Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика методов управления




Управление социально – экономическими системами – это наука и искусство, основанные на применении определенных методов.

Метод управления - это способ (прием) воздействия субъекта управления на объект. Метод как категория теории управления отвечает на вопрос, как и посредством чего субъекту управления надо воздействовать на объект, чтобы успешно управлять им. Отвечая на вопрос как управлять, менеджер опирается на следующие позиции:

---интересы (потребности);

---ценности (установки);

---создание условий (ограничения);

---убеждения (принуждения);

---непосредственное (опосредованное) влияние;

---образование (требования);

---творчество (исполнительство).

Методы управления определяют пути развития организации. Методы управления, с одной стороны, имеют момент альтернативности. Т.е. нельзя точно сказать, когда и какой метод управления следует применить. С другой стороны, есть человеческие потребности, и они проявляются как интерес, который может определять мотивацию. Поэтому перед управлением стоит задача выработать хозяйственный механизм, который бы учитывал потребности, интересы, мотивации и на основе законов, принципов и методов приводил бы к решению поставленных задач. Этот хозяйственный механизм состоит из трех блоков – методов управления (табл. 6.1.):

---экономический;

---организационно – распорядительный;

---социально – психологический.

Экономический метод управления представляет собой комплекс способов и приемов управления, основанный на использовании объективных

 

Таблица 5.1. Методы управления

 

  Параметр Метод
Экономический Организационно-распорядительный Социально- психологический
Основа использования Экономические законы и интересы Законы, нормативы, приказы, распоряжения Законы социально-психологического развития
Орудие воздействия Экономические формы Административные формы Социально-психологические факторы
Объекты соблюдения Экономическая среда Организационно-правовая среда Социально-психологический климат
Место в рыночной экономике Основополагающий метод Вспомогательный метод Обеспечивающий и основополагающий метод
Главная нагрузка в аппарате управления Экономические службы Руководитель и аппарат управления Руководитель и общественные организации

 

экономических законов. Экономический метод управления опирается на такие экономические законы как:

---закон спроса и предложения;

---закон стоимости.

Экономический метод управления функционирует на федеральном (или региональном) уровнях и на уровне отдельных организаций. К первым относится налоговая и кредитно – финансовая системы. Ко второй группе относятся действующие в данной организации нормативы (рентабельность, производительность труда, показатели эффективности управления и т.д.), а также система поощрений и ответственности.

Экономический метод является средством развития хозяйственной деятельности организации на рыночной основе. В рыночной экономике подразделяют следующие виды экономического метода управления:

1.Коммерческий расчет. Он связан с минимизаций затрат на всех этапах создания конечного продукта (услуги) данной организации.

2. Цены и ценообразование. Эти показатели определяются на основании маркетинговых исследований, собственных издержек и миссии организации.

3. Финансирование. Этот метод направлен на обеспечение всех подразделений организации необходимыми финансовыми ресурсами. Это осуществляется как за счет собственных, так и за счет привлеченных ресурсов.

4. Налоговая система. Данный вид экономического метода управления находится в руках государства. С помощью налоговой системы государство осуществляет регулирование экономики в целом, а также на уровне отдельных хозяйствующих субъектов.

Организационно - распорядительный метод управления строится, прежде всего, на организационных отношениях, которые занимают особое место в системе социально - экономических отношений. В процессе хозяйственной деятельности люди постоянно вступают в организационные отношения, т.к. организация является одной из функций управления. Организация необходима, т.к. обеспечивает выполнение закона синергизма – «сумма целого больше суммы отдельных слагаемых». Организационно – распорядительный метод управления регулирует правовые отношения, как между организациями, так и внутри каждой из них. Основу этого метода составляют законодательные акты, государственные стандарты и нормативы, нормативно - директивные документы данной и вышестоящей организаций, плановых заданий внутри данной организации.

Данный метод управления реализуются через приказы, распоряжения, делегирование полномочий, вовлечение в управление.

Организационно - распорядительный метод управления в рыночной экономике имеет полновесное право и необходим к применению.

Социально-психологический метод управления. Успех любого дела определяется тем, насколько активно и сознательно участвуют в нем люди (персонал организации), поэтому социально-психологический метод управления является обеспечивающим и основополагающим для любого руководителя. В основе этого метода лежат социальные отношения, возникающие в процессе хозяйственной деятельности организации. В социально-психологическом методе обычно используют для получения достоверной информации труд специалистов.

Социально – психологический метод управления опирается на теорию мотивации труда. Социально – психологический метод управления используется для решения следующих управленческих задач:

1. Создания необходимых условий для творческой работы сотрудников организации, что в конечном бы счете способствовало повышению производительности труда.

2. Формирование здорового социально - психологического климата в коллективе.

3. Применение моральных форм поощрения, внедрение системы управления знаниями.

4. Формирование корпоративной культуры в организации, переход к самообучающейся организации.

 

Краткие выводы

1. Организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

2. В экономике организация является хо­зяйствующим субъектом, реализующим собственные интересы по­средством производства и реализации товаров или услуг на рынке в рамках определенной социально-экономической системы.

3. Социально – экономическая система предусматривает наличие в ней человека. Это вносит вероятностный характер в поведение таких систем. Таким образом, отличительной чертой социально-экономической системы является наличие многовариантности в ее функционировании

4. В системе управления организацией обязательно присутствует управляющая подсистема (субъект) управления, воздействующая на управляемую подсистему (объект) управленияинфор­мационными (прямыми и обратными) связями.

5. Миссия организации это в широком понимании философия существования организации. В более узком смысле миссия понимается как то, ради чего существует данная организация.

6. Миссия является важнейшей составляющей стратегического плана развития любой организации. Она формирует направление движения организации с учетом внешних и внутренних условий ее существования.

7. Миссия должна мотивировать позитивное отношение к организации субъектов внешней среды, в которой предполагает функционировать организация. Внутри организации миссия помогает создать и поддерживать определенный корпоративный дух.

8. Невозможно управлять организацией, если менеджерам и персоналу не ясны ее цели. На каждом уровне управления миссию организации нужно преобразовать в конкретные стратегические цели.

9. К целям организации предъявляют определенные требования, которые ведут к классификации целей.

10. Систему целей организации принято представлять в виде «дерева целей».

11. Разноплановость потребностей различных субъектов рынка требует от менеджеров данной организации ставить и реализовывать свои цели таким образом, чтобы они способствовали наиболее полному учету этих потребностей.

12. Цели организации тесно связаны с ее функциями.

13. По выражению Ф. Тейлора «Управление – это подлинная наука, опирающаяся на точно определенные законы, правила и принципы».

14. Управленческая деятельность основывается на использовании определенных принципов. Под принципами понимают систему основных правил управления. Принципы управления определяют стратегию управления организацией и ее подразделениями.

15. Управление хозяйственной деятельностью российских организаций с использованием принципа сочетание отраслевого и территориального управления будет происходить по нарастающей. Это связано с развитием российского местного самоуправления.

16. Под функцией управления понимается специализированный вид деятельности в рамках управления социально – экономической системой. Функция как категория в теории управления отвечает на вопрос, что надо делать, чтобы управлять.

17. К функциям управления относят: планирование, организация, координация, контроль, регулирование, мотивация, руководство, учет, анализ.

18. Управление социально – экономическими системами – это наука и искусство, основанное на применении определенных методов.

19. Метод управления - это способ (прием) воздействия субъекта управления на объект. Метод как категория теории управления отвечает на вопрос, как и посредством чего надо субъекту управления воздействовать на объект, чтобы успешно управлять им.

20. Методы управления определяют пути развития организации.

21. Среди методов управления выделяют: экономический, организационно – распорядительный, социально – психологический.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 3606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.