КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение в гипноз 1 страницаМайкл Д. Япко Постановка газовідвідної трубки
Москва ИВЦ «Маркетинг» 2002 УДК 615.851 ББК 53.57 Я69 Я69 Майкл Д. Япко. Введение в гипноз. Практическое руководство. Методическое пособие для слушателей курса «Психотерапия». М.: Центр психологической культуры, 2002, 191 с. УДК 615.851 ББК 53.57 ISBN 5-7856-0252-0 ©Майкл Япко, 1988 © Центр психологической культуры, 2002 Памяти моей бабушки Молли Купер, которая всегда нам помогала и моих дедушек Бетти и Сола Кемп, понимающих чудесный мир сказок и лакомств. Благодаря всем им мне есть что вспомнить Выражаю признательность Меган Ли Горовитц, благодаря которой у меня есть к чему стремиться мыслями в будущем. ВСТУПЛЕНИЕ Когда Натали Гилман редактор издательства Брун-нер/Мазель Паблишере, рассказала мне о запланированной новой серии Basic Principles Into Practices (Основные принципы на практике), описав ее как собрание материалов, знакомящих с различными темами психотерапии, которые одинаково смогли бы стать источником знаний как для начинающих так и повтором для уже практикующих, я решил что это отличная идея. В настоящее время на любую тему можно получить такое множество информации, что обобщенный обзор кажется идеальным способом, для того чтобы представить основы данной области. Такая методика не перегрузит избыточной информацией. Так возникла эта книга. В сжатой форме она ознакомит читателя с темой, раскрывая множество разнообразных клинических проблем, приглашая их критически оценить, укажет подходящие методы и их применение. При написании я в значительной степени использовал свою, более раннюю работу Trancework (Трансовая работа). В данной книге добавлено несколько новых глав, однако я всегда имел в виду рекомендации издательства относительно компактности, которая должна характеризовать общую серию Basic Principles Into Practices. Гипноз — восхитительная тема. Если опустить таинственность, какую ей приписывает большинство людей, и видеть в нем удобный инструмент для широкого клинического использования, то эта тема как мне кажется получит большую привлекательность. Уже сама возможность оживить воспоминания или освободиться от чувствительности тела, так чтобы можно было проводить хирургические операции без использования анестетических средств, поражает. Гипноз это необыкновенно динамичная и разнородная область знаний, находящаяся в постоянном развитии. Я надеюсь, что благодаря этой книге вы поймете, какие серьезные и чудесные возможности предлагает она психотерапии. Доктор Майкл Д. Япко Солана Бич, Калифорния часть 1 ПРИНЦИПЫ Глава 1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ В данной книге я не намерен представлять гипноз как сенсацию, а также уверять что это панацея от всех болезней. Я хотел бы показать клинический гипноз в виде специфической системы коммуникации, которая учит, тому как слова могут лечить. Клинический гипноз позволяет проследить, как люди подстраивают реальность под собственные нужды, а также найти методы более эффективного сотрудничества с отдельными лицами. Обучиться гипнозу это один из способов повысить свои терапевтические способности, которые повысят качество терапевтической работы. Однако прежде всего гипноз может стать мощным средством, служащим созданию у клиентов самодостаточности и независимости, уверенности в себе и повысить самооценку. Клинический гипноз это умение, основанное на использовании соответствующих слов и жестов для достижения конкретных результатов. В книге мы заостряем внимание на применение процесса гипноза как основного фактора успешной коммуникации и изменений. Мы не акцентируем внимание на значении инициации и ритуалов в гипнозе, подчеркивая прежде всего необходимость быстрой оценки нужд отдельных клиентов, чтобы соответственно отреагировать на них. Не многие отрасли могут похвастаться такой бурной историей как гипноз. В различных формах он существовал тысячи лет тому назад. Некоторые люди частично принимают его, другие полностью отрицают. Гипнотизеры всегда использовали определенные ритуалы (техники) и сильно перегибали с этим, но их понимание о том как влияют их действия на подопытных было относительно небольшим. При растущей сейчас акцептации гипноза и все более широком его применении, необходимость в сознательном подходе к этой теме, кажется большей чем когда - либо. Когда я говорю, что пользуюсь гипнозом как терапевтическим методом в клинической практике, типичная реакция, с которой я встречаюсь это одновременное восхищение и скептицизм. Почти все имели более или менее непосредственный опыт, связанный с гипнозом, предполагая, что мои занятия, в принципе ничем не отличаются от действий других людей, использующих техники гипноза. Немногие имели такую встречу с гипнозом, какая дала бы им возможность различать его типы и области применения. Клинический гипноз принципиально отличается от экспериментального, спортивного или эстрадного гипноза. Отдельные терапевты пользуются этой техникой по разному. Существует определенный недостаток в практике терапевтического гипноза — люди слишком часто убеждены что "гипноз это просто гипноз" и ищут предложения обещающего больше за меньшую цену. А обещания иногда бывают просто скандальными! Однако такой подход можно умело использовать. Сотрудничая с человеком, ищущим информацию о гипнозе вообще или касательно моей работы, я могу помочь получить знания необходимые для принятия обдуманных решений. Принципиальным вопросом для каждого профессионала должна быть уверенность в том, что его клиент полностью осознанно решился на конкретный способ лечения. Если кто-то не задает вопросов, это по крайней мере не означает что у него нет сомнений, обычно такой человек просто не знает о чем спрашивать. Разговаривая с клиентом о его нуждах и природе клинического гипноза, как терапевтической техники, мы можем проинформировать его. Такая информация поможет более реалистично оценить нужды; нам же это позволит получить ответ, каким образом их лучше удовлетворить. Гипноз, опирающийся на чисто внешние формы, концентрируется лишь на борьбе с симптомами (как в газетных объявлениях уверяющих "Вы бросите курить после одной сессии!"), обычно не является верным способом лечения, и все же его применяют люди, ищущие магии и пытающиеся избежать лечения, требующего усилий со своей стороны или вызывающего страх. Иногда, впрочем методы подобного типа приносят обещанный результат. Почему? Я буду писать об этом. Представление в средствах массовой информации гипноза как эстрадного искусства (особенно в программой прямой трансляции, также в кино и телевидении) привело к олицетворению его с магическим средством, благодаря которому, при помощи мощного внушения можно сейчас же решить все проблемы. Если бы я получал по пять центов с каждого, кто утверждает что "быстрое внушение" поможет ему распрощаться с какой-нибудь привычкой, я давно стал бы миллионером! Когда я пытаюсь объяснять что все это может оказаться немного более сложным чем данный человек считает, я встречаю удивленный взгляд и вопрос: "А как это получается что на сцене гипнотизер только щелкает пальцами, а загипнотизированный делает все что ему приказывают?" Люди зачастую убеждены что всего одним простым жестом можно решить сложные проблемы; это ведет ко многим разочарованиям. Выяснение целей и возможностей гипноза, как терапевтического метода, почти всегда приносит отрицательные результаты. Однозначная постановка этого вопроса дает понять клиентам, что нельзя рассчитывать на чудесное выздоровление, поскольку оно не возможно. Это означает, что человек должен взять на себя ответственность за собственные проблемы и принять активную позицию при их решении. Формированию ошибочных представлений о гипнозе в равной степени способствовали гипнотизеры, выступающие на сцене, как и те кто из за собственной глупости или жадности пользуется гипнозом как средством быстрого заработка. Такие люди имеют ограниченные медицинские знания и немного или ничего не знают о гипнозе, отлично однако умея в водить с заблуждения клиентов, приписывая себе необыкновенную силу. Это лишь поверхностный обзор проблем, с которыми сталкивается клинический гипноз; остальные мы рассмотрим в этой книге в дальнейшем. Если гипноз будет всерьез рассматриваться как способ лечения, то пропагандируя его, необходимо будет принять во внимание пользу как для клиентов так и для терапевтов. Интерес к гипнозу это хорошее начало, необходимо однако так им управлять чтобы он обратился в осознание того, что гипноз используемый в клинической практике способен предложить много новых великолепных способов работы с людьми, нуждающимися в помощи. ЛИТЕРАТУРА Araoz, D. (1985). The new hypnosis. New York: Brunner/Mazel. Barber, T. (1969). Hypnosis: A scientific approach. New York: Van Nostrand Reinhold. Brown, D., Fromm, E. (1986). Hypnotherapy and hypnoanalysis. Hillsdale, NJ: Erlbaum. Cheek, D., LeCron, L. (1968). Clinical hypnotherapy. New York: Grime Stratton. Clark, J., Jackson, J. (1983). Hypnosis and behavior therapy. New York: Springer. Fromm, E., Nash, M. (red.). (1992). Contemporary hypnosis research. New York: Guil-ford. Gilligan, S. (1987). Therapeutic trances: The cooperation principle in Ericksonian hypnotherapy. New York: Brunner/Mazel. Hammond, D. (red.). (1990). Handbook of hypnotic suggestions and metaphors. New York: Norton. Hilgard, E. (1965). Hypnotic susceptibility. New York: Harcourt, Brace and World. King, M., Citrenbaum, C, (1993). Existential hypnotherapy. New York: Guilford. Kroger, W. (1977). Clinical and experimental hypnosis in medicine, dentistry and psychology. Philadelphia: Lippincott. O'Hanlon, W. (1987). Taproots: Underlying principles of Milton Erick-sons therapy and hypnosis. New York: Norton. O'Hanlon, W., Martin M. (1992). Solution-oriented hypnosis. New York: Norton. Sarbin, Т., Сое, W. (1972). Hypnosis: A social psychological analysis of influence communication. New York: Holt, Rinehart and Winston. Spiegel, H., Spiegel, D. (1987). Trance and treatment: Clinical uses of hypnosis. Washington, DC: American Psychiatric Press. Weitzenhoffer, A. (1989). The practice of hypnotism, t.1-2, New York: Wiley. Wright, M., Wright, S. (1987). Clinical practice of hypnotherapy. New York: Guilford. Yapko, M. (1990). Trancework: An introduction to the practice of clinical hypnosis. New York: Brunner/Mazel. Zeig, J. (red.). (1982). Ericksonian approaches to hypnosis and psychotherapy. New York: Brunner/Mazel. Глава 2 С БОЛЕЕ ШИРОКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ Слово "гипноз" так часто использовалось, что почти лишилось всяческого значения. Если некий термин должен описывать такое множество понятий, то запутаться немудрено. Единого, общепринятого определения гипноза нет и по всей видимости мы еще не скоро дождемся такового. Также как не существует единой теории, которая была бы в состоянии описать все аспекты гипноза. Некоторые известные теоретики, ученые и практики, видя эту проблему, рекомендуют посвятить больше внимания вопросам природы явления гипноза (Hall, 1989; Hilgard, 1973, 1991; Lynn, Rhue, 1991; Rossi, 1993). Тот факт что слово "гипноз" относиться к такому множеству видов разнородного опыта, убеждает среднего человека в том что "гипноз это гипноз", независимо от ситуации где он применяется. Часто также профессионалы, прошедшие необходимое обучение, не ознакомленные однако с гипнозом, скептически относятся к возможности использования его в клинических условиях. Они думают, есть ли какая - либо разница между клиническим гипнозом и теми глупостями, какие им показывают с эстрады. Сторонникам гипноза давно известны опасности, возникающие из такого положения вещей, однако термин "гипноз" все еще повсеместно используется. Однозначное определение гипноза на основе разнородных понятий и гипнотических техник является, короче говоря, довольно сложной задачей. Пытаясь решить эту неблагодарную проблему можно воспользоваться уже существующими определениями, обзор которых позволит нам понять разнообразие взглядов, существующих на эту тему. Более часто встречающиеся определения можно представить так: 1.Гипноз это направленное воображение. Гипнотизер, или другой человек (в случае гетерогипноза) или сам заинтересованный (в случае аутогипноза), действует таким образом, чтобы управлять чувствами, имеющими характер фантазии (Barber, 1979; Barber, Spanos, Chaves, 1974). 2.Гипноз это естественно измененное состояние сознания. Человек входит в гипнотическое состояние, значительно отличающееся от "нормального" состояния, в результате естественного процесса, не связанного с принятием каких либо субстанций или иного рода физического вмешательства (Ludwig, 1966; Ludwig, Levine, 1965, Tart, 1969). 3.Гипноз это состояние расслабления и особой восприимчивости к внушению. Личность достигая состояния расслабления сознания и тела, легче реагирует на предлагаемое внушение (Edmonston, 1991; Miller, 1979). 4.Гипноз это состояние интенсивной концентрации внимания на определенной идее или сенсорном раздражителе (Spigel, Spigel, 1987). Процесс клинического вмешательства можно описать как серию контактов терапевта и клиента (Araoz, 1985; Watzlawick, 1978). Независимо от терапевтической ориентации, контакт с клиентом используется для соответствующей оценки его ситуации и как средство терапии. Терапевтический контакт воздействует на человека, который попал в трудное положение, таким образом что его чувства и поведение меняются в сторону способствующую адаптации или приносящую пользу (Zeig, Rennick, 1991) Для меня важнейшим вопросом в отношениях с клиентом является установление контакта и взаимное влияние. Именно в этот момент вступает в действие гипноз. Если отбросить статический образ гипноза, как субъективного внутреннего состояния данного человека, сфокусировавшись на динамике интерперсонального контакта, применяемого терапевтом для воздействия на клиента так чтобы заставить его пережить внушаемый терапевтический опыт, то нам откроются совершенно новые и богатые возможности. В контактах клиента с терапевтом, или гипнотизером, есть особенные элементы позволяющие изменить субъективный опыт клиента, давая возможность возникнуть терапевтическому влиянию (Watzlawik 1985). Понимание гипноза в категориях интеракции делает ставку на успешную коммуникацию, что означает способность определять способ мышления людей, и далее вступать с ними в контакт, таким образом, чтобы увеличить шансы к достижению договоренности на одном или на многих уровнях, а в результате добиться интеграции с выразительным позитивным значением (Gilligen, 1987). Когда в понимании гипноза (и терапии с его участием) мы сконцентрируемся в основном на его коммуникативном аспекте, увеличивающем силу влияния на ощущения другого человека, то видно что ритуалы и достижения отдельных уровней гипноза теряют свое значение в противовес уделению большего внимания специфическому использованию слов и жестов (Haley, 1973). Благодаря этому элементы каждого процесса коммуникации могут иметь черты гипноза, формально не являющиеся гипнозом (Watzlawik, 1985). Такой подход увеличивает потенциальную ценность изучения гипноза, для всех работающих с людьми. Даже если вы не хотите стать специалистом в гипнозе, то сможете получить пользу познавая различные аспекты успешной коммуникации. Одно неверно использованное слово (или предложение) может затруднить или сделать невозможным достижение позитивного результата лечения. В свою очередь точно использованное выражение (или фраза) может способствовать созданию атмосферы доверия, которая значительно увеличит шансы успеха. Распознание природы интерперсонального влияния я считаю весьма важным делом. Свой курс по социальной психологии я начинаю словами: "Когда вы одни, вы можете делать то, что невозможно представить в присутствии хотя бы одного человека". (Само присутствие другого человека влияет на наше поведение. Вопрос не в том: "Влияете ли вы на людей?" — конечно влияете — а в том: "Как вы повлияете на них?". Научиться ответственно применять паттерны поведения, на других людях, одновременно уважая интеграцию тех с кем мы работаем, является настоящим вызовом. Эти паттерны касаются не только терапии или гипноза. Их можно увидеть везде где имеют место социальные контакты.) Распознание гипнотических элементов в обычной жизни это способность, позволяющая более гибко и успешно использовать гипноз (Erickson, 1958). Я определяю клинический гипноз как процесс коммуникации который вызывает влияние, уделяя большое внимание исполнению установленных ритуалов, с целью достижения состояния, которое я называю "формальный гипноз". Растущая популярность близких к гипнозу техник, как дополнение непосредственных методов, является последствием открытия того, что человеческими ощущениями можно управлять, а гипнотические реакции возможны без применения формальной индукции (Wagstaff, 1991; Watzlawick, 1985) Если гипноз в определенном смысле является ощущением, возникающем в нормальной обстановке, то роль доброго гипнотизера сводится к целенаправленному развитию гипноза вместо того чтобы ожидать его случайного возникновения. Ведь ни один гипнотизер не вызывает ощущений не входящих в сферу естественного опыта данного человека Когда я опишу явление гипноза это утверждение станет более ясным Определение гипноза как процесса коммуникации, оказывающего влияние явно слишком обобщенно. Более точное определение — как это часто случается при попытках определить абстрактные понятия — может быть сформулировано лишь тогда когда примутся во внимание определенные переменные, появляющиеся в данном контексте Я предлагаю менее жесткое, соответствующее ситуации, определение, принимающее во внимание субъективные ощущения гипнотизируемых. Этим ощущениям будет посвящено много места в этой книге ЛИТЕРАТУРА Araoz, D, (1985) The new hypnosis New York Brunner/Mazei Barber T (1972) Suggested „hypnotic' behavior The trance paradigm vs an alternative paradigm W E Fromm, R Shor (red), Hypnosis Research de velopments and peispectives (s 115-182) Chicago, IL Aldine Atherton Barber, T Spanos, N, Chaves J (1974) Hypnotism Imagination and human potentialities Elmstord, NY Pergamon Edmonston, W (1991), Anesis W S Lynn, J Rhue (red), Theories of hypnosis Current models and pei spectives (s 197-237) New York Guilford Enckson, M (1958) Naturalistic techniques of hypnosis American Journal of Clinical Hypnosis, 1, 38 Gilligan, S (1987) Therapeutic trances The cooperation principle in Ericksoman hypnotherapy New York Brunner/Mazel Haley, J (1973) Uncommon therapy The psychiatric techniques of Milton H Enckson, M D New York Norton Hall, J (1989) Hypnosis A Jungian perspective New York Guilford Hilgard, E (1973) The domain of hypnosis, with some comments on alternative paradigms, American Psychologist 28, 972-982 Hilgard, E (1991) A neodissociation interpretation of hypnosis W Lynn, S, Rhue, J (red), Theories of hypnosis Current models and perspective (s 83-104) New York Guilford Ludwig, A (1966) Altered states of consciousness Archives of General Psychiatry, 15, 225-234 Ludwig, A, Levine, J (1965) Alterations in consciousness produced by hypnosis Journal of Nei vous and Mental Diseases, 140, 146-153 Lynn, S, Rhue, J (1991) An integrative model of hypnosis W S Lynn, J Rhue (red), Theories of hypnosis Current models and perspectives (s 397-438) New York Guilford Miller, M (1979) Therapeutic hypnosis New York Human Sciences Press Rossi, E (1983) The psychobiology of mind-body healing New York Norton Spiegel, H, Spiegel, D (1987) Trance and treatment Clinical uses of hypnosis Washington, DC American Psychiatric Press Tart, С (red) (1969) Altered states of consciousness A book of readings New York Wiley Wagstaff, G (1991) Compliance, belief, and semantics in hypnosis A nonstate, socio cognitive perspective W S Lynn, J Rhue (red), Theories of hypnosis Current models and perspectives (s 362-396) New York Guilford Watzlawick, P (1978) The language of change New York Basic Books Watzlawick, P (1985) Hypnotherapy without trance W J Zeig (red), Encksonian psychothei ару, t 1, Structures (s 514) New York Brunner/Mazel Zeig, J, Rennick, P (1991) Encksonian hypnotherapy A communications approach to hypnosis W S Lynn, J Rhue (red), Theories of hypnosis Current models and perspectives (s 275-302) New York Guilford Глава 3 ВОЗНИКНОВЕНИЕ МИФА Клинический гипноз постоянно встречается с проблемой неверной информации. Большинство такой информации легко предвидеть, что облегчает ее распознание и коррекцию. Гипноз обычно представляется как мощная форма контроля сознания и большинство недоразумений основано на таком представлении (Levitan, Jevne, 1986, Mann, 1986;Udolf, 1981; Wester, 1984). Разговор с клиентом о его убеждениях и о том, что он ожидает от гипнотического и психотерапевтического опыта, необходим чтобы получить уверенность в том что он обладает знаниями, дающими возможность принять сознательные решения, касающиеся процесса лечения. Когда же существует опасность того, что знания клиента в данной области недостаточны, придерживающийся принципов этики компетентный профессионал может дать такому человеку столько информации, сколько будет необходимо для того чтобы он мог позитивным образом участвовать в лечении. Предполагаю, что существуют случаи в которых клиентам необходима лишь минимальная часть информации, но есть и такие, где необходимо дать множество данных. Отдельные люди имеют различные нужды, которые можно выяснить лишь благодаря беседе. Необходимо всегда помнить, что хорошо информированный клиент имеет намного больше шансов на то чтобы его терапия завершилась удачей (Kirsch, Council, 1992). Вовлекая ищущих помощи в дискуссию о их ожиданиях и убеждениях о гипнозе, можно узнать в какой степени их знание полезно. В моей практике для этой цели я пользуются обычно тремя вопросами: Встречались ли вы ранее с гипнозом? Испытали ли вы его на себе или же ваша информация пришла из вторых рук? Какое впечатление это произвело на вас? Если клиент лично не сталкивался с гипнозом, то полезными бывают дальнейшие вопросы: При каких обстоятельствах вы встретились с гипнозом? Кем был гипнотизер и какая у него (у неё) была квалификация? Как вам объяснили происшедшее? Какие техники к вам применили? Удался ли этот опыт? Почему? Как вы себя после этого чувствовали? Почему вы снова хотите обратиться к гипнозу? От собранной таким образом информации зависит в значительной степени подход к клиенту. Необходимо при этом помнить, что множество вопросов зачастую утомляют и могут восприниматься как допрос, поэтому нужно быть деликатным (Erikson, Rossi, 1979; Moor, 1982). Если у клиента не было непосредственного контакта с гипнозом, то необходимыми могут оказаться следующие вопросы: Приходилось ли вам наблюдать демонстрацию гипноза? Слышали ли вы ранее о гипнозе? В каком контексте? Знаете ли вы о применении гипноза? Знакомы ли вы с человеком, непосредственно на себе ощутившим гипноз? Если да, то как он описывал это переживание? Если клиент ответит на все эти вопросы, мы сможем многое узнать о его отношении к гипнозу. Станет возможным использовать его ошибочные представления, уменьшение его нереальных страхов или укрепление его позитивных убеждений (Weitzenhoffer, 1957; Zilbergeld, 1986). Особое значение имеет вопрос о конкретной технике гипноза, с какой мог столкнуться клиент. В случае когда такой опыт не удался или оставил неприятные воспоминания, использование такой техники гарантирует неудачу. Если мы не спросили клиента о его предыдущем опыте, то рискуем случайно повторить его негативный опыт прошлого. Если клиент сам не встречался с гипнозом то узнать его убеждения еще более существенно. Истории, которые рассказаны посторонними людьми, услышанные от тех кто "в этом разбирается", часто являются сильно преувеличенными. Многие клиенты боятся возможности того что их сознание будет "контролироваться", однако ожидая, что это как с помощью волшебной палочки приведет к достижению быстрых эффектов (Tompson, 1988). Основной проблемой большинства клиентов, имели ли они контакт с гипнозом или нет, является вопрос "контроля". Страх данно- го человека перед потерей контроля обычно является самой большой преградой, с какой может встретиться терапевт Вообще любое из распространенных ошибочных убеждений о гипнозе так или иначе связано со страхом Если его существование не учитывается и с ним не будет деликатно проведена работа, то он осложнит или сделает невозможным достижение терапевтических успехов Убеждение в том что гипноз имеет силу отобрать самоконтроль у человека, укреплялось всевозможными, уже описанными способами Если кто-то не имел дела с терапевтическим гипнозом, который вел профессионал в дружелюбной атмосфере заботы о клиенте, то страх перед ним может ему показаться полностью оправданным (Murray-Jobsis, 1986) ЛИТЕРАТУРА Enckson, M, Rossi, E (1979) Hypnotherapy An exploratory casebook New York Irvington Kirsch 1, Council, J (1992) Situational and personality correlates ot hypnotic respon-siveness W E Fromm, M Nash (red), Contemporary hypnosis research (s 267-291) New York Guiltord Levitan, A Jevne R (1986) Patients fearful ot hypnosis W В Zilbergeld, M Edel-stein D Araoz (red) Hypnosis Questions and answers (s 81-86) New York Norton Mann H (1986) Describing hypnosis to patients W В Zilbergeld, M Edel-stein, D Araoz (red), Hypnosis Questions and answers (s 76-80) New York Norton Moore, M (1982) Principles of Encksoman induction of hypnosis W J Zeig (red) Encksonian approaches to hypnosis and psychotherapy (s 101-112) New York Brunner/Mazel Murray-Jobsis, J (1986) Patients who claim they are not hypnotizable W В Zdbeigeld M Edelstem D Araoz (red), Hypnosis Questions and answers (s 91-94) New York Norton Thompson, К (1988) Motivation and the multiple states of trance W J Zieg, S Lang-ton (red), Developing Ei iccksoman therapy Stale of the art (s 149-163) New York Brunner/Mazel Udolt, R (1981) Handbook of hypnosis foi piofessionals New York Van Nostrand Rhemhold Weitzenhoffer, A (1957) General teclmiques of hypnotism (s 18-28) New Yoik Grune & Stratton Wester, W (1984) Preparing the patient W W Wester, A Smith (red) Clinical hypnosis A multidisciphnary approach Philadelphia Lippincott Zilbergeld, В (1986) Choosing inductions W В Zilbergeld, M Edelstein, D Araoz (red), Hypnosis Questions and answers (s 103-109) New York Norton Глава 4 ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБОЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Определение и исправление ошибочных представлений клиента о гипнозе поможет избежать вопроса контроля, особенно если мы сфокусируем внимание на естественности гипноза, указывая примеры из обычной жизни, собственного опыта клиента (Enckson, Rossi, 1979, Golden, 1986) Стоит также подчеркнуть что у человека, которого гипнотизируют, остается определенный контроль Терапевты должны осторожно подходить к этой проблеме Замалчивание нами этой темы может усилить напряжение у ощущающего себя неуверенно клиента и создать сопротивление, разрушающее лечение Если клиент чувствует что ему угрожает потеря самоконтроля, то он обычно начинает бороться с терапевтом Желали ли бы вы быть загипнотизированными если бы считали что потеряете самоконтроль1? Поэтому необходимо приложить всяческие старания, чтобы рассеять беспокойства клиента, а контакт с ним основать на сотрудничестве (Gilhgan 1982, Grinder, Bandler, 1981), потому что нельзя выиграть с ним битву, поскольку он находится в выигрыше уже тогда, когда ничего не будет делать1
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |