Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие сведения: природа, страна и население Африки 3 страница




Несмотря на значительное развитие земле­делия, техника его остается весьма отсталой. С глубокой древности до наших дней сохра­няются деревянный плуг с железным леме­хом, мотыга, ручная зернотерка для размола зерна.

На севере Магриба, особенно в горных долинах, земледелие сочетается с животноводством, преимущественно молочным. Но в глубинных засушливых районах преобладает кочевое или полукочевое скотоводство. Жи­тели этих мест разводят главным образом мелкий рогатый скот (овец, коз). Рабочим скотом служат лошади, мулы, ослы и верблюды.

Сельское население Северной Африки за­нимается различными видами домашней обработки сырых материалов и мелким ремес­лом — изготовлением глиняной посуды вруч­ную и на гончарном кругу, тканьем циновок и т. д. Скотоводы заняты обработкой шерсти и кожи, ковроткачеством, изготовлением шерстя­ных тканей и покрышек для шатров, седел и упряжи, кожаной обуви. Между земледель­цами и скотоводами издавна существует обмен изделиями домашнего производ­ства.

В городах Египта и Магриба развито спе­циализированное ремесло — кузнечное, ювелирное, кожевенное (например, выработка сафьяна), гончарное и др. Промышленность была развита слабо. Развивались в основном горнодобывающие промыслы, дававшие раз­личное ценное сырье (фосфаты, руды, ртуть, нефть) преимущественно на вывоз. В годы не­зависимости вступили или вступают в строй Современные промышленные предприятия.

Материальная культура арабоязычного на­селения Северной Африки имеет массу сход­ных черт, но все-таки для каждой страны характерны свои особенности.

Египетские крестьяне-феллахи живут в небольших деревнях, расположенных в орошаемой зоне нильской долины. Дома строят из сырцового кирпича, одноэтажные, с плос­кой крышей. Жилище обычно однокамерное, без окон. Половину помещения занимает Глинобитная печь, на которой в холодное время спят.

В летнее время пища приготавливается в небольших печах около дома. Мясо и пшеничный хлеб (лепешки) — большая редкость в питании рядовых феллахов. Обычно они довольствуются кашами из проса, кукурузы или бобов, овсяными лепешками, кислым молоком, финиками, овощами. Излюбленные напитки — черный кофе без сахара, чай, яч­менное пиво, кислое молоко.

Традиционный костюм феллаха состоит из хлопчатобумажных штанов и рубахи с длинными рукавами; в холодную погоду на плечи набрасывают плащ из верблюжей шерсти.

Горожане дополняют эту одежду кафта­нами и халатами, стянутыми широкими куша­ками. Впрочем, в городах обычен европей­ский костюм.

Египетские женщины ходят в рубашках и длинных платьях традиционно черного цвета. В большом ходу шали и платки, металли­ческие украшения, косметика. Крестьянки не закрывают лица при посторонних, но в горо­дах женщины изредка пользуются вуалью.

Оседлое население Магриба живет боль­шими деревнями, вытянутыми вдоль дороги. Старинным типом жилища является гурби — примитивная хижина, стены которой сложе­ны из глины, смешанной с соломой, а крыша тростниковая или соломенная. Однако более распространены дома арабского типа: глино­битные, прямоугольные по форме, большей частью одноэтажные, с плоскими кровлями.

У берберов в горах Атласа, сохранивших старинную сельскую общину, дома в деревнях построены из камня и лепятся вокруг скал так, что крыша одного дома служит двором другого. В центре поселения часто возвыша­ется башня — некогда убежище от воинствен­ных соседей. Население каждой деревни со­стоит из нескольких большесемейных коллек­тивов.

Кочевники степей не имеют прочного жи­лища. От палящего зноя и песчаных бурь их укрывает фелидж — широко раскинутый на кольях шатер из верблюжьей или козьей шерсти.

Более трети населения Магриба проживает в городах. Во внутренних районах сохрани­лись еще города с чертами средневековых мусульманских городов с их узкими кривыми улочками, одно- и двухэтажными домами, фа­сад которых обращен во двор, а на улицу выходит лишь глухая стена. В центре города обязательно расположен базар, он же — сре­доточие ремесленного производства.

Напротив, приморские города имеют со­временный облик. Со стороны моря откры­ваются мощные портовые сооружения, ши­рокие прямые улицы с многоэтажными дома­ми и развитым транспортом. На окраинах теснятся небольшие хижины городской бед­ноты.

Основу национальной одежды магрибцев составляют хлопчатобумажные штаны и ру­бахи, поверх которых надевается просторный бурнус — накидка. Бурнусы бывают различно­го цвета и качества: от грубых шерстяных до тонких с богатой вышивкой или из цвет­ного шелка.

Пищевой рацион большинства магрибцев состоит в основном из ячменной или кукурузной похлебки, небольшого количества хле­ба, картофеля, овощей и фруктов. Кочевники питаются финиками и продуктами животно­водства — кислым молоком, сыром и далеко не всегда мясом.

В общественном строе народов Северной Африки сосуществуют элементы различных социально-экономических укладов. Историче­ски эти народы пережили в древности раз­личные стадии раннеклассового общества, а со времени арабского завоевания во всех странах Северной Африки развивались фео­дальные отношения. Однако у кочевников Магриба и Восточного Судана длительное время сохранялись отношения разлагающего­ся первобытнообщинного строя — родовой коллективизм в низших звеньях родо-племенной структуры, среди близких родственников, совместно кочевавших и связанных взаимо­помощью. Вместе с тем у кочевников суще­ствовала и более развитая система неравно­правных отношений господствующих и под­чиненных племен, которой было свойственно внутреннее социально-имущественное рассло­ение.

С установлением колониального господства европейских держав в 19—20 вв. в странах Северной Африки начинают развиваться ка­питалистические отношения, что, впрочем, не привело к полному исчезновению докапита­листических отношений экономической и лич­ной зависимости.

Европейский колониализм наложил тяже­лые оковы на североафриканские страны. По его вине даже завоевавшие национальную независимость североафриканские народы еще не вышли из состояния экономической отсталости и низкого уровня жизни. Тем не менее на современном этапе развития рабо­чий класс и крестьянство демократических стран, например Алжира, Ливии и других, активно включившись в борьбу за искорене­ние феодальных пережитков и ограничение буржуазных элементов, за улучшение условий работы на предприятиях с гарантированной оплатой труда, за создание земледельческих кооперативов, коллективов и комитетов на­родного самоуправления, добились в этих жизненно важных сферах определенных со­циально-экономических завоеваний.

Население внутренних районов Магриба до сих пор не изжило патриархально-общин­ных и полуфеодальных отношений. В горах Атласа сохранились сельские общины, прак­тикующие хозяйственную взаимопомощь со­седей и имеющие общинное самоуправ­ление. Но главы этих сельских объединений — традиционный староста — давно уже превра­тились в мелких феодалов, по-своему при­способившихся к социально-экономическим условиям нового времени.

Этнографы отметили наличие у туарегов Сахары материнского счета родства, матрилокального брака, матрилинейного наследо­вания, достаточно высокого или равноправного положения женщины в семье и кочевой общине. Возможно, что длительному сохра­нению этих отношений способствовали об­становка преднамеренной изоляции туарегов от арабоязычного населения с его строгими патриархальными и патриархально-феодаль­ными порядками. Но в колониальный период и в настоящее время у туарегов господству­ют отношения отцовской семьи, хотя поло­жение женщины в ней по-прежнему самостоятельное.

Архаические общественные институты про­слеживаются среди кочевников Восточного Судана (баккара и др.). Существуют своеоб­разные брачно-семейные обычаи, при кото­рых женщина не сразу переходит в дом мужа, продолжая жить в семье отца до рож­дения двух или трех детей, причем один ре­бенок остается в этой семье.

Народы Северо-Восточной Африки. Севе­ро-Восточная окраина африканского континен­та — Эфиопское нагорье и полуостров Аф­риканский Рог — населена народами, которые тесно связаны между собой исторически, го­ворят на родственных языках семито-хамит­ской семьи, обладают многими общими чер­тами в культуре.

В Северо-Восточной Африке в современ­ную эпоху происходит формирование эфи­опской нации, основу которой составляют амхара и сливающиеся с ними другие наро­ды — тигре и тиграи, а также галла и сидамо. Государственным языком Эфиопии является амхарский язык.

Демократическая Республика Сомали на­селена одним народом — сомали, который также консолидируется в нацию.

В этнографическом отношении Эфиопия среди других африканских стран выделяется прежде всего богатством культурных тради­ций, истоки которых восходят еще ко вре­мени государства Аксум, возникшего в 4 в. С этого времени здесь утвердилось христи­анство. Слоговое письмо аксумитов, их высо­коразвитое прикладное искусство были по наследству восприняты населением феодаль­ной Эфиопии, сложившейся как государство в 13—16 вв. Это время ознаменовалось со­зданием оригинальной литературы (напри­мер, исторических хроник), написанной на древнеэфиопском языке геэз; на его основе развилось современное эфиопское письмо.

В хозяйственном укладе народов Эфиопии мы также находим много своеобразных черт. Жители обширных плоскогорий и равнин центральной части страны (амхара, галла) с отдаленных времен занимаются земледелием в сочетании со скотоводством; они разводят зебу, овец и коз. В горных районах Северней и Северо-Западной Эфиопии, где живут мел­кие народности агау, роль скотоводства за­метно повышается. В степях и пустынях Во­сточной Эфиопии у некоторых племен галла, сомали и данакиль развито типичное кочевое скотоводство с преобладанием в стаде верб­людов, овец и коз.

Эфиопия по праву считается одним из древнейших центров земледельческой куль­туры и родиной различных злаков (некоторых видов пшеницы), а также кофе. Местное на­селение выращивает различные злаки, не­которые из них нигде больше не встречаются. Таковы хлебные растения: мелкозернистый тэфф, дурра (род проса), дагусса. Характер­ны бобовые культуры: бобы, горох, чечевица, а особенно чисто эфиопские нут и чина. По­севной период отличается большой длитель­ностью— с июня по сентябрь, причем снача­ла сеют бобовые, затем последовательно тэфф, дурру, ячмень, дагуссу и, наконец, пшеницу.

Широко распространена культура хлопка, из которого эфиопы вырабатывают добротные и красивые ткани. Кофейные бобы собирают в дикорастущем виде, но за последние десятилетия созданы также многочисленные плантации культурного кофейного дерева. Кофе — неотъемлемая часть питания населе­ния ряда районов Эфиопии.

Несмотря на значительное развитие зем­леделия, техника его очень отсталая. Землепашество существует только в Северной Эфио­пии. В центральных районах страны попреж­нему господствует обработка почвы ручным орудием — мотыгой; кое-где почву разрыхляют длинными заостренными палками-копал­ками, которые утяжеляют камнями, насажен­ными на конец орудия. Практикуются такие архаичные системы земледелия, как подсечно-огневая и переложная.

В питании оседлого населения преоблада­ют продукты земледелия. Основная пища большинства эфиопских крестьян — пресные лепешки, испеченные из муки различных зла­ков, и подливы к ним. Излюбленная подлив­ка — шуро — приготавливается из бобовых с маслом и обязательно со жгучим красным перцем. Мясо земледельцы употребляют сравнительно редко. Напротив, пищевой раци­он скотоводов отличается преобладанием мясных и молочных продуктов. Традиционные напитки эфиопов—разведенный в воде пче­линый мед и ячменное пиво.

У народов Эфиопии развиты различные виды домашнего и ремесленного производст­ва, имеющие солидный возраст. На одном из первых мест стоит обработка металлов. Кузнецы весьма искусны в изготовлении же­лезных орудий труда и оружия. На высоком уровне ювелирное дело. Драгоценные брас­леты, серьги и другие украшения эфиопских мастеров отличаются большим изяществом.

До сих пор в крестьянском хозяйстве большое значение имеет производство хлопчатобумажных тканей, а у скотоводов — вы­делка кож и изготовление из них различных предметов обихода. Эти виды производства давно уже выделились в самостоятельные от­расли ремесла, работающего на широкий местный рынок.

Эфиопские гончары с большим мастерст­вом формуют сосуды от руки способом спирального налепа или путем вытягивания. Са­модельная глиняная посуда прекрасно обожжена, нередко покрыта снаружи красивой глазурью.

Имея столь развитое ремесло, Эфиопия, однако, остается страной, где фабрично-заводская промышленность делает только первые шаги. Многие промышленные товары ввозятся из-за рубежа, оттесняя изделия местных мастеров.

Сугубо сельскохозяйственный характер стра­ны проявляется в типах поселений и жилищ. Давно сложившихся городов здесь немного (Аксум, Гондер, Харэр и др.). Большинство же небольших городков Эфиопии скорее на­поминают разросшиеся деревни. Даже в сто­лице Аддис-Абебе мало улиц с домами в несколько этажей. Большинство домов пред­ставляет собой прямоугольный плетеный кар­кас, обмазанный глиной, с дверью и остек­ленными окнами.

В сельских местностях амхара, галла, си-дамо устраивают деревни, в которых нет улиц, и постройки расположены без определенного плана. В поселениях тиграи выде­ляются «кварталы», сплошь заселенные род­ственниками. Крестьяне живут в тукулях — хижинах круглой формы с конусообразной кровлей, покрытой соломой. Каждое жилище окружено высоким забором, охватывающим также некоторые хозяйственные постройки. В тукуле имеется центральный очаг для вар­ки пищи, у одной из стен возвышается место для спанья. Обстановка дома весьма скром­ная—низкие бамбуковые столики и скамейки из цельного куска дерева. Едят крестьяне на высоких круглых столах — корзинах, кото­рые хранятся обычно вне жилища и вносятся в дом только на время трапезы.

Население северных и восточных районов Эфиопии строит жилища прямоугольного пла­на со стенами из камня и щебня, смешанных с глиной, землей и коровьим навозом, с плоской дерево-земляной крышей. У ското­водов-кочевников (например, сомали) бытует своеобразное жилище в виде решетчатого овального каркаса, покрытого толстым слоем сухой травы, поверх которой набрасываются верблюжьи или бычьи шкуры. Впрочем, в связи с начавшимся переходом к оседлости, скотоводы восточной Эфиопии все чаще стро­ят тукули.

Население Эфиопии в большинстве своем носит одежду традиционного типа. У муж­чин — это хлопчатобумажные длинные и очень узкие штаны, длинная рубаха со стоя­чим воротником, поверх которой надевается специальная накидка с подкладкой — шамма, в в холодное время — дополнительно бурнус из черной шерсти с капюшоном. В обычных условиях никакого головного убора не пола­гается. Обувь также отсутствует. Только в пустыне с ее раскаленным песком крестьяне Ходят в кожаных сандалиях. В последнее время горожане и состоятельные сельские жители стали носить костюмы на европейский манер.

Женщины Эфиопии одеваются в длинные платья с узкими рукавами и с каймой на Подоле, носят шамму и бурнус. Крестьянки ходят босиком, с непокрытой головой, лишь изредка повязывая ее платком. У горожанок появляются фетровые шляпы, сандалии и ев­ропейская обувь.

В социально-экономическом строе Эфио­пии до недавнего времени преобладали феодальные отношения, сочетавшиеся с патри­архальными пережитками и элементами развивающегося капитализма.

После недавнего свержения реакционного феодально-монархического режима и установления народно-революционной власти пере­довые силы Эфиопии взяли курс на преодоление вековой отсталости. Этой цели служат проведение последовательной демократичес­кой аграрной реформы, создание промыш­ленных очагов и обеспечение условий, необ­ходимых для широкого культурного раз­вития.

Многое из того, что было сказано о на­родах Эфиопии, свойственно и сомалийцам; но есть и Существенные отличия. Так, среди сомали только пятая часть — оседлые земле­дельцы, живущие на небольшом пространст­ве по морскому побережью и в приречных долинах. Главные сельскохозяйственные куль­туры, выращиваемые ими, — просо, кукуруза, бананы, бобы, арахис, хлопок. Около трети всего населения сочетает земледелие с от­гонным скотоводством, но свыше двух пятых — типичные кочевые скотоводы.

Народы Западной Тропической Африки. Гвинейское побережье и Западный Судан отличаются значительной этнической пестротой, но с точки зрения исторической и этнографической их можно рассматривать как единую, историко-географическую область.

По уровню социального и культурного развития многие народы этой области идут вслед за народами Северной и Северо Восточной Африки. В Западной Тропической Аф­рике уже произошло общественное разделе­ние труда — отделение скотоводческого населения от земледельческого, возникло само­стоятельное ремесленное производство, поя­вился довольно развитый внутренний- и -внеш­ний товарообмен. В прошлом здесь сущест­вовали раннеклассовые государства (Гана, Мали, Сонгаи, Канем-Борну), города-государ­ства йоруба, ашанти и др.

В современных независимых государствах этой зоны происходят очень важные этничес­кие процессы. Здесь нет еще сложившихся наций, однако во многих странах, несмотря на этническую пестроту, выделяются два-три наиболее крупных народа или группы близкородственных народов, которые составляют большинство населения и играют роль этнического ядра в процессе национальной кон­солидации. Таковы, например, этнические группы манде, йоруба, хауса и др.

Разнообразные природные условия Запад­ной Тропической Африки — влажные тропические леса с ценными породами деревьев парковая саванна — лесостепь с богатым травостоем, переходящая в сухую степь в средней полосе, — благоприятствуют развитию сельского хозяйства.

Многие народы этой зоны занимаются зем­леделием, заметно отличающимся от земледелия Северной и Северо-Восточной Африки, Земледелие Западной Тропической Африки основано исключительно на мотыжной обра­ботке почвы, которой в лесной полосе предшествует вырубка и выжег древесной порос­ли (например, у народов вольты и западноатлантической группы). Основное земледель­ческое орудие - мотыга - представляет собой изогнутую деревянную палку, но обязательно с железным наконечником.

Все народы Западной Тропической Африки придерживаются проверенного вековым опытом определенного порядка смены культур­ных растений, позволяющего наиболее рационально использовать земельный участок. Так, мандинго несколько лет кряду засевают небольшое поле рисом, а затем, меняя куль­туру, сажают клубнеплод маниоку, кукурузу или просо. Маниоку ценят в особенности за то, что сроки ее созревания более ранние, нежели злаковых растений. Однако клубневые корни маниоки, содержащие синильную кис­лоту, ядовиты. Поэтому женщины, выкопав клубни из земли мотыгой, очищают их и ос­тавляют в проточной воде на несколько дней (вода растворяет и уносит ядовитые вещест­ва). Затем ставшие безвредными клубни из­мельчают и растирают в сосудах до тестооб­разного состояния. Полученную массу завер­тывают в листья и варят на пару.

В общем же подбор сельскохозяйственных культур соответствует природным условиям различных районов. Население Западной Тропической Африки Выращивает рис, кукурузу, просо, фонио (низкорослое злаковое расте­ние), маниоку, бататы (типа сладкого карто­феля), бобовые, арахис, сахарный тростник, перец, дыни, тыкву, табак. Многие из этих растений — местные, но маниока, бататы и ку­куруза завезены сюда европейцами из Аме­рики. Важнейшая продовольственная культу­ра — рис.

В тропических лесах Гвинейского побере­жья у народов йоруба, ибо, ашанти и других зерновые (сорго, кукуруза, рис) большого значения не имеют, их явно оттесняют такие типично тропические культуры, как корне- и клубнеплоды ямс, маниока, таро; земляной орех арахис, хлебное дерево, бананы, цитру­совые и различные фруктовые.

Необходимо подчеркнуть, что именно в этой области, испытавшей наибольший гнет европейцев, колонизаторы стремились наса­дить выгодные им формы сельского хозяйст­ва. Всеми мерами, в том числе и принуди­тельными, местное население побуждалось к возделыванию культур, ценных для вывоза, не мало используемых в собственном хозяй­стве. Поэтому сельское хозяйство народов Гвинейского побережья получило однобокое развитие: посевы продовольственных культур для собственного потребления резко сокра­щались, но зато возрастало производство к>льтур на экспорт — какао, хлопка, арахиса, пальмового масла и др. Некоторые колонии были превращены в производителей моно­культуры: Сенегал и Гамбия давали главным образом арахис; Золотой Берег (Гана) и Бе­рег Слоновой Кости — какао-бобы; Нигерия и Дагомея — пальмовые продукты.

Земледельцы центральных и восточных степных районов Западной Тропической Аф­рики— волоф, серер, мандинго, хауса — воз­делывали преимущественно зерновые культу­ры — сорго, просо, кукурузу, пшеницу (у границы леса), рис (там, где имелось достаточно воды для орошения). Второстепенное значе­ние имели корне- и клубнеплоды. У хауса значительное развитие получили культуры хлопка и индиго.

У всех перечисленных народов животно­водство было развито относительно слабо. Домашний скот держали хауса, мандинго, отдельные этнические группы Западной Тро­пической Африки. Недостаток мясной пищи восполнялся за счет охоты и рыболовства.

Скотоводами были частично западные и восточные фульбе (соответственно на плато Фута-Джаллона и плато Адамауа), туареги, Жившие севернее хауса. Они разводили зебу, небольших безгорбых коров —ндама, лоша­дей, верблюдов, овец и коз. Фульбе жили в оседлых поселениях на севере Фута-Джал-лона, подле которых располагались их не­большие поля кукурузы и проса, а также летние пастбища для скота. Осенью, с наступ­лением сухого сезона, фульбе откочевывали со своими стадами на юг, оставляя в посел­ках только стариков и детей. С началом ве­сенних дождей скотоводы возвращались на север и приступали к полевым работам. При-мерно так же вели свое хозяйство туареги.

Народы Западной Тропической Африки с давних пор отличались высоким развитием домашнего и ремесленного производства. Все предметы домашнего обихода — всевоз­можные изделия из дерева, кожи, ткани — и сейчас изготавливаются самими крестьянами. Широко распространено ткачество. У хауса северной Нигерии и их соседей канури оно еще в доколониальную эпоху приобрело ремесленный характер. Ткачи до сих пор пользуются самодельными горизонтальными станками с подножками. Хауса вы­делывают ткани самых разнообразных рас­цветок: красную с белыми полосами, черную с голубыми и синими полосами, синюю с бе­лыми, голубую с черными полосами и т. д. Главным центром изготовления и окраски тканей был и остается город Кано. В прош­лом столетии ткани отсюда шли на север — в Триполи, на запад — в г. Томбукту, на юг — в страну йоруба, на восток — в Канем-Борну и др.

Ремесленники хауса, например, в том же городе Кано достигли высокого искусства в в обработке кожи; ее дубят, окрашивают, превращают в тонкий и дорогой сафьян. Особым способом изготовляют из бычьей кожи плотные сосуды танду для масла и ме­да. Из обычной кожи вырабатываются кожа­ные сумки и мешки для перевозки тяжестей, пояса, обувь, седла, высокие сапоги для вер­ховой езды и многое другое.

Западноафриканские кузнецы, сохраняю­щие одну из почетных ремесленных корпора­ций, издавна умели выплавлять из руды же­лезо и медь и обрабатывать их. У мандинго, хауса, фульбе кузнецы выковывали из железа орудия труда—наконечники мотыг и лопат, топоры, серпы, ножи; оружие — мечи, кинжа­лы, наконечники копий и стрел; даже укра­шения — браслеты, кольца, серьги и т.п. Они же были мастерами медного и бронзо­вого литья.

Наибольшее развитие художественное ре­месло получило у прибрежных народов — у эве и фон в Бенине, у ашанти в Гане, у йо­руба в Нигерии, у бамум в центральном Ка­меруне. Уже в глубокой древности в Юго-Западной Нигерии, в священном городе йору­ба Ифе, местные мастера создали превосход­ные образцы скульптуры из терракоты, слоновой кости и бронзы. Искусство Ифе оказало большое влияние на Бенин, где в 16 —17 вв. сложился собственный центр художественного бронзового литья и резьбы по кости.

Бронзовые скульптуры средневекового Бе­нина обычно отливались посредством техники «потерянного воска». Делалось это следую­щим образом: из глины лепилась точная мо­дель изображения и покрывалась воском, по которому мастер наносил тончайшие детали будущей отливки; затем эту модель сверху наглухо обмазывали глиной, оставляя неболь­шое отверстие, и высушивали на солнце. Да­лее модель нагревали в воде, чтобы воск вытек, а освободившееся пространство запол­нялось расплавленной бронзой. Оставалось лишь дать металлу застыть, удалить глиняную оболочку и отделать гравировкой готовую вещь.

Таким способом бенинские ремесленники умели изготовлять различные предметы — от миниатюрных фигурок животных до крупных скульптурных изображений царей и предков, огромных бронзовых горельефов, которыми украшались дворцы бенинских владык. Евро­пейские путешественники, побывавшие в го­роде Бенине, с восхищением описывали по­том его величественные дворцы с башнями, увенчанными огромными бронзовыми птица­ми с распростертыми крыльями и свисающи­ми головой вниз бронзовыми змеями, тогда как стены дворцов были сплошь покрыты рельефными бронзовыми изображениями ца­рей и их придворных, драматическими сцена­ми военных сражений и охотничьих подвигов.

Английские колонизаторы в 1897 г. без­жалостно бомбардировали и сожгли Бенин. При колониальном господстве художествен­ное ремесло в Нигерии пришло в упадок, но его традиции живы и в настоящее время. Так, литейщики йоруба и сейчас делают различ­ные отливки: человеческие и звериные фигурки, браслеты и т. п.

В условиях колониализма незавидной ока­залась судьба многих других ремесел. Заметно упало искусство гончарства у йоруба и ашанти. Кузнецы, они же и металлурги, ман­динго и западные фульбе прекратили добычу и выплавку железной руды, получая теперь металл из привозного железного лома. Превосходные изделия ткачей хауса потер­яли поражение в неравной конкуренции с морскими тканями и готовой одеждой.

Численно преобладающее над городским сельское население Западной Тропической Африки живет большими деревнями. Жилища сооружаются из дерева и глины и имеют различные формы. Например, народы волоф, бамбара, хауса строят круглые в плане глинобитные хижины с конусообразной крышей из соломы, без окон и дымового отверстия. В этих домах только спят, а все остальное время проводят на чистом воздухе; пища приготавливается во дворе под навесом.

Народы манде до недавнего времени жи­ли большими неразделенными семьями, состоявшими из двух-трех поколений в 30—40 человек и более, которые занимали несколь­ко хижин, стоящих особняком за высокой из­городью; такой комплекс построек называется сукала. У скотоводов фульбе большие семьи и сейчас обитают в нескольких хижинах, по­ставленных по кругу, в центре которого рас­полагается загон для скота. Вся усадьба на­зывается вуро.

В лесной зоне Западной Тропической Аф­рики, где жилища имеют круглый план, интересны большие прямоугольные постройки об­щественного пользования. Таков, в частности, общедеревенский дом собраний, отличаю­щийся большими размерами. Это, собственно, крытый навес, возвышающийся на резных столбах. Здесь мужчины всей деревни зани­маются плетением корзин, циновок, резьбой по дереву, обсуждают различные дела, творят общественный суд и т. п.

У народов Вольты существуют огромные дома, сложенные из необожженного кирпича, нередко двухэтажные, с плоскими кровлями и внутренними двориками. Каждый дом напоминает небольшую крепость. Деревня со­стоит всего из нескольких таких домов, до­вольно далеко отстоящих друг от друга.

Народы Гвинейского побережья живут в домах прямоугольного плана, построенных из дерева и глины, с двускатной соломенной крышей. Например, дома йоруба представля­ют собой большие строения с внутренним двором и состоят из нескольких комнат с вы­ходами во двор. Нередко стены жилища ук­рашены росписью, а столбы, поддерживаю­щие кровлю, покрыты резьбой; у народов акан двор с несколькими хижинами, обнесен­ными глинобитной стеной, делится на две части: в одной из них живут женщины с ма­лолетними детьми, а в другой — взрослые мужчины и юноши.

Типичная одежда западных африканцев — широкая рубаха (бубу) и шаровары у муж­чин, а у женщин — сшитая из нескольких по­лос ткань, которой обертывают туловище от пояса до лодыжек. Скотоводы фульбе плос­когорья Фута-Джаллон одеваются теплее: мужчины поверх рубахи и штанов носят шер­стяные плащи темно-синего цвета, женщи­ны— нижнюю и верхнюю хлопчатобумажные рубахи без рукавов, которые крепятся лям­ками на плечах.

Все жители Гвинейского побережья носят набедренные повязки. Мужчины, кроме того, одеваются в рубахи и короткие штаны, а женщины — в кусок пестрой ткани, повязан­ной выше талии и спадающей до лодыжек в виде юбки; верхняя часть тела остается обна­женной.

Изучая социально-экономический строй народов Западной Тропической Африки, ис­следователи обратили внимание на его боль­шое своеобразие и сложность. Даже у наи­более развитых народов Гвинейского побе­режья, знавших сословно-кастовое расслое­ние и государственность, долгое время сохра­нялись, правда в трансформированном виде, стойкие пережитки первобытнообщинных свя­зей и отношений. Так, в государстве Ашанти, образовавшемся в 17 в. и разгромленном англичанами на рубеже 19 и 20 вв., в со­циальной структуре общества преобладали земледельческие общины смешанного родо­вого состава, включавшие в себя различные Родовые группы на основе матрилинейного счета родства и происхождения. Родовая матрилинейная группа была основной органи­зационной ячейкой в таких сферах общест­венных отношений, как наследование, прис­воение земли, семейно-брачные отношения, Распределение общественных должностей и титулов от старейшины сельского поселка до Племенного вождя — оманхене и даже верховного правителя народа — ашантихене. Там, где сохранялся материнский счет родства, женщина обычно принимала участие в семейном совете и могла дублировать роль вождя матрилинейной группы (у народов акан — ашанти и др.) или даже занимать пост вождя селения или племени (например, у народов бауле и др.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.