мыть руки перед едой, есть и пить из отдельной посуды, правильно пользоваться индивидуальными сто­ловыми приборами, не торопясь, тщательно разжевывать пищу, полоскать рот после приема пищи, не пить сырую воду, очищать и обмывать перед употреблением сырые овощи и фрукты. Привитие детям этих гигиенических навыков, в том числе и навыков, связанных с приемом пищи, имеет существенное значение в профилактике глистных заражений и желудочно-кишечных заболе­ваний.

Первая помощь при пищевых отравлениях. Первая помощь при пищевых отравлениях заключается в возможно быстром уда­лении яда из организма. До оказания пострадавшему врачебной помощи необходимо вызвать у него искусственную рвоту введением пальцев глубоко в рот, дать выпить большое количество теплой воды (0,8—1,0 л) с растворенной в ней питьевой содой (0,5 чайной ложки на стакан) или марганцем (слабо окрашенный раствор). После этого снова вызвать искусственную рвоту. При необходимости процедуру можно повторить. Затем положить грелки к рукам и ногам, укрыть больного одеялом и давать обильное горячее питье, при резкой слабости —крепкий кофе.

Признаки, которые наблюдаются у пострадавшего при пище­вых отравлениях (боли в животе, рвота, понос, головная боль, головокружение, резкая слабость, а в тяжелых случаях и потерясознания), бывают сходны с симптомами некоторых других забо­леваний (острый аппендицит, язва желудка и др.). Поэтому вы­зывать у больного искусственную рвоту, промывать желудок, да­вать слабительное, ставить капельную клизму до прихода врача допустимо только в том случае, если нет никакого сомнения в пи­щевом отравлении недоброкачественными продуктами или готовы­ми блюдами, поступившими к употреблению попрошествии их срока годности.

Питание во время сельскохозяйственных работ, экскурсий и походов. Дети и подростки, участвующие в сельскохозяйственных работах, обеспечиваются не менее чем троекратным питанием (завтрак, обед, ужин). Во всех случаях, когда место работы уда­лено от места жительства не более чем на получасовой переход, завтрак и ужин готовят школьникам в столовой, а обед подво­зят в термосах к месту работы. В других случаях пищу приго­товляют из разнообразных нескоропортящихся продуктов в спе­циально отведенном месте полевого стана с соблюдением всех са­нитарно-гигиенических требований.

Школьников, работающих в поле, обеспечивают кипяченой во­дой, которую хранят в прохладном месте в эмалированных бач­ках с краном. Крышку бачка запирают на замок и закрывают белым чехлом. Наиболее гигиеничны бачки-фонтанчики.

Учащихся-механизаторов, которым разрешена работа на сель­скохозяйственных машинах, в жаркое время необходимо обеспе­чить питьевой подсоленной водой. Это основная профилактиче­ская мера против перегревания и нежелательных сдвигов в водно-солевом обмене работающих подростков (юношей). Использова­ние для питья подсоленной воды (добавляют поваренную соль в количестве 5 г на 1 л воды) способствует восстановлению водно-солевого баланса: уменьшается жажда, потение и потеря массы тела, улучшается самочувствие, повышается работоспособность и производительность труда. На каждого учащегося — тракториста, комбайнера — в жаркое время заготавливают на день 3—4 л под­соленной воды. Помимо специального питьевого режима для этой группы школьников рекомендуется обеспечить и возможность пользования душем в перерыве между работой. Прохладный душ улучшает тепловое состояние, устраняет пере­гревание организма.

Доброкачественным и полноценным должно быть питание де­тей и подростков во время походов и экскурсий.

В поход берут разнообразные продукты, обладающие высокой калорийностью, но не относящиеся к скоропортящимся. Обычно это бывают крупы или концентраты, сгущенное молоко, мясные консервы (обязательна проверка их доброкачественности), макароны, сухой компот, сахар, чай, кофе, сливочное или топленое масло в специальной упаковке (стеклянные, фарфоровые банки с плотно пригнанными крышками или коробочки с завинчивающимися крышками из специальной пластмассы). Такой набор продуктов позволяет быстро приготовить вкусный завтрак, обед иужин.

На привалах вблизи населенных пунктов пищевой рацион подростков можно пополнять молоком, на котором варят каши. Взрослые, участвующие в походе, следят, чтобы молоко употреб­лялось только после кипячения. Воду для питья и приготовления пищи во время сельскохозяйственных работ или на привале в по­ходных условиях следует брать из закрытых, правильно устроен­ных колодцев или родников.

Основной способ обеззараживания воды в походных условиях в случаях ненадежных ее источников (шахтные колодцы, сомни­тельные родники) — кипячение в течение не менее 0,5 ч.

Водоснабжение учебно-воспитательных и оздоровительных уч­реждений и водопользование. Качество воды водоисточников для воспитательно-образовательных и оздоровительных учреждений подвергается систематической проверке санэпидслужбой. Выявля­ется, насколько вода соответствует требованиям действующего ГОСТа. Вода, пригодная для употребления (питья, приготовления пищи и т. д.), чиста и прозрачна, не имеет неприятного вкуса и запаха, не содержит микроорганизмов (возбудителей заразных болезней) и ядовитых примесей.

Расход воды на одно место установлен: в школах — 20 л, в школах-интернатах— 200—220 л, в лагерях— 200—250 л (при размещении в не­отапливаемых зданиях — 50—100 л).

Количество фонтанчиков в рекреационных помещениях устанавливается из расчета один фонтанчик в каждой рекреации. Конструкция этих устройств должна быть прочной, легкодоступной для пользования и не опасной в отношении травм.

Во всех случаях, когда фонтанчики отсутствуют или бездействуют, для питья должна быть заготовлена кипяченая вода. Хранить ее допускается в специальных эмалированных бачках. Крышки бачков плотно закрывают, запирают на замок и сверху покрывают чехлом из белой материи. После окончания занятий еже­дневно остатки воды выливают, бачок промывают, ополаскивают горячей водой и в опрокинутом положении оставляют для про­сушки до утра следующего дня. Оставление воды в бачках от предыдущего дня запрещено.

Пользование для питья общей кружкой также запрещено, ибо представляет опасность в эпидемиологическом отношении. По этой причине около бачков ставят ящик с двумя отделениями или два подноса соответственно для чистых и использованных стаканов. Возможно питьевую воду на столах в столовой (буфете) хранить в графинах, которые также ежедневно ополаскиваются. В бачки и графины остуженную воду наливают непосредственно из кипя­тильника.

К обеспечению учащихся питьевой водой требуется подходить чрезвычайно строго, особенно при наличии шахтного колодца и доставки воды в учреждение ведрами.

Значение органов выделения. Органы выделения играют важ­ную роль в сохранении постоянства внутренней среды, они уда­ляют из организма продукты обмена, которые не могут быть ис­пользованы, избыток воды и солей. В осуществлении процессов выделения участвуют легкие, кишечник, кожа и почки. Легкие удаляют из организма углекислый газ, пары воды, летучие вещества. Из кишечника удаляются с калом соли тяжелых металлов, избыток невсосавшихся пищевых веществ. Потовые железы кожи выделяют воду, соли, органические вещества, их усиленная деятельность наблюдается при напряженной мышечной работе и повышении температуры окружающей среды.

Основная роль в выделительных процессах принадлежит почкам, которые выводят из организма воду, соли, аммиак, мочевину, мочевую кислоту, восстанавливая постоянство осмотических свойств крови. Через почки удаляются некоторые ядовитые ве­щества, образующиеся в организме или принятые в виде лекарств.

Почки поддерживают определенную постоянную реакцию кро­ви. При накоплении в крови кислых или щелочных продуктов обмена через почки увеличивается выделение излишков соответствующих солей. В поддержании постоянства реакции крови очень важную роль играет способность почек синтезировать аммиак, который связывает кислые продукты.

СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИЯ ПОЧЕК

Строение почек. Почки (их две — правая и левая) имеют форму боба; наружный край почки выпуклый, внутренний — вогнутый. Они красно-бурого цвета, массой около 120 г.

На вогнутом, внутреннем крае почки имеется глубокая вырезка. Это ворота почки. Сюда входит почечная артерия, а выходит почечная вена и мочеточник.

Рис. 43. Схема строения почечного канальца.

 

 

Почки получают крови больше, чем любой другой орган, в них происходит образование мочи из веществ, приносимых кровью. Структурно-функциональной единицей почки является тельце почки— нефрон (рис. 43), в каждой почке около 1 млн. нефронов. Нефрон состоит из двух основных частей: кровеносных сосудов и почечного канальца.

Общая длина канальцев одного тельца почки достигает 35—50 мм. В почках имеется примерно 130 км трубочек, по кото­рым проходит жидкость. Ежесуточно в почках фильтруется около 170 л жидкости, которая концентрируется примерно в 1,5 л мочи и удаляется из организма.

Возрастные особенности функции почек. С возрастом меняются количество и состав мочи. Мочи у детей отделяется сравнительно больше, чем у взрослых, а мочеиспускание происходит чаще за счет интенсивного водного обмена и относительно большого количества воды и углеводов в рационе питания ребенка.

Только в первые 3—4 дня количество отделяющейся мочи у де­тей невелико. У месячного ребенка мочи отделяется в сутки 350—380 мл, к концу первого года жизни — 750 мл, в 4—5 лет — около 1 л, в 10 лет—1,5 л, а в период полового созревания — до 2 л.

У новорожденных реакция мочи резкокислая, с возрастом она становится слабокислой. Реакция мочи может меняться в зави­симости от характера получаемой ребенком пищи. При питании преимущественно мясной пищей в организме образуется много кислых продуктов обмена, соответственно и моча становится более кислой. При употреблении растительной пищи реакция мочи сдвигается в щелочную сторону.

У новорожденных детей повышена проницаемость почечного эпителия, отчего в моче почти всегда обнаруживается белок. Поз­же у здоровых детей и взрослых белка в моче быть не должно.

Мочеиспускание и его механизм. Испускание мочи — процесс рефлекторный. Поступающая в мочевой пузырь моча вызывает повышение давления в нем, что раздражает рецепторы, находя­щиеся в стенке пузыря. Возникает возбуждение, доходящее до центра мочеиспускания в нижней части спинного мозга. Отсюда импульсы поступают к мускулатуре пузыря, заставляя ее сокра­щаться; сфинктер при этом расслабляется и моча поступает из пузыря в мочеиспускательный канал. Это непроизвольное испу­скание мочи. Оно имеет место у грудных детей.

Старшие дети, как и взрослые, могут произвольно задержи­вать и вызывать мочеиспускание. Это связано с установлением корковой, условнорефлекторной регуляции мочеиспускания. Обыч­но к двухлетнему возрасту у детей сформированы условнорефлекторные механизмы задержки мочеиспускания не только днем, но и ночью. Однако в возрасте 5—10 лет у детей, иногда до поло: вого созревания, встречается ночное непроизвольное недержание мочиэнурез. В осенне-зимние периоды года в связи с большей возможностью охлаждения организма энурез учащается. С возрастом энурез, связанный преимущественно с функциональными отклонениями в психоневрологическом статусе детей, проходит. Однако в обязательном порядке дети должны быть обследованы врачами — урологом и невропатологом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 719; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.