КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общие сведения: природа, страна и население Африки 3 страница
Несмотря на значительное развитие земледелия, техника его остается весьма отсталой. С глубокой древности до наших дней сохраняются деревянный плуг с железным лемехом, мотыга, ручная зернотерка для размола зерна. На севере Магриба, особенно в горных долинах, земледелие сочетается с животноводством, преимущественно молочным. Но в глубинных засушливых районах преобладает кочевое или полукочевое скотоводство. Жители этих мест разводят главным образом мелкий рогатый скот (овец, коз). Рабочим скотом служат лошади, мулы, ослы и верблюды. Сельское население Северной Африки занимается различными видами домашней обработки сырых материалов и мелким ремеслом — изготовлением глиняной посуды вручную и на гончарном кругу, тканьем циновок и т. д. Скотоводы заняты обработкой шерсти и кожи, ковроткачеством, изготовлением шерстяных тканей и покрышек для шатров, седел и упряжи, кожаной обуви. Между земледельцами и скотоводами издавна существует обмен изделиями домашнего производства. В городах Египта и Магриба развито специализированное ремесло — кузнечное, ювелирное, кожевенное (например, выработка сафьяна), гончарное и др. Промышленность была развита слабо. Развивались в основном горнодобывающие промыслы, дававшие различное ценное сырье (фосфаты, руды, ртуть, нефть) преимущественно на вывоз. В годы независимости вступили или вступают в строй Современные промышленные предприятия. Материальная культура арабоязычного населения Северной Африки имеет массу сходных черт, но все-таки для каждой страны характерны свои особенности. Египетские крестьяне-феллахи живут в небольших деревнях, расположенных в орошаемой зоне нильской долины. Дома строят из сырцового кирпича, одноэтажные, с плоской крышей. Жилище обычно однокамерное, без окон. Половину помещения занимает Глинобитная печь, на которой в холодное время спят.
В летнее время пища приготавливается в небольших печах около дома. Мясо и пшеничный хлеб (лепешки) — большая редкость в питании рядовых феллахов. Обычно они довольствуются кашами из проса, кукурузы или бобов, овсяными лепешками, кислым молоком, финиками, овощами. Излюбленные напитки — черный кофе без сахара, чай, ячменное пиво, кислое молоко. Традиционный костюм феллаха состоит из хлопчатобумажных штанов и рубахи с длинными рукавами; в холодную погоду на плечи набрасывают плащ из верблюжей шерсти. Горожане дополняют эту одежду кафтанами и халатами, стянутыми широкими кушаками. Впрочем, в городах обычен европейский костюм. Египетские женщины ходят в рубашках и длинных платьях традиционно черного цвета. В большом ходу шали и платки, металлические украшения, косметика. Крестьянки не закрывают лица при посторонних, но в городах женщины изредка пользуются вуалью. Оседлое население Магриба живет большими деревнями, вытянутыми вдоль дороги. Старинным типом жилища является гурби — примитивная хижина, стены которой сложены из глины, смешанной с соломой, а крыша тростниковая или соломенная. Однако более распространены дома арабского типа: глинобитные, прямоугольные по форме, большей частью одноэтажные, с плоскими кровлями. У берберов в горах Атласа, сохранивших старинную сельскую общину, дома в деревнях построены из камня и лепятся вокруг скал так, что крыша одного дома служит двором другого. В центре поселения часто возвышается башня — некогда убежище от воинственных соседей. Население каждой деревни состоит из нескольких большесемейных коллективов. Кочевники степей не имеют прочного жилища. От палящего зноя и песчаных бурь их укрывает фелидж — широко раскинутый на кольях шатер из верблюжьей или козьей шерсти.
Более трети населения Магриба проживает в городах. Во внутренних районах сохранились еще города с чертами средневековых мусульманских городов с их узкими кривыми улочками, одно- и двухэтажными домами, фасад которых обращен во двор, а на улицу выходит лишь глухая стена. В центре города обязательно расположен базар, он же — средоточие ремесленного производства. Напротив, приморские города имеют современный облик. Со стороны моря открываются мощные портовые сооружения, широкие прямые улицы с многоэтажными домами и развитым транспортом. На окраинах теснятся небольшие хижины городской бедноты. Основу национальной одежды магрибцев составляют хлопчатобумажные штаны и рубахи, поверх которых надевается просторный бурнус — накидка. Бурнусы бывают различного цвета и качества: от грубых шерстяных до тонких с богатой вышивкой или из цветного шелка. Пищевой рацион большинства магрибцев состоит в основном из ячменной или кукурузной похлебки, небольшого количества хлеба, картофеля, овощей и фруктов. Кочевники питаются финиками и продуктами животноводства — кислым молоком, сыром и далеко не всегда мясом. В общественном строе народов Северной Африки сосуществуют элементы различных социально-экономических укладов. Исторически эти народы пережили в древности различные стадии раннеклассового общества, а со времени арабского завоевания во всех странах Северной Африки развивались феодальные отношения. Однако у кочевников Магриба и Восточного Судана длительное время сохранялись отношения разлагающегося первобытнообщинного строя — родовой коллективизм в низших звеньях родо-племенной структуры, среди близких родственников, совместно кочевавших и связанных взаимопомощью. Вместе с тем у кочевников существовала и более развитая система неравноправных отношений господствующих и подчиненных племен, которой было свойственно внутреннее социально-имущественное расслоение. С установлением колониального господства европейских держав в 19—20 вв. в странах Северной Африки начинают развиваться капиталистические отношения, что, впрочем, не привело к полному исчезновению докапиталистических отношений экономической и личной зависимости.
Европейский колониализм наложил тяжелые оковы на североафриканские страны. По его вине даже завоевавшие национальную независимость североафриканские народы еще не вышли из состояния экономической отсталости и низкого уровня жизни. Тем не менее на современном этапе развития рабочий класс и крестьянство демократических стран, например Алжира, Ливии и других, активно включившись в борьбу за искоренение феодальных пережитков и ограничение буржуазных элементов, за улучшение условий работы на предприятиях с гарантированной оплатой труда, за создание земледельческих кооперативов, коллективов и комитетов народного самоуправления, добились в этих жизненно важных сферах определенных социально-экономических завоеваний. Население внутренних районов Магриба до сих пор не изжило патриархально-общинных и полуфеодальных отношений. В горах Атласа сохранились сельские общины, практикующие хозяйственную взаимопомощь соседей и имеющие общинное самоуправление. Но главы этих сельских объединений — традиционный староста — давно уже превратились в мелких феодалов, по-своему приспособившихся к социально-экономическим условиям нового времени. Этнографы отметили наличие у туарегов Сахары материнского счета родства, матрилокального брака, матрилинейного наследования, достаточно высокого или равноправного положения женщины в семье и кочевой общине. Возможно, что длительному сохранению этих отношений способствовали обстановка преднамеренной изоляции туарегов от арабоязычного населения с его строгими патриархальными и патриархально-феодальными порядками. Но в колониальный период и в настоящее время у туарегов господствуют отношения отцовской семьи, хотя положение женщины в ней по-прежнему самостоятельное. Архаические общественные институты прослеживаются среди кочевников Восточного Судана (баккара и др.). Существуют своеобразные брачно-семейные обычаи, при которых женщина не сразу переходит в дом мужа, продолжая жить в семье отца до рождения двух или трех детей, причем один ребенок остается в этой семье.
Народы Северо-Восточной Африки. Северо-Восточная окраина африканского континента — Эфиопское нагорье и полуостров Африканский Рог — населена народами, которые тесно связаны между собой исторически, говорят на родственных языках семито-хамитской семьи, обладают многими общими чертами в культуре. В Северо-Восточной Африке в современную эпоху происходит формирование эфиопской нации, основу которой составляют амхара и сливающиеся с ними другие народы — тигре и тиграи, а также галла и сидамо. Государственным языком Эфиопии является амхарский язык. Демократическая Республика Сомали населена одним народом — сомали, который также консолидируется в нацию. В этнографическом отношении Эфиопия среди других африканских стран выделяется прежде всего богатством культурных традиций, истоки которых восходят еще ко времени государства Аксум, возникшего в 4 в. С этого времени здесь утвердилось христианство. Слоговое письмо аксумитов, их высокоразвитое прикладное искусство были по наследству восприняты населением феодальной Эфиопии, сложившейся как государство в 13—16 вв. Это время ознаменовалось созданием оригинальной литературы (например, исторических хроник), написанной на древнеэфиопском языке геэз; на его основе развилось современное эфиопское письмо. В хозяйственном укладе народов Эфиопии мы также находим много своеобразных черт. Жители обширных плоскогорий и равнин центральной части страны (амхара, галла) с отдаленных времен занимаются земледелием в сочетании со скотоводством; они разводят зебу, овец и коз. В горных районах Северней и Северо-Западной Эфиопии, где живут мелкие народности агау, роль скотоводства заметно повышается. В степях и пустынях Восточной Эфиопии у некоторых племен галла, сомали и данакиль развито типичное кочевое скотоводство с преобладанием в стаде верблюдов, овец и коз. Эфиопия по праву считается одним из древнейших центров земледельческой культуры и родиной различных злаков (некоторых видов пшеницы), а также кофе. Местное население выращивает различные злаки, некоторые из них нигде больше не встречаются. Таковы хлебные растения: мелкозернистый тэфф, дурра (род проса), дагусса. Характерны бобовые культуры: бобы, горох, чечевица, а особенно чисто эфиопские нут и чина. Посевной период отличается большой длительностью— с июня по сентябрь, причем сначала сеют бобовые, затем последовательно тэфф, дурру, ячмень, дагуссу и, наконец, пшеницу. Широко распространена культура хлопка, из которого эфиопы вырабатывают добротные и красивые ткани. Кофейные бобы собирают в дикорастущем виде, но за последние десятилетия созданы также многочисленные плантации культурного кофейного дерева. Кофе — неотъемлемая часть питания населения ряда районов Эфиопии. Несмотря на значительное развитие земледелия, техника его очень отсталая. Землепашество существует только в Северной Эфиопии. В центральных районах страны попрежнему господствует обработка почвы ручным орудием — мотыгой; кое-где почву разрыхляют длинными заостренными палками-копалками, которые утяжеляют камнями, насаженными на конец орудия. Практикуются такие архаичные системы земледелия, как подсечно-огневая и переложная. В питании оседлого населения преобладают продукты земледелия. Основная пища большинства эфиопских крестьян — пресные лепешки, испеченные из муки различных злаков, и подливы к ним. Излюбленная подливка — шуро — приготавливается из бобовых с маслом и обязательно со жгучим красным перцем. Мясо земледельцы употребляют сравнительно редко. Напротив, пищевой рацион скотоводов отличается преобладанием мясных и молочных продуктов. Традиционные напитки эфиопов—разведенный в воде пчелиный мед и ячменное пиво. У народов Эфиопии развиты различные виды домашнего и ремесленного производства, имеющие солидный возраст. На одном из первых мест стоит обработка металлов. Кузнецы весьма искусны в изготовлении железных орудий труда и оружия. На высоком уровне ювелирное дело. Драгоценные браслеты, серьги и другие украшения эфиопских мастеров отличаются большим изяществом. До сих пор в крестьянском хозяйстве большое значение имеет производство хлопчатобумажных тканей, а у скотоводов — выделка кож и изготовление из них различных предметов обихода. Эти виды производства давно уже выделились в самостоятельные отрасли ремесла, работающего на широкий местный рынок. Эфиопские гончары с большим мастерством формуют сосуды от руки способом спирального налепа или путем вытягивания. Самодельная глиняная посуда прекрасно обожжена, нередко покрыта снаружи красивой глазурью. Имея столь развитое ремесло, Эфиопия, однако, остается страной, где фабрично-заводская промышленность делает только первые шаги. Многие промышленные товары ввозятся из-за рубежа, оттесняя изделия местных мастеров. Сугубо сельскохозяйственный характер страны проявляется в типах поселений и жилищ. Давно сложившихся городов здесь немного (Аксум, Гондер, Харэр и др.). Большинство же небольших городков Эфиопии скорее напоминают разросшиеся деревни. Даже в столице Аддис-Абебе мало улиц с домами в несколько этажей. Большинство домов представляет собой прямоугольный плетеный каркас, обмазанный глиной, с дверью и остекленными окнами. В сельских местностях амхара, галла, си-дамо устраивают деревни, в которых нет улиц, и постройки расположены без определенного плана. В поселениях тиграи выделяются «кварталы», сплошь заселенные родственниками. Крестьяне живут в тукулях — хижинах круглой формы с конусообразной кровлей, покрытой соломой. Каждое жилище окружено высоким забором, охватывающим также некоторые хозяйственные постройки. В тукуле имеется центральный очаг для варки пищи, у одной из стен возвышается место для спанья. Обстановка дома весьма скромная—низкие бамбуковые столики и скамейки из цельного куска дерева. Едят крестьяне на высоких круглых столах — корзинах, которые хранятся обычно вне жилища и вносятся в дом только на время трапезы. Население северных и восточных районов Эфиопии строит жилища прямоугольного плана со стенами из камня и щебня, смешанных с глиной, землей и коровьим навозом, с плоской дерево-земляной крышей. У скотоводов-кочевников (например, сомали) бытует своеобразное жилище в виде решетчатого овального каркаса, покрытого толстым слоем сухой травы, поверх которой набрасываются верблюжьи или бычьи шкуры. Впрочем, в связи с начавшимся переходом к оседлости, скотоводы восточной Эфиопии все чаще строят тукули. Население Эфиопии в большинстве своем носит одежду традиционного типа. У мужчин — это хлопчатобумажные длинные и очень узкие штаны, длинная рубаха со стоячим воротником, поверх которой надевается специальная накидка с подкладкой — шамма, в в холодное время — дополнительно бурнус из черной шерсти с капюшоном. В обычных условиях никакого головного убора не полагается. Обувь также отсутствует. Только в пустыне с ее раскаленным песком крестьяне Ходят в кожаных сандалиях. В последнее время горожане и состоятельные сельские жители стали носить костюмы на европейский манер. Женщины Эфиопии одеваются в длинные платья с узкими рукавами и с каймой на Подоле, носят шамму и бурнус. Крестьянки ходят босиком, с непокрытой головой, лишь изредка повязывая ее платком. У горожанок появляются фетровые шляпы, сандалии и европейская обувь. В социально-экономическом строе Эфиопии до недавнего времени преобладали феодальные отношения, сочетавшиеся с патриархальными пережитками и элементами развивающегося капитализма. После недавнего свержения реакционного феодально-монархического режима и установления народно-революционной власти передовые силы Эфиопии взяли курс на преодоление вековой отсталости. Этой цели служат проведение последовательной демократической аграрной реформы, создание промышленных очагов и обеспечение условий, необходимых для широкого культурного развития. Многое из того, что было сказано о народах Эфиопии, свойственно и сомалийцам; но есть и Существенные отличия. Так, среди сомали только пятая часть — оседлые земледельцы, живущие на небольшом пространстве по морскому побережью и в приречных долинах. Главные сельскохозяйственные культуры, выращиваемые ими, — просо, кукуруза, бананы, бобы, арахис, хлопок. Около трети всего населения сочетает земледелие с отгонным скотоводством, но свыше двух пятых — типичные кочевые скотоводы. Народы Западной Тропической Африки. Гвинейское побережье и Западный Судан отличаются значительной этнической пестротой, но с точки зрения исторической и этнографической их можно рассматривать как единую, историко-географическую область. По уровню социального и культурного развития многие народы этой области идут вслед за народами Северной и Северо Восточной Африки. В Западной Тропической Африке уже произошло общественное разделение труда — отделение скотоводческого населения от земледельческого, возникло самостоятельное ремесленное производство, появился довольно развитый внутренний- и -внешний товарообмен. В прошлом здесь существовали раннеклассовые государства (Гана, Мали, Сонгаи, Канем-Борну), города-государства йоруба, ашанти и др. В современных независимых государствах этой зоны происходят очень важные этнические процессы. Здесь нет еще сложившихся наций, однако во многих странах, несмотря на этническую пестроту, выделяются два-три наиболее крупных народа или группы близкородственных народов, которые составляют большинство населения и играют роль этнического ядра в процессе национальной консолидации. Таковы, например, этнические группы манде, йоруба, хауса и др. Разнообразные природные условия Западной Тропической Африки — влажные тропические леса с ценными породами деревьев парковая саванна — лесостепь с богатым травостоем, переходящая в сухую степь в средней полосе, — благоприятствуют развитию сельского хозяйства. Многие народы этой зоны занимаются земледелием, заметно отличающимся от земледелия Северной и Северо-Восточной Африки, Земледелие Западной Тропической Африки основано исключительно на мотыжной обработке почвы, которой в лесной полосе предшествует вырубка и выжег древесной поросли (например, у народов вольты и западноатлантической группы). Основное земледельческое орудие - мотыга - представляет собой изогнутую деревянную палку, но обязательно с железным наконечником. Все народы Западной Тропической Африки придерживаются проверенного вековым опытом определенного порядка смены культурных растений, позволяющего наиболее рационально использовать земельный участок. Так, мандинго несколько лет кряду засевают небольшое поле рисом, а затем, меняя культуру, сажают клубнеплод маниоку, кукурузу или просо. Маниоку ценят в особенности за то, что сроки ее созревания более ранние, нежели злаковых растений. Однако клубневые корни маниоки, содержащие синильную кислоту, ядовиты. Поэтому женщины, выкопав клубни из земли мотыгой, очищают их и оставляют в проточной воде на несколько дней (вода растворяет и уносит ядовитые вещества). Затем ставшие безвредными клубни измельчают и растирают в сосудах до тестообразного состояния. Полученную массу завертывают в листья и варят на пару. В общем же подбор сельскохозяйственных культур соответствует природным условиям различных районов. Население Западной Тропической Африки Выращивает рис, кукурузу, просо, фонио (низкорослое злаковое растение), маниоку, бататы (типа сладкого картофеля), бобовые, арахис, сахарный тростник, перец, дыни, тыкву, табак. Многие из этих растений — местные, но маниока, бататы и кукуруза завезены сюда европейцами из Америки. Важнейшая продовольственная культура — рис. В тропических лесах Гвинейского побережья у народов йоруба, ибо, ашанти и других зерновые (сорго, кукуруза, рис) большого значения не имеют, их явно оттесняют такие типично тропические культуры, как корне- и клубнеплоды ямс, маниока, таро; земляной орех арахис, хлебное дерево, бананы, цитрусовые и различные фруктовые. Необходимо подчеркнуть, что именно в этой области, испытавшей наибольший гнет европейцев, колонизаторы стремились насадить выгодные им формы сельского хозяйства. Всеми мерами, в том числе и принудительными, местное население побуждалось к возделыванию культур, ценных для вывоза, не мало используемых в собственном хозяйстве. Поэтому сельское хозяйство народов Гвинейского побережья получило однобокое развитие: посевы продовольственных культур для собственного потребления резко сокращались, но зато возрастало производство к>льтур на экспорт — какао, хлопка, арахиса, пальмового масла и др. Некоторые колонии были превращены в производителей монокультуры: Сенегал и Гамбия давали главным образом арахис; Золотой Берег (Гана) и Берег Слоновой Кости — какао-бобы; Нигерия и Дагомея — пальмовые продукты. Земледельцы центральных и восточных степных районов Западной Тропической Африки— волоф, серер, мандинго, хауса — возделывали преимущественно зерновые культуры — сорго, просо, кукурузу, пшеницу (у границы леса), рис (там, где имелось достаточно воды для орошения). Второстепенное значение имели корне- и клубнеплоды. У хауса значительное развитие получили культуры хлопка и индиго. У всех перечисленных народов животноводство было развито относительно слабо. Домашний скот держали хауса, мандинго, отдельные этнические группы Западной Тропической Африки. Недостаток мясной пищи восполнялся за счет охоты и рыболовства. Скотоводами были частично западные и восточные фульбе (соответственно на плато Фута-Джаллона и плато Адамауа), туареги, Жившие севернее хауса. Они разводили зебу, небольших безгорбых коров —ндама, лошадей, верблюдов, овец и коз. Фульбе жили в оседлых поселениях на севере Фута-Джал-лона, подле которых располагались их небольшие поля кукурузы и проса, а также летние пастбища для скота. Осенью, с наступлением сухого сезона, фульбе откочевывали со своими стадами на юг, оставляя в поселках только стариков и детей. С началом весенних дождей скотоводы возвращались на север и приступали к полевым работам. При-мерно так же вели свое хозяйство туареги. Народы Западной Тропической Африки с давних пор отличались высоким развитием домашнего и ремесленного производства. Все предметы домашнего обихода — всевозможные изделия из дерева, кожи, ткани — и сейчас изготавливаются самими крестьянами. Широко распространено ткачество. У хауса северной Нигерии и их соседей канури оно еще в доколониальную эпоху приобрело ремесленный характер. Ткачи до сих пор пользуются самодельными горизонтальными станками с подножками. Хауса выделывают ткани самых разнообразных расцветок: красную с белыми полосами, черную с голубыми и синими полосами, синюю с белыми, голубую с черными полосами и т. д. Главным центром изготовления и окраски тканей был и остается город Кано. В прошлом столетии ткани отсюда шли на север — в Триполи, на запад — в г. Томбукту, на юг — в страну йоруба, на восток — в Канем-Борну и др. Ремесленники хауса, например, в том же городе Кано достигли высокого искусства в в обработке кожи; ее дубят, окрашивают, превращают в тонкий и дорогой сафьян. Особым способом изготовляют из бычьей кожи плотные сосуды танду для масла и меда. Из обычной кожи вырабатываются кожаные сумки и мешки для перевозки тяжестей, пояса, обувь, седла, высокие сапоги для верховой езды и многое другое. Западноафриканские кузнецы, сохраняющие одну из почетных ремесленных корпораций, издавна умели выплавлять из руды железо и медь и обрабатывать их. У мандинго, хауса, фульбе кузнецы выковывали из железа орудия труда—наконечники мотыг и лопат, топоры, серпы, ножи; оружие — мечи, кинжалы, наконечники копий и стрел; даже украшения — браслеты, кольца, серьги и т.п. Они же были мастерами медного и бронзового литья. Наибольшее развитие художественное ремесло получило у прибрежных народов — у эве и фон в Бенине, у ашанти в Гане, у йоруба в Нигерии, у бамум в центральном Камеруне. Уже в глубокой древности в Юго-Западной Нигерии, в священном городе йоруба Ифе, местные мастера создали превосходные образцы скульптуры из терракоты, слоновой кости и бронзы. Искусство Ифе оказало большое влияние на Бенин, где в 16 —17 вв. сложился собственный центр художественного бронзового литья и резьбы по кости. Бронзовые скульптуры средневекового Бенина обычно отливались посредством техники «потерянного воска». Делалось это следующим образом: из глины лепилась точная модель изображения и покрывалась воском, по которому мастер наносил тончайшие детали будущей отливки; затем эту модель сверху наглухо обмазывали глиной, оставляя небольшое отверстие, и высушивали на солнце. Далее модель нагревали в воде, чтобы воск вытек, а освободившееся пространство заполнялось расплавленной бронзой. Оставалось лишь дать металлу застыть, удалить глиняную оболочку и отделать гравировкой готовую вещь. Таким способом бенинские ремесленники умели изготовлять различные предметы — от миниатюрных фигурок животных до крупных скульптурных изображений царей и предков, огромных бронзовых горельефов, которыми украшались дворцы бенинских владык. Европейские путешественники, побывавшие в городе Бенине, с восхищением описывали потом его величественные дворцы с башнями, увенчанными огромными бронзовыми птицами с распростертыми крыльями и свисающими головой вниз бронзовыми змеями, тогда как стены дворцов были сплошь покрыты рельефными бронзовыми изображениями царей и их придворных, драматическими сценами военных сражений и охотничьих подвигов. Английские колонизаторы в 1897 г. безжалостно бомбардировали и сожгли Бенин. При колониальном господстве художественное ремесло в Нигерии пришло в упадок, но его традиции живы и в настоящее время. Так, литейщики йоруба и сейчас делают различные отливки: человеческие и звериные фигурки, браслеты и т. п. В условиях колониализма незавидной оказалась судьба многих других ремесел. Заметно упало искусство гончарства у йоруба и ашанти. Кузнецы, они же и металлурги, мандинго и западные фульбе прекратили добычу и выплавку железной руды, получая теперь металл из привозного железного лома. Превосходные изделия ткачей хауса потеряли поражение в неравной конкуренции с морскими тканями и готовой одеждой. Численно преобладающее над городским сельское население Западной Тропической Африки живет большими деревнями. Жилища сооружаются из дерева и глины и имеют различные формы. Например, народы волоф, бамбара, хауса строят круглые в плане глинобитные хижины с конусообразной крышей из соломы, без окон и дымового отверстия. В этих домах только спят, а все остальное время проводят на чистом воздухе; пища приготавливается во дворе под навесом. Народы манде до недавнего времени жили большими неразделенными семьями, состоявшими из двух-трех поколений в 30—40 человек и более, которые занимали несколько хижин, стоящих особняком за высокой изгородью; такой комплекс построек называется сукала. У скотоводов фульбе большие семьи и сейчас обитают в нескольких хижинах, поставленных по кругу, в центре которого располагается загон для скота. Вся усадьба называется вуро. В лесной зоне Западной Тропической Африки, где жилища имеют круглый план, интересны большие прямоугольные постройки общественного пользования. Таков, в частности, общедеревенский дом собраний, отличающийся большими размерами. Это, собственно, крытый навес, возвышающийся на резных столбах. Здесь мужчины всей деревни занимаются плетением корзин, циновок, резьбой по дереву, обсуждают различные дела, творят общественный суд и т. п. У народов Вольты существуют огромные дома, сложенные из необожженного кирпича, нередко двухэтажные, с плоскими кровлями и внутренними двориками. Каждый дом напоминает небольшую крепость. Деревня состоит всего из нескольких таких домов, довольно далеко отстоящих друг от друга. Народы Гвинейского побережья живут в домах прямоугольного плана, построенных из дерева и глины, с двускатной соломенной крышей. Например, дома йоруба представляют собой большие строения с внутренним двором и состоят из нескольких комнат с выходами во двор. Нередко стены жилища украшены росписью, а столбы, поддерживающие кровлю, покрыты резьбой; у народов акан двор с несколькими хижинами, обнесенными глинобитной стеной, делится на две части: в одной из них живут женщины с малолетними детьми, а в другой — взрослые мужчины и юноши. Типичная одежда западных африканцев — широкая рубаха (бубу) и шаровары у мужчин, а у женщин — сшитая из нескольких полос ткань, которой обертывают туловище от пояса до лодыжек. Скотоводы фульбе плоскогорья Фута-Джаллон одеваются теплее: мужчины поверх рубахи и штанов носят шерстяные плащи темно-синего цвета, женщины— нижнюю и верхнюю хлопчатобумажные рубахи без рукавов, которые крепятся лямками на плечах. Все жители Гвинейского побережья носят набедренные повязки. Мужчины, кроме того, одеваются в рубахи и короткие штаны, а женщины — в кусок пестрой ткани, повязанной выше талии и спадающей до лодыжек в виде юбки; верхняя часть тела остается обнаженной. Изучая социально-экономический строй народов Западной Тропической Африки, исследователи обратили внимание на его большое своеобразие и сложность. Даже у наиболее развитых народов Гвинейского побережья, знавших сословно-кастовое расслоение и государственность, долгое время сохранялись, правда в трансформированном виде, стойкие пережитки первобытнообщинных связей и отношений. Так, в государстве Ашанти, образовавшемся в 17 в. и разгромленном англичанами на рубеже 19 и 20 вв., в социальной структуре общества преобладали земледельческие общины смешанного родового состава, включавшие в себя различные Родовые группы на основе матрилинейного счета родства и происхождения. Родовая матрилинейная группа была основной организационной ячейкой в таких сферах общественных отношений, как наследование, присвоение земли, семейно-брачные отношения, Распределение общественных должностей и титулов от старейшины сельского поселка до Племенного вождя — оманхене и даже верховного правителя народа — ашантихене. Там, где сохранялся материнский счет родства, женщина обычно принимала участие в семейном совете и могла дублировать роль вождя матрилинейной группы (у народов акан — ашанти и др.) или даже занимать пост вождя селения или племени (например, у народов бауле и др.).
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |